Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 December 02
Научно-образовательная политика
17-ый сезон, одна страна

Сегодня на площадке Совета Федерации РФ стартовал XVII сезон Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» – одного из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Ежегодно конкурс объединяет десятки тысяч инициативных молодых людей из всех регионов России. Проект реализуется при поддержке Минобрнауки.

«С 2019 года конкурс стал частью президентской платформы «Россия – страна возможностей», а это знак того, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин уделяет самое пристальное внимание поддержке социально ориентированных инициатив граждан России и развитию конкурса «Моя страна – моя Россия». Конкурс формирует у молодежи чувство сопричастности к своей родине. Важно, что в конкурсе принимают участие все народы нашей многонациональной страны», – сказал в приветственном слове заместитель руководителя Администрации Президента Магомедсалам Магомедов.

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков отметил, что в двадцати номинациях конкурса заложены важнейшие составляющие национальных приоритетов развития России: вопросы образования, здравоохранения, экологии, развития родных языков и информационных технологий, развития городов и сёл. «Мы рассчитываем, что идеи, которые появятся в рамках проекта, будут реализованы и получат свое дальнейшее развитие при реализации национальных проектов России. Мы впервые вводим ряд специальных номинаций. Одна из них - «Города - побратимы наших стран» - для наших соотечественников, которые проживают в других государствах. Мы реализуем федеральный проект по развитию экспорта российского образования, наши университеты становятся все более заметны на международном рынке образовательных услуг, все больше иностранных студентов выбирают Россию для получения высшего образования. Важно, чтобы города, в которых будут учиться студенты, становились лучше, соответствовали самым высоким мировым стандартам, чтобы в России было комфортно жить», - подчеркнул министр.

Ещё одной новой номинацией станет конкурс для молодых журналистов, которые будут рассказывать о своей стране.

«2019 год стал новым этапом в развитии конкурса – он присоединился к президентской платформе «Россия – страна возможностей». Свои работы тогда представили более 34 тысяч участников – в 5 раз больше, чем годом ранее. Для лауреатов нового сезона мы подготовили традиционные денежные премии и ценные призы, а также информационную поддержку и рекомендации для реализации проектов, стажировки и содействие в трудоустройстве в партнерские бизнес-структуры, образовательные организации, федеральные и региональные органы государственной власти. Кроме того, выпускников общеобразовательных организаций ждут дополнительные предложения от вузов», – уточнил гендиректор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

Председатель комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре, председатель экспертного совета конкурса Лилия Гумерова поприветствовала участников конкурса и пожелала им успехов от имени Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.

Сенатор подчеркнула, что конкурс реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование»: «Очень важно, что талантливые молодые люди и дальше остаются в орбите конкурса «Моя страна - моя Россия», пополняя сообщество настоящих патриотов и профессионалов, работающих на благо нашей многонациональной России», - добавила она.

«Мы сохраняем эти дополнительные возможности в рамках постконкурсного сопровождения участников. Лучшие конкурсанты нового сезона получат в наставники «Лидеров России». Лауреатов мы также пригласим на научно-практическую конференцию «Интеллектуальная собственность глазами молодежи». А после оргкомитет конференции вручит одному из авторов лучших проектов высшую награду Всемирной организации интеллектуальной собственности – золотую медаль «За изобретательство», – заключил Алексей Комиссаров.

Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2237
источник
Научно-образовательная политика
​​Для участников специализаций конкурса управленцев «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – стартовали завершающие тесты дистанционного этапа. 2 декабря в личных кабинетах стали доступны демотесты по трекам «Наука» и «Финансы и Технологии».

В рамках второго блока дистанционного этапа конкурса «Лидеры России» 19-20 ноября участники проходили Тест управленческого потенциала, а 26-27 ноября – Тест управленческой готовности.

«Для тех, кто подал заявку только на участие в основном конкурсе, дистанционный этап испытаний окончен. В середине декабря (12-13 декабря) они получат отчеты с результатами прохождения тестов, – сообщил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», руководитель конкурса «Лидеры России» Алексей Комиссаров. – В личных кабинетах конкурсантов сегодня утром открылись демотесты по специализациям «Наука» и «Финансы и Технологии». Основные тесты по этим трекам станут доступны с 00:01 3 декабря и завершатся 4 декабря в 23:59 времени того региона, от которого зарегистрировался участник. Таким образом, мы даем всем конкурсантам два дня на прохождение этого задания. Участникам предстоит ответить на 40 вопросов, на решение каждого выделено по 50 секунд. Прохождение теста займет у них около 35 минут».

«Целью запуска трека «Наука» мы ставили формирование сообщества лидеров научно-технологического развития, разделяющих общие ценности и готовых брать на себя ответственность за научное развитие страны. Среди участников, подавших заявки на наш трек, 24% являются кандидатами наук, а 3% – докторами наук, – рассказал наставник специализации «Наука» конкурса «Лидеры России», министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков. В специализации «Наука» участники пройдут «Тест знаний в области научно-технологического развития России», оценивающий общенаучную эрудицию и компетентность в области управления наукой».

В специализации «Финансы и технологии» заложено два обязательных теста:

3-4 декабря пройдет «Тест по цифровым навыкам» – оцениваются знания современных цифровых технологий, искусственного интеллекта, анализа больших данных и т.д.  Прохождение теста займет 40 минут.

6-7 декабря конкурсантам необходимо будет пройти «Опросник: личностно-мотивационного профиля». Задача теста – определить поведенческий тип участника, его карьерную мотивацию, а также потенциальные факторы риска для продуктивной работы и построения карьеры. Общее время прохождения теста – 55 минут.

«Тест управленческих компетенций в сфере охраны здоровья» по специализации «Здравоохранение» будет доступен для участников этого трека конкурса «Лидеры России» 6-7 декабря. Его прохождение займет 45 минут.

Подробные отчеты с индивидуальными рекомендациями конкурсанты специализаций получат 12-13 декабря, как и участники основного конкурса. В полуфиналы треков будет допущено по 300 человек.
источник
2019 December 03
Научно-образовательная политика
Новый зам

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении Александра Нарукавникова заместителем министра высшего образования и науки.

Ранее он возглавлял департамент Счетной палаты по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на связь, информатику, СМИ, периодическую печать и издание.

В Минобрнауки Александр Нарукавников возьмет на себя цифровой функционал.

В сентябре Дмитрий Медведев освободил от должности замминистра Дениса Солодовникова, который был назначен заместителем губернатора - председателя Правительства Севастополя.

Распоряжение и новость ТАСС.
источник
Научно-образовательная политика
Атом, Арктика, авангард

Новый выпуск «Картины мира» с Михаилом Ковальчуком посвящен одной из опорных тематик «группы прорыва» - атомному ледокольному флоту. Приурочен он к 60-летию с момента входа в строй первого в мире атомного ледокола «Ленин».

В этих вопросах концентрируются компетенции Курчатовского института и Росатома вместе с самыми горячими экономико-технологическими темами – освоение Арктики и Северный морской путь. В частности, в Курчатнике есть знания и специалисты по реакторным технологиям и материаловедению. Остается последний компонент – кораблестроение.

В этом вопросе идет более интенсивное проникновение и политическое освоение Санкт-Петербурга, а также взаимодействие с Сечиным и Роснефтью, у которых есть флагманский проект дальневосточной «Звезды».

На данный момент есть компромисс и разделение ледокольных заказов между ней и Балтийским заводом.

Реакторы для ледоколов также служат основной создания АЭС малой мощности, в том числе – мобильных. Пионерский проект – плавучая электростанция «Михаил Ломоносов», которая вводится в эксплуатацию в Певеке. А проект ледоколов класса «Лидер» фактически является комплексной научно-технологической мегапрограммой, в которой найдут свое воплощение передовые решения, а также будут освоены новые технологии и компетенции.

Северный морской путь является одной из ключевых сфер интересов Росатома, который выступает в качестве оператора данного маршрута. Президентом поставлена амбициозная задача – к 2024 году достичь грузооборота в 80 млн тонн. На данный момент есть определенные сомнения в том, что при текущих раскладах это может быть достигнуто.

Однако, с научно-технической зрения – всё в полном порядке. Задержки со спуском на воду ледоколов незначительны, то есть все мощности для достижения задачи превращения СМП в (мини)-Суэц будут доступны. Остается вопрос загрузки этого маршрута – именно возможности круглогодичной и быстрой навигации продемонстрируют новые суда.

На арктическое материаловедение, технологии добычи углеводородов в арктической зоне и на шельфе, вопросы связи и дистанционного зондирования Земли – и многое другое для обеспечения освоения Арктики и эксплуатации СМП должны быть направлены работы тех научно-образовательных и научных центров мирового уровня, которые претендуют на лидерство в данных вопросах.

Все регионы, имеющие выход к Северному ледовитому океану активно формируют и развивают арктические компетенции в рамках НОЦ, в частности можно отметить эффективную работу Западно-Сибирского межрегионального центра (Тюменская область, ХМАО, ЯНАО с базовой площадкой в Тюменском госуниверситете), а также активно развивающиеся проекты Архангельской области (НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» регионов Западной части АЗ РФ с базой в Северном (Арктическом) федеральном университете) и Якутии (НОЦ развития Арктики и Субарктики «Север» восточной части с базовой площадкой в Северо-Восточном федеральном университете). Со своими арктическими амбициями очень активно и продуктивно выступает Сибирский федеральный университет, который является базовой площадки для НОЦ «Енисейская Сибирь» Красноярского края.

По поручению президента один из центров должен быть создан на территории Арктической зоны – отсюда «гонка» за тем НОЦ, который станет координатором арктической тематики, хотя, конечно, не станет монополистом в этих вопросах. Также остается возможность формирования двух профильных центров – по восточной и западным частям АЗ (т.е. на базе СВФУ и САФУ). При этом остальные центры с арктической проблематикой также не будут обделены вниманием и возможностями.

На примере ледоколов можно еще раз увидеть особый интерес «группы прорыва» (Курчатовский институт и Росатом, Ковальчуки и Кириенко) к науке, технологиям, Арктике, энергетике и инновационным транспортным системам (к которым естественно относится Севморпуть).

Выпуск на сайте канала «Культура» и на YouTube.
источник
Научно-образовательная политика
Кадры и практики

Минобрнауки России объявило конкурс среди подведомственных организаций на лучшие кадровые практики.

Победителей конкурса определят в нескольких номинациях:
лучшая кадровая практика привлечения молодых ученых и исследователей; в профессиональном развитии персонала; в работе с кадровым резервом; создания наградной системы; а также лучшая кадровая практика информатизации и автоматизации кадровых процессов, лучшая антикоррупционная практика.

По итогам конкурса, кроме поощрения организаций-победителей, Минобрнауки России планирует создать базу наиболее актуальных и прогрессивных технологий работы с персоналом, что позволит тиражировать их во всей сети подведомственных организаций.

Министерство последовательно развивает кадровый потенциал научно-образовательной сферы. Этой цели служит формирование кадрового резерва, участие в профильном треке «Наука» конкурса «Лидеры России», особый акцент на компетенциях управленческого персонала в рамках работы научно-образовательных центров мирового уровня (создание при них центров компетенций) и ряд других инициатив, в частности – описываемый конкурс на лучшие кадровые практики.

Подробности – на сайте и в информационном письме.
источник
Научно-образовательная политика
@szhenov специально для @scienpolicy

Сегодня работа нашего стрима  "Непрерывное образование 2.0: компетентностный прорыв" на "Зимнем острове" началась и проходит очень горячо!

Прямо с утра "дал жару" лучший цифровой региональный руководитель России - вице-премьер Татарстана Роман Шайхутдинов, который показал что является профи не не только в цифре, но и в понимании задач ДПО. Отличный кейс университета "Иннополис" от проректора Искандера Бариева, который мы с командой обязательно возьмем "на вооружение".

Второй день с нами работает директор (с сегодняшнего дня, официально) цифрового департамента Минобрнауки Антоний Швиндт, и вопросы к нему от участников стрима все горячее.

Прямо сейчас коллеги из РЖД представляют кейс опыта корпоративного обучения персонала огромной компании.

Уверены, что завтра мы предложим Дмитрию Пескову и Олегу Подольском проект, связанный с подготовкой кадров для цифровой экономики РФ через инструменты ДПО, за который нам не будет стыдно.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Информационная безопасность провисает во многом потому, что существует слишком много желающих приватизировать эту тематику. И именно в информационно-коммуникационных вопросах у силового блока есть противостоящее ему технологическо-банковское лобби.

Интересы «цифровых гигантов» – Сбербанка, Ростеха, Ростелекома, Росатома – входят в напряженное взаимодействие с силовыми ведомствами, которые конкурируют между собой в попытке полностью закрепиться на этом поле.

Ситуация не безнадежная – секьюритизация (придание процессу статуса непосредственно связанного с обеспечением безопасности) пронизывает все компоненты научно-технологического прорыва и национальных проектов. В частности и во многом – нацпрограмму «Цифровая экономика».

Поэтому проблематика информационное безопасности – а конкретно: цифровой безопасности – скоро выйдет в публичное пространство.

С другой стороны, ИБ – это комплексное явление. И вопросы СМИ и соцсетей достаточно эффективно контролируются надзорными и карательными органами – отсюда и статьи за репосты, и Роскомнадзор с его блокировками.

Важным ограничительным фактором в развертывании полноценных стратегий информационной безопасности является необходимость сохранить пространства для маневра и торга основных участников, в том числе ключевых групп – китайской, европейской, американской.

В целом, наличие серых зон и лакун в области информационное безопасности выгодно практически всем участникам, которые могут их эксплуатировать в своих интересах.

https://t.me/russica2/21498
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Самая большая проблема в том, что в России нет стратегического понимания информационной безопасности.
Инициативы (в большей степени здравые) от Совбеза полностью обесценены и коммерциализированы чиновниками, Ростелекомом и Ростехнологиями.

Отдельные фрагменты Системы информационной безопасности, которые преподносятся как знаковые и важные, никакого существенного значения не имеют.

Но обеспечивают устойчивые денежные потоки в частные карманы и бюджеты корпораций.

Всю что делается в последние несколько лет по линии информационной безопасности настолько хаотично, что тут нет ни безопасности, ни здравого смысла.

Зато расцветают китайские и прочие лоббисты, прибыль получают отдельные чиновники- идёт хищническое перераспределение информационной ренты в частные руки.

В результате- уже 2 года никто не может определить «телефонных террористов», наносящих миллиардные убытки экономике страны.
А так то у нас суверенность информационной безопасности.
источник
Научно-образовательная политика
Россия и Германия: научные связи и общее будущее

Перспективы совместных разработок ученых из России и Германии, важность внедрения новых технологий, финансирование проектов и снятие административных барьеров для их реализации – эти и другие вопросы обсудили участники открывшегося в понедельник Форума вузовской науки, который проходит в Москве по инициативе Минобрнауки при содействии национального исследовательского технологического университета МИСиС и Германского дома науки и инноваций в Москве (DWIH).

Мероприятия форума и приуроченной к нему встречи молодых ученых из России и Германии призваны стать одними из главных событий перекрестного Года научно-образовательных партнерств (координатор с российской стороны – МИСиС), а одну из сессий форума организаторы решили посвятить годовщине со дня подписания российско-германской дорожной карты сотрудничества в области образования и научных исследований.

Помощник президента России Андрей Фурсенко отметил, что Германия была и остается главным партнером России в области науки и инноваций.

«Российско-германское сотрудничество с очень давних времен определяло интернационализацию российской науки. Германия была, есть и, я думаю, будет главным партнером России в области науки и инноваций. Были разные моменты в нашей очень длинной истории, но я повторяю - если мы посмотрим историю в целом, станет понятно, что мы не просто естественные партнеры, мы уже как близкие родственники, которые иногда ругаются, иногда ссорятся, но родственные связи разорвать все равно не смогут», - сказал Андрей Фурсенко.

По его словам, Россия и Германия сотрудничают по целому ряду научных направлений, которые являются определяющими не только для них, но и для всего мира.

«Наше взаимодействие в области исследований новых материалов, в области математики были очень близки и задавали международный уровень, и я думаю, что наши дальнейшие работы в области искусственного интеллекта тоже будут совместными и, как магнит, притянут другие страны», - отметил помощник президента.

По мнению ректора НИТУ МИСиС Алевтины Черниковой, сотрудничество между вузами России и Германии будет расширяться. Она добавила, что с каждым годом становится все больше научно-исследовательских проектов, растет их масштаб. А представитель германской стороны, директор управления «Крупная исследовательская инфраструктура и фундаментальные исследования» федерального министерства образования и научных исследований Фолькмар Дитц добавил, что ни с одной страной мира у Германии нет такой долгосрочной и широкой стратегии по кооперации, как с Россией: «Это действительно уникальная ситуация».

По его мнению, взаимный научный интерес России и Германии огромен и представляет собой «здоровую смесь» между традиционными кооперациями и опытными сферами – начиная от фундаментальных исследований и крупных инфраструктурных проектов, в том числе исследований в здравоохранении, экологии, возобновляемой энергетике, и заканчивая общественными гуманитарными науками.

В числе подобных успешных проектов Фолькмар Дитц назвал проекты в области исследований Арктики и Антарктики, а также в области климата.

Вместе с тем ряд административных барьеров все еще остается преградой в совместных проектах ученых из обеих стран, заявил Андрей Фурсенко.

Мысль о поддержке молодых ученых, также высказанную помощником президента России, поддержал и Фолькмар Дитц, заявив, что Германия также делает ставку на будущее поколение. Более того, на программы обмена между молодыми учеными Германии и России с немецкой стороны будет предоставлено €25 млн.

Дорожная карта была подписана в Москве 10 декабря прошлого года. Со стороны России свою подпись под ней поставил министр науки и высшего образования Михаил Котюков, а со стороны Германии – министр образования и научных исследований страны Анья Карликцек.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/rossia-i-germania-s-veroj-v-razvitie-naucnoj-kooperacii-i-sovmestnye-razrabotki
источник
Научно-образовательная политика
Информационно-наукометрическое обеспечение науки

В Минобрнауки России состоялось заседание Межведомственного совета по организации предоставления доступа к информационным наукометрическим базам данных и полнотекстовым научным ресурсам, которое провел первый заместитель Министра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников.

В заседании совета приняли участие вице-президент РАН Алексей Хохлов, директор Департамента государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки России Михаил Романовский, директор Российского фонда фундаментальных исследований Олег Белявский, руководители научных и образовательных организаций, издательств.

«Информационное обеспечение российских ученых необходимыми для проведения исследований информационными ресурсами – это одна из первоочередных задач Министерства с высочайшим приоритетом. И, исходя из опыта прошлых лет, считаю, что в наилучшем формате это возможно при координации наших с вами усилий», – обратился Григорий Трубников к участникам мероприятия.

В настоящее время Минобрнауки России реализует ряд проектов, направленных на повышение видимости публикаций российских ученых, повышение показателей и рейтинга российских журналов и их вхождения в международные наукометрические базы данных. Так в 2019 году министерство обеспечило доступ к 29 полнотекстовым ресурсам для 614 организаций (в 2018 году – 204 организации) и к международным наукометрическим базам данных Web of Science и Scopus более чем для 1250 организаций в рамках централизованной (национальной) подписки. Кроме того, национальный доступ к журнальным коллекциям издательства Springer Nature, а также книгам и журнальным коллекциям издательства Elsevier был обеспечен Российским фондом фундаментальных исследований.

Участники совещания обсудили итоги организации подписки на информационные ресурсы в 2019 году, а также план работ в этом направлении на 2020 год.

«В 2020 году Минобрнауки России считает целесообразным в целях усовершенствования системы обеспечения доступа научных и образовательных организаций к научной информации организовать работу через единого оператора. Предлагается возложить полномочия единого оператора по подписке на Российский фонд фундаментальных исследований», – рассказал Григорий Трубников.

Таким образом, начиная с 2020 года, РФФИ обеспечит доступ ко всем ресурсам централизованной (национальной) подписки, перечень которых одобрил Межведомственный совет по организации предоставления доступа к информационным наукометрическим базам данных и полнотекстовым научным ресурсам.

Также на заседании Межведомственного совета были затронуты вопросы о мерах поддержки российских научных журналов, повышения их показателей и рейтинга, механизмах повышения видимости публикаций отечественных исследователей.

Планируется, что одной из мер поддержки российских научных журналов станет организация подписки на наиболее востребованные российские научные журналы через оператора подписки – РФФИ. Также в целях достижения показателей нацпроекта «Наука» и интеграции в мировую науку (повышение видимости публикаций российских ученых и повышение показателей и рейтинга российских журналов посредством опубликования научных работ российских ученых в англоязычных версиях российских журналов в открытом формате) предлагается создание электронных архивов и внедрение модели Open Access (открытого доступа).

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2241
источник
Научно-образовательная политика
Аддитивные технологии – обсуждение перспектив

Первый замминистра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников сообщил во вторник, что процессы развития и внедрения в стране аддитивных технологий должны регулироваться межведомственной программой, предусматривающей в том числе меры стимулирования в сфере НИОКР.

«Нужна межведомственная программа [развития отрасли], она может быть в виде дорожной карты, которую сейчас создает Росатом», - сказал Трубников на форуме «Аддитивные технологии. Расширяя горизонты» в Сколковском институте. По его мнению, также необходимо стимулировать внедрение технологий в госкорпорациях и на предприятиях за счет закрепления соответствующих показателей в планах их развития.

Форум проходит при поддержке госкорпорации «Росатом», Топливной компании Росатома «ТВЭЛ» и компании «РусАТ». Участники обсуждают актуальные задачи развития аддитивных технологий и перспективы их внедрения в промышленности и другие сферы.

Росатом в рамках соглашения, заключенного с Правительством РФ, разработал дорожную карту по развитию в стране высокотехнологичной области «Технологии новых материалов и веществ», проект которой также обсуждают участники форума в Сколтехе. Он предполагает шаги по развитию как традиционных, так и новых направлений применения аддитивных технологий, в том числе здравоохранения.

Григорий Трубников считает, что один из научно-образовательных центров мирового уровня, которые создаются в стране в рамках нацпроекта "Наука", мог бы заниматься исследованиями именно в этой области.

«В следующем году Советом при правительстве РФ должно быть отобрано не менее пяти научных центров мирового уровня. В этом году их создано семь - три по геномным исследованиям и четыре по математике и смежным наукам. Я считаю, что фундаментальные, поисковые исследования в области аддитивных технологий вполне заслуживают того, чтобы такой научный центр мирового уровня у нас в России был создан», - отметил он.

Ряд НОЦ первой волны, а также многие из претендентов активно развивают тематику новых (в том числе, аддитивных) технологий. В этой связи, как полагают наши эксперты, маловероятно создание центра, который бы ориентировался исключительно на данное направление. Координацией же работ в рамках НОЦ может заниматься совет по данным центрам, а в масштабах страны – совет по соответствующему приоритету Стратегии НТР, который отбирает комплексные научно-технические программы и проекты, а также следит за их реализацией.

Подробнее: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/minobrnauki-mezhvedomstvennaya-programma-neobhodima-dlya-vnedreniya-additivnyh-tehnologiy
источник
Научно-образовательная политика
Предпубликационная активность

Российская практика в области презентации результатов научной деятельности постепенно догоняет общемировую – в том числе, все больше внимание уделяется препринтам.

Об этом в интервью Indicator.Ru
рассказал директор НЭИКОН Александр Кузнецов, параллельно презентовав новый проект http://preprints.ru/:

http://preprints.ru/:

Препринт — это рукопись, увидевшая свет до официальной публикации в научном журнале (без рецензирования, редактирования и издательской обработки). Комитет по этике научных публикаций (COPE) определяет препринт как научную рукопись, размещенную на открытой платформе, как правило, до или параллельно с процессом рецензирования. Препринт (несмотря на свое название) не всегда предполагает последующую публикацию по умолчанию, рукопись может остаться в стадии препринта навсегда. В случае если автор решит доработать препринт и затем опубликовать его, он обязательно должен предупредить редакцию журнала о существовании препринта, а до подачи рукописи на рассмотрение убедиться, что политика журнала разрешает публикацию препринтов. Некоторые журналы разрешают размещать рукопись в виде препринта параллельно с ее направлением в редакцию журнала, а серверы препринтов - направлять рукопись в партнерский журнал параллельно с размещением на сервере.

Принципиальное отличие препринта и журнальной статьи – это статус. Статья, опубликованная в научном журнале, обязательно проходит проверку, рецензирование, прежде чем будет опубликована, препринты же не рецензируются. Добросовестные сервера препринтов всегда указывают в своей политике и в метаданных, что препринт не рецензируется. На многих авторитетных серверах препринтов реализована процедура модерации.

Публикация работы в виде препринта имеет ряд преимуществ: автор имеет возможность опубликовать только предварительные результаты, обсудить их с коллегами и получить обратную связь; автор имеет возможность зафиксировать свое первенство в разработке определенной темы, идеи фактически документируются. Препринты могут быть процитированы, они могут быть оценены публично (пользователи могут оставлять комментарии), так что они являются еще одним каналом распространения информации о научных исследованиях, который дополняет традиционную публикацию в журналах, но не заменяет ее.

Конечно, у препринтов есть и ряд минусов: они не индексируются в международных наукометрических базах данных, их нерецензируемый статус не всегда очевиден, они не учитываются в качестве публикации в отчетах, доверие к информации в них по умолчанию ниже, чем доверие к статье. Но несмотря на это мировое научное сообщество ищет пути популяризации, распространения препринтов, их эффективного использования, упрощения их связи с опубликованными статьями.

Научные журналы по-разному относятся к препринтам. Существует две совершенно полярные позиции: первая — публиковать рукопись на сервере препринтов одновременно с ее подачей в журнал (если между журналом и сервером существует интеграция) для обеспечения большей прозрачности и возможности привлечь дополнительных экспертов для оценки и вторая — не учитывать препринты в редакционной работе в принципе.

Научная ценность работы после ее предварительной публикации никоим образом не снижается. Автор и редактор могут получить обратную связь для улучшения качества рукописи.

Отметим, что многие вузы и научные организации активно включаются в процесс распространения исследований своих сотрудников в качестве препринтов – как на собственных репозиториях, так и в рамках более масштабных баз данных. Некоторые даже формируют целые «протожурналы» и «тематические сборники» из препринтов, что позволяет быстрее и эффективнее распространять результаты научно-исследовательских работ. В этом случае за качество материалов несут ответственность персонально авторы и сам вуз.

Подробнее: https://indicator.ru/humanitarian-science/interviyu-kuznetsov.htm
источник
Научно-образовательная политика
Вектор: Просвещение – Санкт-Петербург

Ирина Потехина утверждена на должность вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за вопросы молодежной политики, общего и среднего образования, взаимодействия со средствами массовой информации.

На своем новом посту она сможет в максимальное степени использовать весь свой накопленный опыт – как по вектору взаимодействия с обществом, так и по образовательным вопросам. Напомним, что ранее Ирина Потехина занимала должность заместителя министра просвещения и курировала, в частности, проекты профориентации школьников (наиболее яркий пример – форум «ПроеКТОриЯ»).

Слово Ирине Петровне:

«Вы знаете, есть международные исследования, в них Россия принимает участие, которые говорят о том, что темпы развития города тем выше, чем выше уровень доверия между властью и населением.

Мне кажется, что это очень серьезный вопрос, особенно сегодня, когда ни у кого нет монополии на информацию. Вы видите, как бурно проходит жизнь в тех же социальных сетях. Очень важно, чтобы вот это доверие между жителями и властью было. Если говорить о направлении взаимодействия со средствами массовой информации, которое в том числе будет входить в мои обязанности, то я считаю, что это задача номер один.

Прошел «Большой открытый урок» президента со школьниками. Было подключено 30 тысяч школ. На сегодняшний день уже более трех миллионов просмотров в социальных сетях. Президент уже в третий раз проводит со школьниками такой открытый урок. Это мой проект, я им занималась много лет. Хочу сказать, что он чрезвычайно важен, потому что большинство детей так же, как и их родители, не понимают ничего про завтрашний день.

Мир меняется так быстро. Есть четкое мнение экспертов, через 10 лет 30% востребованных профессий еще не существует. Вот как подготовить детей к завтрашнему дню, чтобы они там были успешными, если мы даже не очень хорошо понимаем, что их ожидает? Нас с вами не готовили к тому, чтобы изобретать интернет. Тем не менее, наше поколение его создает.

Задача образования — подготовить детей к рынку труда в условиях неопределенности. Это очень сложная и очень многозадачная история, но с моей точки зрения, она сегодня самая важная.

Ситуация изменилась радикально. Как я уже сказала, ни у кого больше нет монополии на информацию, потому что появились социальные сети. Вы знаете, что еще в 2017 году количество людей, которые смотрят или читают традиционные средства массовой информации, сравнялось с теми, кто живет в социальных сетях. Наша задача — уметь работать со всеми инструментами и возможностями, которые сегодня технологии предоставляют».

Можно с уверенностью констатировать, что команда губернатора Александра Беглова пополнилась очень талантливым и компетентным управленцем (хотя Ирина Петровна никогда далеко и не уходила от Беглова). Ожидаем более активного включения образования северной столицы в научно-технологический прорыв, а также активизацию продуктивной активности с конструктивной повесткой в социальных сетях, в частности – в Телеграме.

Поздравляем Ирину Петровну с назначением и желаем ей успехов в работе на новом месте!

Подробнее: https://topspb.tv/news/2019/11/27/irina-potehina-rasskazala-o-planah-raboty-v-dolzhnosti-vice-gubernatora/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Аншлаг на «Цифровом университете»

В ходе интенсива «Зимний остров» на дискуссионно-проектировочной площадке «Цифровые университеты: данные, сервисы, экосистемы и интеграционные модели» собрались около 60 представителей университетов, интересующихся повесткой цифровой трансформации, а также представителей компаний. Организаторами площадки выступили департамент информационных технологий Министерства науки и высшего образования, Институт образования Высшей школы экономики, Университет НТИ 20.35 и МШУ Сколково. В сессии, в том числе, принимают участие представители вузов – победителей первой волны отбора конкурса на разработку модели цифрового университета.

Участники площадки знакомятся с существующими и перспективными сервисами, платформами и информационными системами, разрабатываемыми для решения приоритетных задач цифровой трансформации, смогут поучаствовать в обсуждении требований к инструментам, потенциальных рисков и возможностей, а также спроектировать собственные стратегии решения актуальных задач, стоящих перед университетами с использованием существующих и разрабатываемых инструментов.

Эксперты Института образования Высшей школы экономики (Иван Карлов и Александр Клягин) рассказали о стратегиях цифровой трансформации в образовании, в том числе об опыте выстраивания цифровых экосистем ведущими зарубежными университетами и возможности использования его в собственных программах цифровой трансформации.

Минобрнауки России (Антоний Швиндт) впервые представил карту цифровых сервисов и систем в сфере высшего образования, которая предполагает: а) оптимизацию работы с данными между различными действующими информационными системами Минобрнауки, б) консолидацию цифрового следа участников образовательного процесса, в) упрощение процедур для вузов.

Участники стрима приняли участие в интерактивном опросе о степени сложности интеграции отдельных цифровых сервисов и степени востребованности каждого из них для университета.
источник