Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 July 14
Научно-образовательная политика
SUN(дро)LIGHT Россотрудничества (1/3)

3 июля Министр иностранных дел России Сергей Лавров представил коллективу Россотрудничества нового руководителя агентства – Евгения Примакова.

Если не считать коротких периодов 2008-2014 гг., 8 месяцев в 2014-м и 2,5 месяца в 2017 г., то у руля ведомства с 1957 до 2020 года бессменно стояли женщины.

В советское время предшественниками ведомства были Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) и Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД). Это было "золотое время".

Сергей Лавров отметил, что с внесением поправок в Конституцию Российской Федерации на направлении народной дипломатии появятся новые задачи.

Со своей стороны Евгений Примаков заявил, что в скором времени в работе @rossotrudnichestvo произойдут существенные изменения.

В двух недавних больших интервью (для ТАСС и Известий) Евгений Примаков говорил о приоритетах и новых векторах в работе ведомства.

Мы увидели между строк гораздо больше чем было сказано: если у Примакова получится реализовать задуманное, ведомство станет мощным инструментом внешней политики, а его глава - по настоящему большим политиком.

Для Россотрудничества важен поиск дружбы и партнерства.

В настоящее время нужно прежде всего выстраивать диалог, говорить на понятном дружелюбном языке, искать точки пересечения, настаивать на тех элементах нашей идентичности, которые закреплены в конституции. Нужно ориентироваться на адекватность людей, желание объединять усилия. Например, в Европе, которая находится сейчас в поиске новой самоидентичности, все больше людей смотрят на Россию с симпатией. И это связано с устоявшимися в нашей стране понятиями, такими как семья, справедливость, взаимовыручка. Да, внутренние проблемы есть, этого никто нет отрицает, но у нас есть самоидентичность.

РЦНК должны существовать не от события к событию — концерт, выставка, — а они должны стать центром притяжения для людей, которых объединяет стремление узнать больше о нашей стране, традициях. Важно провести время за общением, а не просто просмотром концертной программы. А для этого нужно не только изучить степень потребности среди наших соотечественников, проживающих за рубежом, но и привлечь внимание местного населения.

Минобрнауки разработало проект постановления правительства, в рамках которого предлагает увеличить квоту на обучение иностранных граждан в российских вузах за счет бюджета до 18 тыс. человек в 2021 году, до 23 тыс. — в 2022 году и до 30 тыс. — в 2023 году.

В разы увеличилось число иностранных граждан, заинтересованных в получении российского образования.

Мы не должны забывать о том, что вопрос заключается не столько в увеличении квот для поступления на территории РФ, а в создании, расширении площадок для получения российского образования за рубежом (детские сады, школы, техникумы, вузы). Россотрудничество всегда выполняло гуманитарную миссию, но сейчас возникает потребность в социально- гуманитарной составляющей.
Да, не всегда это можно сделать в силу определенных условий в рамках межправсоглашений, но должна быть возможность поддерживать те некоммерческие организации, которые хотят участвовать в открытии дополнительных детских садов, школ. По этому направлению нам нужно лучше концентрировать усилия для того, чтобы создать задел на будущее для отношений с другими государствами.

https://tass.ru/interviews/8925417
источник
Научно-образовательная политика
SUN(дро)LIGHT Россотрудничества (2/3)

То, что мы будем менять, — формальный подход во многом, когда наши зарубежные представительства, центры культуры и науки идут по событийному, календарному плану: чаепития на День космонавтики, на день рождения Пушкина, в честь Дня России и так далее. А эта история на самом деле не работает. Мы собираем на этих чаепитиях чаще всего одних и тех же людей, наших замечательных соотечественников, но не всегда они могут оказать нужное общественное влияние на окружающих людей и тем более на политические элиты.

Будет совершенно другой критерий эффективности наших зарубежных центров. Это количество и качество привлеченных к работе организаций, сообществ неправительственного сектора. Это могут быть какие-то НКО, группы каких-то людей, объединенных общей идеей. Нам надо вовлекать их в работу.

Еще одна задача, которая будет стоять перед нашими представительствами, перед Русскими домами, как их везде называют, — держать связь с неправительственным сектором и держать связь на земле.

Балалаечной дипломатией я это называл (о старом "стиле" работы РЦНК).
Бессмысленной показухи не будет.

Мне сложно себе представить человека в здравом уме, который из любви к знаниям пошел бы читать сайт Россотрудничества. Сайт должен быть интересным, это должно быть медиа. Я очень хочу, чтобы агентство поработало вместе с RT.
И рассказывать о работе в первую очередь надо не здесь, в России, а за рубежом, потому что это агентство, нацеленное на внешнюю аудиторию.

(в ответ на вопрос о позиции ведомства по работе в соцсетях)
Есть Telegram-канал Россотрудничества — вот вы даже не знаете, что он есть! Есть аккаунты и в Facebook, и в других соцсетях, но просто эту работу надо настроить. Чтобы она была более эффективной и радовала глаз.

[О роли координатора в диалоге с партнерами: Фонд "Русский мир", ведомства].
В моем представлении в работе на этом направлении, включая образование и гуманитарные проекты любого рода, координирующим органом должно выступать Россотрудничество. Мы внешний контур.

Если вернуться к теме русского языка, никто не заменит никогда знания, функционал и опыт Министерства просвещения, их методологию преподавания, учителей, учебники, весь этот комплекс знаний. Но никто не может заменить Россотрудничество в том, что мы даем доступ туда, «последнюю милю». Поэтому будем очень рады любому взаимодействию с любыми игроками и участниками гуманитарной политики. И будем настаивать, чтобы у агентства была координирующая роль.

https://iz.ru/1033306/nataliia-portiakova/slozhno-predstavit-cheloveka-v-zdravom-ume-kotoryi-poshel-chitat-sait-rossotrudnichestva
источник
Научно-образовательная политика
SUN(дро)LIGHT Россотрудничества (3/3)

Проблемы и решения.

Наши эксперты провели сотни разговоров с жителями стран Восточной Европы в тех странах, где русский язык ранее массово преподавали в школе, либо с "русофилами", любящими русскую культуру.

Среди них вице-премьеры и министры из Сербии,  Черногории и Болгарии, мэры крупнейших городов Турции, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, ректоры ведущих университетов этих держав и даже Президент Болгарии. Также мы кулуарно разговаривали с руководителями РЦНК ("Русские дома") в ряде стран.

1. Мы тут в командировке

В странах Восточной Европы молодежь говорит на хорошем английском. В каждой (КАЖДОЙ) школе (включая сельские) в большинстве стран английский язык преподают носители языка. Все они имеют отношения к западным НКО (США, Великобритания). А часто, прямое финансирование осуществляют военная миссия США в Европе. В частности, именно военные в последние 5 лет оплатили ремонты в десятках детских садов, школ, университетов в восточноевропейских странах.

Кроме этого, активнейшую работу ведут эмиссары "мягкой силы" из Германии и Франции. Нормой является личное участие послов этих стран в посещении школ и вузов.

К сожалению, в работе РЦНК последних лет нет и тени такой активности.
Мероприятия в 90% случаев носят характер отчетно-галочных, проводятся на территории РЦНК либо на очень ограниченном перечне площадок.

Нет ни то что шефства над школами, где дети учат русский язык, нет элементарной практики их посещения.

То же - на филфаках вузов, где изучают русский язык.

Один такой шаг (обязать дипломатов активнее посещать школы и вузы) даст огромный толчок в развитии русской культуры и языка: школьникам, студентам и их учителям (многие из которых - носители русского) поддержка "официальных лиц" из России станет прекрасной мотивацией.

2. Мы никого не знаем тут

Конечно, не знаете!

За период командировки весь персонал "Русских домов" способен заговорить на языке страны пребывания. Но этого нет. Как нет и коммуникации с теми общественными организациями и бизнес-компаниями, которые готовы инвестировать в продвижение русской культуры и русского языка.

Обычный ответ наших дипломатов: у нас нет таких полномочий.

Нормальной практикой в работе Русских домов является "спускание на  тормозах" инициатив энтузиастов и инвесторов, в то время как наши западные партнеры изо всех сил такие инициативы культивируют, поощряют и поддерживают.
Учите язык, выходите из "Русского дома", выстраивайте коммуникацию с элитами и партнерами!

3. Это не наша сфера ответственности.

Несмотря на огромное количество межведомственных задач по внешнеполитическому гуманитарному вектору (в Россотрудничестве, Минпросвещения, Минобрнауки, Минпромторге и т.д.) между ведомствами крайне низкий уровень координации как в Москве, так и за рубежом.

Редкие круглые столы и панельные дискуссии в Москве, на которых удается собрать вместе лиц, принимающих решение из этих ведомств, заканчиваются протокольными решениями, не доходящими до результата. Надо признать, что у Россотрудничества сегодня элементарно нет лоббистов, переговорщиков, партнеров и "драйверов" в странах Восточной Европы.

Именно поэтому работа и строится по принципу "балалаечной дипломатии". Откажитесь от KPI в виде фактов проведения очередного концерта русской самодеятельности или мемориального возложения венков.  Работать надо с людьми, а не с тотемами и скрепами. Один новый созданный класс изучения русского языка в школе в 10 раз полезнее всех мероприятий "Русского дома" по случаю очередной годовщины Александра Пушкина.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня в 12:00 состоится большой открытый разговор Министра Валерия Фалькова с членами РАН.

Ответы на какие вопросы было бы интересно услышать от Министра, мы спросили у Арутюна Аветисяна, академика РАН, директора Института системного программирования им.В.П.Иванникова:

Какие конкретные мероприятия запланированы по разитию академии в целом, академических институтов и поддержки их интеграции с образованием?

Могут ли быть точечные решения (есть ли такие механизмы финансирования), учитывающие успешный опыт и лучшие практики - поддержка и масштабирование?

https://www.youtube.com/watch?v=U2egIJVp8V4
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас Заместитель Председателя СФ Андрей Турчак проводит заседание Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации на тему «Цифровая образовательная среда». В мероприятии участвуют Министр науки и высшего образования Валерий Фальков и Министр просвещения Сергей Кравцов.
https://youtu.be/hfhaD0qzip8
источник
Научно-образовательная политика
Говоря об извлеченных школой цифровых уроках пандемии, Министр Сергей Кравцов скромно отметил, что по мнению ОЭСР российский опыт - лучший в мире и многим коллегам стоит у нас поучиться.
А ещё сослался на нестабильный в ряде регионов интернет, вредящий бесспорности нашего лидерства.

Операторы эфира, обеспечивающие трансляцию из Совета Федерации тут восприняли министра буквально и решили подчеркнуть глубину мысли Сергея Сергеевича,
предъявив участникам и зрителям совещания вместо Андрея Турчака и присутствующих сенаторов и депутатов черный экран.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Кружковое движение вчера, сегодня, завтра

10 июля лидер рабочей группы НТИ Кружковое движение и проректор Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов поделился  особенностями возникновения и функционирования, а также перспективами Движения в рамках НТИ.

Дорожная карта НТИ по кружковому вектору была создана в 2015 году, основные постулаты, сформулированные тогда, не менялись. Инициатива стартовала благодаря технологическим энтузиастам из числа взрослых, цель которых - решение технологических задач.

Устойчивая экосистема может сложиться, если в НТИ 2.0 придет больше в 10, а лучше в 100 раз людей. Преимущественно участники движения развивают собственные стартапы или становятся сотрудниками крупных технологических компаний. Кружковое движение сейчас готовит вторую волну НТИ, она будет собрана из людей, способных к самоорганизации. Кружок представляет из себя минимальную единицу концентрации талантов, которые хотят создавать что-то новое. При этом производится постоянное обновление технологического пакета, на котором работают кружки. Важна сверка деятельности НТИ с сильными самоорганизующимися сообществами такими, как мейкеры или сообщество открытого программного обеспечения. Участники делают мир лучше с помощью технологий.

«Кружковое движение – это, с одной стороны, план мероприятий, разработанный в 2015 году до 2035 года, а с другой стороны, это самоорганизующееся сообщество большого количества людей, собранное из кружков», - отметил Дмитрий Земцов.

В этом году вместе с АНО «Россия – страна возможностей» была проведена «Олимпиада НТИ Джуниор» для детей из средней школы. У кружкового движения выстроена механика социального лифта для ребят: олимпиада НТИ учитывает индивидуальные достижения школьников, они накапливаются и переходят из школы в университет. Олимпиада создана как ответ на вызов «вымывания» школьников из кружков в 10-11 классе пиз-за подготовки кЕГЭ и  поступлению в университет. Стояла задача построить «инженерный» лифт для технологически ориентированных учеников. Так появилась командная инженерная олимпиада, единственная в России командная олимпиада, по которой можно получить 100 баллов ЕГЭ. С ней был связан сложный методический вызов - построить модель оценки индивидуальных достижений участников.

Сегодня результаты Нейронета, Аэронета и других дорожных карт привнесены в школьную среду, профили олимпиады НТИ запущены по всем дорожным картам взрослых. По каждой теме в открытом доступе есть онлайн-курсы для подготовки к заочным этапам олимпиады НТИ. Создается максимально инклюзивная система, потому что важно включить ребят на равных в диалог о технологическом будущем. Возможности для этого регулярно расширяются, в 2020 году запущен совместно с Геймнет трек по разработке компьютерных игр.

Ближайшие 2-3 года кружковое движение планирует серьезно масштабироваться. Расширение позволяет не терять содержание, это подтвердили олимпиады и пандемия. До 2020 года искусственно ограничивалось количество площадок и профилей. Однако с мая действует распоряжение Президента по созданию кружков НТИ на базе школ. Вызов состоит в следующем: сделать так, чтобы 30 000 школ были охвачены кружками НТИ. Связь учебных заведений и движения очень проста: технологические проекты в кружке востребуют те знания, которые ребята получают в школьной программе.

В недолгом выступлении Дмитрий Земцов дал четкое обоснование роли кружкового движения в нацпроекте «Образование». Редакция НОП продолжит наблюдать за развитием проекта и его успехами.

Источник: https://youtu.be/XgjyrxsadzA
YouTube
Кружковое движение. Ставка на будущее
#будущее #нти #кружковоедвижение
Автор лекции:
Дмитрий Земцов

Ссылка на полезные ресурсы от эксперта: https://steps.2035.university/collection/9235a634-5b2b-440c-b564-52e10fb49b28

Кружковое движение — это всероссийское сообщество энтузиастов, которое решает задачу формирования в России следующего поколения предпринимателей, инженеров, ученых, управленцев, ядром которого должны стать выходцы из кружков — энтузиасты, обладающие высоким уровнем профессионализма, способные задумывать и реализовывать проекты, доводить их до результата, создавать новые организационные решения и технологические компании, направленные на развитие России и всего мира.

“Задача участников Кружкового движения — не ждать, когда нам дадут возможность заниматься осмысленным делом, не ждать, когда нас возьмут в какое-то удобное будущее, а рядом, в прорехах и в зазорах существующих практик и институтов, собирать сообщества для решения проблем, для всеобщего развития, для создания полигонов практик будущего.” - говорится в манифесте Кружкового…
источник
Научно-образовательная политика
При всём нашем искреннем уважении к Президенту РАН Сергееву, связь в рамках проходящей встречи Фалькова и академиков - ужасная.

Вот это вот "Меня слышно? Меня слышно? Слышно? Слышно меня? Слышно?" - это же неправильно будет объяснять почтенным возрастом членов РАН.
Уважаем стабильное стремление команды РАН к автономии, но в интересах стабильности связи нужно впредь привлекать профессионалов. В этом вопросе науки нет, авторитет не "просядет".
источник
Научно-образовательная политика
Накопившаяся усталость создает риски отката системы высшего образования к доцифровому формату, считает глава Минобрнауки Валерий Фальков. Об этом он рассказал на заседании совета по развитию цифровой экономики при Совете федерации. По словам министра, в высшей школе очень высоки ожидания, что «все вернется на круги своя» и опыт использования цифровых инструментов останется в прошлом. Надеяться на это не стоит, и вузам важно то полезное, что удалось наработать в ходе пандемии, использовать в дальнейшем.

Что предстоит сделать:
🔸Разработать современные масштабные системы управления образовательным процессом. Для высшей школы важны индивидуальные образовательные траектории. Участвовать в процессе должны не только вузы, но и индустриальные партнеры, крупные компании.

🔸Стимулировать разработку и применение цифрового образовательного контента. Для этого нужны четкие критерии и требования к онлайн-курсам, закрепленные на законодательном уровне. Должна быть объективная система аттестации по завершению онлайн-курса. Сегодня к таким курсам неправильно относят любую видеозапись, на которой преподаватель что-то рассказывает.

🔸Также необходимы ускоренные курсы повышения квалификации для преподавателей. По данным Минобрнауки, около 60% преподавателей редко или никогда не проводили занятия в дистанционном формате до пандемии.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо и по существу (1/3)

Сегодня состоялась встреча, долгожданная для сферы науки. Федеральный министр вышел в прямой эфир и открыто ответил на все вопросы лидеров мнений из своей зоны ответственности.

Заметим, что академическая публика – самая жесткая и неудобная, свободомыслящая и категоричная в суждениях. Здесь отдадим должное личному мужеству Валерия Фалькова - разговор с членами РАН это всегда вызов.

Первый блин часто получается комом – и, к счастью, на этот раз это относилось к технической, а не к сутевой стороне прямого разговора. Рассмотрим ключевые темы, прозвучавшие в рамках содержательного диалога министра и академиков.

Мы вместе
Минобрнауки и РАН подтвердили приверженность курсу на сотрудничество, без иллюзий, но и без «подстав». Много раз Валерий Фальков ссылался на совместную работу с Академией, а Александр Сергеев подчеркивал важность коллегиального принятия решений. «Со сложными вопросами будем разбираться вместе», - заявил президент РАН в самом начале встречи.

Фондовая перестройка
Много вопросов впрямую и косвенно касалось судьбы Российского фонда фундаментальных исследований. Министр еще раз четко обозначил: никаких планов ликвидации или поглощения РФФИ нет и они не обсуждаются. Речь идет исключительно о выборе приоритетов в работе РНФ и РФФИ, а также в усилении конкурентных преимуществ каждого при максимальном нивелировании недоработок. Среди плюсов РФФИ – международная деятельность, среди зон роста – формат экспертизы. Необходимо изучение всей линейки грантов для определения приоритетов дальнейшей работы.

Грантовые траектории
Посевное финансирование в рамках инициативных проектов конкурса «а» в рамках РФФИ будет сохранено – его важность прекрасно понимают и в Министерстве, и в Правительстве, и в Администрации Президента.

Помимо этого министр Фальков анонсировал проведение конкурсов на поддержку коллективов в рамках двух федеральных научно-технических программ – развития генетических технологий, а также развития синхротронных и нейтронных исследований.

Бюрократию с плеч
Владимир Фортов поставил вопрос о необходимости активной работы по треку «регуляторной гильотины». Валерий Фальков высказал свою позицию предельно четко: «К бюрократии я отношусь нейтрально, к бюрократизму – негативно». Также министр пригласил все заинтересованные стороны к выработке единой позиции относительно дебюрократизации научно-образовательной сферы.

Гримасы демократии
Процедурные загвоздки электорального процесса в научных институтах в некоторых случаях настолько значимы, что получили звучание в выступлении президента РАН Александра Сергеева. И здесь Валерий Фальков предложил ту схему, которая используется в университетах – конференция сотрудников с квотированием выборщиков от каждой из групп: студенты, преподаватели, административный персонал и т.п. В варианте для научных институтов это выглядит так: научные сотрудники, инженерный персонал, администрация, все остальные. Конечно, это решение неидеальное, но оно поможет избежать перекосов там, где в силу специфики работы, исследователи и инженеры не составляют подавляющего большинства, а кое-где и большинства как такового.

Запись Прямого разговора: https://youtu.be/U2egIJVp8V4
источник
Научно-образовательная политика
Прямо и по существу (2/3)

Бюджетные маневры
Очень свежо прозвучало предложение распространить налоговые льготы для IT-компаний для тех научных институтов, основную долю госзадания в которых составляют работы именно по треку развития информационных технологий. Валерий Фальков с энтузиазмом подхватил идею, но ее необходимо обсуждать с профильными ведомствами и изучать на предмет соответствия нормативной базе.

Доктринальная пересборка
В настоящий момент на последних этапах согласования находится Программа фундаментальных научных исследований, которую подготовила Российская академия наук, а совместно с Минобрнауки РАН должна сформулировать План реализации Стратегии научно-технологического развития на второй этап ее воплощения.

Валерий Фальков четко обозначил, что сейчас открывается уникальное «окно возможностей» - в рамках принятия ПФНИ и создания Плана реализации СНТР на второй этап и с учетом поручения о «пересборке» профильного нацпроекта «Наука» появляется возможность комплексно синхронизировать все доктринальные научно-политические документы (СНТР, ПФНИ, госпрограмму НТР и нацпроект «Наука»), а также подвергнуть их системному сопряжению.

Буксующая комплексность
Основным инструментом реализации Стратегии НТР является запуск комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла. На участие в КНТП (П означает и программы, и проекты) ориентирована также деятельность создаваемых в рамках нацпроекта «Наука» центров и лабораторий.

Несмотря на огромную работу со стороны Министерства, РАН, советов по приоритетам, координационного совета – пока что ни одна КНТП не была запущена. Здесь требуется работа по детальному изучению «узких мест» и их ликвидации – поскольку программы и проекты полного инновационного цикла жизненно необходимы и для реализации стратегических инициатив, и для научно-технологического прорыва. Минобрнауки готово к такой работе и приглашает научное сообщество принять в ней участие.

Локальные проблемы
В прямом эфире было подтверждено консенсусное решение двух громких кейсов последних месяцев – назначения нового директора в Уфимский научный центр, а также конфликта в НТЦ точного приборостроения. Министерство в решениях по назначению руководителей научных институтов ориентируется на то, что необходимо согласие трех ключевых стейкхолдеров: самого ведомства, РАН и региона.

Блеск и нищета наукометрии
«С наукометрией, судя по всему, в последнее время мы заигрались», - заметил Валерий Фальков, обозначив явные перегибы в ее применение и гипертрофированность значения. Вместе с тем, полный уход от количественных методов оценки принципиально невозможен – он уже зафиксирован в львиной доле регламентирующих научную сферу деятельности документов.

В вопросах оценки и категоризации научных организаций министр обозначил стратегический вектор на диверсификацию требований и учет специфики различных отраслей и регионов функционирования научных институтов. Однако, при этом надо четко понимать, что и на что будет меняться. Абсолютизировать наукометрию нельзя. Как сказал министр: «Мы ее с одной стороны ругаем, с другой – жить без нее не можем». Важно, чтобы система оценки была комплексной, имела обязательные требования для всех и каждого научного института, при этом учитывала те особенности в работе, которые у них есть – в частности, это важно для гуманитарных, сельскохозяйственных и медицинских наук.

Надо найти такие показатели, которые бы в наибольшей степени раскрывали потенциал каждого научного сотрудника и коллектива – такова позиция министра, с обязательной оговоркой не работать в парадигме «до основанья, а затем».

Комплексный балл публикационной результативности – камень преткновения последних месяцев – более-менее обрел консенсусную форму. Гуманитарии сформулировали и утвердили свое видение особенностей исчисления КБПР применительно к их профессиональной области.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо и по существу (3/3)

Итог
Прямой разговор получился насыщенным и живым. Вопросы были ожидаемыми, но от этого не менее острыми. Все участники постановили продолжить эту практику открытого общения между министром и Российской академией наук.

Для самой РАН мероприятие стало показательным во многих аспектах. Еще есть куда стремиться в вопросам информационно-технического обеспечения своей работы – благо соответствующие поручения Общего собрания утверждены Президиумом.

Оказалось, что бойкость и острота на язык многих членов РАН ограничивается исключительно форматами внутриакадемических дебатов. В открытом разговоре с министром градус недовольства значительно поубавился.

Прагматичное сотрудничество – именно эта выигрышная модель продвигается и Валерием Фальковым, и Александром Сергеевым. Минобрнауки готово рассматривать все замечания и предложения – однако, они должны быть сформулированными. От ярких выкриков на Президиуме многим академиком придется переходить к вдумчивым, системным и конструктивным предложениям, если они хотят быть услышанными.

Для самого министра науки и высшего образования Валерия Фалькова прямой разговор с академическим сообществом очень своевременным шагом (тут большая работа проведена и Светланой Поповой, начальником управления информационной политики и пресс-службы РАН). Мы уже отмечали, что выйти практически в одиночку (хотя и при партнерской поддержке со стороны президента РАН Александра Сергеева) к критической многоголосице Академии само по себе является важнейшим достижением и примером для других ведомств.

Валерий Фальков в своих ответах продемонстрировал полное владение материалом, знание мельчайших деталей, а также глубокую личную включенность в самые значимые процессы и решение наиболее наболевших проблем. Практически с каждым спикером сегодня министр пересекался и заседал – будь то обсуждения, рабочие группы, комиссии, советы и т.п.

Министр своим примером подтвердил важность открытости и коллегиальности в принятии решений. «Надо придать больше публичности советам и рабочим группам. Нужно как можно больше обсуждать и принимать взвешенные решения», - заметил он.

Во время встречи были затронуты и иные важные вопросы – например, доступность отечественных журналов и форматы требований к результативности организаций различного профиля. По всем обозначенным проблемам Фальков продемонстрировал готовность Министерства решать их совместно с научным сообществом и Российской академией наук.

Конечно, многие важные сюжеты не были озвучены – формат общения в прямом эфире имеет свои границы, а плотность графика министра – ограниченную эластичность. При этом принципиально важно, что на все поступившие вопросы министр обещал дать ответы – которые будут направлены как лично автору, так и в Академию наук.
источник
Научно-образовательная политика
Уроки пандемии: не цифрой единой

Как отметила на итоговой коллегии Министерства здравоохранения вице-премьер Татьяна Голикова, сегодня отечественная система ДПО по большей части базируется на традиционных методах обучения, среди которых преобладают лекционные. Назрело решение проблемы перехода на новые технологии обучения.

В рамках проекта #УчимсяВместе гостьей Евгения Сжёнова станет Ольга Кобякова, ректор Сибирского государственного медицинского университета, того самого медицинского вуза, который в разгар пандемии в кратчайшие сроки развернул на базе собственных клиник респираторный госпиталь.

Организаторы:
Конкурс «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей»
ЭАЦ «Научно- образовательная политика».

Трансляция состоится на платформе ММСО сегодня в 19:00.

Партнером трансляции выступит социальная сеть ВКонтакте:

https://vk.com/video-89014401_456239247?list=77780baa1bca957b7f
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем нашего друга Евгения Минченко. Высокий уровень.

https://t.me/politburo2/3982
источник
2020 July 15
Научно-образовательная политика
Диалог Валерия Фалькова и РАН

14 июля министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков обсудил с академиками РАН наиболее актуальные темы. Валерия Фалькова попросили ответить на вопросы, которые есть у членов РАН по всему спектру взаимодействия академии наук и Минобрнауки.

Стенограмма: части первая и вторая.
источник
Научно-образовательная политика
Мы наш, мы новый лес посадим

В Томском политехническом университете научились выращивать хвойные деревья в десять раз быстрее. Чтобы ускорить рост саженцев, политехники используют особый свет, специальные почвенные смеси, облучение ультрафиолетом. Сейчас все методы они проверяют на первой экспериментальной партии сеянцев сосны и кедра.

«Мы взяли семена с высоким коэффициентом всхожести из алтайского питомника, обработали их ультрафиолетовой эксилампой, которую нам предоставили коллеги из Института сильноточной электроники СО РАН, высадили семена в торфосмесь. Через 22 дня они проросли, тогда как в обычных условиях на это нужно около полугода. Кроме того, из десяти семян у нас взошло девять, обычно всходят только два», — рассказал инженер отделения материаловедения ТПУ Сергей Полисадов.

Облучение ультрафиолетом помогает дезинфицировать семена, убивать вредные бактерии и заставляет их «просыпаться». Из активированного торфа, земли, разрыхлителя и других добавок ученые формируют смесь, в которую высаживают семена — каждое в индивидуальный стаканчик. Затем для семян создают оптимальные условия с помощью освещения, полива, подкормки хлореллой и экстрактом торфа.

«Сеянцы сосны в лабораторных условиях за два месяца вырастают примерно до уровня двухгодовалых растений. Дальше два месяца саженцы должны пройти закаливание, чтобы превратиться в полноценные растения, которые можно высаживать непосредственно на отвал», — пояснил Сергей Полисадов.

У ученых уже есть заказчик — Кузбасская топливная компания. Заключен трехсторонний договор между ТПУ, Томским сельскохозяйственным институтом и Кузбасским ботаническим садом. К середине сентября политехники должны передать на полигон ботанического сада около тысячи 1-2-месячных саженцев сосны. Результаты акклиматизации саженцев планируется получить в марте – апреле 2021 года, затем деревца высадят на участок для лесовосстановления.

На границе Кемеровской и Новосибирской областей партнеры планируют создать комплекс площадью порядка 3 000 квадратных метров и высотой семь метров, где будут применяться разработки. Сейчас ведутся переговоры о выделении земли — для строительства нужно около 4 000 квадратных метров. Сити-ферма будет состоять из нескольких блоков, включая пространства для проращивания семян и доращивания сеянцев, открытый полигон, холодильные установки, системы для обеспечения жизненного цикла растений. Одна закладка в комплексе — до миллиона саженцев в год, поэтапно объем может быть доведен до 10 миллионов. Точные сроки строительства сити-фермы пока не определены.

«Разработка ученых и инженеров ТПУ — это прежде всего ответ на запрос со стороны промышленных предприятий, которые несут обязательства по компенсации негативного воздействия на окружающую среду. Например, вопрос восстановления лесов и почвы остро стоит в Кемеровской области, где действуют горнодобывающие предприятия и образуются отвалы. Национальный проект «Экология» предусматривает достижение в России к 2024 году баланса «один гектар восстановленного леса на один гектар вырубленного или погибшего». Наша технология поможет увеличить мощности для выращивания посадочного материала за счет скорости роста саженцев и расширить площади лесовосстановления. После реализации пилотного проекта технологию можно будет тиражировать в регионах, где леса особенно страдают от пожаров и хозяйственной деятельности человека», — отметил врио ректора ТПУ Андрей Яковлев.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник