Size: a a a

Расследования авиакатастроф

2020 October 29
Расследования авиакатастроф
​​Свободное падение

26 января 1972 года McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании JAT (сейчас Air Serbia) выполнял рейс из Стокгольма в Белград, с промежуточными посадками в Копенгагене и Загребе. В Копенгагене сменилась бригада бортпроводников. В их числе на борт поднялась 22-летняя стюардесса-стажёрка – Весна Вулович. Вообще, в эту бригаду она попала по ошибке – её перепутали с бортпроводницей-тёзкой Весной Николич. Из-за этого полёта молодая стажёрка станет знаменитой.

Лайнер вылетел из Копенгагена и направился в Загреб. На борту находилось 23 пассажира и 5 членов экипажа. Полёт проходил на высоте 10 000 метров. Через 46 минут после взлёта на борту раздался взрыв. Лайнер прямо в полёте разрушился на части: кабина пилотов оторвалась от фюзеляжа. Фрагменты самолёта упали на землю рядом с деревней Србска-Каменице в Чехословакии (на чешской территории).

До спасателей на место падения прибыли местные жители. Они не особо надеялись найти выживших, но, тем не менее принялись разбирать обломки. Один из местных, военный фельдшер и участник Второй мировой войны – Бруно Хонке, обнаружил среди обломков искалеченную, еле живую девушку. Он оказал ей первую помощь и передал приехавшим врачам. Этой девушкой была Весна Вулович. Больше в катастрофе никто не выжил.

В момент взрыва она находилась в пассажирском салоне и сразу же потеряла сознание. Девушка получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза, и впала в кому. Когда Весна пришла в сознание, у неё была парализована нижняя часть тела. Однако, спустя 16 месяцев она восстановилась. 

У девушки не возникло страха перед полётами, так как, по её утверждениям, она не запомнила момент катастрофы. Весна даже пыталась снова устроиться стюардессой, однако получила только офисную должность в авиакомпании. В 1985 году она попала в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта. Умерла Весна в 2016 году.

Расследование установило, что до взрыва все системы самолёта работали в штатном режиме. Лайнер находился в эксплуатации всего год. Пилоты не передавали на землю сигналы бедствия или сообщения о неисправностях. 

В окончательном отчёте причиной катастрофы был назван взрыв в багажном отсеке в носовой части фюзеляжа. Через 10 дней после катастрофы спецслужбы Чехословакии представили фрагменты будильника, который назвали частью взрывного механизма. В организации теракта подозревались члены хорватской ультраправой организации «Усташи». Однако, преступление так и осталось нераскрытым, а имена исполнителей не были установлены.
источник
2020 November 05
Расследования авиакатастроф
​​Ошибка торможения

9 июля 2006 года Airbus А310 авиакомпании «Сибирь» вылетел из Москвы и направился в Иркутск. Полёт проходил без происшествий и лайнер дежурно поздним вечером заходил на посадку.

После касания ВПП на правом двигателе, как положено, включился реверс. Однако на левом двигателе реверс задействован не был, он находился в режиме малого газа. При этом, когда правый двигатель вышел на максимальный реверс, на левом двигателе выросла тяга. Из-за этого реверс правого двигателя выключился и он перешёл во взлётный режим. Пилоты недоумевали, увидев рост оборотов двигателей и скорости. Они применяли тормоза шасси, но этого было не достаточно. Капитан приказал ещё раз задействовать реверс, однако время было упущено. 

Самолёт на скорости около 180 км/ч выкатился за пределы ВПП, пробил бетонное ограждение аэропорта и разрушил ряд частных гаражей. В процессе самолёт разрушился и загорелся. В катастрофе погибли 125 человек (120 пассажиров и 5 членов экипажа — КВС, второй пилот и 3 бортпроводника). 78 человек выжили, 63 из них получили ранения.

Выжившие рассказали про подвиги бортпроводников. Так, несмотря на пожар и панику, бортпроводник Андрей Дьяконов с силой выбил заклинившую дверь самолёта и начал выпускать пассажиров. Он буквально силой выталкивал людей. Сам он при этом оставался в горящем салоне, в двух шагах от выхода. Из-за пожара фюзеляж развалился на части и Андрей не успел выпрыгнуть, до последнего выводя пассажиров. Ценой своей жизни он спас около 30 человек. Андрей Дьяконов был награждён Орденом Мужества посмертно.

22-летняя стюардесса Виктория Зильберштейн сумела вылезти из-под завала кресел и багажа, добраться до аварийного люка над крылом и открыть его. Через него выбрались 20 пассажиров. Виктория успела покинуть охваченный огнём самолёт. Девушка была награждена  медалью «Спешите делать добро», медалью «За отвагу», знаком отличия Иркутской области, региональной наградой «За смелые и решительные действия при спасении людей в экстремальных условиях» и премией Федерации Еврейских Общин России «Человек Года» в номинации «Мужество».

Расследование установило, что причиной катастрофы А-310 явились ошибочные и бесконтрольные действия экипажа на этапе пробега после посадки самолёта в конфигурации с деактивированным реверсом тяги одного двигателя. После приземления самолёта КВС, при управлении реверсом правого двигателя, непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован, из положения «малый газ» в положение значительной прямой тяги. При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателей и скоростью движения самолёта, имея достаточный резерв времени на распознавание сложившейся ситуации, экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на «малый газ» или выключению двигателя.
источник
2020 November 19
Расследования авиакатастроф
Я подписан на один замечательный канал про авиакатастрофы. Нашёл я его уже после того как запустил свой. Меня поразил уровень замороченности автора при написании постов: они подробные, с интересной подачей и гифками. Я так не могу из-за отсутствия большого количества времени (и таланта).

К сожалению, канал не обновляется уже почти три года. А недавно появилось сообщение, что из-за долгого отсутствия активности аккаунта владельца, канал его лишится. Так что шансов на возрождение практически нет. Владелец канала нигде не указан, связаться с ним невозможно. (Если ты вдруг есть среди моих подписчиков – напиши).

Но я решил, чтобы эти посты не затерялись в информационном потоке, дать им вторую жизнь и опубликовать на своём канале. Многие из описанных авиакатастроф я уже освещал, но я уверен вам будет интересно взглянуть на них с другого ракурса.

Итак, пост неизвестного автора канала Тайны катастроф (@catastr).

http://telegra.ph/Aloha-vozdushnyj-kabriolet-10-24
источник
2020 November 24
Расследования авиакатастроф
Корейский Боинг, полный пассажиров, случайно залетел на территорию СССР. На перехват нарушителя границ тут же вылетели истребители. В какой-то момент встал вопрос о необходимости уничтожения самолёта...

https://zen.yandex.ru/media/rumayday/kareliia-vmesto-korei-5fbb0a31572b862575cbbbcc
источник
Расследования авиакатастроф
Я, кстати, этим летом в очередной раз был в Карелии и посетил одно интересное место (не из предыдущего поста). Пока сижу дома с короной (почти бессимптомной), появилось время смонтировать видео о поездке. Чтобы хоть как-то связать этот пост с авиацией, сообщаю, что там есть съёмки с дрона. С ним, к слову, уже произошёл серьёзный авиаинцидент.

В общем, кому интересно, предлагаю посмотреть. Ну и лайки/комменты приветствуются.

https://youtu.be/--QqOw4kKcs
источник
2020 November 26
Расследования авиакатастроф
Человек оказался за бортом самолёта на высоте 7000 метров. Да не просто человек, а его командир.

Как это произошло и при чём здесь болты – вы узнаете в посте неизвестного автора с канала @catastr
источник
2020 December 01
Расследования авиакатастроф
​​Взрыв над морем

11 декабря 1994 года на борт Боинга 747 авиакомпании Philippine Airlines, направлявшегося из Манилы, столицы Филлипин, в город Себу (тоже на Филлипинах), поднялся гражданин Италии Армандо Форлани. Самолёт летел почти пустой, всего 26 пассажиров и 20 членов экипажа. Это была первая часть рейса, из Себу лайнер, по плану, отправлялся в Токио.

Паспорт на имя Армандо Форлани являлся фальшивым. Под этой личностью скрывался палестинский террорист Рамзи Юзеф. За год до данного полёта он взорвал бомбу во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке, в результате чего погибло 6 и было ранено 1042 человека.

После взлёта, Армандо Форлани пошёл в туалет со своим мыльным набором. Там он собрал взрывное устройство, представлявшее из себя жидкостную бомбу. Смесь находилась в бутылочке из-под жидкости для контактных линз, которая без проблем прошла через контроль безопасности аэропорта. Таймером на бомбе служили наручные часы. Детонатор был спрятан под каблуком левой туфли.

Вернувшись из туалета, террорист спрятал бомбу в карман спасательного жилета под сиденьем. Это было место место 26K в правом ряду. Оно находилось рядом с топливным баком. Однако, из-за изменённой конфигурации салона, это место было передвинуто на два ряда вперёд от центра топливного бака. Рамзи поставил таймер так, чтобы бомба взорвалась через 4 часа. В это время, по его расчётам, самолёт должен был выполнять вторую часть рейса, в Токио, и пролетать над водой. 

В Себу террорист и остальные пассажиры сошли с самолёта. Затем на его борт поднялись 256 человек до Токио. Место 26K занял 24-летний японский бизнесмен Харуки Икегами. Лайнер с 40 минутной задержкой вылетел в Токио.

Ровно через 4 часа после установки таймера, когда самолёт пролетал над японским островом Минамидайто, бомба под креслом взорвалась. Взрыв проделал дыру в полу салона диаметром 0,2м², разворотил кресло и оборвал несколько кабелей управления в потолке салона. Харуки Икегами принял весь удар взрыва на себя и таким образом непроизвольно спас самолёт от разгерметизации и разрушения. Нижняя часть его тела провалилась в дыру в полу. Парня вытащили, однако он умер две минуты спустя. Также, было ранено 10 сидевших рядом пассажиров.

После взрыва лайнер резко накренился вправо, но автопилот быстро его выровнял. Однако затем он вышел из строя. Второй пилот принял управление самолётом. У боинга, из-за взрыва и повреждения кабелей, не работали элероны. С помощью дросселей, уменьшения скорости (контролируя радиус поворотов и позволяя лайнеру снижаться) и сброса топлива (уменьшая нагрузку на шасси) экипаж смог благополучно приземлился в аэропорту Наха на острове Окинава. В результате теракта погиб только один человек.

Рамзи Юзефа арестовали 7 февраля 1995 года в Пакистане, во время подготовки к терактам на 11-ти американских самолётах. В итоге, его приговорили к 240 годам лишения свободы. Боинг был отремонтирован и продолжил эксплуатироваться авиакомпанией Philippine Airlines. Через два года его переделали из пассажирского в грузовой и он летал в разных компаниях до 2008 года. В 2018 году его порезали на металлолом.
источник
2020 December 09
Расследования авиакатастроф
​​Плохая эргономика

Современные самолёты считаются одним из самых совершенных видов техники. Но таковыми они стали не сразу. Многие проблемы и недостатки воздушных судов выявлялись (и устранялись) после катастроф и инцидентов. Благодаря жизням пилотов и пассажиров безопасность полётов сейчас на очень высоком уровне.

7 марта 1968 года в аэропорту Волгограда готовился к вылету самолёт Ту-124 Аэрофлота. Он направлялся в Одессу через Ростов-на-Дону. В тот день на борт поднялось 44 пассажира и 5 членов экипажа. Погода была пасмурной, но в целом подходящей для взлёта.

Ту-124 – это второй реактивный пассажирский самолёт, разработанный СССР. Он был создан на базе Ту-104, который в свою очередь создан на базе бомбардировщика Ту-16 и во многом повторял его конструкцию.

Самолёт начал разбег по полосе. На скорости 260 км/ч, когда шасси начали отрываться от полосы, командир экипажа случайно надавил на гашетку, расположенную на правом роге штурвала. Эта гашетка отвечала за выпуск интерцепторов – механизмов, предназначенных для уменьшения подъёмной силы на крыле.

Интерцепторы выпускались три секунды. За это время самолёт оторвался от полосы, пролетел около ста метров и достиг высоты 5 метров. Когда же интерцепторы были выпущены - подъёмная сила начала падать.

Ту-124 накренился влево. Пилоты повернули штурвалы вправо, чтобы выровнять самолёт. Однако, подъёмная сила неумолимо снижалась. За 8 секунд полёта лайнер смог набрать 10-15 метров высоты и преодолеть 400 метров расстояния. А затем он рухнул на землю в 1500 метрах от начала полосы левее её обочины. После падения его протащило ещё 150 метров, прежде чем он остановился.

Перед самым ударом КВС успел выключить двигатели и перекрыть подачу топлива, поэтому пожара не возникло. После касания самолет начал разрушаться, оторвало часть левого крыла, а фюзеляж разломился на три части. Кабина штурмана, расположенная на самом кончике носа самолёта, была разбита, а сам штурман погиб. Однако, он стал единственной жертвой катастрофы. Три члена экипажа и один пассажир получили тяжелые травмы, остальные - или легкие или не пострадали.

Комиссия, расследовавшая происшествие, установила, что катастрофа произошла из-за непреднамеренного выпуска интерцепторов перед отрывом. Это привело к падению самолета на левое крыло. Причиной же случайного нажатия гашетки выпуска интерцепторов посчитали плохую эргономику, а именно неудачную конструкцию управления интерцепторами на правом роге штурвала Ту-124.
источник
2020 December 16
Расследования авиакатастроф
Даже у одного из самых больших и технически совершенных пассажирских самолётов, летающего в одной из самых безопасных авиакомпаний, могут возникнуть проблемы.

Очередной пост от неизвестного автора с канала @catastr

http://bit.ly/ogon-v-dvigle
источник
2020 December 24
Расследования авиакатастроф
Выжить в авиакатастрофе на большой высоте практически невозможно. История знает единицы таких случаев. Один из них произошёл в СССР. При этом, чудом оставшаяся в живых после падения с 5000 метров столкнулась с холодным формализмом и безразличием.

Читать на Дзене

Читать на Пикабу
источник
2020 December 30
Расследования авиакатастроф
Авиакатастрофы и происшествия в 2020

Сделал небольшой анализ по авиапроисшествиям в России и за рубежом. В целом, год для авиации был во всех смыслах сложным. Но есть и одна мажорная нота...

Дзен

Пикабу
.
источник
2020 December 31
Расследования авиакатастроф
ТОП-30 постов авиационного Телеграма по просмотрам за 2020 год:

1. Fighterbomber - сбор средств для помощи семьям и близким экипажа Ми-24п, сбитого расчётом ПЗРК Азербайджана в небе Армении - 492 тыс.

2. Аэропорт Домодедово - онлайн-проект «Зеркало Войны» к 75-летию Победы - 122 тыс.

3. Крылья войны - какие самолёты пролетят над Москвой 9 мая 2020 года в рамках Парада Победы - 100 тыс.

4. Одинокая Коко - Папа Римский поддержал гражданские союзы между однополыми парами - 87,3 тыс. 😉

5. Frequentflyers - Аэрофлот закрыл продажи на международные рейсы до 31 июля - 71,7 тыс.

6. Авиадиспетчер - вертолеты в небе над Веной во время террористической атаки - 69 тыс

7. Aviaincident - со спутника лазером будут замерять температуру у населения - 67,6 тыс.

8. Вестник ПВО и ВКС - Илья Тарасенко мог лишиться должности из-за бытового конфликта с человеком из ближайшего окружения главы Ростеха Сергея Чемезова - 65,4 тыс.

9. ОтВинта | Авиация Беларуси - Airbus A320, рейс EY61 Абу-Даби — Минск авиакомпании Etihad, сел на дозаправку в Минеральные воды из-за увеличенной протяжённости маршрута в связи с облетом территории Ирана - 65,2 тыс.

10. Flightmode - FAA выпустило постановление о запрете полетов над территорией Ирана, Ирака, Персидского и Оманского заливов - 60,6 тыс.

11. Записки охотника - Россия впервые отправляет тяжелый транспортный самолет Ан-124 в Ливию в обход воздушного пространства Турции - 60,6 тыс.

12. Пристегните ремни - ФАС хочет демонополизировать наземное обслуживание аэропортов - 55,8 тыс.

13. Ньюсрум Авиасала - Спустя час после новости о скором открытии границ количество поисков взлетело - 44 тыс.

14. Земля-Воздух - монтаж якобы уничтожения Панциря турками - 43,6 тыс.

15. Долетались - "Аэрофлот" снял с продажи почти всю международку до конца октября - 40,9 тыс.

16. Авиатранспортный обозреватель - Сколько времени потребуется российскому рынку авиаперевозок для восстановления до уровня 2019 года - 40,8 тыс.

17. Aviasales - итоги розыгрыша 100 авиабилетов - 39 тыс.

18. Небо и вокруг - Новый день, новые краски и новые тучки - 36,3 тыс.

19. AviaNews - Видео инцидента МиГ-31 в Казахстане - 33 тыс.

20. AviaChatChannel - Ту-154: заключительный рейс  - 31,7 тыс.

21. Аэрофлот - Аэрофлот объявляет о вынужденной отмене на период до 31 августа части регулярных рейсов по международным направлениям - 29 тыс.

22. Скромный работник гражданской авиации - Когда ты решил пожарить  шашлыки на крыше, а злой вертолёт из What'sApp всегда начеку - 26,7 тыс.

23. Антресоль Aviaincidents - А откуда в Шарике Победа? 😏 - 26,5 тыс.

24. Above All - 🇷🇺 ССО • ВКС РФ • ОХОТНИКИ (2020) 🦅 - 25,8 тыс.

25. Расследования авиакатастроф - Занимательная инфографика об авиакатастрофах на территории России - 25,4 тыс.

26. Толстый кот - региональная авиация накрывается - 23,6 тыс.

27. Вертолатте - Наш винтокрылый канал набрал первую тысячу подписчиков - 23,3 тыс.

28. Авиаторщина - бронь генерального - 22,9 тыс.

29. Aviatica - Вечерняя посадка Ту-214ВПУ в Минске - 22,3 тыс.

30. AviaComments - МС-21-310 готовится к полёту - 22,1 тыс.
_ _ _ _ _ _ _

Подготовил @aviadispet4er
При поддержке TGStat.ru
источник
Расследования авиакатастроф
​​Уважаемые подписчики, от всей души поздравляю Вас с Новым годом! Благодарю за то, что читаете, пишете и донатите. По традиции, хочу пожелать чтобы в 2021 не случалось историй, о которых можно написать в этом канале.
источник
2021 January 08
Расследования авиакатастроф
Что будет, если у огромной махины, летящей на большой высоте, откроется дверь? Спойлер – ничего хорошего.

Очередной пост от неизвестного автора с канала @catastr

http://bit.ly/stop-it-now
источник
2021 January 13
Расследования авиакатастроф
​​Взрывной пассажир

На звание главного террориста-неудачника претендует Абдуллахи Абдисалам Борлех. 2 февраля 2016 года он поднялся на борт Эйрбаса A321 авиакомпании Daallo Airlines. Самолёт следовал из столицы его родного Сомали, города Могадишо, в соседнее государство Джибути. Террористу было 55 лет, он находился в инвалидном кресле и поэтому ни у кого не вызывал особых подозрений. Всего на борту находился 81 человек.

Через 20 минут после вылета, когда самолёт набрал высоту 4300 метров, раздался взрыв. В фюзеляже, практически над крылом, образовалась большая дыра. Взрыв повредил корень крыла, топливный бак и места 15-16F в салоне. Экипаж среагировал быстро и профессионально. Бортпроводники перевели пассажиров в хвостовую часть самолета. Доложив о проблемах с давлением, пилоты развернулись и аварийно сели в Могадишо.

К всеобщему удивлению, после взрыва на высоте погиб только один человек – сам террорист. Его вытянуло в образовавшуюся после взрыва дыру в фюзеляже. Обгоревшее тело обнаружили на земле местные жители. Ранение получили два пассажира, больше никто не пострадал.

Ответственность за теракт взяла на себя местная террористическая группировка. Следствие выяснило, что бомба, с большой долей вероятности, находилась в ноутбуке террориста. Также, было установлено, что к теракту причастны несколько сотрудников аэропорта. 

30 мая 2016 года суд Сомали приговорил бывшего сотрудника службы безопасности аэропорта к пожизненному заключению за планирование теракта и членство в террористической группировке. Ещё один соучастник сумел скрыться, его приговорили к пожизненному заочно. Восемь других работников аэропорта, которые были сотрудниками службы безопасности, полицейскими, носильщиками и иммиграционными офицерами, осудили за пособничество террористам и приговорили к тюремному заключению на срок от шести месяцев до четырех лет.
источник
2021 January 20
Расследования авиакатастроф
​​Забывчивость и невнимательность

Иногда причины катастроф бывают поразительно глупыми. И с этой глупостью часто бок о бок идут невнимательность и забывчивость…

19 мая 1978 года Ту-154Б Аэрофлота выполнял рейс по маршруту Баку—Ленинград. На борту находилось 134 человека. В кабине, кроме командира (совершал свой первый полёт в этой должности), второго пилота, штурмана и бортинженера присутствовал бортинженер-инструктор.

Пока самолёт пролетал над Калининской (Тверской) областью на высоте 9600 метров, бортинженер-инструктор и второй пилот увлечённо обсуждали работу систем управления. В этот момент никто не заметил как падают обороты двигателей. Вскоре они и вовсе остановились, а следом отключились генераторы. Органы управления лайнером оказались обесточены. Пилоты обнаружили проблему с генераторами когда самолёт накренился вправо и у него начала падать скорость.

Только после парирования крена, спустя минуту с момента отключения генераторов, экипаж выяснил, что причина происходящего – остановившиеся двигатели. Для сохранения скорости на уровне 500 км/ч, пилоты начали снижение, подав сигнал бедствия и попутно пробуя запустить движки. Но пять попыток оказались неудачными. Тогда на высоте 5 км попытались запустить вспомогательную силовую установку. Но и это им не удалось, так как установка могла использоваться только на высоте до 3 километров.

Ближайший аэродром находился в городе Бежецк на расстоянии 65 километров. Командир понял, что без двигателей до него не дотянуть и решил садиться на местность. Дело было днём и экипаж разглядел внизу подходящие ячменные и картофельные поля. Бортпроводники и пассажиры были проинформированы о ситуации, они пристегнули ремни и приготовились к жёсткой посадке.

При приземлении самолёт правым крылом врезался в дерево и покатился по полю 150 метров. Затем он оторвался от земли, пересёк лесополосу, срезав деревья, пролетел ещё 650 метров и снова покатился по полю, разрушаясь во время движения. У него подломилась правая стойка, оторвались правое крыло и двигатель. Затем он пересёк грунтовую дорогу и канаву. В этот момент оторвались передняя и левая стойки шасси и часть левого крыла. Наконец, фюзеляж остановился (в 1518 метрах от места первого касания), развалился на три части и загорелся.

Экипажу удалось эвакуировать почти всех пассажиров. Однако, 7-летней девочке креслами зажало ноги. Экипаж не смог её вытащить и вынужден был покинуть горящий самолёт. Мать девочки до последнего пыталась её освободить и погибла вместе с ней в огне. Также погибли ещё два пассажира. 27 человек получили ранения, остальные не пострадали.

Расследование установило причину отключения двигателей. Она была до ужаса нелепой. Дело в том, что бортинженер-инструктор решил проверить внимательность обычного бортинженера и отключил автомат перекачки авиатоплива в расходный бак. Обычный бортинженер этого не заметил, а бортинженер-инструктор, за разговорами, об этом позабыл. Расходный бак на Ту-154Б использовался для всех трёх двигателей. Это являлось конструктивным недостатком, так как при отсутствии в нём топлива они глохли.

Суд приговорил бортинженера-инструктора к 3 годам лишения свободы за преступную халатность (был освобождён досрочно по амнистии). КВС был уволен из Аэрофлота.
источник
2021 January 27
Расследования авиакатастроф
​​Обратная тяга

26 мая 1991 года Boeing 767-3Z9ER авиакомпании Lauda Air выполнял рейс по маршруту Гонконг—Бангкок—Вена. При вылете из Бангкока на борту находилось 213 пассажиров и 10 членов экипажа.

Через 5 минут после взлета в кабине на экранах мониторов появилось предупреждение о неисправности в системе реверса. Оно означало, что в случае дополнительного сбоя, двигатель в полёте может перейти в режим реверса. Однако, после посадки система вернётся в нормальный режим. Командир же посчитал, что произошёл сбой в самой системе предупреждения из-за попадания влаги.

Через 15 минут после взлета самолёт достиг высоты 7600 метров и скорости 828 км/ч. В этот момент левый двигатель внезапно перешёл в режим реверса. Из-за разницы в тяге Боинг резко развернуло влево, а затем он опрокинулся и ушёл в пике. Пилоты пытались отключить левый двигатель или перевести его на малый газ, но управление было потеряно. Лайнер с огромной скоростью несся вниз и, скорее всего, преодолел звуковой барьер.
Из-за громадных перегрузок оторвался хвост и крылья. Обломки Боинга рухнули в джунгли на территории Таиланда. Все 223 человека на борту погибли.

Параметрический самописец при ударе разрушился, но речевой уцелел. По его записям следователи смогли восстановить хронологию катастрофы. Выяснилось, что причиной случившегося стала самопроизвольная активация реверса левого двигателя. Однако, из-за отсутствия данных параметрического самописца установить причину этой активации не удалось.

Компания Boeing провела испытания. Включив реверс на скорости 500 км/ч и высоте 3000 метров там выяснили, что самолёт остаётся устойчивым и управление можно сохранить. Поэтому вносить какие-либо изменения в системы лайнера не спешили. Это сильно возмутило основателя авиакомпании Lauda Air знаменитого австрийского гонщика Ники Лауду. Он заявился в штаб квартиру Боинга и потребовал предоставить ему симулятор Boeing 767. После того, как американцы неохотно согласились, он пробовал спасти самолёт от падения при включении реверса двигателя на высоте примерно 7500 метров и на скорости около 800 км/ч. Ни одна из 15 попыток успехом не увенчалась.

Несмотря на эти результаты, компания не стала что-либо менять в конструкции самолёта. Тогда Лауда взял корпорацию «на слабо». Он предложил повторить эксперимент в реальном полёте. По его задумке, лайнер с двумя пилотами и грузом, имитирующим пассажиров, должен набрать ту же высоту и скорость, что и разбившийся самолёт. Затем пилоты включают реверс одного из двигателей и пытаются сохранить управление. Boeing от эксперимента отказался и таки внес изменения в конструкцию обратного клапана привода реверса на моделях Boeing 767, Boeing 757 и Boeing 737.
источник
2021 January 31
Расследования авиакатастроф
​​Неадекватный командир

Ранним утром 13 января 1977 года в аэропорт расположенного на Аляске города Анкориджа на такси прибыли три человека. Это был экипаж грузового самолёта Douglas DC-8-62AF авиакомпании JAL Cargo. Командиром являлся опытный 53х летний американец Хью Марш, а бортинженером и вторым пилотом – молодые японцы.

Состояние командира вызвало беспокойство у подвозившего их таксиста. Стеклянный взгляд, красное лицо, несогласованные движения, невнятная речь явно свидетельствовали о состоянии алкогольного опьянения. При выходе из автомобиля пилот вообще чуть не упал. Обеспокоенный водитель сообщил о своих наблюдениях представителю авиакомпании. Тот пообещал, что если опьянение подтвердится, они примут меры. Но во время предполётной подготовки ничего подозрительного в поведении командира никто не заметил.

Экипажу предстоял полет в Токио с грузом крупного рогатого скота и двумя сопровождающими. DC-8 вылетел из Вашингтона и в пять утра приземлился в Анкоридже для смены экипажа и дозаправки. Хью Марш принял самолёт без эксцессов. Во время осмотра двигателей на воздухозаборниках, кожухах и носовых обтекателях обнаружили лёд, поэтому экипаж включил противообледенительную систему.

После всех проверок, по указанию диспетчера самолёт начал движение к полосе 24L (левая). Однако командир всё перепутал, уехал на полосу 24R (правая) и доложил о готовности к взлету. Лишь после замечания диспетчера он понял свою ошибку и вырулил на левую полосу. Получив разрешение на взлёт, самолёт начал разбег.

Сперва всё шло гладко. Однако, после отрыва, в кабине появился необычный шум. Он был вызван сильной вибрацией самолёта перед переходом в сваливание. Воздушная скорость достигла 303 км/ч, после чего начала падать. Самолёт поднялся до 87 метров и, войдя в левый крен, стал быстро терять высоту. Ударившись о землю и отскочив обратно в воздух, самолёт пересёк подъездную дорогу, врезался в возвышенность и полностью разрушился. Все находившиеся на его борту 5 человек погибли.

В ходе расследования было установлено, что одной из причин катастрофы могло стать обледенение. Образовавшаяся на крыльях за время стоянки наледь заметно ухудшила их аэродинамические характеристики, из-за чего была снижена подъёмная сила. Однако, даже в этом случае катастрофы можно было бы избежать, если бы не действия капитана. При взлёте он слишком круто стал поднимать нос самолёта. После отрыва от ВПП, когда появилась тряска штурвала, он не смог распознать сваливание и принять необходимые меры, вместо этого лишь усугубив ситуацию.

Пролить свет на причину таких неадекватных действий пилота помогла медицинская экспертиза. Анализ крови КВС показал, что содержание алкоголя в ней достигало 298 мг/100 мл. Проведённые позже тесты установили уже меньшее значение — 210 мг/100 мл.  При этом, по действовавшим на то время аляскинским законам, водитель считался пьяным, если содержание алкоголя в крови превышало 100 мг/100 мл (~ 1 промилле). Таким образом, подозрение водителя такси подтвердилось: командир был пьян, из-за чего не мог физически и рассудительно выполнять полёт.

Сопутствующим фактором катастрофы стало бездействие остальных членов экипажа. Молодые второй пилот и бортинженер не стали возражать командиру, несмотря на то, что тот находился в неадекватном состоянии и плохо осознавал свои действия. Ведь он был в 1,5 раза старше их, и имел куда больше опыта. Так, пиетет перед возрастом и высоким авторитетом сыграл роковую роль и привёл к трагедии.
источник
2021 February 04
Расследования авиакатастроф
Игнорировать необычные показания приборов, списывая всё на их сбой – плохая стратегия. Из-за неё можно оказаться с пустыми баками посреди океана.

Ещё один пост от неизвестного автора с канала @catastr

http://telegra.ph/Kak-samolyot-bez-topliva-letal-10-08
источник
2021 February 05
Расследования авиакатастроф
Расследование авиационного инцидента с ВС B737-900 VP-BZV Авиакомпании Икар, произошедшего 09.01.2021г. при выполнении рейса KAR225 в а/п Сочи и связанного с грубой посадкой завершено 29.01.2021г.

Причиной авиационного инцидента явилось сочетание факторов: — попадание ВС в условия сильного сдвига ветра на конечном этапе захода на посадку; — экипаж с опозданием распознал данную ситуацию, что привело к жесткой посадке.
источник