Моя хорошая подруга и авторка канала
https://t.me/warsagainstdisorder выдвинула тезис об ИГИЛ, как о национальном государстве. Если я правильно понял (а если нет, то, надеюсь, Елизавета меня поправит), отправной точкой для такого умозаключения послужил факт того, что сама концепция джихада была направлена изначально на внутреннего врага, относительно ислама, а во время Афганской войны 1979-1989 оказалась переориентирована на врага внешнего: как известно, одна из главных вещей, необходимых при создании нации — Внешний Чужой, осознаваемый как явный или не очень враг, на противопоставлении которому и создаётся образ нации.
Мне здесь видится неверным изначальное понимание ислама.
Для ислама характерна высокая степень децентрализации, отсутствие деления на "национальные церкви", подобно христианскому и — что самое главное — тотальное отрицание деления людей на нации, расы и народности. Перед лицом Аллаха равны, есть только мусульмане и не-мусульмане. Весь мир делится на Дар-аль-Ислам — землю ислама, где уже установилась власть истинной веры; Дар-аль-Курф — землю греха, где правят неверные; и Дар-аль-Харб — землю войны, где идут бои между мусульманами и неверными. Конечная цель данной войны — объединение всего мира под властью ислама.
В этой связи джихад
всегда направлен против внешнего врага, вне зависимости от того, кто он — это может быть и вражеский солдат на поле боя, и вражеский же диверсант в тылу. Модернизация этого термина происходила в новое время минимум дважды:
— В XIX-XX веках, когда любой военный конфликт Османской империи превращался в священную войну, т.к. официально османский султан был ещё и Тенью Пророка, халифом, владыкой над всеми мусульманами. Именно поэтому имам Шамиль на Кавказе воевал за него, именно поэтому во время Первой Мировой происходили диверсии и теракты со стороны мусульман в британской Юго-Восточной Азии и Австралии
— В 1979 году, когда после победы исламской революции в Иране родилась концепция двух дьяволов: СССР как малый сатана и США как большой.
Я бы сказал, что ИГИЛ это имитационное национальное государство — данная организация использует методы мобилизации национального государства в своей деятельности (от агитации, до попыток создания Халифата на территориях Сирии и Ирака), но сохраняя при этом их клерикально-экстремистское направление. Именно по этой же причине ячейки ИГИЛ за пределами зоны существтования данной политии воспринимаются его идеологами как передовые отряды шахидов, а не как представители национальной диаспоры, выступающей против "своего" центра.