
«Мы не можем быть заинтересованы в том, чтобы участвовать в этой конфронтационной шумихе. Мы хотим диалога и добрососедских отношений с Россией. ...В конце концов, никто не заинтересован в том, чтобы постоянные провокации когда-нибудь переросли в серьезные столкновения — и уж точно не здесь в Европе».
«Франкфуртер альгемайне» представила эти слова как косвенный ответ на опубликованное в ее же сегодняшнем номере интервью с Анналеной Бербок — лидер «Зеленых» говорила там о необходимости жесткого курса в отношении Москвы и Пекина, о том, что нужно больше давить на Россию в связи с ситуацией вокруг Украины, и предлагала отказаться от политической поддержки СП-2.
Мы это интервью прочитали полностью, и на первый взгляд позиция Бербок там выглядит действительно чуть ли не «ястребиной». Но на самом деле у того же Мааса до его вступления в нынешнюю должность были высказывания и порезче. Да и после вступления нынешний глава немецкого МИД никогда не отличался особым «пониманием России».
К тому же надо учитывать, что все то, что сейчас излагает Бербок — это, по сути, чистая теория. На практике все может оказаться несколько сложнее. И как показывает опыт — так оно обычно и бывает.
От некоторых вопросов — например о том, стоит ли поставлять Украине оружие — Бербок в интервью вообще уклонилась. Возможно, из-за нежелания подставлять себя лишний раз под критику, но вполне вероятно, что и просто по причине отсутствия какой-то однозначной позиции. Внешней политикой кандидат в канцлеры от «Зеленых» никогда особо не занималась, хотя в интервью она выглядела достаточно подкованно.
Но вот на что мы действительно обратили бы внимание, так это на вполне реалистичный подход Бербок даже к таким чувствительным для «Зеленых» вопросам как зарубежные операции бундесвера и американское ядерное оружие на территории Германии — и операции при необходимости вполне возможны, и бросаться сломя голову выводить ЯО тоже никто не собирается. И даже отказ от СП-2, по ее словам — не «красная линия» на будущих коалиционных переговорах.
Но все это, конечно, не означает, что с приходом к власти «Зеленых» российско-германские отношения не изменятся. Изменятся, и по всей видимости, не в лучшую сторону. Впрочем, они и без того двигаются в этом направлении последние семь, а то и все девять лет.
















