В клубах могут быть люди с разными идеями, но в клубах не может быть людей недалёких.
Неважно, идёт речь о русских клубах, о студенческих братствах или других подобных сообществах, деятельность их возможна при наличии подходящих интеллектуальных условий.
Во-первых, идея идентичности для своего понимания требует определённого качества рефлексии; недалёкий обыватель не осознаёт историческое, культурное и этническое измерение личности, для этого требуется известный багаж знаний и личной культуры.
Во-вторых, сходя с привычных социальных троп и создавая независимое сообщество, человек сталкивается с непонятными для него реалиями. Ведь обыватель идёт проторенными социальными маршрутами, не нужно ничего придумывать, всё уже придумано начальством. Детский сад, школа, вуз, работа, пенсия. Дома ждёт телевизор, компьютер, семья и тёплая компания друзей. Жизнь по инструкции. Выходя за пределы обыденного, приходится не только читать инструкции, но и уметь составлять их, нужно понимать, как устроен человек и как устроено общество, нужны знания. Эти знания, как правило, дают в школе и вузе поверхностно, т.к. они не нужны в социальной жизни обывателя. История, философия, социология, психология, политология, антропология, логика и другие интересные области знания в обыденной жизни не пригодятся, но создавая свою социальную реальность, индивид столкнётся с их острой нехваткой. Эти знания дают возможность заниматься социальной инженерией, избегать простейших ошибок в общении, улаживать конфликты, придумывать эффективные решения для реализации идей в сообществе, делать нестандартные жизненные ходы.
Наконец, не каждый способен видеть опосредованную зависимость между горизонтальными связями в сообществе и полезными эффектами от них. При входе в клуб человеку не дадут в руки денег, но ему дадут пространство новых социальных связей, построенных на идентичности, солидарности, кооперации и взаимной лояльности участников, нацеленных на личностный рост и создание благоприятной среды для каждого. Понять эту идею способны не все, члены клубов часто сталкиваются с подобным когнитивным барьером.
Отсюда следует важность проведения открытых лекций, семинаров и встреч в клубах - по русской истории, культуре, общественном устройстве и пр. Да, эти лекции и встречи не могут заменить полноценное образование, но они создают необходимую интеллектуальную атмосферу. Отсюда же следует вот что: не мечите бисер, не пытайтесь доказать полезность клуба собеседнику, который вас вообще не понимает.
- Эээ, а что мне с этого будет?
- Тебе - не будет ничего, ступай дальше, мил человек.