dbt tool первыми показали миру как можно создать успешный продукт, продвигая, его в дата сообществах.
Изначально сам продукт использовался для задач консалтинг компании Fishtown Analytics, которая делала BI для стартапов.
Благодаря облачным вычислениям, любая компанию после 2012 года (год запуска Amazon Redshift) могла легко и дёшево создать инфраструктуру аналитики и потом прикрутить простенький BI инструмент, да или вовсе обходиться SQL и Python.
Позже (а может и сразу) ребята из рыбного города сделали продукт открытым ПО и потихоньку набирали популярность, изначально просто ради привлечения клиентов стартапов.
Время шло, сообщество росло и крепчало, вносило изменения в продукт и можно было легко понять, куда нужно развиваться, какие фичи добавлять.
А потом, все венчурные фонды прочюхали рынок даты, и стали туда вливать много много денег.
Жалко Kettle/Pentaho DI не дождался своего часа, а то бы и в них влили сотню млн долларов на развитие, но их прохерили хитачи, которые их купили. Вообще странная компания Hitachi, даже есть представительство консалтинга в Ванкувере, наверно у них там дата камикадзе работают😬
Так вот, стали появляться коммерческие версии опенсорсных продуктов для данных, для ETL, для BI. Да и не только открытое ПО взлетело. Коммерческие продукты для аналитики всех цветов и мастей тоже получили бабло, а кого-то даже купили за млрды!🔥
Так вот, дошла очередь до dbt, им дали денюшку на коммерческий продукт - dbt cloud. Вроде он хороший, но можно и без него обойтись. Ценность пока для меня не ясна, но попытка хорошая.
В целом dbt всем показал, как можно сделать open source решение, быстро нагнать народ в сообщество и потом этому же сообществу продать свой продукт. Отличный пример это Airbite. Его фаундеры про это не стеснялись, так и говорили. Думаю Great Expectations там же рядом. И ещё много желающих. Можно и другую стратегию выбрать, например Partner Connect от Snowflake. Продать душу йети, так сказать.
Я точно уверен, что развивать продукт через сообщество это круто, но мне кажется нереально пройти путь dbt 8-10 лет за 1-2 года другим компаниям, даже с хорошим инвестированием. Народ быстро поймет, что к чему.
PS вообще я хотел скинуть
статью про обзор 3х дней конференции coalesce от dbt, которую написал какой-то workflow manager продукт. (опять же для привлечения клиентов) Но потом меня накрыл поток мыслей 🤪