Size: a a a

2020 January 24
Risk Takers
ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА СОЗДАДУТ ЦЕНТР АНЛИЗА И МОНИТОРИНГА РЕФОРМ

Сегодня состоялось расширенное заседание Правительства с участием Президента. Мы подготовим отдельные комментарии к сегодняшнему заседанию, а сейчас хотим отметить один из пунктов. Он касается поручения по созданию аналитического центра при Администрации Президента.

Цитата:
«Поручаю создать Центр анализа и мониторинга социально-экономических реформ при администрации президента. Центр будет функционировать на общественных началах. Помимо сотрудников Администрации президента в него войдут представители научного и экспертного сообщества. Может по мере развития этого института он будет преобразован в Агентство по реформам при президенте. Пока же давайте создадим Центр анализа и мониторинга социально-экономических реформ без каких-либо бюджетных затрат».  

Мы считаем, что в данном Центре анализ должен проводиться с глубоким пониманием экономики и на основе эмпирических доказательств (Evidence based). Более того, нужно повышать риск-культуру и проводить анализ реформ с учётом рисков.

Авторы телеграм-каналов @RiskTakersKZ и @tengenomika Тимур Абилкасымов и Олжас Тулеуов готовы войти в состав экспертов Центра и поделиться своей экспертизой. Мы будем рады внести свой вклад и давать качественную аналитику. Мы считаем, что в новый Центр должны входить эксперты, имеющие подтверждённые профессиональные знания.

@RiskTakersKZ
@RiskTakersKZ и @tengenomika Тимур Абилкасымов и Олжас Тулеуов готовы войти в состав экспертов Центра и поделиться своей экспертизой. Мы будем рады внести свой вклад и давать качественную аналитику. Мы считаем, что в новый Центр должны входить эксперты, имеющие подтверждённые профессиональные знания.

@RiskTakersKZ
источник
2020 January 25
Risk Takers
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В СТРАНАХ С ВЫСОКОЙ КОРРУПЦИЕЙ

Не так давно нас посетила идея сделать исследование на тему «Управление рисками в странах с высоким уровнем коррупции». После изучения литературы и нескольких сессий мозгового штурма мы решили ограничить выборку постсоветскими странами. Будучи специалистами из Казахстана, мы начали с Алматы и поняли, что исследование должно быть акцентировано на банковском секторе. Банки являются организациями, которые управляют рисками, чтобы зарабатывать. То есть, управление рисками должно напрямую отражаться на банковском секторе страны. В качестве показателей мы выбрали:

1)  Оценку страновых рисков в банковской сфере (BICRA);
2)  Индекс восприятия коррупции (Corruption perception index – CPI);
3)  Суммы, потраченные на спасения банков;
4)  Банкротство банков;
5)  Еще несколько метрик и показателей сейчас обсуждаются.

После выбора метрики и обсуждения подходов, мы четко решили побывать в финансовых центрах стран, которые мы выбрали для исследования. Точнее, это несколько стран СНГ занимающие место в рейтинге CPI выше 100-го.

В Алмате (Казахстан – 113 место в CPI) поговорили с риковиками банков, где подтвердили несколько гипотез. После мы поехали в Бишкек (Кыргызстан – 126 место в CPI), где в основном докладывались мы. Советник Премьер-министра КР подтвердил наши выводы из анализа. Мы планируем еще несколько бесед с рисковиками банков Кыргызстана.
После окончания AQR мы решили вернуться в Алмату и поговорить с руководителями нескольких банков и рисковиками, чтобы понять, какова ситуация с оценкой активов.
Следующей остановкой стал Ташкент (Узбекистан – 153 место в CPI). Там мы провели конференцию, где удалось побеседовать более чем с 30-ю рисковиками и руководителями банков.

Сегодня мы вернулись из Москвы (Россия – 137 место в CPI), где побеседовали с риковиками и коллегами из ЦБ РФ. Получилась очень интересная беседа. Рисковики БВУ рассказывали о том, как сейчас развивается банковский сектор. Очень много говорилось о цифровизации банков и Сбербанке. Также поговорили о регулировании. Был отмечен приход Тулина Д.В. в ЦБ РФ, который курирует вопросы регулирования и надзора.

Мы снова собираемся побеседовать с коллегами из Алматы, в начале февраля, для уточнения и полноты анализа. Затем мы вернемся в Ташкент и конечно не оставим без внимания Киев (Украина – 126 место в CPI).

Если у вас есть идеи или вы хотите поучаствовать в нашем исследовании пишите на @RiskTakers_bot

@RiskTakersKZ
источник
2020 January 27
Risk Takers
​​ВОРКШОП ПО РИСКАМ

Друзья, спасибо всем, кто пришел на workshop, который вчера проводили Асель Мусагул и автор канала @RiskTakersKZ Тимур Абилкасымов. Асель и Тимур поделились следующими темами:

•  Фундаментальные драйверы цен сырьевых товаров
•  Количественные характеристики спот и форвард рынков
•  Оценка волатильности
•  Риск метрики: Value at Risk и Expected Shortfall
•  Управление рисками через инструменты хеджирования

Воркшоп состоял в основном из практического материала. Спикеры также поделились своими моделями в excel, которые участники смогут применить у себя в работе. После выступлений участникам воркшова были вручены сертификаты об участии.

Дорогие Алматинцы, Тимур и Асель готовят воркшоп для проведения в Алмате – 1 февраля. Все желающие, могут зарегистрироваться по ссылке или по номеру +7 708 618 2986 Габит.

@RiskTakersKZ
источник
Risk Takers
ДЕПУТАТСКИЕ ЗАПРОСЫ ЗА ЯНВАРЬ

С начало года депутаты Мажилиса сделали 13 запросов. Давайте рассмотрим первые 6 запросов.

🔹Nur Otan + Народные коммунисты

Тема:
Вопросы тарифной политики отраслевых министерств

Комментарий RT:
Депутаты указывают на то, что тарифная политика Минздрава с сентября 2018 года менялась 7 раз и больницы практически перестали оказывать дорогие услуги. Более того, депутаты считают, что больницы, это организации с непредсказуемым бюджетом. Депутаты просят провести комплексный анализ, для внесения изменений. Такое ощущение, что депутаты призывают членов Правительства к адекватности. Еще неплохо бы разобраться в причинах частой смены тарифов и наказать любителей изменений.

🔹Nur Otan

1)  Тема:
По вопросам жилищно-коммунального хозяйства

Комментарий RT:
Депутаты обращаются к Правительству с вопросами процедурного и технического характера. Возмутительным выглядят запоздалые требования. Тут больше вопросов к депутатам, куда они смотрели, когда принимали закон по вопросам жилищно – коммунального хозяйства.

2)  Тема: Касательно Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства "Еңбек"

Депутат просит Вице-премьера принять меры для доведения до населения об изменениях в рамках внедрения адресной социальной помощи нового формата и создании информационной базы по всем видам оказываемых услуг и помощи. Также Депутат просит увеличить объём финансирования для безвозвратных грантов на открытие микро и малого бизнеса, и повышения суммы до 1 млн тенге.

Комментарий RT:
Подобные заявление депутатов являются доказательством популизма, который есть в Мажилисе.

3)  Тема: По вопросам тарифов на электроэнергию крупных энергоснабжающих организаций

Цитата
Уважаемый Роман Васильевич, на основании вышеизложенного, прошу Вас рассмотреть следующие вопросы:
- постепенно отказаться от политики сдерживания тарифов для населения за счет других категорий потребителей, и установить одинаковые справедливые цены для всех групп потребителей

Комментарий RT:
Мы никогда не сомневались, что у нас народные депутаты. Просто поднять населению тарифы выглядит странно. Возможно депутат забыла написать, что вопрос стоит лучше изучить или провести необходимый анализ, для понимания доли расходов предпринимателей и только после этого продвигать интересы бизнеса.  Такие запросы позволяют нам понимать, кто из депутатов лоббирует интересы.


🔹Народные коммунисты

Тема:
Вопрос реализации изменений в секторе обрабатывающей промышленности

Депутаты считают, что качественных изменений в экономике не наблюдается и главная цель ГПИИР не достигнута. Депутаты также отмечают необходимость интеграции в глобальные цепочки добавленных стоимостей.

Комментарий RT:
Бюджет программы ГПИИР 2020-2024 составляет около 800 млрд тенге ($2.12 млрд), в то время как на ГПИИР 2 (2015-2019гг) было выделено 643.9 млрд тенге или более $3.5 млрд по курсу 2014 года (принятие программы). Не трудно заметить, что полезность программы будет снижаться, хотя вряд ли кто-то будет ждать успеха от программы на которую не выделяется достаточно средств.


🔹Ассамблея народов Казахстана

Тема:
По вопросам координации службы скорой помощи

Депутаты просят вернуть судебно-медицинскую экспертизу из Министерства юстиции в Министерство здравоохранения и передать координацию скорой помощи в ведение районных отделов здравоохранения.

Комментарий RT:
Наше отношение к медицине негативное, так как слишком  проблем в Минздраве. Мы помним какие зверства проделывали врачи и как часто они ошибаются в своей работе. Подобными запросами, которые не заставят реформировать Минздрав депутаты ничего не добьются, а людям придется сталкиваться с некомпетентностью и халатностью врачей.

@RiskTakersKZ
источник
Risk Takers
ЗАЧЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА АНАЛИЗ РИСКОВ

Вчера Президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич поручил принять решительные меры из-за китайского коронавируса. Следом Премьер-министр Аскар Мамин провел совещание по вопросу защиты от китайского коронавируса. Несомненно, это правильные действия со стороны руководства страны, однако решительными они стали несколько поздно.

Для своевременного реагирования на подобные риски, стоит систематизировать работу по выявлению рисков. Также стоит разработать документ, в котором были отражены ключевые риски и специальные планы по их минимизации.
Мы уже неоднократно предлагали создать специализированный департамент, который занимался бы анализом рисков в АП.

@RiskTakersKZ
источник
2020 January 28
Risk Takers
МОГУТ ЛИ ЗАПАДНЫЕ ФИРМЫ ПРЕКРАТИТЬ ПОЛУЧАТЬ ПРИБЫЛЬ ОТ КОРРУПЦИИ БЕДНЫХ СТРАН?

С таким заголовком на днях вышла статья в New York Times. В статье говорится о дочери бывшего президента Анголы Изабель душ Сантуш, которой предъявят обвинения в коррупции и отмывании денег. Ей помогали авторитетные консультантыMcKinsey & Company, Boston Consulting Group и бухгалтеры из PwC.

Мы знаем, насколько хорошо засели эти консультанты в странах с высоким уровнем коррупции и как они работают у нас. Им выгодно помогать приближенным к власти, как видно на примере дочери президента Анголы, которая заставила своего отца перераспределять государственные деньги ей.

Во вторник Глобальный председатель PwC Боб Мориц заявил газете The Guardian, что он «шокирован и разочарован» раскрытием того, что PWC сделала для г-жи душ Сантуш, и что компания проведет расследование и примет меры.

Мы не сомневаемся, что подобные заявления ничего не изменят и нам придется мириться с этим. Возможно в Казахстане PWC даже предпринимать ничего не будет, не говоря уже о других компаниях из «четвёрки».

Для справки, госпожа душ Сантуш и ее муж Синдика Доколо настаивают, что они заработали свое состояние, оцениваемое более чем в 2 миллиарда долларов, честно и самостоятельно, и что теперь они являются жертвами политической «охоты на ведьм».

Профессор международной политики в Оксфорде Рикардо Соареш де Оливейра считает, что западные консультационные фирмы пришли в Анголу почти два десятилетия назад, мировое финансовое сообщество рассматривало их как силу добра: привнесение профессионализма и более высоких стандартов в бывшую португальскую колонию, разоренную годами гражданской войны. Но в конечном итоге они взяли деньги и сделали то, что просили их клиенты.

Нам нужно извлекать хоть какие-то уроки и Правительству совместно с регулятором РК стоит внести изменения в законы, обязывающих юридические, бухгалтерские и консалтинговые фирмы сообщать о подозрительной деятельности, например, похожей на отмывание денег или коррупцию.

Как думаете, «Большая тройка» консалтинговых компаний и «Большая четвёрка» занимаются подобным в Казахстане?

@RiskTakersKZ
источник
2020 January 29
Risk Takers
​​РАЗБОР ВЫСТУПЛЕНИЯ ГЛАВЫ РЕГУЛЯТОРА В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

Вчера, Председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова (М.А.) доложила о мерах по реализации поручений Главы государства.

М.А.:
В феврале текущего года будет завершена независимая оценка качества активов банковской системы, начатая в 2019 году.

Комментарий RT:
AQR был завершён в прошлом году. Сейчас остаются планы по устранению замечаний и вопросы докапитализации банков.

М.А.:
Оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств.

Комментарий RT:
Несомненно, дополнительные провизии требуются большинству банков, с которыми они должны определиться до выхода аудированной отчётности (март).

Понятия рыночные условия могут сильно отличаться от нашего понимания. У НБРК и Регулятора рыночные условия могут быть значительно ниже в отличие от реальных сделок, которые проходят на KASE. Если банки могут привлекать дополнительный капитал на рыночных условиях, то им не нужен Национальный банк или Регулятор. Они могут привлечь капитал на KASE, МФЦА или привлечь инвестора.

Бюджетные средства (в терминологии регулятора) – это те средства, которые выделяются из Республиканского бюджета. Они отличаются от понятия средства налогоплательщиков, так как Национальные банк не финансируется из бюджета. То есть, если помощь будет оказана за счёт НБРК, то это не относится к бюджетным средствам.

М.А.:
Для обеспечения стабильности финансового сектора на системной основе с 2020 года на полномасштабной основе будет внедрен риск-ориентированный надзор (РОН) в банковском и страховом секторах. РОН будет усилен мерами макропруденциального регулирования, проводимыми совместно Агентством и Национальным Банком в рамках Совета по финансовой стабильности.

Комментарий RT:
Риск-ориентированный надзор был внедрен в 2019 году и никак себя не проявил. Более того, провальная в прошлом работа регулятора не даёт оснований полагать, что банки будут лучше регулироваться. Даже если регулятор сможет как-то улучшить свой надзор относительно предыдущих лет, банки научатся лучше прятать свои проблемы. В банках работают более компетентные специалисты с профессиональными сертификатами, а также имеющие более высокий уровень зарплаты.
Также, не публикуется один из главных документов по финансовой стабильности – Отчёт о финансовой стабильности. Последний Отчёт был в 2018 году, который покрывал периоды с 2015 по 2017 годы, что делает его крайне бесполезным.

М.А.:
Оздоровление банковской системы будет способствовать увеличению кредитования экономики банками. Одновременно с этим будут предложены меры для расширения возможности кредитования малого и среднего бизнеса, в том числе в рамках программы кредитования приоритетных отраслей экономики.

Комментарий RT:
Мы считаем, что здесь у Регулятора недостаточно оснований утверждать подобное. Это противоречит предыдущему тезису касательно риск-ориентированного надзора. Если регулятор научится лучше выявлять проблемы и надзор усилится, более вероятно, что это приведет к снижению кредитования, а не его увеличению. Также оздоровление БВУ никак не повлияет на риск профайл казахстанских заёмщиков и не создаст спрос на кредиты с высокой ставкой.
О расширениях возможности кредитования малого и среднего бизнеса мы слышим с 2010 года (ДКБ 2020), однако цели, поставленные к 2015 году, не были выполнены в 2019 году. Подобные механизмы наносят также и вред экономики, создавая искажения на рынке.

М.А.:
Агентство продолжит мониторинг эффективности принятых регуляторных мер для ограничения стремительного роста потребительского кредитования.

Комментарий RT:
Принятых мер недостаточно для ограничения стремительного роста потребительского кредитования, учитывая, что это становится трендом в кредитовании. Мы считаем, что необходимо ограничить ежегодный рост потреб.кредитования на уровне не более 10%.

@RiskTakersKZ
источник
Risk Takers
​​212 ТЕНГЕ ЗА ЛИТР БЕНЗИНА

В сети активно рассылается коммерческое предложение ТОО «КазМунайГаз – Аэро», где компания сообщает контрагентам о готовности поставки нефтепродуктов по талонной системе до конца 2020 года по ценам:

•  АИ-92 - 181 тенге за литр;
•  АИ-95 - 193 тенге за литр;
•  АИ-98 - 212 тенге за литр;
•  дизельное топливо летнее - 217 тенге;
•  дизельное топливо зимнее - 299 тенге.

Подобная рассылка раннее, в 2017 году, уже вызывала недовольство в сети и среди клиентов. Тогда в КазМунайГазе дали подробный ответ, как производились расчеты цен.

Ответ:
В соответствии с Правилами ценообразования на нефтепродукты и сжиженный нефтяной газ стоимость на реализацию нефтепродуктов определяется в зависимости от срока приобретения и способов оплаты за нефтепродукты по утвержденной формуле расчета форвардных цен.
При расчете форвардных цен учитывается текущая цена, индекс инфляции в соответствии с прогнозом макроэкономических показателей, способ оплаты за нефтепродукты (предоплата, частичная предоплата либо оплата с отсрочкой платежа), расходы по хранению запасов более 60 дней, период срока реализации нефтепродуктов, безрисковая ставка (базовая ставка НБ РК).

Комментарий RT:
Разработчиком данной формулы
расчёта цен в 2016 году стал автор канала @RiskTakersKZ Тимур Абилкасымов. Ранее в практике КазМунайГаза не использовалось форвардное ценообразование и риски изменения цен не учитывались. Мы считаем, что КазМунайГаз сделал правильно, учитывая риски при формировании цен и полностью поддерживаем данный подход.

@RiskTakersKZ
источник
2020 January 30
Risk Takers
​​ВИЦЕ-МИНИСТР ГОВОРИТ О РИСКАХ

Вчера в эфире телеканала Хабар24, принял участие Вице-министр национальной экономики Жаслан Мадиев (Ж.М.).
Мы давно анализируем выступления и доклады политиков и обычно они говорят одно и тоже. Но в этот раз мы считаем, что Вице-Министра МНЭ РК стал говорить правильные вещи.

Ж.М.:
На рынке (в банках) есть ликвидность, но она короткая и дорогая. Государство это видит и подходит дифференцировано, в зависимости от размера бизнеса и внедряет программы развития. Программа ДКБ 2020 и другие. Но банки второго уровня подходят осторожно (при выдаче кредитов). В прошлом году банки были заняты AQR и это могло сдерживать рост освоения программ. Теперь Национальный банк понял где дно плохих активов и аппетит к риску, после очищения, у банков должен появиться.

Комментарий RT:
Государство не должно заниматься искажениями рынка и программы, такие как ДКБ 2020 (теперь 2025) и другие слишком долго существуют. Возможно пора изменить подходы поддержки бизнеса. Такие программы должны идти на снижение.

Несомненно, AQR занял много ресурсов банков и это могло отразиться на экономике. Однако, в этом по большей части виновато государство. Не следовало производить AQR в столь короткие сроки.

Аппетит к риску вернется при условии повышения достаточности капитала, а также снижения базовой ставки. Интересно, что Вице-министр мыслит как банкир.

Ж.М.:
Есть два пула, где можно применить банковскую ликвидность (которая сейчас в нотах НБРК). Когда у БВУ появится аппетит к риску, необходимо сесть с финансовыми институтами, частными инвесторами и разработать пакетные решение по ГЧП (государственно-частное партнёрство). ГЧП – это тот инструмент, который до конца не заработал. Необходимо чтобы по тем контрактам, которые заключаются в рамках ГЧП, банкам должно быть комфортно их финансировать.  Есть разные защитные инструменты по этим контрактам.

Комментарий RT:
Касательно пакетных решений – идея интересная. Возможно государству придется пойти на какие-то гарантии и насколько это будет поддержано в Правительстве мы не знаем. Но теоретически, идея Вице-министра может быть очень даже привлекательной для банков.

Ж.М.:
Второй пул. У нас в экономике есть ряд фондов, которые имеют проблемные активы, кредиты. С ними нужно работать. Это те активы, которые выведены из экономического оборота, так как банки не специализированные организации по плохим активам (по реабилитации).

Комментарий RT:
Мы считаем, что об этом теперь должен задуматься регулятор. Регулятор должен позаботиться о том, чтобы банки избавлялись от плохих активов своевременно.

Ж.М.:
Идет подготовительная работа по IPO (продажа доли компании на бирже). Но есть рыночные факторы. Нужно смотреть на рыночное окно, чтобы выходить на IPO. На этот год 8 компаний Самрук-Казана через IPO, SPO и привлечение инвестора готовятся к приватизации.

Комментарий RT:
Проблема Правительства, что они плохо коммуницируют свои планы и условия их реализации. Мы рады, что Самрук-Казына не выпустил, как обещал несколько компаний, таких как КМГ, КТЖ, Air Astana и другие в прошлом году. В 2019 году на биржу вышли несколько казахстанских компаний, такие как КазАтомПром и Халык банк. Также собирался выходить Kaspi. Компании пытались привлечь иностранных инвесторов, а у них есть определённые лимиты и аппетиты к риску. Если одновременно выпустить на биржу много нацкомпаний, мы будем вынуждены их продавать по низкой стоимости. Об этом мы напишем подробнее в отдельных постах.

P.S.
Надеемся в государственном аппарате появится больше чиновников, понимающих банковские особенности и умеющих думать риск-ориентированно.

@RiskTakersKZ
источник
Risk Takers
​​ИНФЛЯЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ СНИЖАЮТСЯ

По результатам квантификации опросов
по оценке инфляционных ожиданий, которые ежемесячно проводятся среди подписчиков телеграм-каналов @tengenomika, @financekaz и @risktakerskz, было определено, что в целом в декабре 2019 года ожидания по росту цен на продукты питания, непродовольственные товары и платные услуг через 12 месяцев ощутимо улучшились.

Так, если в ноябре прошлого года ожидаемый уровень инфляции был равен 7,6%, то в декабре он резко снизился до 6,3% (минимум с мая 2019 года), при том что фактический уровень годовой инфляции в течение данных месяцев сохранялся на отметке 5,4%.

В свою очередь,
количественно снижение инфляционных ожиданий в декабре произошло в связи с тем, доля респондентов, предполагающие более быстрого, чем сейчас роста цен, упало с 38% до 28% (минимум за все время наблюдений). Вместе с тем, с 51% до 54% выросла доля респондетов, по мнению которых в следующие 12 месяцев цены будут расти так же, как и сейчас.

Отметим, что подобное декабрьское смягчение ожиданий по инфляции могло быть связано, в первую очередь, со стабилизацией и дальнейшим укреплением курса тенге к доллару США, а также снижением самих девальвационных ожиданий.

Добавим, что по официальным данным Нацбанка в декабре 2019 года уровень ожидаемой через 12 месяцев инфляции составил 5,6% после ноябрьских 5,8%. И это был четвертый к ряду месяц в 2019 году, когда официальная оценка инфляционных ожиданий превысила фактический рост потребительских цен.

Телеграм-канал @tengenomika
источник
2020 January 31
Risk Takers
​​ДЕПУТАТЫ СПЯТ НА ЗАСЕДАНИЯХ?

Мы не верили когда нам говорили, что депутаты спят на заседаниях. Оказывается это правда. Депутат от партии Народных Коммунистов наверно сильно устал 😡

@risktakerskz
источник
Risk Takers
СПЯЩИЕ ДЕПУТАТЫ ДОЛЖНЫ УЙТИ В ОТСТАВКУ?
anonymous poll

ДА – 941
👍👍👍👍👍👍👍 96%

НЕТ – 39
▫️ 4%

👥 980 people voted so far. Poll closed.
источник
2020 February 02
Risk Takers
​​ВОРКШОП ОТ RISKTAKERS И МФЦА

Дорогие друзья, вчера в Алматы прошел Workshop, который провели Асель Мусагул (FRM, ERP) и автор канала @RiskTakersKZ Тимур Абилкасымов (FRM, COPR, CBiiiPro). Спикеры поделились следующими темами:

•  Фундаментальные драйверы цен сырьевых товаров
•  Количественные характеристики спот и форвард рынков
•  Оценка волатильности
•  Backtesting
•  Риск метрики: Value at Risk и Expected Shortfall
•  Управление рисками через инструменты хеджирования

Как и в прошлый раз, workshop состоял из практических знаний. В этот раз Асель и Тимур поделились методами, как в Excel рассчитать EWMA, GARCH, VaR, Expected Shortfalls и как прогнозировать спрос и предложение на нефтяном рынке. Более того, спикеры показали, как теоретические знания из FRM можно перенести в практику и сделать это в среде программирования «R». В R был продемонстрирован расчет GARCH, прогнозы временных рядов ARIMA, VaR и его бэктестинг (расчёт по формуле Kupiec). Выглядело все также, как в фильме «Предел риска».

Все участники и спикеры получили удовольствие и сертификаты об участии. Мы планируем периодически проводить подобные воркшопы. Если у Вас есть идеи или предложения по темам пишите к нам в бот @RiskTakers_bot.

Всех ждем на наших тренингах и воркшопах!

@RiskTakersKZ
источник
2020 February 03
Risk Takers
ДЕПУТАТСКИЕ ЗАПРОСЫ ЗА ЯНВАРЬ. ЧАСТЬ 2

С начало года депутаты Мажилиса сделали 13 запросов. Первые 6 запросов мы рассматривали ранее. В данном посте мы хотим рассмотреть еще 7 запросов.

🔹Народные коммунисты

1)  Тема:
Вопрос передачи Программы управления Государственным фондом недр

Цитата:
Ограниченность компетенций большинства современного чиновничества и приоритет своих интересов над государственными не позволяет им понять, что рационально управлять Государственным фондом недр, как того требует закон Республики Казахстан, можно, только используя профессиональные геологические знания, умения и опыт, а не поверхностные навыки кабинетного менеджмента.

Комментарий RT:
Мы думаем, что депутаты, под предлогом прозрачности отрасли, лоббируют конкретные интересы. Мы категорически против приоритетного права Казгеологии, которое создаст коррупцию. Мы знаем, что ряд депутатов, подписавшихся под этим запросом не знают, чего на самом деле хотят их коллеги.

2)  Тема: Вопрос повышения заработной платы сотрудникам органов судебно-экспертной службы, включая санитарный и технический персонал

Комментарий RT:
Дорогие депутаты, вы когда принимали бюджет, могли отразить повышение там. Стоило сократить расходы на ЭКСПО и прочие мероприятия, а здесь определить повышение.

🔹Ак Жол

1)  Тема:
Касательно проведения экзаменов на получение водительского удостоверения жителям сельских округов

Депутаты просят принять меры по организации в районных отделениях мест, для сдачи теоретического экзамена на знание правил дорожного движения.

2)  Тема: Касательно поправок в Правила организации обменных операций с наличной иностранной валютой в РК

Комментарий RT:
Запрос крайне запоздалый. Мы писали об этих проблемах в начале августа прошлого года. Возможно депутатам стоит подписаться на наш канал и узнавать подобные новости своевременно.

3) Тема: По вопросу правового беспредела действий ТОО "Бизнес-Тайм-Астана"

Сотни людей не были переселены, так как им было обещано. По сути, жители были обмануты ТОО и вложив от 6 до 12 тысяч долларов не получили подтверждающие документы.

Комментарий RT:
Хороший запрос. Стоило также включить в список адресантов Генерального прокурора.

4)  Тема: Проблемы реального кредитования бизнеса банками второго уровня из средств выделенных государствами за годы экономического кризиса

Цитата:
Однако, несмотря на то, что со дня направления запроса прошло ровно два месяца, ответ фракции «Ак жол» до сих пор не представлен.

Комментарий RT:
Ак Жол одна из немногих партий, которая может задавать вопросы, пока не получит ответов. Это нас радует, но возможно депутатам стоит ставить вопрос ребром, за неисполнение Конституционного закона.

🔹Ассамблея народов Казахстана + Nur Otan

Тема: Почтальондардың жалақысының төмендігі жөнінде

Цитата (перевод):
1)
 Почтовая служба также способствует внедрению общественных связей в стране.
2)  Какой закон в отношении «Казпочты» назначает вышеупомянутые (прим. меньше 42к) оклады почтальонам, а также какие меры принимаются для повышения окладов таких работников.

Комментарий RT:
1)
 Whatsapp и telegram способствуют внедрению общественных связей намного лучше.
2)  Возможно почтальоны не работаю по 8 часов 5 дней в неделю.

@RiskTakersKZ
источник
Risk Takers
Чем по Вашему мнению является для экономики Казахстана супервысокие цены на нефть?
Анонимный опрос
36%
Спасением
43%
Угрозой
21%
Не знаю
Проголосовало: 2911
источник
Risk Takers
Как по Вашему мнению, в целом изменятся цены на продукты питания, непродовольственные товары и услуги в Казахстане в следующие 12 месяцев (включая февраль)?
Анонимный опрос
23%
Будут расти быстрее, чем сейчас
40%
Будут расти так же, как сейчас
3%
Останутся на прежнем уровне/неизменными
4%
Будут расти медленнее, чем сейчас
28%
Будут снижаться
2%
Затрудняюсь ответить
Проголосовало: 3636
источник
Risk Takers
Каковы Ваши ожидания относительно обменного курса USDKZT в феврале?
Анонимный опрос
44%
Вырастет
19%
Не изменится
30%
Снизится
7%
Затрудняюсь ответить
Проголосовало: 4146
источник
2020 February 04
Risk Takers
АЙФОНЫ МОГУТ ПОДОРОЖАТЬ ИЗ-ЗА КОРОНАВИРУСА

Несколько дней назад компания Apple заявила, что закрывает 42 своих розничных магазина в Китае, а также другие корпоративные местоположения, по крайней мере, на восемь дней, до 9 февраля. Аналогичные закрытия происходят по всей стране, замораживая цепочки поставок технологий и создавая новые трудности на рынке.

Если производство Iphone будет приостановлено, в то время, когда Apple планировала увеличить на 10% производство Iphone 11, мы полагаем, это может отразиться на ценах. Если трейдеров и финансистов беспокоит снижение стоимости акций, то наших любителей яблочного телефона может беспокоить повышение стоимости телефона. Особенно это касается тех, кто собирается покупать телефоны в ближайшее время. Например, на 14 февраля или 8 марта.

С точки зрения цепочек поставки, стоит сделать некоторые допущения. Например, сейчас на складах имеются ранее закупленные товары, которых может хватить на несколько месяцев при условии отсутствии ажиотажа. Но предприимчивые продавцы могут воспользоваться ожиданиями или сами создать ажиотаж.

Мы считаем, что эффект от короновируса будет иметь относительно краткосрочный характер (менее года). Воспользоваться потенциальным недостатком на рынке могут не только продавцы, но и конечно банки, которые выдают потребительские кредиты.

Ждём очередной вертолёт с деньгами от наших розничных банков и будем наблюдать как поведут себя продавцы.

P.S.
Только что коллеги с ЦУМа (Алматы), подтвердили, что цены пока никак не отреагировали на Коронавирус.

@RiskTakersKZ
источник
2020 February 05
Risk Takers
КТО ЛОББИРУЕТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ МОНОПОЛИЮ?

Мы в трёх постах отмечали, что сейчас активно продвигаются интересы Казгеологии. Её хотят сделать монополистом в отрасли, а именно отдать приоритетное право на недропользование.

В первом посте мы говорили об академике, который пошёл к Президенту с идеями по «совершенствованию» геологической отрасли. Немногим позже его поддержали депутаты и сделали запрос в Канцелярию Премьер Министра и министерства. В втором посте мы рассказывали, как Министерство экологии геологии и природных ресурсов (МЭГПР) включилось в продвижение, несмотря на негативное заключение Счётного комитета. Следом депутаты решили действовать через депутатские запросы (3 пост).

Не выдержав откровенное продвижение интересов Казгеологии (в нарушение Yellow Pages), Национальная Палата Предпринимателей организовала заседание Подкомитета геологической отрасли. Спасибо НПП, за то, что дали бизнесу высказать своё мнение.

На заседании приняли участие представители бизнеса, Депутат-коммунист, которая активно голосует за Казгеологию, сотрудники Казгеологии, комитет геологии. Интересно, что на заседании отсутствовали коллеги из МЭГПР. Возможно они больше не хотят продвигать Казгеологию и просто решили абстрагироваться.

Более того, обсуждение инициативного закона идёт без получения заключения на наличие коррупционных рисков. Мы считаем, что коррупционные риски существенно вырастут и конкретная мотивация движет заинтересованными в принятии данных поправок.

Итоги голосования по определению Приоритетного права за Казгеологией:

ЗА:
•  Депутат-коммунист Баймаханова Г.А.
•  Казгеология

ПРОТИВ:
•  Полиметалл
•  ERG
•  Казахмыс
•  Асоциация ГМК
•  Представители бизнеса с регионов

Несмотря на то, что было большинство противников Приоритетного права, Депутат-коммунист не хочет принимать окончательную позицию бизнеса и считает, что есть ещё шанс получить положительное заключение от Администрации Президента и Канцелярии Премьер-Министра.

Хочется, чтобы Администрация Касым-Жомарта Кемелевича, не позволяла увеличивать роль государства в экономике. Мы надеемся, что ИАЦ КПМ не оставят без внимания мнение бизнеса и покажут Премьер-Министру кто, желает монополизировать геологическую отрасль.

P.S.
Видео - голосование по принятию поправок

@RiskTakersKZ
источник
2020 February 06
Risk Takers
​​КРИВАЯ ДОХОДНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ И ЗАЧЕМ ОН НУЖНА?

Сложная ситуация на финансовом рынке Казахстана, постоянно требующие помощи банки и множество других проблем не позволяют выстроить «нормальную» кривую доходности.

Для начала нужно пояснить, что такое кривая доходности и почему о ней часто упоминают финансисты.

Кривая доходности – это кривая, показывающая доходность (%) или процентные ставки по разным выпускам облигаций. «Нормальной» кривую можно назвать, если с увеличением дней до погашения увеличивается ставка доходности.

Когда на рынке проявляются неблагоприятные факторы, влияющие на экономических агентов, это отражается на кривой доходности.  То есть, когда доходность по краткосрочным облигациям становится выше долгосрочных, это может быть сигналом для беспокойства на кредитных рынках и в целом для экономики.

Национальный банк РК давно пытается выстроить «нормальную» кривую доходности.
Доходность последних размещений нот НБРК:

•  7 дней – 8.8375%,
•  28 дней – 9.352%,
•  90 дней – 9.8948%,
•  182 дня – 10.0710%,
•  364 дня – 10.1433%,

Как мы видим ноты НБРК, демонстрируют «нормальную» кривую. Давайте взглянем на кредитный рынок.

•  До 1 мес. – 12.2%,
•  От 1 до 3 мес. – 11.5%,
•  От 3 мес. до 1 года – 12%,
•  От 1 года до 5 лет – 11.7%,
•  Свыше 5 лет – 16.3%.

В данном случае кривая доходности по кредитам не отражает детерминический тренд. На первом временном отрезке ставка снижается с увеличением срока, а на втором отрезке увеличивается. Такая последовательность повторяется несколько раз. Можно сделать вывод, что на кредитном рынке нет «нормальной» кривой.

Для полного понимания следует проанализировать доходность по государственным ценным бумагам РК. В них ставка доходности до 1 года демонстрирует позитивный тренд и наблюдает положительный тренд, однако нет явной зависимости.  Коэффициент корреляции составил 61.6%. Данный тренд непостоянный. Доходность ГЦБ с сроком погашения более года демонстрирует отрицательную корреляцию -89%.

Как было упомянуто ранее, кривая доходности может сигнализировать о неблагоприятных факторах на финансовых рынках. В данном случае это очевидно. Разнонаправленная кривая доходности, снижающиеся корпоративные кредиты и быстрорастущие потребительские кредиты, банки, которые постоянно дефолтятся и ряд иных факторов даёт нам достаточно оснований полагать, что на финансовом рынке Казахстана не всё благоприятно.

P.S.
Данный пост был вдохновлён коллегами из квазигосударственных компаний, которые обратились из-за отсутствия необходимых данных на KASE.KZ. На сайте Фондовой биржи, в файлах с рыночной оценкой долевых и долговых ценных бумаг, пропал расчёт Доходности до погашения с 3 декабря 2019 года.

KASE.KZ. На сайте Фондовой биржи, в файлах с рыночной оценкой долевых и долговых ценных бумаг, пропал расчёт Доходности до погашения с 3 декабря 2019 года.

@RiskTakersKZ
источник