Конспект книги "Психология стресса"
Стресс, депрессия и приобретённая беспомощность
1. В одном эксперименте (Мартин Селигман и Стивен Майер) животных подвергали большому количеству не опасных для здоровья, но повторяющихся психологических стрессоров (утрата контроля и невозможность предсказать событие, утрата поддержки и др.). Например, крыса подвергалась серии частых и непредсказуемых ударов тока (слабой силы) и ничего не могла с этим поделать.
2. После опыта у животных обычно наступало состояние частично напоминающее депрессию (Д.) у людей (моторная заторможенность, снижение потребностей и контакта с др.)
3. Спустя некоторое время происходило нечто необычное. Такие животные не пытались решить задачу на "активное уклонение". Например, в клетке, которая разделена на две части небольшой перегородкой, на одну половину случайным образом подается электричество, вызывающее удар умеренной силы, причем заранее подается сигнал, указующий какая половина будет находится под напряжением. Это простая задача для крысы (заранее понять где опасность и перебраться в безопасное место), но только не для той, которая проходила предыдущий опыт. Крыса после стресса не пыталась решить эту задачу, хотя вполне была в состоянии это сделать.
4. Приобретённая (выученная) беспомощность (П.Б.) - явление, которое появляется после стрессоров, не поддающихся контролю. Такая беспомощность может распространяться на широкий круг ситуаций, в том числе привычных и регулярных.
5. У животных с П.Б. есть проблемы с мотивацией: они даже не пытаются как-то отреагировать, попадая в новую ситуацию.
6. Также появляется специфическое когнитивное искажение. Даже когда такие животные демонстрируют копинг-реакцию (копинг-это совладание, преодоление), они не могут понять, увенчалась ли она успехом. В нормальной ситуации, если копинг-реакция принесла вознаграждение, уровень реагирования возрастает (крыса, например, гораздо быстрее и эффективнее поступает таким образом в следующий раз; животное начинает упорствовать в этой реакции). Подкрепление реакции при П.Б. мало влияет на частоту реагирования (можно вспомнить о некоторой дисфункции гиппокампа, а значит, сниженной способности к научению в депрессивном состоянии).
7. П.Б. - это не просто состояние пассивности, это научение не обращать внимание на стрессоры.
8. Распространение П.Б. на широкий круг ситуаций похоже на то, что говорил А. Бек о депрессии: Д. связана с реагированием на какую-то одну ужасную вещь и чрезмерным ее обобщением, т.е. искажением представлений о мире.
9. У крыс с П.Б. отмечается ангедония, они перестают за собой ухаживать, теряют интерес к сексу и еде.
10. При некоторых моделях П.Б. животные кусали сами себя, тем самым калеча.
11. Могут появляться другие симптомы, схожие с Д.: потеря сна и нарушение его архитектуры, повышенный уровень глюкокортикоидов (гормоны стресса) даже в спокойной обстановке.
12. Во многих проведенных исследованиях с участием людей (подробнее читать здесь:
https://goo.gl/IaeI9N) выяснилось, что человек очень чувствителен к подобного рода психологическим стрессорам.
13. Процесс обучения чему-либо может вызвать локальную П.Б., если, например, учитель или наставник подвергает нас воздействию не поддающихся контролю и мало предсказуемых стрессоров. Это приведет к искажению представлений о самоэффективности.
14. "Пугающая демонстрация этого явления": изучили группу школьников из гетто, которые имели серьезные трудности с чтением. Чтобы проверить их способность к овладению знаковыми системами, их стали учить китайским иероглифам. За небольшое время дети стали способны читать более сложные предложения, написанные иероглифами, чем могли прочитать на английском.
15. Еще несколько фактов: у крыс и обезьян, подвергшимся стрессам в раннем детском возрасте, сохраняется до конца жизни высокий уровень КРГ (гормон, связанный с реакций на стресс); ребенок, который подвергся психологическому стрессу (утрата родителя, развод родителей, дурное обращение), имеет повышенный риск впасть в депрессию несколько лет спустя.
#стресс #депрессия #приобретённая_беспомощность