Сергей Салихов: о талантах и вузах
Каждый ребенок обязательно талантлив. Необходимо помочь ему обнаружить эти таланты и раскрыть их, чтобы его дальнейшая взрослая жизнь была наполнена созидательным творчеством, успехами, счастьем. И мы, вузы, можем помочь родителям и детям в этом сложном и часто конфликтном для обеих сторон процессе.
Конечно, родители привыкли к четкому разделению по линии «школа – университет», когда уровни образования практически не пересекаются. Но лучшие вузы, вопреки стереотипам, уже активно работают со школьниками по самым разным образовательным и профнавигационным проектам. Их цель как раз выявлять и развивать таланты и способности детей школьного возраста.
Наш университет, НИТУ «МИСиС» активно участвует в общенациональных и региональных инициативах, которые популяризируют инженерное образование и формируют у детей интерес к науке и исследованиям. Например, мы работаем по программе «Инженерный класс в московской школе». Эту программу реализует Департамент образования Москвы вместе с ведущими техническими вузами столицы. Очень круто, как говорят нам сами школьники, что на этой программе не только теория, но и собственные инженерные проекты под руководством ведущих ученых университета.
Мы считаем, что вузы обязательно должны работать с детьми напрямую, позволяя им прикоснуться к удивительному миру науки, поучаствовать в проектной работе и использовать уникальную инфраструктуру университета. Например, в МИСиС действует лаборатория цифрового производства FabLab. Ребята приходят в нее, чтобы расширить свои знания и навыки в области цифрового проектирования, современных технологий создания продуктов, посмотреть, как реализуются свои, порой кажущиеся нам, взрослым, сумасшедшие идеи на практике.
Фокусом вузов, по моему убеждению, должна быть и работа со школьными учителями. Во-первых, учителя – это фантастические люди, которые «ведут» наших детей в самый сложный для их становления период. И чем более актуальными и глубокими будут знания учителей, тем более мотивированными будут их ученики. А, во-вторых, университеты, помогая профессиональному росту педагогов, получают возможность охватить более широкую аудиторию школьников, чем это в силах сделать любой профнавигационный проект. И именно такое сотрудничество позволяет массово развивать и выявлять таланты, начиная с раннего возраста.
Еще одна миссия вузов – это активная популяризация науки. Сегодня научные исследования в большинстве университетов России вернулись на мировой уровень. Дети должны знать об успехах отечественной науки, замечательных открытиях, о том, что они живут в стране, которая определяет магистральные направления мировой научной мысли.
Для этого используются различные форматы, в том числе – привлечение к работе со школьниками студенческой молодежи. Например, мы в МИСиС проводим Science Slam, публичные научные состязания, на которых наши студенты за 10 минут доступно, образно и артистично должны рассказать о своей научной работе. Каждый год мы проводим конкурс «Молодежная премия в области науки и инноваций». Это конкурс не только для студентов, но и для школьников. И мы видим, что все больше старшеклассников принимает в нем участие, интерес к инженерным наукам растет.
Современные дети, «цифровые с рождения», живут в условиях информационной перенасыщенности, в условиях, когда контент может создавать любой. Мы должны научить детей отличать науку от лженауки, научный подход от псевдонаучных теорий. И здесь университеты становятся гарантами качества. Когда профессора с мировым именем читают школьникам популярные лекции на различные темы за рамками школьной программы – это и «прививка» от некачественного контента, и стимул к развитию интереса детей к науке.
В общем, в системе выявления и развития юных талантов вузы готовы занять достойное место, которое обеспечит раскрытие способностей детей, непрерывное развитие их потенциала – от школьной скамьи до выхода во взрослую жизнь.
Подробнее.