Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 July 31
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Марина Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» поздравила всех участников с окончанием сессии и вручила четыре сертификата на обучение в школе модераторов Сенежа.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Гимн - смыслообразующий
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Матвей несколько дней без маски - очевидно, жизнь в России налаживается.
источник
2020 August 01
Научно-образовательная политика
Ученые ВШЭ в докладе «Терроризм - недопустимость оправдания» «открыли» для себя известную формулу «one man's terrorist is another man's freedom fighter». Дебатам этим уже больше века.

Терроризм - зло, и насилие против мирных граждан ничем не может быть оправдано.

Г-н Гусейнов явно эпатирует публику и откровенно пересекает все мыслимые научные и этические границы, но крепости его позиции очень далеко до той, что была у Валерии Ильиничны Новодворской. Измельчала нынче демшиза.

А доклад откровенно слабый и наивный, полон натяжек и страдает от бедноты источниковой и историографической базы. Учите матчасть, господа недопустимые.

https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/382849661.pdf
источник
Научно-образовательная политика
Три по сто и в прорыв

Подведены итоги конкурса на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития, пришедшего на смену программам поддержки Президиума Российской академии наук.

На гранты с максимальным объемом в 300 млн руб. на три года (по 100 в год) претендовало 367 заявок, поддержку получит 41 проект.

В основном это научные институты (подведомственные Минобрнауки и находящиеся под научно-методическим руководством со стороны РАН), а еще несколько подведов Минздрава. Поддержку также получил проект РФЯЦ-ВНИИТФ им. Забабахина, входящий в структуру Росатома.

Отметим, что среди победителей несколько проектов университетов: МГУ, РНИМУ им. Пирогова, ННГУ (Университет Лобачевского), МАИ, РХТУ им. Менделеева и «Сириус».

Тематика исследований охватывает весь научный фронтир – противодействий вирусным эпидемиям, суперкомпьютеры и IT (здесь особо отметим победу Института системного программирования РАН), генетика, ядерная физика, квантовые исследования и мн. др.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
О бюджетных местах

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подписал три приказа о распределении КЦП. Сами количественные данные в разрезе конкретных образовательных организаций недоступны для широкой публики.

Важно, что приказы охватывают два ближайших учебных года. Для 2020/21 уч.г. установлены дополнительные бюджетные места согласно поручению президента. Для 2021/22 уч.г. определены объему КЦП для всех уровней подготовки.

На 2021/22 учебный год общее число установленных бюджетных мест составило 576,4 тысячи, из которых 33,7 тысячи – дополнительные бюджетные места по программам бакалавриата и специалитета, выделенные во исполнение послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию от 15 января 2020 года.

Комментируя итоги распределения бюджетных мест, Валерий Фальков заявил: «В целом по стране произойдет увеличение бюджетных мест на 9%». Он также добавил, что увеличение бюджетных мест будет происходить ежегодно вплоть до 2024 года.

По мнению Министра, увеличение числа бюджетных мест в 2021 году будет способствовать тому, что число специалистов, востребованных на рынке, увеличится. Также Минобрнауки России отмечает, что 70% бюджетных мест установлено региональным университетам.

В первую очередь увеличение бюджетных мест коснется специальностей, задействованных в области цифровой экономики. Так, число бюджетных мест увеличится по следующим направлениям: математика и механика; компьютерные и информационные науки; информатика и вычислительная техника; информационная безопасность; электроника, радиотехника и системы связи. По этим направлениям рост бюджетных мест составил 18%. Отметим, это коснется бакалавриата и специалитета.

Ожидается рост и в подготовке специалистов в области педагогических наук. Число бюджетных мест по таким направлениям возрастет на 14% по сравнению с 2020 годом.

Отметим, в силу того что Государственная Дума отложила на осень рассмотрение изменений в законы, которые должны окончательно ввести формат научной аспирантуры, КЦП на нее были распределены по старинке.

Для подобного решения были и прагматические аргументы – научно-образовательная система в период коронавирусной эпидемии подверглась серьезному стрессу, поэтому серьезные трансформации аспирантуры было решено немного отложить.

В этом году при распределении контрольных цифр приема применялась новая методика. Анализ заявок университетов производился на основе широкого круга показателей. «При распределении бюджетных мест учитывались многие факторы, включая ситуацию на рынке труда, мнение субъекта Российской Федерации, региональных и местных властей, потребность региона в тех или иных специалистах, потенциал университета и успешность его выпускников, научные исследования, кадровый состав университета и многое другое», – сказал Валерий Фальков.

Стоит отметить, что распределение КЦП на аспирантуру в этом году проходило по новой формуле, а его итоги вызвали серьезное недовольство со стороны научного сообщества. Из-за особенностей механизма вычисления объема КЦП небольшие научные организации (где 5 и меньше аспирантов, но доля защит крайне высока) не получили ни одного бюджетного места для аспирантов. Данная ситуация известна в Минобрнауки? и по ней ведется серьезная вдумчивая работа.

Новость на сайте Минобрнауки: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2884
Приказы: дополнительные КЦП на грядущий учебный год; на 2021/22 уч.г.: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура.
источник
Научно-образовательная политика
Цифробраз

Валерий Фальков провел совещание с представителями IT-сферы по вопросам цифрового образования.

Участники встречи обсудили перспективы развития модели цифрового университета в рамках  реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

С 2019 года в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в пяти вузах страны функционируют центры по разработке моделей цифрового университета.

Понятие «цифрового университета», по заявлению Валерия Фалькова, за последние годы сильно эволюционировало. Сегодня центральной фигурой в университете является студент и его взаимосвязи со всем, что происходит в вузе. Это накладывает определенный отпечаток на организацию учебного процесса. В связи с этим было принято решение в новом учебном году начать работу над созданием консорциумов, в которые войдут российские вузы и отечественные IT-компании.

«На новом этапе развития модели цифрового университета необходимо двигаться не внутри университетского сообщества, а обязательно двигаться по другой модели, где будут создаваться консорциумы университетов и крупных партнеров в области цифрового развития», – отметил Валерий Фальков.  

Основным элементом обновленной модели цифрового университета должны стать, по мнению Министра, большие данные, при помощи которых университеты смогут управлять образовательными траекториями студентов. Новые электронные системы в области образования обеспечат не только непосредственную передачу информации, например, в режиме онлайн-лекций, но и контроль уровня ее освоения. За счет анализа разных данных – от оценок до того, какими предметами интересовался студент, и будет формироваться индивидуальная траектория обучения.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2885
источник
Научно-образовательная политика
Однажды все топовые руководители поймут, что нужно читать и делиться  прочитанным.
Интересно, почему министры культуры, науки, просвещения не рассказывают о книгах? Похоже, заскучала я без Владимира Ростиславовича и его околоисторических исследований.
https://vk.com/wall-162671848_12251
источник
Научно-образовательная политика
​​СибГМУ – вновь лучший нестоличный медицинский вуз

Согласно результатам XI Национального рейтинга университетов-2020 Сибирский государственный медицинский университет шестой год подряд занимает эту позицию.

Наш ближайший конкурент – Казанский мед. Это наши коллеги и друзья, с которыми мы идём практически параллельно, но всегда чуть-чуть впереди.

Оглядываясь назад, с уверенностью могу сказать, что значительную роль в нашем развитии сыграло участие в программе развития опорных университетов.  

СибГМУ – опорник второй волны (2017 год). Первый и единственный медицинский вуз из числа участников этой программы @minobrnaukiofficial.

Вот только некоторые результаты нашей работы за последние пять лет:

- контингент студентов вырос на 58% с 5 455 до 8 625 человек

- появилось дополнительных 485 мест в общежитиях

- в 2,5 раза выросла публикационная активность

- внедрено обучение на английском языке по специальности «лечебное дело»

- запущен проект «Цифровой госпиталь»

- введён в эксплуатацию новый корпус госпитальных клиник, тот самый, где сейчас развернут респираторный госпиталь

- открыт Центр вспомогательных репродуктивных технологий

- внешне и содержательно преобразился приёмный покой и детская клиника

- консолидированный бюджет университета вырос на 58% с 1,9 до 3,1 млрд рублей.

Предмет моей особой гордости – это команда. В свои 45 я – самая старшая в прямом и переносном смысле в топ-менеджменте университета.

Ну здорово же?!
источник
2020 August 02
Научно-образовательная политика
На КЦП надейся, а сам не плошай

На 2021/22 учебный год общее число бюджетных мест составит 576,4 тысячи. Из них 33,7 тысячи - это дополнительные бюджетные места, выделенные министерством во исполнение послания Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020 г.

Важно, что с этого года приоритет при распределении бюджетных мест закрепляется за региональными вузами.

Уже через несколько минут наш коллега Александр Милкус в эфире программы «Родительский вопрос», Радио «КП» с 11:00 до 11:45 побеседует с заместителем министра науки и высшего образования Дмитрием Афанасьевым по спектру вопросов, связанных с КЦП. Будут звучать вопросы и ответы для рядовых граждан - абитуриентов, студентов, родителей.

Ровно год назад в это же время мы обращали внимание руководства Минобрнауки на то, что позиция Тверской 11 с распределением КЦП с большой вероятностью станет причиной смены состава министерства.

Базовая проблема была в том, что по этому вопросу в МОН почти совсем не слушали подведов недостаточно внимательно вели диалог с сетью подведомственных университетов и региональными командами. Коллеги из прошлого состава МОН, знакомые с нашей закрытой аналитикой, не дадут соврать - задолго до смены министра мы предупреждали о такой вероятности и называли ряд причин.

Наши коллеги, которые сегодня руководят министерством, ранее были "по ту сторону баррикад", поэтому понимают - голос образовательного сообщества и региональных элит нужно уметь слушать. Во многом поэтому распределение КЦП в 2020 году имеет более региональную "окраску", чем ранее.

Вместе с тем, редакция НОП сегодня вновь отмечает подзабытые тенденции, причем речь идёт о массовых вопросах со всей страны.

Из общения с региональным министром большого субъекта РФ в ПФО:

"В этом году с КЦП лучше, но ряд новых директоров департаментов равнодушны к сети (что логично для кадровых госслужащих), мы почти не видим обратной связи".

Мы еще прошедшей весной обращали внимание Дмитрия Владимировича Афанасьева, что именно отсутствие системного непрерывного диалога с сетью подведов стало причиной массовой критики его предшественницы на посту профильного замминистра.

Будем надеяться, что в новом учебном году коллеги в Минобрнауки системно введут в практику регулярные встречи (можно ведь и в онлайн-режиме) некоторых профильных заместителей министра с представителями сети (ректорами, проректорами).

Идеально, если в таких встречах смогут принимать участие и представители департаментов, которые содержательно будут отвечать на вопросы представителей вузов.

Такой постоянный диалог не только снимет большинство вопросов из регионов к Минобрнауки, но и существенно повысит открытость ведомства и укрепит доверие региональных элит к его руководству.

В свою очередь, НОП уже имеет хороший опыт подобной командной работы с Минобрнауки и вузами - когда в первые месяцы дистанционной работы мы с коллегами участвовали в организации памятных всем "онлайн-вебинаров Минобрнауки". В реальности их делала Ассоциация "Глобальные университеты", НОП и НИУ ВШЭ, но в них регулярно принимали живое участие руководители Минобрнауки, что было очень высоко оценено образовательным и экспертным сообществом.
источник