Грустно и противно это признавать, но Россия идёт по пути США с их феноменом школьных шутингов. Как мы когда-то писали, от американцев нас отличает только то, что достать стрелковое оружие в нашей стране сложнее и опаснее.
Общественность про шутинги предпочитает быстро забывать, так как примириться с мыслью о том, что наши дети хладнокровно убивают друг друга, способен далеко не каждый. Как правило, виновного быстро называют "выродком" и "уродом", то есть, исключают из числа себеподобных.
Когда произошла трагедия "Зимней вишни", все жаждали крови ответственных за преступную халатность. В случае с колледжем в Керчи такого скорее всего не будет, общество сконцентрируется на переживаниях и оплакивании детей. Ну, разве что попытаются обвинить охрану, упустившую стрелка, да посетуют на лёгкость получения оружия (опять же, это самые распространенные типы общественной реакции в США). Только вот вопрос преступной халатности стоит здесь так же остро.
Судя по обстоятельствам случившегося, Ростислав готовился к теракту тщательно и на протяжении долгого времени. И скорее всего молодой человек, запланировавший кровавый массовый теракт, так или иначе выдаст себя своим нестандартным поведением - в сети или в реале, дома или в колледже, среди друзей, учителей или родителей. Но никто не обратил на это внимание, потому что всем было насрать. Ведь у всех свои проблемы, и вообще этим должны заниматься родители, учителя, психологи и местные участковые. А я не при делах. Это другие не досмотрели. Мой-то пацан толковый, у него этого говна в голове нет. Примерно так все и думают - в итоге имеем что имеем.
Российские школы полны агрессии и насилия. Чуть не каждую неделю из наших школ приходят сводки об очередных случаях издевательства, травли, изнасилования, массовых избиений с тяжкими телесными и тд. Здорово, что наши учащиеся рвут весь мир на международных олимпиадах и конкурсах, только вот ужасы, как сегодня, в Артеке или Сириусе не случаются, они случаются в обычных школах и колледжах по всей стране. Там не готовят международных медалистов и будущую элиту, потому что нет ни денег, ни кадров, ни сил. Зато там учится абсолютное большинство наших детей, которым, судя по валу криминальных и околокриминальных новостей, находится там плохо и тяжело. И им надо помогать и спасать их. Но что делать?
Пример США красноречиво свидетельствует о том, что ставка на "патриотическое и религиозное воспитание" здесь не работает. Американская система образования вообще одна из самых патриотичных и "скрепных", ежедневные гимнопения и флагостояния успели стать штампом даже в голливудских фильмах. Однако от массового насилия в школах оно не спасает. У наших соседей-поляков, например, также присутствует обязательное патриотическое воспитание в школах, но польские дети убивают друг друга значительно реже. То есть условные факторы "больше муштры на плацу и молитв - меньше убийств и самоубийств" друг с другом коррелируют слабо.
Следовательно, необходимо сосредоточиться на другом - КАЧЕСТВЕННОМ улучшении психологической работы в учебных заведениях. Школьный психолог, медсестра, сами педагоги должны постоянно держать руку на пульсе и оперативно докладывать руководству и родителям о любом подозрительном поведении учащегося (раз уж родители не замечают или не хотят замечать). Ничего сложного в этом нет, такая система уже есть и она работает. То есть школьный психолог средней руки без труда определит сложный психический фон у таких вот Ростиславов при помощи достаточно немудреных тестов. Но для того чтобы работа в этом направлении шла эффективно, необходимо снизить различную "непрофильную" нагрузку на учителей. Ну и, конечно, качественно изменить систему подготовки педагогических кадров. В стандартах у нас прописано много правильных и хороших слов типа "индивидуальный подход", но из-за огромной нагрузки и низкого уровня подготовки, слова эти так и остаются словами. Искренне надеемся, что произошедшее послужит достаточным стимулом для качественных изменений в системе образования.
Светлая память.