Кадровое распутье (1/2)
Незыгарь (
@russica2) инициировал широкую общественно-политическую дискуссию о состоянии управленческого класса и перспективах его развития.
В его постах и многочисленных откликах четко прослеживается критика текущей кадровой политики внутриполитического блока Кремля во главе с Сергеем Кириенко.
Основные идеи: оторванность от реальности, непонимание практики, идеализм и схематичность мышления. Вместе с тем, помимо критики «Лидеров России» и технократически ориентированных управленцев, практически никаких рецептов решения проблемы авторы не предлагают.
В принципе есть две полярные кадровые стратегии. В рамках первой берется человек «от сохи» – то есть прошедший разумно большое количество ступеней развития в своей профессиональной области. Применительно к научно-образовательной сфере это путь: студент – аспирант – преподаватель – завкафедрой – (про)ректор.
Управленцы этого типа очень хорошо разбираются в том, как функционирует их организация (сама по себе и внутри более широких политических и экономических процессов). Однако, для управления на более высоком уровне – региональном, отраслевом, федеральном – требуется также системное мышление, понимание процессов во всей их комплексности. Это качество присутствует далеко не у всех.
В итоге часто при кадровых решениях приходится «играть в угадайку» – окажется новый управленец подкован в административных процессах на высоких уровнях или нет. Данная дилемма практически не имеет решения – далеко не всегда талантливый специалист (например, врач или физик-ядерщик) оказывается столь же успешным управленцем. И нет прямой связи между умением эффективно руководить больницей или НИИ и способностью администрировать процессы на более глобальном уровне (субъект федерации, отрасль, ведомство и т.п.).
Есть менее очевидная проблема, которая лишь обостряется с повышением эшелона администрирования – отраслевая замкнутость. Управленец, который прошел много ступеней карьерной лестницы в своей области далеко не всегда имеет представление о том, как она стыкуется с другими сферами. Например, ректор из Южного федерального округа необязательно представляет себе механизмы нацпроектного администрирования на Дальнем Востоке, а главврач столичной больницы – потребности исследователей-вирусологов из Сибири. Здесь опять же требуется навык расширения видения процессов и проблем, который крайне редко дан управленцу природой от рождения, но чаще необходим к получению и закреплению.
Отсюда логичная идея – отбирать и «накачивать» компетенциями тех, кто обладает задатками для управленческой деятельности высокого и системного уровня. Собственно говоря, этим и занята связка управленческих инициатив президентской платформы «Россия – страна возможностей» (Лидеры России и программы Сенежа) и «школы губернаторов». Ключевая идея этих форматов – ранняя селекция, профориентация и акселерация. На этих площадках происходит отбор и «прокачка» тех управленцев, кто имеет необходимые задатки и первичные навыки для повышения уровня своей административной компетентности.
В итоге образуется целый слой управленцев с доказанными как профессиональными, так и системно-административными навыками. Особенно ярко данный формат проявился в отраслевых «филиалах» «Лидеров России» – в частности, по треку «Наука».