У Юнга в автобиографии есть диалог с индейцем из племени, которое служило солнцу и поддерживало его прохождение по небу.
Антирелигиозная пропаганда, приводя подобное верование как предмет нелепости, рисовала людей поклоняющимися, жалкими, запуганными. От страха, что солнце не взойдёт, полуголые люди в антирелигиозных детских книжках на коленях кланяются восходу. Они нелепы и смешны.
Юнг пишет:
«И в этот момент я понял, откуда происходит достоинство и невозмутимое спокойствие этого человека. Он — сын солнца, и его жизнь полна космологического смысла. Он помогает своему отцу, творцу и хранителю всей жизни, — он помогает ему совершать это ежедневное восхождение».
Совершенно противоположное содержание. Юнг проводит параллели с тем, как христианин, совершая ритуал, тоже верит в то, что может изменить ход вещей, обращаясь к богу. Однако, это же применимо и к вере в демократию (и, особенно, вере в «демократические процедуры»), и, вообще, в предельном смысле, к sjw, ритуалами которых становятся социальные (а иногда и уголовные) репрессии, религиозными авторитетами — авторы известных книг, академия становится Ватиканом нового культа, появляются свои скиты и проектируются монастыри (и даже вводится обращение «сёстры»).
И той же природы надменность, всезнайство, тотальный отказ от предположения собственной неправоты, и абсолютная вера в своё право выступать обвинителем и судьёй (поразившее меня, в частности, разделение в поведении сторонников и противников расстрела Белого Дома, в обсуждении, которое несколько лет назад вёл Сапрыкин на «Дожде»; защитники БД готовы были соглашаться, корректировать взгляды, искать середину, сторонники расстрела вели себя как морально непогрешимые носители единственно верной божественной истины; то же мы наблюдаем и у леваков наших дней).
Это религиозное чувство, это не arrogance, не презрение к быдлу, не жажда власти через обман. Они религиозно верят, что познали добро и зло и стоят (воюют) на стороне добра, и они действуют не от страха перед злом, а из веры в то, что без них добро перестанет существовать (поэтому майданерам так зашла песня про воинов света воинов добра, они буквально ощущают себя ими).
Отсюда и их мироощущение. «Мы спасёмся, а вы все попадёте в ад».
Конечно, и там есть представители клира, которые не верят в бога, и свои религиозные помешанные, юродивые, свои вероучители, согласия, ортодоксы и протестанты, свои манипуляторы и мошенники.
И у них сейчас крестовый поход.