Size: a a a

2021 January 07
don't panic!
лекция о большом исследовании когнитивного старения на шотландцах. Изучали, какие факторы влияют на ясность ума в почтенном возрасте.

в 1947 году несколько десятков тысяч шотландских школьников прошли тест на IQ — именно эти данные стали отправной точкой в исследовании. Спустя шесть десятков лет некоторые из этих же людей вновь прошли тесты на интеллект и самые разнообразные когнитивные способности, а также ответили на сокрушительное число вопросов о своей жизни. Причем все это повторялось каждые три года.

Краткие выводы такие: ещё раз подтвердилась тесная связь между уровнем IQ в раннем возрасте, сохранными когнитивными способностями в пожилом возрасте, уровнем образования и общим состоянием здоровьем. Негативные связи ожидаемо нашлись между высоким уровнем когнитивных способностей в пожилом возрасте, вредными привычками, плохой физической формой и т. д. Более интересно было найти переменные, которые ассоциированы с медленным или быстрым когнитивным снижением (когнитивные изменения с 70 до 79 лет). Здесь, наоборот, значимых корреляций почти не нашлось, кроме вариаций гена APOE (носители аллели e4, похоже, теряют когнитивные ресурсы быстрее) и хорошей физической формы – она как раз помогает, но это не точно.

https://youtu.be/noxTtXb1fio
источник
don't panic!
источник
don't panic!
У Стюарта Ритчи, лектора из предыдущего поста, есть лаконичная книга про интеллект, вернее об IQ и измеряющих его тестах. Кроме краткости, которая парадоксально сочетается с достаточно высокой информативностью, в книге есть большой список рекомендаций для дальнейшего погружения в тему: обзоры, исследования и книги по генетики IQ, предполагаемым нейрокоррелятам, многочисленными связям с социальными и поведенческими исходами и т.д.

В общем, читайте книгу Ритчи, если хотите аргументировано спорить с людьми, которые верят в странные вещи: что эмоциональный интеллект гораздо важнее (EQ остаётся пока довольно мутным понятием, а потому сравнивать его полезность с чем-то другим – неблагодарное занятие); что интеллект ни в какой степени не наследуется; что видов интеллекта великое множество, а потому показатель IQ – нелепая блажь; что есть невероятно эффективные способы повысить свой IQ (если не брать откровенно читерские варианты при заполнении теста, то нет – такова печальная правда); что есть гены интеллекта и вот-вот начнут штамповать дизайнерских детей, потрясающе симметричных, красивых и гениальных, – надо только отказаться от устаревших моральных норм.
источник
don't panic!
источник
2021 January 08
don't panic!
Если вы весь день думаете об утреннем неприятном разговоре, уделяя пристальное внимание самым его неловким моментам, которые, как кажется, требуют очень глубокого и беспощадного к вашей личности анализа произошедшего, то вам срочно нужно себе помочь. Существует несколько способов регуляции эмоционального состояния, например, психологическое дистанцирование ака децентрализация.

Идея простая: ослабить негативные эмоции с помощью некоторого отстранения от того, что их вызывает: мыслей, воспоминаний, образов. Но так как неприятные эмоции и мысли являются таковыми во многом из-за того, что ни черта от них не отстранишься обычным способом, то децентрализация предлагает немного более хитрые способы.

Пространственная децентрализация — нужно представить этот разговор с некоторого расстояния, т.е. совсем не ограничиваете себя в этом странном желании прокрутить весь диалог четыре десятка раз, чтобы, видимо, запомнить его наизусть, но пытаетесь сделать это с некоторого расстояния — хотя бы пару метров или больше.

Временная д. — представить, к примеру, что этот разговор произошел пару месяцев назад и никем из его участников уже не помнится, т.к. с тех произошло еще очень много неловкого, обидного и печального (не знаю почему, но мне помогает).

Представить разговор с точки зрения нейтральной персоны, которая/который каким-то образом наблюдает происходящее.

Гипотетическая д. менее понятна интуитивно, строится на нашем постоянном сомнении в собственном восприятии и оборачивает это сомнение в преимущество. В общем, нужно подумать, какие моменты этого разговора вы запомнили неверно, какие оценки и интерпретации были поспешны — то есть критично подойти к куску своей памяти.

Понятно, что децентрализация работает не всегда, не со всеми и больше помогает с легким или умеренным стрессом, но с другой стороны, она является компонентом психологической гибкости — это способность применять разные способы регуляции эмоций (когнитивная переоценка, аффективный лейблинг, перераспределение внимания) в нужных ситуациях. Психологическая гибкость улучшает устойчивость к стрессу и, как утверждают психотерапевты, снижает риск аффективных расстройств. Для хорошего навыка в психологической гибкости и децентрализации в частности не требуется тайного знания или особых способностей, нужна практика и тренировка, чтобы все эти способы включались почти автоматически.

подробнее о децентрализации: https://www.nationalelfservice.net/treatment/psychotherapy/psychological-decentering/
источник
don't panic!
psycholetters
У Стюарта Ритчи, лектора из предыдущего поста, есть лаконичная книга про интеллект, вернее об IQ и измеряющих его тестах. Кроме краткости, которая парадоксально сочетается с достаточно высокой информативностью, в книге есть большой список рекомендаций для дальнейшего погружения в тему: обзоры, исследования и книги по генетики IQ, предполагаемым нейрокоррелятам, многочисленными связям с социальными и поведенческими исходами и т.д.

В общем, читайте книгу Ритчи, если хотите аргументировано спорить с людьми, которые верят в странные вещи: что эмоциональный интеллект гораздо важнее (EQ остаётся пока довольно мутным понятием, а потому сравнивать его полезность с чем-то другим – неблагодарное занятие); что интеллект ни в какой степени не наследуется; что видов интеллекта великое множество, а потому показатель IQ – нелепая блажь; что есть невероятно эффективные способы повысить свой IQ (если не брать откровенно читерские варианты при заполнении теста, то нет – такова печальная правда); что есть гены интеллекта и вот-вот начнут штамповать дизайнерских детей, потрясающе симметричных, красивых и гениальных, – надо только отказаться от устаревших моральных норм.
Про наследуемость интеллекта. Вообще понятие «наследуемость» про то, насколько вариативность какой-то черты в популяции зависит от вариативности в генах. То есть это про огромные кучи людей и про то, почему все эти люди такие разные. Поэтому не очень верно говорить, что чей-то IQ наполовину от мамы с папой, а на другую половину от каких-то неясных, таинственных источников (от чтения Деррида в старших классах) . Правильнее говорить: среди моих друзей есть люди с самыми разными интеллектуальными способностями – и это во многом обусловлены нашими генетическими различиями.

Если вы дадите тесты на интеллект паре сотен генетически идентичных людей, но с разными судьбами, то разброс результатов будет существенно меньше, чем если бы это были люди с разными генотипами и разными жизненными путями. Где-то на 50-70% меньше – это примерное значение наследуемости интеллекта. Хотя, как ни странно, это значение меняется с возрастом: чем старше, тем выше.
источник
don't panic!
На картинке – сходство в показателях интеллекта, экстраверсии, нейротизма между близнецами и двойняшками. И чем ближе цифра к единице, тем ближе показатели друг другу – то есть близнецы не только похожи внешне, но и чаще всего показывают близкие результаты в тестах IQ и схожие поведенческие тенденции.

Однояйцевые близнецы генетически идентичны, они – чудесные природные клоны (upd: не совсем так, спасибо за уточнение подписчице). Двойняшки же ака разнояйцевые близнецы обладают разными, хоть и очень похожими генотипами. И двойняшки сильнее отличаются друг от друга в большинстве поведенческих черт, что намекает на то, что гены вносят большой вклад в вариативность всех этих черт.
источник
don't panic!
На этой картинке те же показатели, но уже у других групп: близнецы, которые выросли вместе; близнецы, которые выросли порознь; усыновлённые дети.

Такие сравнения делают, чтобы понять какой вклад внесла среда, а какой гены в разнообразие признака. По этим результатам видно, что даже близнецы, которые росли в разных семьях, то есть их условия взросления, хоть и не радикально, но отличались, – эти дети все равно показывают высокую степень сходства в когнитивных способностях и поведении.

И наоборот, усыновлённые дети, среда которых была очень похожа, не показывают значимых сходств или показывают слабые корреляции.
источник
don't panic!
А здесь общие моменты генетики поведенческих черт.

Highly polygenic значит, что за наследование интеллекта отвечает чертова уйма генов. И на самом деле нет никаких генов, посвященных IQ, но есть много генов, как построить мозг из того, что под руками, ну а уровень IQ – один из продуктов этого процесса. Как именно взаимодействие между генами и между генами и средой весь этот процесс сопровождает, пока неясно.

Ну и стандартное противостояние «гены vs воспитание/среда» уже неактуально, как минимум потому что есть третий фактор (шум, случайность, чертов хаос), а ещё существуют сложные и очень запутанные взаимоотношения между генами и средой.

Все из этой лекции о генетике поведенческих особенностей: https://youtu.be/2oMaWT9SOSs
источник
don't panic!
​​В 2015–2016 годах был написан объемный курс, посвященный ключевым нейромедиаторам. Этот курс был настоящей жемчужиной нашего сообщества, но, к сожалению, был поврежден при переездах сайта и чуть было не канул в Лету. К счастью, мы его полностью восстановили и сверстали в виде небольшого пособия. Данный курс позволит вам погрузиться в удивительный мир нейромедиаторов и узнать их функцию в норме и при патологии. Несмотря на то, что поднимаемые темы достаточно сложны, курс написан легким и приятным языком. Автор также умело разбавляет описание взаимодействий лигандов и рецепторов шутками и историческими сведениями, что способствует улучшению понимания сложных взаимодействий на уровне синапсов. В дальнейшем мы планируем полностью обновить этот курс, добавив в него актуальные сведения из современных исследований. А пока предлагаем вам ознакомиться с версией 1.0.

Читать: https://medach.pro/post/2512

Телеграм-канал автора курса: https://t.me/smallpharm
источник
2021 January 13
don't panic!
Книга «Теории преступления через популярную культуру». Сейчас, наверное, есть книги, как понять через поп-культуру даже принципы деления клетки или работы кишечника, но с другой стороны, не читать же скучный учебник по криминологии. А так узнаете, что Звёздные войны неплохо можно описать через радикальную теорию преступлений, «Джокера» – через теорию лейблинга, а некоторые эпизоды из «Друзей», где совершены разные зверства, через теорию ограниченной рациональности.
источник
2021 January 18
don't panic!
На сайте для маленьких нейроученых есть много красочной инфографики. Например, как ни странно, сравнение человеческой сетчатки и сетчатки осьминога.

Ещё есть вводная информация про синдром дефицита внимания и гиперактивности, депрессию, гематоэнцефалический барьер и многое другое.

https://knowingneurons.com/infographics/
источник
don't panic!
источник
don't panic!
источник
don't panic!
источник
2021 January 25
don't panic!
Кстати, если у вас нет задачи выучить академический английский, и вы ленивый, как я, держите лайфхак. Берете сериал, который раньше не смотрели, и смотрите каждую серию в три прохода: в оригинале без субтитров, с английскими субтитрами и с русскими. Если делать это наоборот, то будет не так мучительно, но и намного менее эффективно

Вопрос к нейропсихологам, специалистам по машинному обучению и всем прочим: почему именно в таком порядке и как это работает?
источник
don't panic!
Я, к сожалению, почти ничего не знаю о том, как правильно учить языки и почти не смотрю сериалы – только плохие фильмы ужасов, да и то реже, чем хотелось бы. Но есть две идеи (паршивые, скорее всего).

Во-первых, если вы смотрите сериал без перевода, плохо понимая, что там все болтают, но вам все равно интересно, – то вы в хорошей ситуации. Там, где нет скуки и раздражения, обучение идет лучше и быстрее.

В случае с сериалом на иностранном языке, вам необходимо уделять много внимания контексту, чтобы понимать сюжет и смысл. А так как вам не становится скучно, значит, вы с этим справляетесь. Частью этого контекста будет и речь на малознакомом языке – т.е. вы заодно лучше вслушиваетесь в разговоры, лучше выделяете отдельные слова из речевого потока, вероятно, многие из них запоминаете/вспоминаете и т.д.  При втором просмотре с субтитрами ещё лучше понимаете происходящее — и это тоже не дает заскучать, — а также связываете текст со звуком, что получается легче из-за первого дикого просмотра. Если же сначала смотреть с субтитрами, то этого усиления в обучении не будет.

Во-вторых, как я понимаю*, есть два пути, по которым новый язык отвоевывает себе место в вашей голове. По гипотетической аналогии с приобретением первого языка: сначала ребенок просто слушает речь взрослых, привыкает к словам, фразам, его голова получает много сырых данных, автоматически ищет закономерности и регулярности в этом потоке и т.д. — и все это происходит само собой. Потом настает время более осмысленного обучения: ребенок целенаправленно подражает языку родителей, усваивает правила, пытается им следовать — но все это основано на первом этапе хаотичного впитывания данных.

Возможно, осваивать второй язык легче тем же путем: сначала привыкаешь к языку, учишься вслушиваться в речь и выделять закономерности, потом уже руководствуешься правилами и осознанным запоминанием. В этом случае просмотр сериала без субтитров — первый этап, с субтитрами — второй.

* на самом деле я мало что понимаю в изучении иностранных языков, поэтому будет хорошо, если кто-то более в этом умный напишет свои мысли в комментариях
источник
don't panic!
В середине прошлого века основным объяснением аутизма была гипотеза «холодной матери». Идея была в том, что нарушенные в самом раннем возрасте отношения с матерью – как правило, из-за её холодности, слабой эмоциональности или парадоксальности в поведении – ведут к аномальному психическому развитию и формированию аутистических черт. Эта гипотеза была популярной пару десятков лет, но в итоге накопились данные, что холодный стиль воспитания, как таковой, плохо ассоциирован с аутизмом. Примерно в то же время, на основе близнецовых и семейных исследований, выяснили, что аутизм имеет достачно высокую наследуемость – а потому стали искать гены аутизма.

По ссылке статья с краткой историей изучения причин РАС (расстройств аутистического спектра), в том числе рассказано о генетических исследованиях: как выявляли степень наследуемости, как тщетно пытались найти ген аутизма, пришли к пониманию полигенной природы состояния, и какие генетические факторы на данный момент ассоциируют с аутизмом.

Вероятность РАС также увеличивается из-за средовых факторов. Некоторые из них: вирусные инфекции во время беременности и возраст отца. Последнее, как полагают, из-за накопления новых генетических мутаций, число которых увеличивается с возрастом.

Также есть предположение, что низкая (under-connectivity) функциональная связность между отдаленными участками мозга, но высокая (over-connectivity) связность в рамках одного участка приводят к поведению и когнициям, характерным для РАС.

https://theconversation.com/what-causes-autism-what-we-know-dont-know-and-suspect-53977?utm_source=twitter&utm_medium=bylinetwitterbutton
источник
don't panic!
Фрагмент из странного фильма «The relaxed wife», где карикатурная, но пугающе мудрая американская домохозяйка учит непутевого мужа техникам релаксации, описывая важные различия и связи между психическим и физическим напряжением.

Говорят, этот фильм показывали старшеклассникам в 50-х – таким образом подготавливали их к страшной взрослой жизни в перманентном хроническом стрессе.

А вообще это хитрая реклама препарата атаракса, что понятно из полной версии: https://youtu.be/epUmzgm1Hdo
источник
2021 January 26
don't panic!
Цвета показывают разные пропорции унаследованных генов от родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.

взял здесь: https://twitter.com/jayvanbavel/status/1299357103581270023?s=09
источник