РАЗБОР ВЫСТУПЛЕНИЯ ГЛАВЫ РЕГУЛЯТОРА В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Вчера, Председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка
Мадина Абылкасымова (М.А.) доложила о мерах по реализации поручений Главы государства.
М.А.:
В феврале текущего года будет завершена независимая оценка качества активов банковской системы, начатая в 2019 году.
Комментарий RT:
AQR был завершён в прошлом году. Сейчас остаются планы по устранению замечаний и вопросы докапитализации банков.
М.А.:
Оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств.
Комментарий RT:
Несомненно, дополнительные провизии требуются большинству банков, с которыми они должны определиться до выхода аудированной отчётности (март).
Понятия рыночные условия могут сильно отличаться от нашего понимания. У НБРК и Регулятора рыночные условия могут быть значительно ниже в отличие от реальных сделок, которые проходят на KASE. Если банки могут привлекать дополнительный капитал на рыночных условиях, то им не нужен Национальный банк или Регулятор. Они могут привлечь капитал на KASE, МФЦА или привлечь инвестора.
Бюджетные средства (в терминологии регулятора) – это те средства, которые выделяются из Республиканского бюджета. Они отличаются от понятия средства налогоплательщиков, так как Национальные банк не финансируется из бюджета. То есть, если помощь будет оказана за счёт НБРК, то это не относится к бюджетным средствам.
М.А.:
Для обеспечения стабильности финансового сектора на системной основе с 2020 года на полномасштабной основе будет внедрен риск-ориентированный надзор (РОН) в банковском и страховом секторах. РОН будет усилен мерами макропруденциального регулирования, проводимыми совместно Агентством и Национальным Банком в рамках Совета по финансовой стабильности.
Комментарий RT:
Риск-ориентированный надзор был внедрен в 2019 году и никак себя не проявил. Более того, провальная в прошлом работа регулятора не даёт оснований полагать, что банки будут лучше регулироваться. Даже если регулятор сможет как-то улучшить свой надзор относительно предыдущих лет, банки научатся лучше прятать свои проблемы. В банках работают более компетентные специалисты с профессиональными сертификатами, а также имеющие более высокий уровень зарплаты.
Также, не публикуется один из главных документов по финансовой стабильности –
Отчёт о финансовой стабильности. Последний Отчёт был в 2018 году, который покрывал периоды с 2015 по 2017 годы, что делает его крайне бесполезным.
М.А.:
Оздоровление банковской системы будет способствовать увеличению кредитования экономики банками. Одновременно с этим будут предложены меры для расширения возможности кредитования малого и среднего бизнеса, в том числе в рамках программы кредитования приоритетных отраслей экономики.
Комментарий RT:
Мы считаем, что здесь у Регулятора недостаточно оснований утверждать подобное. Это противоречит предыдущему тезису касательно риск-ориентированного надзора. Если регулятор научится лучше выявлять проблемы и надзор усилится, более вероятно, что это приведет к снижению кредитования, а не его увеличению. Также оздоровление БВУ никак не повлияет на риск профайл казахстанских заёмщиков и не создаст спрос на кредиты с высокой ставкой.
О расширениях возможности кредитования малого и среднего бизнеса мы слышим с 2010 года (ДКБ 2020), однако
цели, поставленные к 2015 году, не были
выполнены в 2019 году. Подобные механизмы наносят также и вред экономики, создавая искажения на рынке.
М.А.:
Агентство продолжит мониторинг эффективности принятых регуляторных мер для ограничения стремительного роста потребительского кредитования.
Комментарий RT:
Принятых мер недостаточно для ограничения стремительного роста потребительского кредитования, учитывая, что это становится трендом в кредитовании. Мы считаем, что необходимо ограничить ежегодный рост потреб.кредитования на уровне не более 10%.
@RiskTakersKZ