Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 July 09
Научно-образовательная политика
Проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования».

Текст документа к посту выше
https://t.me/skolkovoleaks/3611.

@skolkovoleaks
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в технопарке Иннополиса идет встреча Михаила Мишустина с представителями IT-сообщества, членами Правительства РФ и Администрацией Татарстана.
Модератор - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко.

После выступления Михаила Мишустина и Дмитрия Чернышенко порядок выступающих:

Выступление А.Воложа «Роль цифровых компаний в развитии экономики страны»

Выступление Б.Нуралиева на тему «Государственная поддержка отрасли информационных технологий
в области кадров и образования, льготы по страховым взносам»

Выступление Б.Добродеева на тему «Проекты государственного частного партнерства для развития отрасли информационных технологий»

Выступление Д.Еремеева на тему «Использование и конкурентноспособность российской юрисдикции для осуществления международной деятельности»

Выступление И.Перекопского на тему «Опыт проведения международных конкурсов среди разработчиков "Телеграм"»

Выступление Е.Касперского на тему «Продвижение российских программных разработок на зарубежных рынках»

Выступление И.Сачкова на тему «Развитие отечественных решений в области кибербезопасности»

Выступление А.Ларьяновского на тему «Проекты онлайн образования в период пандемии и в постковидный период»

Выступление Д.Дырмовского на тему «Необходимые меры по формированию спроса на технологии в области искусственного интеллекта в секторах экономике».

У Кремлевского безБашенника был верный инсайд. Но мы не совсем согласны про Дмитрия Пескова. Среди участников-руководителей компаний целый ряд близких партнеров проектов Пескова (те же Нуралиев и Ларьяновский). Поэтому, без сомнения, его пожелания организаторами учтены.

https://t.me/kremlebezBashennik/15049
Telegram
Кремлёвский безБашенник
В Правительстве России полным ходом идёт подготовка к совещанию по поддержке IT-индустрии, которое пройдет 9 или 10 июля в Татарстане. Совещание проведет председатель Правительства Михаил Мишустин и сейчас происходит фильтрация списков руководителей компаний, которые будут приглашены.

Наши источники в Аппарате Правительства сообщают, что в приоритетном порядке в совещании примут участие руководители Яндекса (Волож), Mail.ru (Добродеев), Лаборатории Касперского (Касперский) и руководство Татарстана почти в полном составе. Наши источники в Минкомсвязи объясняют это успехами региона в сфере IT и лобби  вице-премьера Марата Хуснуллина, который также будет участвовать во встрече.

Кроме того, участие подтвердил основатель Telegram Павел Дуров - он направит на мероприятие своего ближайшего заместителя,  вице-президента Telegram Илью Перекопского.

В то же время наши источники сообщают, что на совещание у Мишустина не будет приглашен ни один представитель Сбербанка.

Списки приглашенных готовят аппараты вице-премьера…
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков вошёл в состав наблюдательного совета Университета Иннополис

В Республике Татарстан, под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, прошло Заседание Наблюдательного совета Университета Иннополис.

В ходе заседания был утверждён годовой отчёт о деятельности Университета, сформированы определены приоритетные цели развития вуза. Одним из вопросов заседания было утверждение нового состава Наблюдательного совета, в состав которого вошёл Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Университет Иннополис - российское высшее учреждение, специализирующиеся на образовании, исследованиях и разработках в области информационных технологий и робототехники.

#Минобрнауки #МинистрФальков
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
​​Ученая степень: кому и зачем

Иногда выпускники нашего университета считают нужным посоветоваться со мной на предмет развития своей карьеры.

В частности, обсудить вопрос, нужна ли им ученая  степень.

Вопрос – непростой. И дискутабельный.

Вот что я им говорю. Pro/cons.

Pro ⬇️
1. При прочих равных, это конкурентное преимущество при занятии той или иной должности.

Особенно это важно в университетах и научных организациях.

2. Даже  если вы не станете великим ученым и никогда не получите Нобелевскую премию,  вы научитесь проектному управлению (диссертация – это проект), анализу данных, тайм-менеджменту, самоорганизации, написанию связанных текстов.

3. С коммерческой точки зрения услуги врача с ученой степенью стоят дороже.

4. Мама будет вами гордиться. Ну и дети. Про детей – неточно.

5. В  научных коллективах очень интересно. Там концентрация интеллектуальных людей с хорошим чувством юмора. Правда.

Cons⬇️

1. Значимой материальной выгоды после этого титанического труда не будет. И не ждите.

2. В моем детстве профессор или доцент были небожителями. Во всех смыслах этого слова. Сейчас – нет.  

3. Это большой кропотливый труд, который может и не требует выдающихся умственных способностей (особенно в случае кандидатской), но подразумевает дисциплину, мотивацию, отказ от радостей жизни и упорство.

4. Это долго: от трёх лет до бесконечности. Ваши цели могут поменяться.

Что касается меня. Мне повезло с научным руководителем. Меня научили работать. Много работать. Благодарна до сих пор.

Кандидатскую защитила в 27 лет, докторскую – в 30 лет. Рано. Но вовремя.

Мой совет выпускникам вузов: чувствуете в себе силы и желание, вперёд! Чем раньше, тем лучше.

Позже появятся другие задачи, дети, хозяйство...
источник
Научно-образовательная политика
На АСИ прорыва (1/2)

Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл заседание наблюдательного совета «Агентства стратегических инициатив».

В самом начале своей речи Президент поблагодарил АСИ за совместную работу и усилия за ваши усилия, «направленные на продвижение значимых проектов, которые приносят практические результаты, способствуют созданию отечественных технологий, развитию передовых форматов образования и подготовки кадров, распространению лучшего опыта в создании условий для бизнеса, современной среды для жизни в городах и вообще в населённых пунктах».

Тема научно-технологического прорыва – в том числе, по векторам создания и внедрения отечественных технологий, а также инноваций в образовании – становится стержневой для деятельности всех институтов развития. Напомним, что именно на базе АСИ первоначально развивался проект «Кванториумов», который усилиями его главного идеолога и движителя Марины Раковой (сейчас представляющей Сбербанк) перешел на общефедеральный уровень и стал одной из важнейших частей нацпроекта «Образование» и во многих смыслом – опорой при выполнении многих мероприятий «Науки».

Особо Владимир Путин подчеркнул поступательное развитие Агентства в течение 9 лет, что, в числе прочего, позволило в условиях коронавирусной эпидемии «оказать весомую поддержку семьям, в том числе в организации обучения детей».

АСИ стало настоящим хабом и ускорителем очень многих научно-образовательных и инновационно-технологических процессов. «Закономерно, что число ваших партнёров – причём по всей стране, география самая широкая, – постоянно растёт. Это некоммерческие и общественные организации, вузы, колледжи, школы, малый и средний бизнес, технологические предприниматели и, что важно, управленческие команды в муниципалитетах, в регионах, в федеральных министерствах и ведомствах», – подчеркнул Президент.

Заметим, что помимо единой федеральной площадки по стране активно открываются «Точки роста» - пространства коммуникации, обмена идеями, налаживания контактов – в том числе, университетские. Вокруг них строятся очень многие процессы – от студенческой практики до интеграции с вузовскими акселераторами, научными и научно-образовательными центрами (создаваемыми в рамках нацпроекта «Наука»), технологическими долинами и бизнес-инкубаторами.

Гендиректор АСИ Светлана Чупшева рассказала о ходе работ по четырем стратегическим направлениям функционирования Агентства: поддержка предпринимательства, это социальные и образовательные проекты, подготовка кадров, развитие регионов и городов.

В качестве модельного образовательного решения был представлен опыт Московской области, который, по словам Светланы Чупшевой, «предусматривает освоение востребованной профессии школьниками одновременно с получением общего образования, а это значит, вместе с аттестатом они уже получают готовую, востребованную профессию. Это и оператор станков с программным управлением, аэродромный рабочий, кондитер, лаборант химического анализа и многие другие».

Как мы видим, АСИ находится в центре процесса интеграции среднего профессионального образования сразу в два глобальных пространства – школьное и университетское.

Среди других важных образовательных достижений АСИ – «первый независимый навигатор дополнительного образования, который стал единым окном доступа к уникальным авторским образовательным проектам и программам для детей, учителей и родителей», а также федедеральная акция «Помоги учиться дома», в рамках которой нуждающимся семьям было передано более полумиллиона единиц техники, чтобы школьники могли продолжать учиться в дистанционном формате.

Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/63624
источник
Научно-образовательная политика
На АСИ прорыва (2/2)

Была упомянута Светланой Чупшевой и Национальная технологическая инициатива, которая не так давно на правах подпрограммы была интегрирована в госпрограмму «Научно-технологическое развитие РФ».

Молодежь и образование – два очень важных вектора внутренней политики, за которыми пристально наблюдает Владимир Путин. «Традиционно в фокусе внимания АСИ – образование и подготовка кадров. Но сегодня отдельное внимание хочу заострить на теме возможностей для молодёжи. Проекты Агентства, [такие] как «Билет в будущее», кванториумы, «Кадры будущего для регионов», помогают молодым людям познакомиться с разными профессиями, проектной деятельностью, получить новые навыки, компетенции, найти наставника и единомышленников», – сообщила Светлана Чупшева.

Уже создан Молодежный центр АСИ, система поддержки молодежных проектов, а в планах – создание фонда для поддержки молодёжных технологических проектов и молодёжного предпринимательства.

В заключение Владимир Путин подвел итоги наблюдательного совета – и его слова еще раз подтвердили стратегическую значимость научно-образовательно-технологических направлений развития:

«Сегодня мы также подробно говорили о проектах Национальной технологической инициативы в таких перспективных областях, как искусственный интеллект, квантовые коммуникации, представитель РЖД об этом, по-моему, говорил, разработки в сфере дистанционного обучения, Герман Оскарович [Греф] упоминал об этом.

Подчеркну: мы получим долгосрочный, системный эффект, обеспечим настоящий технологический прорыв, если передовые решения будут повышать эффективность наших компаний, открывать новые сферы для приложения труда людей и, что важно, широко будут использоваться в повседневной жизни граждан везде – в городах, посёлках, в любом населённом пункте.

При этом в создании и практическом внедрении инноваций должны принимать непосредственное участие все граждане, в том числе, а может быть, и прежде всего, молодые люди: школьники, студенты, молодые предприниматели на местах.

Я прошу Агентство, участников НТИ предложить конкретные шаги по включению в повестку технологического развития субъектов Федерации, всей системы образования в регионах – от школ и технических кружков до колледжей и вузов. И, безусловно, развитие технологий не должно оттеснять взрослых людей, уже опытных, состоявшихся специалистов, что называется, на обочину жизни, которые пока еще не вписаны в контекст сегодняшней жизни, перспектив, которые открывает технический прогресс сегодня, а наоборот открывало и для этих людей новые горизонты роста и повышения доходов семьи в конечном итоге.

Вот, например, «Ворлдскиллз-Россия» обладает опытом дистанционного обучения современным, востребованным профессиям, причём не только в теории, но, что гораздо важнее, учит практическим навыкам. Я прошу Правительство шире использовать перспективные наработки в программах переподготовки кадров».

Еще раз – уже как мантру, которая должна дойти до сознания каждого управленца – президент повторил, что все усилия нацелены на повышение качества жизни каждого россиянина. А следовательно – на развитие и укрепление человеческого капитала, в чем образование и наука имеют фундаментальное значение.

Из слов Президента четко следует, что доступность и качество образовательной среды, развитость университетов как локомотивов социально-экономического развития регионов, отлаженные и эффективные механизмы поддержки научно-инновационных инициатив, особенно по вектору работы с молодежью – все это является не рекомендацией для работы федеральных и региональных управленческих команд, а безусловным требованием. Научно-технологический прорыв идет по всем векторам – и в данном случае АСИ представляет собой одну из важных стратегических «осей», по которым идет форсированное развитие.
источник
Научно-образовательная политика
500 тысяч талантов

Наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив (АСИ) во главе с Президентом Владимиром Путиным поддержал инициативу Кружкового движения НТИ «500 000 талантов».

Она направлена на тиражирование лучших образовательных практик Кружкового движения в регионах, создание общероссийской сети кружков и запуск Национальной технологической олимпиады как социального лифта для технологически-ориентированной молодежи. Ключевая задача – охватить как минимум 500 000 российских школьников.

Кружковое движение НТИ действует с 2015 года как часть государственной стратегии – Национальной технологического инициативы. К 2020 году движение охватило во всех регионах страны более 200 000 школьников и студентов, увлеченных высокими технологиями: от искусственного интеллекта и «умной» энергетики до нейротехнологий и геномного редактирования.

«Запуская НТИ, мы сделали ставку на работу со школьниками в рамках Кружкового движения и формирование следующего поколения технологических лидеров, инженеров-инноваторов нового типа, способных работать на переднем крае науки и технологий, отвечать на глобальные вызовы, создавать новые продукты и решения. В движении участвуют тысячи молодых россиян – они побеждают в инженерных соревнованиях, поступают в лучшие вузы, работают с технологиями и компаниями НТИ, – подчеркнул сегодня специальный представитель президента России по технологическому и цифровому развитию, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков.

Сегодня перед нами стоит важнейшая задача – преодолеть разрыв в доступе школьников к современным образовательным технологиями в небольших городах и селах. Для этого мы предлагаем запустить инициативу «500 000 талантов», связанную с тиражированием лучших образовательных практик Кружкового движения НТИ, и охватить ею как минимум 30 000 российских школ».
«Более 1000 лучших участников Кружкового движения ежегодно поступают в ведущие вузы, получая льготы за достижения в Олимпиаде НТИ и других проектах, создают свои технологические команды, выигрывают гранты на разработки новых продуктов и технологий. Но наша цель амбициознее: мы хотим дотянуться до каждого школьника, чтобы у каждого ребенка в стране появился кружок в шаговой доступности, а также была возможность собирать свои кружки, вырасти в технологические команды и впоследствии становиться конкурентоспособными компаниями, которые помогут укрепить позиции нашей страны в мире»
, – отметил для НОП лидер рабочей группы «Кружковое движение» НТИ, проректор Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов.
источник
Научно-образовательная политика
Прекрасная иллюстрация от Ильи Сачкова того, что там с образованием на земле. Посмотрите.

@skolkovoleaks
источник
2020 July 10
Научно-образовательная политика
Майский указ вышел на символичное число 10К подписчиков в символичный день.

Владимир Путин провел заседание Наблюдательного совета АСИ, чьи многие проекты «вышли» из Майского указа или даже предвосхитили его.

Михаил Мишустин и руководители IT-отрасли в этот же день обсуждали развитие другого «майского» направления - IT и цифровая сфера стержнем проходят через ряд нацпроектов.

А научно-технологический прорыв в его исследовательском и образовательном измерении является фундаментом для реализации всех остальных нацпроектов и «майского указа» в целом.

Мы ценим коллег за нужную и важную работу общественного мониторинга за исполнением системообращующих поручений Президента России.

Часто ведь как бывает: есть дорожная карта реализации федпроекта и есть бестолковый чиновник, который считает что он «в домике», никто за спиной министра его не видит и он может делать что хочет: врать экспертному сообществу о скором запуске конкурсных процедур, «кроить» важные для экономики показатели в угоду упрощения отчетности перед проверяющими органами, лоббировать в качестве исполнителей аффилированные структуры, игнорировать необходимость обсуждения решений с профильными экспертами  и т.д.

В конце каждого года такие чиновники срывают реализацию нацпроектных мероприятий, за что очень больно попадает их руководителям - министрам и даже вице-премьерам.

Вот и сейчас НОП по своему направлению видит риск невыполнения ряда мероприятий, в результате чего деньги вернутся в бюджет неизрасходованными, а реализация Майского указа в конкретных случаях будет сорвана.

Об этом нам всем обязательно расскажут коллеги из @maydecree.

Не всегда согласны, часто спорим и даже опровергаем. Но уважаем и советуем не пропускать их посты.

https://t.me/maydecree/3956
источник
Научно-образовательная политика
Российские компании, учебные заведения и госорганы готовятся к использованию около 25 программных продуктов, которые были созданы участниками конкурса для IT-специалистов «Цифровой прорыв» президентской платформы «Россия — страна возможностей». - ТАСС
источник
Научно-образовательная политика
Синхротронно-нейтронные гранты

Постановлением Правительства от 30 июня 2020 года №951 утверждены Правила предоставления грантов в рамках реализации Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований.

Максимальный размер – 600 млн. на 3 года с возможностью продления еще до 3 лет. При этом обязательно софинансирование со стороны получателя гранта – его объемы будут обозначены в Конкурсной документации. Все расчеты, естественно, через «Электронный бюджет».

Получателями могут выступать научные институты и организации высшего образования, независимо от ведомственной принадлежности.

Основной центр принятия решений – Совет по реализации ФНТП РСНИ.

Минобрнауки утверждает порядок проведения экспертизы и методику оценки заявок, а также создает и обеспечивает работу конкурсной комиссии, однако сам содержательный процесс будет происходить в Научно-техническом совете при головной научной организации (то есть – при Курчатовском институте).

Критерии оценки заявок достаточно стандартные. Особый интерес вызывает только пункт д), согласно которому будут оцениваться обязательства принимающей организации по привлечению иностранный ученых и студентов, а также планы по реорганизации ее оргструктуры для обеспечения эффективной и независимой реализации программ и проектов. Особо стоит отметить, что ФНТП РСНИ в качестве одной из основных задач ставит создание сетевой инфраструктуры профильных исследований – в том числе, через трансформацию участников, формирование консорциумов и т.п.

Текст Постановления и Правил: http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001202007090001?type=pdf
источник
Научно-образовательная политика
⏰ В 14:00 (мск) состоится лекция лидера рабочей группы #КружковоеДвижение #НТИ Дмитрия Земцова в рамках марафона по форсайт-мышлению.

Кружковое движение — это всероссийское сообщество энтузиастов, которое решает задачу формирования в России следующего поколения предпринимателей, инженеров, ученых и управленцев. Ядро таких активных преобразователей —  те самые выходцы из кружков, обладающие высоким уровнем профессионализма, способные задумывать и реализовывать проекты, доводить их до результата, создавать новые организационные решения и технологические компании, направленные на развитие России и всего мира.

🔸 Как появилась идея Кружкового движения и что лежит в основе деятельности?
🔸 Какой путь прошел проект, с какими трудностями сталкивались создатели?
🔸 Как командные инициативы и сообщества молодых лидеров формируют федеральную повестку?
🔸 Как участвовать и какие возможности открываются перед технологическими представителями?

Трансляция лекции будет доступна по ссылке: https://youtu.be/XgjyrxsadzA
источник
Научно-образовательная политика
Лето – беззаботное время отдыха, каникул и отпусков, а ещё это отличная возможность узнать что-то новое. Потому двигаемся дальше и #УчимсяВместе!

Сегодня, 10 июля в 16:00 встретимся с Павлом Бережанским, врачом, кандидатом медицинских наук, победителем XVI и XVII сезонов Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия».

Кроме того, Павел является автором:
- проекта по ранней диагностике астмы у детей;
- 6 патентов на изобретение;
- более 70 научных статей.

Поговорим о том, как научиться смотреть в завтрашний день и думать на опережение.

Образовательный онлайн проект #УчимсяВместе
реализуется Ассоциацией выпускников Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия» (конкурс входит в платформу АНО «Россия - страна возможностей») совместно с Экспертно-аналитическим центром «Научно-образовательная политика».

https://vk.com/wall-1619311_5027

#НОП #НаучноОбразовательнаяПолитика
#МояСтранаМояРоссия
#РоссияСтранаВозможностей
источник
Научно-образовательная политика
Минпросвещения передаёт привет всем любителям пресс-релизов, "имён-отчеств", избыточного "совкового" пафоса и отсутствия самоиронии в освещении новостных событий.

https://t.me/bpshkola/4099
источник
Научно-образовательная политика
Университеты справятся с цифровым компентностным разрывом: если им доверят

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил результаты мониторинга уровня владения цифровыми навыками в России и странах ЕС.

Согласно результатам исследования, с уровнем цифровых компетенций у россиян дела обстоят заметно хуже, чем в среднем по странам Европы, и существенно хуже, чем в ведущих странах ЕС.

Единственные показатели, которые у россиян выше среднеевропейского уровня - это коммуникации в месседжерах и социальных сетях.

В то же время, самые слабые цифровые компетенции у граждан РФ отмечены по следующим параметрам:

1. Работа с файлами в интернете.
2. Работа с электронной почтой.
3. Установка программного обеспечения.
4. Использование онлайн-учебных ресурсов.
5. Создание презентаций, таблиц, рисунков..

Авторы исследования делают вывод, что для ускорения цифровизации экономики предстоит повысить доступность программ дополнительного образования в области компьютерной грамотности для лиц средних и старших возрастных групп, которые в настоящее время являются основой рабочей силы страны.

Проблема недостаточного уровня использования механизма ДПО для формирования цифровых компетенций часто звучит на самых авторитетных дискуссионных площадках. Так, в декабре 2019 года этот вопрос был в центре программы "Зимнего Острова". Именно там обсуждалась необходимость актуализации ДПО в вузах, проводились итоги реализации федерального проекта "Новые возможности для каждого" и возможность массовой подготовки кадров для цифровой экономики на базе Университета "Иннополис" и других вузов. Причем в дискуссии о важности ДПО активное личное участие тогда принял Валерий Фальков, на тот момент ректор ТюмГУ.

Надо отметить, что верность курсу Фальков сохранил и став федеральным министром: вчера с его участием в Иннополисе речь шла в том числе о формировании цифровых компетенций через ДПО. Важно, что министр держит своё слово и экспертное сообщество это видит и ценит.

В то же время, университетское и экспертное сообщество выражает обеспокоенность относительно уровня информирования по линии заместителей министра и профильных департаментов, курирующих это направление в Минобрнауки.

Наши коллеги из десятков университетов не устают напоминать, что начало учебного года уже очень скоро, как и конец года финансового.

Важно своевременно запустить обновленную систему массового повышения квалификации кадров, в том числе - кадров для цифровой экономики. Такие задачи и деньги есть и в НП "Образование", и в НП "Цифровая экономика".

Подробнее: https://issek.hse.ru/news/377859466.html
источник
Научно-образовательная политика
🤝Коллеги, благодарим за репост и мастерский коммент! Такъ победимъ!

https://t.me/scienpolicy/10513
источник