
Сегодня - три года со смерти режиссера Эльдара Рязанова. Пожалуй, я не вспомнил бы эту дату, но в запаснике у меня хранится отличная рецензия Виктора Мараховского на фильм "Гараж", которая ждала этого дня (пусть я ее и публиковал когда-то). Отличная она даже не по тому что качественно маркирует эту ленту, или ее создателя, вытащившего на свет монстра, но, глядите шире, блестяще разбирает причины краха СССР. Один из лучших текстов на эту тему.
https://www.nalin.ru/Retro-recenziya-Pochemu-Garazh-samyj-strashnyj-film-SSSR-5003
...А главное – реалистический сталинский идеализм (благополучие граждан, знания граждан и сознательность граждан должны расти строго синхронно) - был заменён идеализмом магическим, согласно которому вот организуем мы рационально производительные силы – и к 1980 г. будет достигнута великая цель.
По факту же - человеческую природу объявили греховной и начали «совершенствовать» в отрыве от реалий, заглушая естественный вопрос «почему в продаже нету нормальных дешёвых джинсов» тартюфовскими взываниями к Ленинским Идеалам. Заставили любить честный труд не потому, что он приносит справедливый результат – а потому, что «к высокому надо стремиться».
Естественно, это всё не изменило человеческой природы. Люди всё так же желали быть благополучны. Они всё так же искали пути и находили их.
Штука вся в том, что самыми материально успешными стали обладатели контрольного пакета идеализма. А также их дети, прислуга, шофёры любовниц и далее по списку.
В итоге в позднем СССР, где-то рядом с повседневным трудом и героизмом миллионов, было построено нечто парадоксальное – буржуазное общество, официально отвергающее буржуазность. И тем самым создавшее целый культ запретного, дефицитного и трудно доставаемого, от которого до сих пор многие очухаться не могут...