Идентификация рисков (Identification of risks).
.
Рассуждая и развивая риск менеджмент, порой уделяется мало внимания самому основному и первичному этапу,- идентификация рисков. Этот шаг отвечает за раннее определение рисков, препятствующих функционированию и достижению целей компании. Своевременная идентификация позволяет предотвратить или минимизировать потенциальные потери в случае свершения риска. Источников риска может быть множество, поэтому данный этап также отвечает за правильный подбор методик по борьбе с соответствующими рисками.
Для начала следует оценить реальность и актуальность поставленных целей, финансовую часть, график исполнения задач, зрелость компании, ключевые параметры производительности (key performance indicators, KPI), ожидания заинтересованных сторон и текущий план, внешние и внутренние зависимости, интероперабельность (interoperability), безопасность и другие показатели. Не стоит также исключать прошлый опыт и исторические данные не только данной компании, но и других в секторе. После обширного анализа и выявления рисков данные должны заноситься в реестр рисков и дополнять его.
Классический реестр состоит из описания риска, владельца риска, категории, вероятности, последствий, ответных мер, эффективности мероприятий и тд. Меры по минимизации являются самой объемной частью, потому что видов методик и процедур по борьбе становится все больше. Помимо распространенных типов, как интервью, опрос и SWOT-анализ, современные практики предлагают метод Дельфи (the Delphi Technique), метод Pre-mortem, матрицу вероятностей, VaR и прочее. Эти методы применяются как для качественного, так и количественного анализа идентификации. Концентрируясь на статистической стороне, количественный анализ важен для прогнозирования последствий в монетарном выражении, необходимый для приоритизации рисков, другими словами, downstream effect. В реестре рисков это отражается в графах категории и последствий рисков.
Очевидно, что процесс идентификации рисков затратен и требует определенных знаний, но критически важен. Компании должны взять этот процесс в привычку, потому что с ростом компании риски растут если не кратно, то пропорционально. А цель специалистов по рискам донести мысль, что идентификация рисков - это постоянный и повторяющийся процесс.