Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 July 22
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
«Появление такого законопроекта – большое событие. Долгие годы в России отсутствует профильный закон о молодежной политике. В числе поправок в Конституцию была закреплена ее роль. Это говорит о том внимании, которое государство уделяет данной работе. Отдельный нормативный документ по данному направлению станет закономерным продолжением реализации государственной политики.
 
Мы поддерживаем инициативу разработчиков  увеличить возрастные рамки молодежи до 35 лет. Это позволит значительно увеличить тот пласт молодых людей, которым может быть оказана поддержка, которые смогут принять участие в государственных программах, направленных на реализацию молодежной политики, на самореализацию молодых граждан нашей страны. Также важным является аспект распределения полномочий между различными органами власти как на федеральном, региональном, так и местном уровне, чего раньше не было. Для нас это важно, потому что роль и значение реализации молодежной политики на местном уровне переоценить невозможно.
 
Мы получаем много обращений по поводу увеличения возраста молодежи, особенно от людей, проживающих в небольших пунктах нашей страны. В эпоху глобальной цифровизации, молодой человек не исчерпывает свой потенциал в 30-летнем возрасте. Мы все надеемся, что этот законопроект получит поддержку
», – комментарий руководителя Росмолодежи Александра Бугаева для НОП.
источник
Научно-образовательная политика
22 июля в 13:00 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации проводит  вебинар, посвященный порядку и условиям участия в восьмом конкурсе на получение "мегагрантов".

Вопросы, интересующие участников конкурса, можно направлять по адресу электронной почты konkurs220@inkk.ru или задать
по телефону +7 (495) 989-73-76 (доб. 317).

О чём пойдёт речь на вебинаре мы спросили Ирину Короткову, генерального директора компании "Инконсалт К", оператора конкурса мегагрантов:

Как увеличить шансы на выделение мегагранта? Какие показатели важнейшие при рассмотрении заявок? На что обращают внимание эксперты? Об этом пойдёт разговор на вебинаре, посвящённом порядку подачи заявок на новый конкурс мегагрантов.

Ссылка для  участия в вебинаре:
https://www.youtube.com/watch?v=vccy8r3tIEM&feature=youtu.be
источник
Научно-образовательная политика
Групповая работа

Вчера, 21 июля, помощник Президента Андрей Фурсенко и Губернатор Новосибирской области Андрей Травников провели заседание рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Образование и наука».

«Прошел Совет по стратегическому развитию и национальным проектам, уже вышли поручения Президента. С тем, чтобы, во-первых, продлить действие, закрепить цели национального развития на период до 2030 года, во-вторых, внести некоторые изменения. Рабочим группам Госсовета поручено провести соответствующую работу, подготовить предложения», – подчеркнул, открывая заседание, Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко.

«Основная тема сегодня – обсуждение возможных корректировок национальных проектов «Наука» и «Образование» в соответствии с поручением Президента. Нам предстоит обсудить информацию двух министерств. Сегодня на площадках Новосибирской области с Советами ректоров регионов СФО мы уже рассмотрели новую программу для ВУЗов — Стратегическое академическое лидерство. Мы ее полностью поддержали», – отметил Губернатор Андрей Травников, который является руководителем рабочей группы Президиума Госсовета.

Предложения по корректировке национальных проектов представил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. «Актуализацию федеральных проектов мы предлагаем осуществлять по следующим направлениям. Интеграция науки и высшего образования: сама идея НОЦ, как кооперации бизнеса, науки и высшей школы весьма удачна и должна быть сохранена и в новом цикле. При этом задачей университетов и научных организаций должны стать развитие регионов и реализация приоритетов стратегии научно-технологического развития. Второе направление - развитие региональных систем высшего образования. Сопряженная задача – обеспечение квалифицированными кадрами, не только регионов, но и высокотехнологичных отраслей», – считает Министр науки и высшего образования.

Говоря о возможной корректировке модели НОЦ, Валерий Фальков отметил, что необходимо дать больше полномочий главам субъектов Российской Федерации, увеличить количество ресурсов на один НОЦ. Привлекательность НОЦа и реалистичность достижения целей, стоящих перед ним, должны подтверждаться соответствующими ресурсами. «Мы рассматриваем вариант межбюджетного трансферта, и считаем, что у главы субъекта, то есть у Губернатора, должно быть больше полномочий, с его уровня должно идти распределение между всеми участниками НОЦа», – отметил Министр.

«Что касается программы НОЦов в целом, то мы ее активно поддерживаем. Это мероприятие нацпроекта «Наука», которое вызвало наибольший интерес со стороны регионов.

Тем не менее, и те регионы, которые вошли в пятерку уже реализующих программу НОЦ мирового уровня, и те, кто только надеется попасть, — все говорили о некоторых недостатках мероприятия.

В частности, это достаточно скромное финансирование на создание НОЦ мирового уровня. Хотя даже само название позволяет надеяться на более серьезное отношение к этому мероприятию. И я благодарю Валерия Николаевича Фалькова и Министерство за то, что услышали эти предложения регионов. И сегодня были озвучены совершенно другие, в разы увеличенные цифры финансирования на создание НОЦ»,
– отметил Губернатор Андрей Травников.

Источник: http://www.nso.ru/news/42115
источник
Научно-образовательная политика
Уже в 15:00 (мск), начнется встреча Министра науки и высшего образования РФ с молодыми учеными.

Подключайтесь к трансляции по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=atrD0krc5WI
источник
Научно-образовательная политика
Интересно, а почему «межведомственная рабочая группа» сформирована распоряжением ФГБНУ ФИЦ ИВТ, врио руководителя которой г-н Юрченко сам себя и назначает её руководителем?

Почему в новую МРГ по развитию суперкомпьютерной инфраструктуры и цифровой трансформации регионов (пусть и поддержанную в АП, а также по линии вице-премьера Голиковой) не включены ведущие университеты, де-факто реализующие цифровую трансформацию регионов?

Мы позвонили ректорам 5 крупных вузов с мощными IT-кластерами, и они сообщили, что их не то что не звали в состав новой МРГ, но даже не информировали о создании.

Не предложили войти в новую МРГ и коллегам из Иннополиса, с чьей подачи президент Путин объявил о поддержке IT-отрасли, а премьер Михаил Мишустин провел недавнее совещание с правительством РФ и IT-компаниями. По итогам которого сегодня Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон о налоговом маневре в IT-отрасли (налог на прибыль снизится с нынешних 20% до 3%, страховые взносы – с 14% до 7,6%).

В данном случае мы полностью согласны с коллегами из Майского указа – межведомственная рабочая группа не должна быть «междусобойчиком». В обязательном порядке в её состав нужно включить представителей университетов, компаний и экспертов, де-факто реализующих IT-развитие и цифровую трансформацию регионов.

https://t.me/maydecree/4029
источник
Научно-образовательная политика
Заместитель министра науки и высшего образования Елена Дружинина приняла участие в заседании оргкомитета конкурса "Доброволец России - 2020".

https://t.me/stranavozmojnostey/1463
источник
Научно-образовательная политика
Всё опровергаем и опровергаем… При этом у нас есть и такие новости:

Проект Аркадия Ротенберга для подростков «Кругозор» теперь в «Телеграме»: @krgzr_media

Еженедельно развивающий проект «Кругозор» проводит новые онлайн-мероприятия для подростков по всей России.

Это уникальная возможность для ребят пообщаться лично с ведущими экспертами, получить полезную информацию из уст профессионалов и задать интересующие вопросы. Проект помогает определиться в непростом вопросе: как найти себя и занятие по душе.

В фокусе — хобби, нескучное образование и профессии. У нас можно напитаться полезной информацией о технологиях, кино, музыке, дизайне и многом другом.

Совместно с образовательным проектом «Студия» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко «Кругозор» запустил театральную программу для ребят. До карантина подростки знакомились с театром очно. А пока все театры были закрыты, мы развернули большую театральную программу онлайн.

За время изоляции в проекте дистанционно приняли участие 4500 подростков и их родителей со всей России.

Присоединяйтесь семьями!

Instagram: instagram.com/krgzr_media/
VKontakte: vk.com/krugozor_media  
YouTube: https://goo.su/1PYC
источник
Научно-образовательная политика
Сергей Салихов: о талантах и вузах

Каждый ребенок обязательно талантлив. Необходимо помочь ему обнаружить эти таланты и раскрыть их, чтобы его дальнейшая взрослая жизнь была наполнена созидательным творчеством, успехами, счастьем. И мы, вузы, можем помочь родителям и детям в этом сложном и часто конфликтном для обеих сторон процессе.

Конечно, родители привыкли к четкому разделению по линии «школа – университет», когда уровни образования практически не пересекаются. Но лучшие вузы, вопреки стереотипам, уже активно работают со школьниками по самым разным образовательным и профнавигационным проектам. Их цель как раз выявлять и развивать таланты и способности детей школьного возраста.

Наш университет, НИТУ «МИСиС» активно участвует в общенациональных и региональных инициативах, которые популяризируют инженерное образование и формируют у детей интерес к науке и исследованиям. Например, мы работаем по программе «Инженерный класс в московской школе». Эту программу реализует Департамент образования Москвы вместе с ведущими техническими вузами столицы. Очень круто, как говорят нам сами школьники, что на этой программе не только теория, но и собственные инженерные проекты под руководством ведущих ученых университета.

Мы считаем, что вузы обязательно должны работать с детьми напрямую, позволяя им прикоснуться к удивительному миру науки, поучаствовать в проектной работе и использовать уникальную инфраструктуру университета. Например, в МИСиС действует лаборатория цифрового производства FabLab. Ребята приходят в нее, чтобы расширить свои знания и навыки в области цифрового проектирования, современных технологий создания продуктов, посмотреть, как реализуются свои, порой кажущиеся нам, взрослым, сумасшедшие идеи на практике.

Фокусом вузов, по моему убеждению, должна быть и работа со школьными учителями. Во-первых, учителя – это фантастические люди, которые «ведут» наших детей в самый сложный для их становления период. И чем более актуальными и глубокими будут знания учителей, тем более мотивированными будут их ученики. А, во-вторых, университеты, помогая профессиональному росту педагогов, получают возможность охватить более широкую аудиторию школьников, чем это в силах сделать любой профнавигационный проект. И именно такое сотрудничество позволяет массово развивать и выявлять таланты, начиная с раннего возраста.

Еще одна миссия вузов – это активная популяризация науки. Сегодня научные исследования в большинстве университетов России вернулись на мировой уровень. Дети должны знать об успехах отечественной науки, замечательных открытиях, о том, что они живут в стране, которая определяет магистральные направления мировой научной мысли.

Для этого используются различные форматы, в том числе – привлечение к работе со школьниками студенческой молодежи. Например, мы в МИСиС проводим Science Slam, публичные научные состязания, на которых наши студенты за 10 минут доступно, образно и артистично должны рассказать о своей научной работе. Каждый год мы проводим конкурс «Молодежная премия в области науки и инноваций». Это конкурс не только для студентов, но и для школьников. И мы видим, что все больше старшеклассников принимает в нем участие, интерес к инженерным наукам растет.

Современные дети, «цифровые с рождения», живут в условиях информационной перенасыщенности, в условиях, когда контент может создавать любой. Мы должны научить детей отличать науку от лженауки, научный подход от псевдонаучных теорий. И здесь университеты становятся гарантами качества. Когда профессора с мировым именем читают школьникам популярные лекции на различные темы за рамками школьной программы – это и «прививка» от некачественного контента, и стимул к развитию интереса детей к науке.

В общем, в системе выявления и развития юных талантов вузы готовы занять достойное место, которое обеспечит раскрытие способностей детей, непрерывное развитие их потенциала – от школьной скамьи до выхода во взрослую жизнь.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
В Москве уволен многолетний куратор образования и науки в правительстве Собянина -  Исаак Калина.

На место Калины назначен его бывший заместитель Александр Молотков.
источник
Научно-образовательная политика
Ужинаем с другом, руководителем одного из ФОИВов.

Друг вспоминает историю, связанную с Исааком Калиной, в то время - замминистра образования и науки России (сейчас - Директором департамента образования и науки Москвы).

Действующие лица:

Пожилая и глуховатая академик РАО и ректор МГЛУ Ирина Халеева

Замминистра Исаак Калина

Толпа сотрудников и посетителей в кабинете ректора МГЛУ Халеевой

И.Калина из зарубежной командировки звонит Халеевой.
Та (глуховата же) включает громкую связь (слышную всем ожидающим и в приёмной, и на этаже).

Калина:  Ирочка! Ты мне кого на х..й прислала??!!??

Ректор Халеева (краснея и повизгивая) :
Ну как же, Исаак Иосифович!! Я вам двух отличных переводчиц дала!

Калина: Ира, им по 70 лет!!😱🙀 ..бт твою мать!
Кого я ..бать буду в этой поездке????!🤷‍♂

Немая сцена.
источник
Научно-образовательная политика
⁉️Если это правда, то у @evgenyprimakov реально много работы.

https://t.me/scienpolicy/10736
источник
2020 July 23
Научно-образовательная политика
Диалог Валерия Фалькова с молодыми учеными

В НИТУ МИСиС прошла встреча Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова с молодыми учеными. Во время непринужденной беседы на серьезные темы много шутили, улыбались, а министр нарушал регламент. Он заверял модератора, что старается не делать этого, но удавалось не очень хорошо. В ходе отрытого заинтересованного диалога удалось обсудить множество важных тем.

https://telegra.ph/Dialog-Valeriya-Falkova-s-molodymi-uchenymi-07-23
источник
Научно-образовательная политика
Отчет Правительства в Государственной Думе: наука и образование

Сегодня состоялся первый отчет Правительства во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным в Государственной Думе. Наука и образование заняли достойное место и в выступлении председателя Правительства, и в его ответах на вопросы депутатов.

https://telegra.ph/Otchet-Pravitelstva-v-Gosudarstvennoj-Dume-nauka-i-obrazovanie-07-22
источник
Научно-образовательная политика
Технологическое предпринимательство – будущее России

О потенциале развития молодежного технологического предпринимательства, его институтах и мерах поддержки в России поговорим в рамках образовательного проекта #УчимсяВместе

23 июля в 16:00 состоится #ОткрытаяВстреча с Владимиром Постниковым, директором центра трансфера технологий ПНИПУ, руководителем акселератора «Большая разведка», куратором номинации «Большая технологическая разведка моей страны» Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия».

Для участия в беседе пройдите регистрацию по ссылке https://miocedu.com/registration/?v=12&key=b71d986478d96f67d926708ad27c14a4

Образовательный онлайн проект #УчимсяВместе реализуется Ассоциацией выпускников Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия» (конкурс входит в платформу АНО «Россия - страна возможностей») совместно с Экспертно-аналитическим центром «Научно-образовательная политика».

#НОП #НаучноОбразовательнаяПолитика
#МояСтранаМояРоссия
#РоссияСтранаВозможностей
источник
Научно-образовательная политика
Российско-израильские НИОКР

На площадке ТАСС состоялась онлайн пресс-конференция, посвященная старту IX волны отбора российско-израильских проектов промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области высоких технологий.

Заместитель генерального директора ФИОП Группы «Роснано» Алексей Качай рассказал о проекте. Фонд реализует межправительственное соглашение между РФ и Израилем с 2010 года. Сейчас стартует 9 отбор. Подано более 70 заявок. Основной предмет – совместные НИОКР по широкому диапазону. Поддерживаются проекты в парах – один из РФ, другой из Израиля. Партнерство направлено на кооперацию научно-исследовательских открытый.

Направления отбора:
• Качество жизни;
• Энергоэффективность;
• Новые материалы и покрытия;
• Передовые производственные технологии;
• Наноэлектроника, оптоэлектроника, фотоника;
• Нейротехнологии и искусственный интеллект.

Группа Роснано занимается проектами Material based, которые можно непосредственно «потрогать», не связаны непосредственно с производством IT-услуг. Сильная компетенция израильских партнеров в том, что они хорошо встроены в глобальную экономику, тем самым помогая использовать то, что находится на конечной стадии реализации продукта, а также обеспечивают глобальное присутствие продукции.

Практика показывает, что многие компании не всегда имеют устойчивые связи на старте, но в процессе сотрудничества удается сдружиться. Часто после окончания проекта, не имея обязательств между собой, они продолжают взаимодействовать.

Организаторы конкурса внимательно следят за распределением обязанностей между участниками и тем, чтобы партнерство не было нацелено исключительно на производство и продажу товаров.

Особенность программы в том, чтобы не просто отобрать лучшие проекты, но и с помощью доступных экспертных компетенций сторон сделать проект лучшим.

Перспективы от российско-израильского сотрудничества:
• Создание высокотехнологичного продукта;
• Международное сотрудничество;
• Вывод продукта на международный рынок;
• Перспективы развития проекта в инновационном секторе;
• Последующее масштабирование технологий;
• Усиление команды проекта;
• Грантовая поддержка.

С 15 июля начался отбор, компании подают заявки, которые проходят экспертизу в каждой из курируемых организаций. Проект включает в себя «систему двух ключей» - он должен понравиться и российской, и израильской стороне для того, чтобы стартовать. Объемы и стадии финансирования каждое государство решает самостоятельно.

Отборы проводятся ежегодно. Зачастую это компании, у которых уже сложились контакты, однако стороны оказывают помощь друг другу в поиске партнеров. Проект делится на блоки: есть часть, которая финансируется за счет средств гранта, и средства, которые тратит сама компания. По окончании каждого этапа проводится технологическая и финансовая экспертиза. Программа помогает России встраиваться в глобальное разделение труда и каждый год доказывать свои успехи.

Глава Торгово-экономического представительства посольства Государства Израиль в РФ Якир Давидсон отметил, что укрепление отношений между странами ведется по многим направлениям. Проект представляет собой инвестиции в совместное будущее. Израильские партнеры открыты к сотрудничеству, почти в любой компании, которая занимается НИОКР, есть русскоговорящие, потому что там работает много выходцев из бывшего СССР. Компании учатся друг у друга новым методикам и инструментам работы.

Источник: https://tass.ru/press/10551
источник
Научно-образовательная политика
Александр Хинштейн о цифре в законе (1/2)

На площадке пресс-центра МИА Россия сегодня состоялась пресс-конференция в онлайн-формате председателя Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна. Он рассказал об актуальном обновлении нормативной базы и планах работы комитета.

Законопроекты. Итоги комитета за прошедшую сессию: работа над 39 законопроектами, по 10-работа завершена. Из 10 завершенных проектов – 5 стали федеральными законами, в их числе поправки в закон о связи, который устанавливает статус оператора универсальной связи. Он делает необходимым обеспечивать интернетом население от 100 до 500 человек и решает проблему назначения оператора универсальной связи на территории республики Крым и города Севастополя. Резонансным законом стал закон, связанный с проблематикой пандемии, «О едином федеральном информационном регистре», содержащем сведения о населении. Закон стал первым в формировании единых государственных подходов, больших данных и цифрового образа страны. Это крайне важно для постановки задач. Комитет активно включился в практическую работу в период пандемии. Совместными усилиями с крупнейшими издательскими холдингами, Минпросвещения, Минцифры и Минобрнауки получилось в кротчайшие сроки запустить цифровую школу для детей на дистанционном обучении. На сайте цифровой школы выложены все дисциплины, на канале ОТР ежедневно велись видео-уроки по ЕГЭ. Результаты показали, что качество образования не упало в результате усилий перехода на онлайн-обучение. Онлайн – это вспомогательный дополнительный способ обучения, который нужно развивать, отметил Александр Хинштейн. Работа по созданию онлайн-школы на системной основе выявила ряд проблем и недостатков. Налаженная система позволит ребенку на больничном участвовать в работе класса, так же и с учителями и т.д. Актуальная проблема – невысокий уровень покрытия качественным интернетом; был составлен цифровой паспорт всех школ в период пандемии. Еще одна сложность – нужна корректировка программ, это обсуждается с Минпросвещения. Также стоит вопрос сертификации онлайн цифровых предметов и учебников, многие из них не соответствуют госэкспертизе, поэтому необходимо устанавливать барьеры.

Планы работы комитета. В первую очередь, речь идет о работе, связанной с ужесточением ответственности за работу с персональными данными. Закон «О едином федеральном информационном регистре» вызвал полемику в обществе относительно безопасности данных. «Где уверенность, что это все вместе собранное в один разящий кулак завтра не окажется в продаже на Митинском радиорынке?» - выразился Александр Хинштейн. Это справедливый вопрос, потому что именно там до настоящего времени оказывались различные базы данных. Начата совместная работа с представителями исполнительной власти над совершенствованием закона в этой сфере, над установлением ответственности за нарушением норм. Что касается хранения и использования персональных и биометрических данных, то планируется внедрить меры ответственности и для тех, кто передает, и для тех, кто пользуется ими.

Источник: http://pressmia.ru/pressclub/20200716/952824950.html
источник
Научно-образовательная политика
Александр Хинштейн о цифре в законе (2/2)

В России установлена административная ответственность за нарушение правил и условий хранения информации. У государства возникают сложности с иностранными IT-компаниями, которые не хотят соблюдать законодательство РФ, понимая, что никто не пойдет на какие-то кардинальные меры. Например, что касается мессенджера Telegram Александр Хинштейн сказал: «Я рад, что все закончилось так, как оно закончилось». Но, чтобы крупные цифровые игроки жили по законам РФ, вносятся ужесточающие меры в нормативном регулировании. В настоящее время существует проблема – есть требования к размещаемой информации, Роскомнадзор выявляет страницы, подлежащие блокировке, но нет нормативных мер ответственности нарушителям. Планируется внесение поправок в КОАП за неудаление запрещенной информации.

Фейки – законодательное регулирование. В период пандемии ГД оперативно внесла изменения в законодательство, в том числе уголовную ответственность за распространение фейкньюз, повлекших за собой тяжкие последствия. Фейкньюз – распространение ложной общественно значимой информации, тяжкие последствия – это гибель людей. Особенно важно, чтобы журналисты «отвечали за свои слова» и их информация соответствовала действительности, уверен глава комитета.

Международные аудиовизуальные сервисы, набравшие более 100 тысяч пользователей в России, обязаны снизить долю иностранного участия в Российском юридическом лице до 20%, в соответствии с российским законодательством. Особое внимание общественности вызывает вопрос, как это требование будет исполняться в отношении Netflix и Youtube. Александр Хинштейн ответил, что в отношении Youtube этот закон не будет исполняться никогда, потому что в законе изначально была прописана ссылка, что он не затрагивает этот ресурс. Что касается Netflix, то закон дает вариативность: до 20% иностранного участия, если нет иного решения правительства РФ. В настоящее время отсутствует комиссия, которая решала бы судьбу таких игроков на российском медиа рынке, но она создается.

IT-отрасль пострадала во время пандемии. Комитет собирался во время самоизоляции в режиме видеоконференцсвязи, проблемы регулярно обсуждались. Цифровая информация и СМИ сегодня отнесены к наиболее пострадавшим от COVID-19 отраслям. По этой причине на них распространяются официальные меры поддержки, принятые государством. Если ситуация повторится, мы будем больше готовы, сможем действовать оперативно, считает председатель комитета. С другой стороны, пандемия дала развитие некоторым IT-направлениям, в том числе системе видеоконференцсвязи. Сегодня Минцифры работает над созданием российских аналогов. Актуальной задачей остается потребность законодательно прописать вопросы, связанные с цифровым контуром гражданина.

В обозримой перспективе будет вестись работа над устранением цифрового неравенства. Один из действующих проектов комитета посвящен 75-летию годовщины Великой Победы. Он заключается в обеспечении всех фронтовиков сотовыми телефонами как средствами экстренного оповещения. Проект реализуется совместно с Минцифры и 4 операторами связи. Уже более 7000 аппаратов было распространено. Связь для фронтовика будет пожизненной и бесплатной. Еще одна планируемая акция этого года – диктант Победы. Это конкурс на знания истории ВОВ, он пройдет 03.09.2020 в форматах онлайн и оффлайн. Результат победителей конкурса будет приравнен к персональным достижениям в портфолио, которое сдают поступающие в вузы абитуриенты. По решению Минобрнауки высшие учебные заведения будут добавлять баллы для абитуриентов, которые выиграли и стали лауреатами конкурса. Значительная часть участников – школьники старших классов, поэтому это может стать для них стимулирующим фактором.
источник
Научно-образовательная политика
​​Интервью Forbes Education c врио ректора ТПУ Андреем Яковлевым (1/2)

Какие тенденции в образовании сейчас Вы наблюдаете? Как меняется подход к преподаванию?

Профессиональная среда практически в любой области, как и мир вообще, сейчас быстро меняется. Профессии, которые нужны сегодня, завтра могут стать невостребованными.

Постоянно появляются новые направления деятельности, которые требуют новых знаний, умений, навыков. Все больше процессов перемещается в цифровую среду – практически каждый из нас ежедневно пользуется смартфоном с встроенным искусственным интеллектом.

Человек уже не идет решать задачу «с голыми руками», у него в распоряжении мощнейшие инструменты. В системе образования мы должны это учитывать и развивать студентов так, чтобы они были готовы дополнять свои возможности искусственно созданными в зависимости от возникающих вызовов и вновь появляющихся инструментов.

Сегодняшнее требование к инженеру – видеть полный жизненный цикл технологии или разработки, от замысла до ликвидации, и понимать принципы управления этим циклом.

Всё большее значение приобретают и soft skills – умение работать в команде, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект. Подходы к преподаванию меняются в соответствии с этими запросами.

Мы знаем, что ТПУ активно сотрудничает с зарубежными вузами, есть ли какие-то особенные проекты в этой сфере?

ТПУ занимает лидирующую позицию в России по объему НИОКР, выполненных за счет средств зарубежных источников, что говорит о востребованности университета и его встроенности в глобальную сеть.

У нас действует более 90 договоров о реализации программ академической мобильности с зарубежными вузами. Есть уникальный пример сотрудничества с одним из ведущих мировых вузов в сфере нефтегазового дела – это Университет Heriot-Watt в Великобритании.

В Томском политехническом открыт совместный с Heriot-Watt образовательный центр – единственный в России. Его выпускники крайне востребованы в российских и зарубежных нефтегазовых компаниях – как правило, они находят работу еще во время учебы.

В новом предметном рейтинге QS по направлению Petroleum Engineering, который впервые опубликован в этом году, ТПУ занял 26-е место, показав лучший результат среди российских вузов. Мы получили высокие баллы по критериям «академическая репутация» и «репутация у работодателей», и это демонстрирует результат нашей работы по интернационализации в науке, образовании, партнерстве с индустрией.

Вопрос, который мы задаем практически в каждом интервью: назовите преимущества российского образования?

Первое – фундаментальное образование. В России можно получить глубокие, фундаментальные знания по всем направлениям, но больше всего страна известна своими сильными научными школами в области математики, физики, химии, геологии, других естественных наук.

Второе – большой выбор университетов, образовательных программ, оптимальное соотношение цены и качества образования. Россия – одна из немногих стран, предоставляющих иностранцам возможность бесплатного обучения.

Третье – у наших вузов мощный потенциал. Проект «5-100» здесь послужил отличным индикатором. Если сравнивать с подобными проектами во Франции и Германии, у нас самый хороший показатель соотношения вложенных денег к полученному результату.
источник
Научно-образовательная политика
​​Интервью Forbes Education c врио ректора ТПУ Андреем Яковлевым (2/2)

Помимо проектов, подобных «5-100», что могло бы помочь университетам развиваться интенсивнее, какие изменения этому способствовали бы?

На мой взгляд, вузам необходимо дать возможность смещать фокус научных и прикладных исследований с работы по требованию заказчика на начало цепочки создания стоимости (при формировании стратегии развития предприятия или целой отрасли, организации новых производств) и на этап эксплуатации.

Это требует разработки новых форм взаимодействия «студент – преподаватель – исследователь – представитель бизнеса – представитель власти».

Понадобится решить достаточно сложные вопросы управления результатами интеллектуальной деятельности, в том числе связанные с лицензированием, участием вузов в поддержке действующих производств, регулированием отношений с существующими институтами развития.

Но в итоге мы можем получить синергетический эффект не только для развития собственно университетов, но и передовых и новых индустрий, экономики и в конечном счете государства в целом.

Сформулируйте, пожалуйста, какова, по Вашему мнению, цель современного образования?

Основная цель – формирование у выпускника целостной картины профессиональной деятельности, видения возможностей и перспектив междисциплинарных связей базовой профессии, важности построения правильной коммуникации в профессиональной среде и обществе.

При этом какую-то область он должен знать очень глубоко, иметь в ней высококонкурентные или даже уникальные компетенции. И, конечно, очень важно умение учиться самостоятельно.

https://education.forbes.ru/authors/qa-rectors-tpu-yakovlev
источник