Я совершенно случайно наткнулся на статью Бертрана Рассела "О происхождении фашизма" и оказался навеки ею впечатлён. Гений британской математики, историк идей и философии, убеждённый социалист и внук британского премьер-министра эпохи её имперского рассвета, Бертран Рассел пытается анализировать происхождение фашизма.
Рассел уверен, что в основу фашизма положен иррациональный дух. В принципе, я с этим согласен, просто я не считаю, что иррациональное — это плохо. Иррациональное даёт нам возможность сохранять самость себя и знакомых понятий, когда чрезмерно рациональное окружение раскладывает их до атомов.
А вот дальше начинается забавное. Во-первых, в фашисты, задним числом, Рассел записывает Карлейля и Мадзини. Я не математик и не философ, а историк. И терпеть не могу так называемую ретроактивность термина, когда какое-то событие пытаются описать в категориях, нерелевантных его времени существования. Запишите мне ещё в первые фашисты Калигулу, грубо говоря, ага. Карлейлю фашизм вменяется через то, что Карлейлю требовались короли-герои. Странно, что человек хочет видеть во главе монархического государства кого-то, кто бы выделялся из общей породы человеческой, да? А Мадзини инкриминируется то, что он ставил абстрактную моральную концепцию выше идеи демократии. Не признавал, так сказать, то, что христианскую мораль каждый может выполнять по-разному. Тут-то в мою голову закралась мысль, что это не потому, что Мадзини фашист, а потому что Рассел англиканская еретик-собака и Библию не открывал, поэтому даже не знает, что христианская мораль универсальна, а не инклюзивна для разного рода толкований.
Отдельно мне понравился заход про "националистическую лихорадку 1848 года, которая подменила универсальную истину набором национальных". Так и вижу, как до 1848 года весь мир жил в парадигме универсальной истины. От Мехико до Макао и от Ливерпуля до Кейптауна, да. Почему у каждого социалиста рано или поздно из бездн сознания прорывается масонщина, если дать ему возможность выговориться?
Короче, Рассел, может, и был гениальным математиком, но он же служит идеальным примером того, как пагубно заниматься сложными гуманитарными вопросами не-гуманитарию. Особенно, если он является платным госпропагандистом при этом. И смешно, и грешно. Грешно то, что есть люди, которые в это верят.