Как принималось решение по выходу из Афганистана: откровения ветерана ЦРУ
Дуглас Лондон, бывший руководитель отдела ЦРУ по борьбе с терроризмом в Южной и Юго-Западной Азии (регион, к которому Управление причисляет Афганистан)
представил, возможно, самый исчерпывающий рассказ о том, как принималось решение по выводу войск из Афганистана и почему оно так катастрофически было реализовано. Ветеран ЦРУ с 34-летнем стажем, он покинул свой пост в 2019 г., поэтому описываемые события происходили во многом при нем. Очевидно, рассказ - не только личная обида ветерана на американское руководство, но и коллективный протест разведсообщества США против того, чтобы их сделали крайними. Очень познавательно.
"К началу 2018 года стало ясно, что
президент Трамп хотел уйти из Афганистана, несмотря на тревожные последствия, о которых предупреждало разведывательное сообщество. Но он также не хотел, чтобы те кошмары, свидетелями которых мы сегодня стали, случились при нем. Тогдашний госсекретарь
Майк Помпео был главным архитектором взаимодействия Америки с Талибаном* (запрещенная в России организация), кульминацией которого стало катастрофическое соглашение о выходе в феврале 2020 года – оно было нужно Трампу, чтобы победить на выборах. Помпео поддержал этот план, несмотря на предостережение разведывательного сообщества о том, что две его ключевые цели - обеспечение приверженности Талибана разрыву с Аль-Каидой* и достижение мирного урегулирования конфликта - маловероятны.
Спецпредставитель Америки З
алмай Халилзад в 2018 году был частным лицом, который развлекался тем, что по собственной инициативе общался со множеством сомнительных афганских собеседников, против которых его предупреждало разведывательное сообщество. [Трамп нуждался в успехе этой сделки и авантюры Халилзада были восприняты с энтузиазмом]. У нас сложилось впечатление, что Халилзад хотел стать госсекретарем Трампа в новой администрации, если бы тот выиграл, и Залмай был готов сделать или сказать то, что ему велели сделать и сказать, для обеспечения своего будущего, чтобы только угодить строптивому президенту.
Но в лагере
Джо Байдена было так же ясно, что кандидат [в президенты] намерен уйти из Афганистана. Его команда, однако, считала, что может справиться с последствиями для безопасности, о которых предупреждала разведка. Соглашение о выходе Трампа было признано беспроигрышным. Это хорошо резонировало с настроениями большинства американцев. Они, казалось, полагали, что негативные последствия можно будет, по крайней мере, в значительной степени, свалить на Трампа, Республиканскую партию и Халилзада. Последнего оставили при должности – намеренно или нет – что позволило выставлять его как главного виновника в случае неудачи.
...
Разведка - это не точная наука, которую можно использовать в качестве хрустального шара. Учитывая, что условия, при которых делается любая оценка, вероятно, изменятся, прогнозы и уровни уверенности варьировались в зависимости от военного присутствия США, внутренней динамики Афганистана и достоверности обещания Талибан решать все переговорами. Сценарии для упорядоченного вывода варьировались от тех, в которых США сохраняли примерно 5000 военнослужащих и большую часть существующих передовых военных и разведывательных оперативных баз, до того, что было определено как минимальное присутствие – примерно 2500 военнослужащих, поддерживающих более крупные базы.
...
Но без какого-либо американского военного и разведывательного присутствия за пределами посольства в Кабуле, столкнувшись с военным и пропагандистским наступлением талибов и подорванным непростыми отношениями Гани с его собственными национальными политическими партнерами, разведывательное сообщество предупредило, что правительство Афганистана может распасться в считанные дни. Так оно и случилось."