Size: a a a

2016 August 29
don't panic!
Фантомные боли, вне телесный опыт, действие некоторых психоделиков, отвращение к собственным конечностям и руки-коммунисты - что между всем этим общего? Ответ вы найдете в статье В.Рамачандрана.

Для ленивых: все дело в зеркальных нейронах. ЗН - одно из важнейших открытий для нейронаук. Более подробно о них вы можете узнать в чудесной книге "Мозг рассказывает" того же Рамачандрана.

https://m.geektimes.ru/post/279834/
источник
2016 August 30
don't panic!
https://www.splcenter.org/hate-map

Американская правозащитная организация Souther Poverty Law Center взяла и задокументировала 892 «группы ненависти» в США, да еще и нанесла их всех на карту. Коллекция богатейшая: тут и различные националисты, неонацисты и ку-клукс-клановцы,  неоконфедераты с черными сепаратистами, исламисты с христианскими фундаменталистами, гомофобы с противниками мигрантов, и даже отрицатели Холокоста. В качестве бонуса — профили наиболее заметных групп и товарищей в каждой из областей.

А вот тут от них же подробный анализ ситуации в штатах за 2015 год.
https://www.splcenter.org/fighting-hate/intelligence-report/2016/year-hate-and-extremism
источник
2016 August 31
don't panic!
Хорошее видео, объясняющее симптомы шизофрении: https://www.youtube.com/watch?v=PURvJV2SMso
источник
2016 September 02
don't panic!
#тематические_подборки

Статья о личном пространстве и территориальном поведение человека. Чувство пространства – эволюционное достижение, но, во многом, обусловлено историческим и культурным контекстом. Автор приводит множество интересных наблюдений о том, как человек «наводит порядок» на своей территории, как делит ее с другими и почему тема приватности стала так важна в последние полвека: http://arzamas.academy/materials/590

Джон Калхун – известный зоопсихолог, который провел серию научных экспериментов над крысами. Его целью было изучение влияния роста популяции на отклонения в поведении отдельных особей (к чему приводит перенаселение?). Оказалось, что влияние очень велико и эти данные с некоторой осторожностью можно перенести на человеческие группы.
http://www.felicidad.ru/2012/03/25.html

«Зеленый сойлент» (1973 год) - хорошая научная фантастика о перенаселенном мире будущего и власти корпораций: https://www.kinopoisk.ru/film/12647/

Интервью с психологом о связи личного пространства и агрессивного поведения: http://www.mn.ru/society/87037

Недавно поступила в продажу книга Ролана Барта «Как жить вместе: романические симуляции некоторых пространств повседневности» - исследование на стыке нескольких наук: философия, антропология, психология, социология и семиология. Книга рассказывает о том, как люди уживались друг с другом, какие типы поведения и иерархии использовали. Для ценителей французского структурализма и постструктурализма. По ссылке вы найдете небольшой фрагмент из этой книги: http://radioroomy.com/rolan-bart-kak-zhit-vmeste-romanicheskie-simulyaczii-nekotoryix-prostranstv-povsednevnosti
источник
2016 September 03
don't panic!
#тематические_подборки

Микрокосм психиатрической больницы и альтернативы ему

Интервью с пятью пациентами психиатрического стационара об их отношени к лечению и "здоровым" людям: http://dystopia.me/artikulyatsiya-bezumiya/

Статья о лечении в психбольнице. Хорошо написано, умные наблюдения, точное описание режима и отношения к нему: http://www.furfur.me/furfur/freedom/freedom/218257-vacation

Еще один отчет о пребывании в психиатрическом стационаре. Модная, видимо, тема: http://takiedela.ru/2016/08/ne-v-sebe/

Статья на вики о Сотерии - опыте альтернативной организации психиатрического лечения тяжелых пациентов. Некоторые из принципов: большинство персонала не имеют специальной подготовки, препараты только в исключительных случаях, создание уютной, семейной атмосферы, где персонал общается с пациентами на равных: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F

Статья на вики о госпитализме - комплексе психических и соматических нарушений из-за длительного пребывания в больнице. Отделено рассматриваются психиатрические отделения: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Глава из книги о Роналде Лэнге, одном из основных идеологов антипсихиатрического  движения (умеренного толка, одно из наиболее вменяемых проявлений этого движения). В этом отрывке описывается "шумная комната" - первый опыт Лэнга по изменению взаимодействия с пациентами: https://psy.wikireading.ru/109577
У Лэнга, кстати, есть отличная книга о том, что значит быть в психозе. "Расколотое Я" называется.

Глава из книги "История антипсихиатрии"  о Д. Купере, еще одном идеологе антипсихиатрического движения. Купер придерживался более радикальных и очень спорных взглядов. Например, он считал, что психоз это этап на пути к просветлению (несколько грубая формулировка), а классическое лечение - помеха и ошибка: http://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/1594110811/15

Деинституционализация психиатрии - процесс сокращения числа психиатрических больниц и замены их на амбулаторное лечение, терапевтические общества и альтернативные способы помощи на месте жительства. Во всем мире этот процесс происходит постепенно, но в Италии в 1978 году был принят закон 180, предполагающий значительное сокращение психиатрических стационаров. О результате и трудностях можете кратко прочитать здесь: http://www.svoboda.org/a/1945334.html
источник
2016 September 04
don't panic!
#тематическая_подборка

Тоталитарные секты. Тексты получились довольно разнородными

Классификация деструктивных сект: http://psyfactor.org/sekta9.htm

"Как я сбежала в детстве из культа". История о девушке, которая росла в деструктивном культе "Дети бога" http://feedproxy.google.com/~r/michek/~3/P_50jIIzjxw/blog-post_97.html

Признаки того, что вы состоите в культе. Автор описывает свой опыт: http://www.felicidad.ru/2015/06/misha-anouk-10.html

Чем отличается секта от несекты. Карточки от Медузы: https://meduza.io/cards/kak-otlichit-sektu-ot-nesekty

Своеобразный материал о творчестве лидеров сект и их перверсных увлечениях: http://www.furfur.me/furfur/heros/heroes-furfur/173413-holy-shit

Методы удержания адептов в культе. Несколько умозрительная статья, хотя конкретных примеры есть: http://psyfactor.org/sekta12.htm
источник
2016 September 05
don't panic!
#конспект #стресс
Р. Сапольски «Психология стресса» (Why zebras don’t get ulcers), общие понятия.
1. Стрессор – фактор внешней среды, нарушающий динамическое равновесие организма (концепция аллостаза); стрессовая реакция – ответ организма, чтобы вернуть равновесие. Для человека и некоторых высокоразвитых социальных животных понятие стрессора расширено. В него включается «ожидание стресса» (полезная вещь, но часто дающая сбои) и ситуации исключительно социального толка, например, ситуации оценивания другими, борьба за внимание (их множество).
2. Три вида стресса: острый физический стресс (аналогия с животными: убегаете от хищника; преследуете добычу); хронический физический стресс (для пропитания вам недавно стало необходимо проходить ежедневно по 10 км); психологический стресс (самое недавнее эволюционное приобретение; грубо говоря, стресс от мыслей).
3. Если вы лев, бегущий на пределе сил, чтобы не умереть с голоду, физиология стресса вам сильно поможет. Проблема в том, что приблизительно тот же комплекс реакций включается при психологическом стрессе. В книге забавный пример про двух офисных работников, сражающихся за последний латте в кафетерии.
4. Реакция на стресс более приспособлена к кратковременным стрессорам, психологические стрессоры имеют склонность быть хроническими из-за их диффузности и многочисленности (с утра опоздал на работу и весь день ждешь реакции начальства и т.д.).
5. Общий принцип реакции на стрессор (достаточно обобщенно) – сворачивание долгосрочных проектов, например, накапливание энергии в жировых клетках, и быстрое высвобождение энергии (бежать же надо или сражаться). Например, угнетаются процессы пищеварения, после непродолжительной активации иммунной системы, иммунитет также снижается и т.д.
источник
don't panic!
#конспект #стресс #сон  
Конспект главы «Стресс и сладкий сон» из книги «Психология стресса» Р. Сапольски (Why zebras don’t get ulcers).
1. Сон не монолитный процесс. Существуют различные типы сна: поверхностный (1 и 2 стадии), медленный (3 и 4) и стадия быстрых движений глаз (БДГ). Стадии идут друг за другом. Полный цикл – около 1,5 часов.
2. На разных стадиях мозг работает по-разному. Медленная фаза: снижение активности участков мозга, отвечающих за возбуждение и поддержание мышечного тонуса. Но поиск и консолидация информации не замедляется, вместо этого блокируются проводящие пути между участками. Медленный сон ответственен за восстановление энергии.
3. Степень лишения сна не влияет на то, сколько вы потом проспите. Она влияет на длительность фазы медленного сна (сколько медленный сон займет времени в цикле).
4. БДГ: в целом, небольшое ускорение метаболизма в отделах, отвечающих за мышечный тонус, участки управляющие частотой дыхания и сердечных сокращений (ствол мозга), лимбической системе (эмоции), участки обработки и запоминания сенсорной информации, у., которые управляют зрением и слухом. Замедляется метаболизм лобной коры.
5. Снижение активности лобных участков и увеличение метаболизма лимбической системы объясняет, почему сны бывают такие диковинные, нелогичные и сверхэмоциональные.
6. Мозг потребляет очень много энергии. Медленная фаза сна – пополнение запасов гликогена (в основном). Еще функции: детоксикация, консолидация информации (переход информации в долговременную память).
7. Назначение сновидений – «гимнастика» для недостаточно используемых проводящих путей мозга (это не доказано, предположение).
8. Сон способствует решению сложных, неоднозначных проблем, когда для понимания затруднений слишком много «помех».
9. Медленный сон и БДГ способствует консолидации информации, полученной днем.
10. Есть корреляция, что чем больше получено новой информации днем, тем длительнее фаза БДГ. Большое количество стадий БДГ за ночь коррелирует с лучшей консолидацией эмоциональной информации. Большое количество стадий 2 – с консолидацией двигательной информации. Сочетание БДГ и медленного сна – сенсорная информация.
11. Гиппокамп играет центральную роль в эксплицитном научении (грубо говоря, осознанное научение, доступное сознанию). Во время сна активны те же нейроны гиппокампа, которые были активны, получая новую эксплицитную информации днем. Во время сна мозг снова и снова прокручивает новые паттерны воспоминаний, консолидируя их и расставляя на места.
12. Лишение сна нарушает все виды познания и научения, кроме того, которое противоречит ранее усвоенным стереотипам и автоматизмам (пример: быстро перечислить месяцы в обратном порядке).
13. Достаточно долгий глубокий сон=снижение глюкокортикоидов, гормонов стресса (если стрессовая реакция не выражена)
14. БДГ: возрастание глюкокортикоидов, включается симпатическая нервная система.
15. Примерно за час до пробуждения уровень гормонов стресса начинает расти. Пробуждение – мини-стресс, также гормоны стресса играют важную  роль в завершении сна. Если человек не знает, когда его разбудят или уверен, что серьезно не выспится, то уровень гормонов стресса будет повышен всю ночь (ожидание стресса=стресс).
16. С повышенным уровнем стресса фаза медленного сна не выполнит в должной мере своих функций.
17.  Лишение сна затянет стрессовую реакцию (но не в значительной степени).
18. Повышенный уровень глюкокортикоидов при отсутствии сна играет некоторую роль в разрушении запасенных мозгом форм энергии. Поэтому так трудно учиться новому, когда недосыпаешь.
19. Ночной образ жизни не характерен для человека, он может приводить к чрезмерным стрессовым реакциям.
20. Чем сильнее стресс, тем сложнее уснуть и сон потенциально короче.
21. Качество сна в стрессе также снижается. КРГ (один из гормонов стресса) сокращает медленную фазу, увеличивает время поверхностного сна, из-за чего вы можете легко проснуться (фрагментированный сон). Глюкокортикоиды также ухудшают консолидацию информации во время сна.
22. Недостаток сна или некачественный сон могут активизировать стрессовую реакцию, а она, в сво
источник
don't panic!
ю очередь, еще больше сокращает и ухудшает сон.
23. Из обнадеживающего: депривация сна (в разумных пределах) все же не приводит к массированной стрессовой реакции, но хронически плохой сон вкупе с непредсказуемыми, незапланированными пробуждениями может привести к серьезным последствиям.
источник
2016 September 06
don't panic!
#тематическая_подборка #социальная_изоляция

Социальная изоляция. Часть 1: исследования и теории.

Искажения сознания из-за социальной изоляции. http://theoryandpractice.ru/posts/9348-odinochestvo

Обзор научных исследований и наблюдений по теме. Краткое и понятное изложение. Наблюдения показывают корреляцию, а не причинно-следственную связь. Помните об этом
http://altervision.org/2016/07/nauchnyj-gid-po-odinochestvu-chto-s-nami-delaet-sotsialnaya-izolyatsiya/#

Перевод статьи об исследованиях, в результате которых, возможно, нашли «нейроны одиночества». Очень информативная статья
http://batrachospermum.ru/2016/06/loneliness-neurons/

Еще одно исследование. Связь социальной изоляции и полосатого тела в головном мозге
http://www.infox.ru/science/human/2009/02/17/Socialnaya_izolyaciy.phtml

Заметка о любопытной социологической особенности одиночества – оно «заразно» (не в прямом смысле, конечно)
http://medportal.ru/mednovosti/news/2009/12/01/loneliness/

«Что будет с человеком, который осознанно подвергнет себя изоляции и уйдет жить в лес?». Вопрос на TheQuestion.ru
https://thequestion.ru/questions/24623/chto-budet-s-chelovekom-kotoryi-osoznanno-podvergnet-sebya-izolyacii-ot-obshestva-i-uidet-zhit-v-les

Глава «Социальная депривация» из книги «Личность в условиях психической депривации». Информативно, чтение более трудное, академичное
http://www.k2x2.info/psihologija/lichnost_v_uslovijah_psihicheskoi_deprivacii_uchebnoe_posobie/p6.php
источник
2016 September 07
don't panic!
#тематическая_подборка #социальная_изоляция

Часть 2: последствия изоляции в раннем детском возрасте, описание реальных случаев, примеры из массовой культуры.

Сюрреалистично страшная история Джини Уайли: одичавшая девочка, которая 12 лет провела в запертой комнате почти при полном отсутствии контактов с людьми
На Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B8_(%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA)
На Дистопии: http://dystopia.me/giney-wiley/

Статья на Википедии о Каспаре Хаузере, юноше, которого обнаружили около Нюрнберга в 1828 году. Он практически не умел ходить и говорить. Его описывали как tabula rasa – чистая доска, т.е. состояние новорожденного
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%80,_%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%80
Фильм «Каждый за себя, а бог против всех» рассказывает историю Каспара: https://www.kinopoisk.ru/film/78256/

Статья о современном социальном феномене, названном «хикикомори». Термин означает добровольную и радикальную изоляцию от реальных контактов с людьми, затворничество в своем доме или отдельной комнате
http://www.lookatme.ru/mag/all-mag/locals/6815-hikikomori

Несколько фильмов о людях в экстремальной социальной изоляции:
Молчаливое бегство (Silent Running), 1972 год. https://www.kinopoisk.ru/film/12322/
Изгой (Cast away), 2000 год. https://www.kinopoisk.ru/film/627/
Стена (Die wand), 2011 год. https://www.kinopoisk.ru/film/572368/
источник
2016 September 09
don't panic!
#конспект #стресс #депрессия

Конспект "Психологии стресса" Р. Сапольски. Глава "Стресс и депрессия". Часть 1\4.

Симптомы депрессии

1. Ангедония - неспособность испытывать удовольствие. При стёртых формах или перед дебютом это проявляется неявно. Например, как потеря интересов, уменьшение контактов с людьми.

2. Положительные и отрицательные эмоции - не просто противоположности. Обычно нет тесной обратно пропорциональной связи между ними. Но в случае Д. эта связь появляется, интенсивность отрицательных эмоций напрямую и очень серьезно сказывается на эмоциях положительных.

3. Субъективные ощущения "огромного горя и вины." Эти чувства могут быть такой силы, что появляются бредовые идеи. Бред при Д. искажает факты в пользу мнения, что все идет ужасно, а человек считает себя виновным даже в том, что не мог совершить физически

4. Когнитивные психотерапевты считают, что Д. - это расстройство мышления, а не эмоций. В одном эксперименте людям показывали два рисунка (на доли секунды, друг за другом или одновременно). На одном был изображен праздник, на другом - похороны. Люди с Д. гораздо чаще запоминают сцену похорон. "... видят происходящее вокруг искажённым образом, который подкрепляет депрессию."

5. Психомоторная заторможенность - человек медленно двигается и медленно говорит. Любое дело требует огромных усилий, даже элементарное и привычное. В редких случаях возникает противоположный вариант - психомоторное возбуждение.

6. Психомоторная заторможенность является причиной того, что люди с клинической Д. совершают суицид не так часто, как могли бы.

7. Многие антидепрессанты сначала снимают моторные симптомы и только через какое то время корректируют эмоции. В этом промежутке возможна попытка суицида.

8. Вегетативные симптомы. Напрямую указывают на биологическую основу заболевания. Когда мы устали и расстроены, мы зачастую больше хотим есть и дольше спим. Человек с Д. меньше спит и ест. И сон у него другой, нарушена "архитектура" сна - последовательность фаз и стадий.

9. Для Д. характерен повышенный уровень глюкокортикоидов, гормонов стресса. Парадокс: для стресса свойственна взвинченность, напряжение, при Д. же мы наблюдаем заторможенность и усталость. Т.е. стресс проявляется исключительно мысленно.

10. Ослабление некоторых аспектов памяти. Бывает нарушен процесс хранения и воспроизведения памяти через гиппокамп.

11. Цикличность смен настроения. Первые появления Д. чаще связаны с внешними причинами, но потом изменения настроения приобретают свой собственный ритм, который не зависит (или почти не зависит) от внешних стрессоров.

12. То, что понимается под депрессией в бытовом смысле, является несколькими родственными расстройствами: униполярная д. (настроение от чрезвычайно подавленного до сносного); биполярная депрессия (биполярное аффективное расстройство): смена депрессивных, маниакальных и нормальных фаз; маниакально-депрессивный психоз (устаревшее название): крайняя выраженность какой-то из фаз с появлением признаков психоза, например, бредовых убеждений.
источник
don't panic!
Про книгу, которую я конспектирую и ее автора:
Роберт Сапольски - профессор Стэнфордского университета, нейроэндокринолог, приматолог и нейробиолог, один из основных специалистов по стрессу на сегодняшней день. Эта книга - обзор многочисленных исследований в этой области, где детально рассмотрена физиология и психология стресса. Книга очень хорошо написана, со множеством примеров и остроумными объяснениями. Перевод названия ("Психология стресса") совсем неправильный. Правильно: Почему у зебр нет язв? (why zebras don't get ulcers?). Про психологию в книге где- то 1/3, остальное - физиология и нейробиология.  Это очень хорошо, потому что стресс - сложное, многофакторное явление.
источник
don't panic!
источник
2016 September 10
don't panic!
#конспект #стресс #депрессия

Конспект книги "Психология стресса". Глава"Стресс и депрессия". Часть 2/4. Приготовьтесь: будет непросто.

Нейрохимия и депрессия

1. Нейротрансмиттер (нейромедиатор, Н.) - химическое вещество, которое выполняет функцию посредника в передаче нервного импульса.

2. Н. высвобождаются в пресинаптическую щель (пространство между отростками двух нейронов) из одного нейрона и вызывают электрическое возбуждение в другом нейроне, действуя на его рецепторы.

3. После того как они выполнили свою работу, их ждет одна из двух судеб: разложение в синапсе или обратный захват для повторного использования.

4. Если эти процессы "уборки" нарушаются (разложение и обратный захват), в синапсе остается слишком много Н., подающих более сильный сигнал второму нейрону. Или их остается слишком мало - возбуждение слабое.

5. Видов Н. не так много, но их функция во многом зависит от места их использования. Например, Нейротрансмиттер А может посылать сообщение от поджелудочной железы, но в другом синапсе его действие связано со смятением, которое испытывает подросток.

6. Депрессия (Д) связана, в первую очередь, с нарушением работы трех Н.: серотонин, дофамин, норадреналин.

7. Большинство антидепрессантов увеличивают количество сигналов, передаваемых одним или двумя, или тремя из этих Н.

8. Трициклические антидепрессанты оставляют Н. в синапсе, чтобы они еще несколько раз повлияли на рецепторы. Ингибиторы МАО блокируют разложение Н., что также увеличивает их количество и усиливает возбуждение.

9. СИОЗС - новый тип антидепрессантов (прозак, пиразидол). Действует только на серотониновые рецепторы. Из-за этого сейчас серотонин в центре исследовательского внимания.

10. Несмотря на эффективность антидепрессантов, нейрохимия депрессии далеко не выяснена. Один из вопросов: почему антидепрессанты улучшают состояние не сразу, а через неделю или даже несколько недель?

11. Есть две теории, объясняющие это. Первая: Н. не мало, а слишком много, из-за чего второй нейрон снижает свою чувствительность, т.е. просто перестает на них реагировать ("если кто-то постоянно вопит на вас, вы перестаёте слушать"). Чтобы восстановить нормальную чувствительность, нужно время, поэтому задержка. Вторая теория: Н. и правда слишком мало, но нейрон, который их выделяет "не понимает это" (в книге долгое объяснение про ауторецепторы, процессы коррекции чувствительности у первого и второго нейрона и т.д.). Опять же, чтобы процессы обратный связи восстановились, требуется время.

12. Связь Н. и психических функций. Серотонин, похоже, влияет на навязчивые размышления (например, СИОЗС помогает при ОКР - обсессивно-компульсивном расстройстве). При Д. - это навязчивое ощущение неудачи, отчаяния, беспокойства. Норадреналин связан с голубым пятном (участок, отвечающий за реакцию на стресс и панику). Оно отвечает также за активацию других участков мозга. Возможно, психомоторная заторможенность объясняется как раз этим. Дофамин тесно связан с "центром удовольствия", ожиданием удовольствия и подкреплением новых форм поведения.

13. "Это немного похоже на ощущение, возникающее, когда вам чешут спину, но также отчасти и на ощущение от секса или когда вы ребёнком играете с опавшими листьями  во дворе,а мама завет вас пить горячий шоколад,а потом вы натягиваете пижамные штаны" - про то, что дает нам центр удовольствия и дофамин.

14. Субстанция Р - еще один Н., который возможно связан с симптомами Д. Он принимает участие в восприятии боли. Последние исследования показывают, что он может действовать как антидепрессант (препараты на основе). "Возможно, определение депрессии как "душевной боли" - не такая уж и метафора".
источник
2016 September 11
don't panic!
#тематическая_подборка #шизофрения

Первая часть материалов: мемуары душевнобольного; суровая (непростая в смысле, но дорогу осилит идущий) статья о истории и методах диагностики шизофрении; небольшая статья-обзор о том, что это за болезнь; чудесный лонгрид о новейших исследованиях и личном опыте автора; и даже мультфильм, о деперсонализации.

Чудовищно хорошая статья о новых открытиях в понимании шизофрении. Автор попутно рассказывает историю о том, как эта болезнь повлияла на его семью и на него самого. https://goo.gl/dMGKLY

В 1893 году судья Даниель Шребер попал в психиатрическую больницу из-за, как тогда казалось, переутомления. Но его состояние не улучшалось, Шребер начал высказывать бредовые убеждения, что его окружают "наспех сделанные люди" - копии настоящих, которые сгинули в апокалипсисе. Шребер углубился в понимание Бога и своих отношений с ним, что впоследствии описал в мемуарах. Анализом этих текстов занимались многие психиатры и философы (Фрейд, Ясперс, Лакан и др.). Перевод неофициальный и, как мне кажется, не достаточно хороший, но что есть, то есть. http://goo.gl/SHFdXO

Небольшая, но информативная статья о теориях возникновения, основных признаках и симптомах шизофрении. Написано очень понятно. В статье упоминается, как одна из возможных причин шизофрении, концепция "двойной коммуникации". На сегодняшний день эта теория не имеет никаких доказательств (несмотря на исследования) , как и родственная ей идея шизофреногенной матери (мать особым стилем поведения и общения создает предрасположенность к болезни у своего ребенка). С другой стороны, коммуникация у больных действительно нарушена очень определенным образом и концепция двойной коммуникации помогает в психологической адаптации пациентов во время ремиссии. http://goo.gl/F4N8jW

Детальный разбор клинических признаков и подходов к диагностике, включая совсем новый, основанный на нейробиологических показателях. http://goo.gl/bxzc4H

Короткометражный мультфильм "Раскол" о том, как человек перестает быть в собственном теле. https://m.youtube.com/watch?v=WBUD-QQlkRY
источник
2016 September 12
don't panic!
#тематическая_подборка #шизофрения

Разговор психиатра, психотерапевта и философа о шизофрении. Они рассуждают, немного спорят, ссылаются на исследования и, в итоге, получается слепок всех тех дискуссий, которые ведутся уже лет сто о природе шизофрении. http://goo.gl/BzQgGO

Статья с ёмким названием "Расщепление расщепления". В ней вы найдете не менее ёмкое и полезное объяснение шизофрении с точки зрения нейронаук. https://goo.gl/Wmj1qk

Буклет управления психического здоровья штата Нью-Йорк. Подробно и понятно описаны позитивные (буквально, привносящие что-то в психику) и негативные (наоборот) симптомы, способы лечения, сопутствующие нарушения и т.д. https://goo.gl/jcaa3d

Небольшая статья о том, что шизофрения, возможно, является расплатой за эволюцию человеческого мозга (ну, если упрощено). http://goo.gl/S1lylo

Речевые нарушения - одни из основных признаков Sch. В этой научной статье представлена история изучения и современные теории того, как речь и язык работают при шизофрении. Текст из журнала "Психологическая наука и образование". Придется скачивать. http://goo.gl/1T2CAL

Еще один текст о языке, шизофрении и о том, что этим феномены эволюционно могут быть связаны. Интервью с замечательным психо- и нейролингвистом Черниговской Татьяной Владимировной. https://goo.gl/BU0tzx

Хорошего чтения и don't panic!
источник
2016 September 14
don't panic!
Конспект книги "Психология стресса"

Стресс, депрессия и приобретённая беспомощность

1. В одном эксперименте (Мартин Селигман и Стивен Майер) животных подвергали большому количеству не опасных для здоровья, но повторяющихся психологических стрессоров (утрата контроля и невозможность предсказать событие, утрата поддержки и др.). Например, крыса подвергалась серии частых и непредсказуемых ударов тока (слабой силы) и ничего не могла с этим поделать.

2. После опыта у животных обычно наступало состояние частично напоминающее депрессию (Д.) у людей (моторная заторможенность, снижение потребностей и контакта с др.)

3. Спустя некоторое время происходило нечто необычное. Такие животные не пытались решить задачу на "активное уклонение". Например, в клетке, которая разделена на две части небольшой перегородкой, на одну половину случайным образом подается электричество, вызывающее удар умеренной силы, причем заранее подается сигнал, указующий какая половина будет находится под напряжением. Это простая задача для крысы (заранее понять где опасность и перебраться в безопасное место), но только не для той, которая проходила предыдущий опыт. Крыса после стресса не пыталась решить эту задачу, хотя вполне была в состоянии это сделать.

4. Приобретённая (выученная) беспомощность (П.Б.) - явление, которое появляется после стрессоров, не поддающихся контролю. Такая беспомощность может распространяться на широкий круг ситуаций, в том числе привычных и регулярных.

5. У животных с П.Б. есть проблемы с мотивацией: они даже не пытаются как-то отреагировать, попадая в новую ситуацию.

6. Также появляется специфическое когнитивное искажение. Даже когда такие животные демонстрируют копинг-реакцию (копинг-это совладание, преодоление), они не могут понять, увенчалась ли она успехом. В нормальной ситуации, если копинг-реакция принесла вознаграждение, уровень реагирования возрастает (крыса, например, гораздо быстрее и эффективнее поступает таким образом в следующий раз; животное начинает упорствовать в этой реакции). Подкрепление реакции при П.Б. мало влияет на частоту реагирования (можно вспомнить о некоторой дисфункции гиппокампа, а значит, сниженной способности к научению в депрессивном состоянии).

7. П.Б. - это не просто состояние пассивности, это научение не обращать внимание на стрессоры.

8. Распространение П.Б. на широкий круг ситуаций похоже на то, что говорил А. Бек о депрессии: Д. связана с реагированием на какую-то одну ужасную вещь и чрезмерным ее обобщением, т.е. искажением представлений о мире.

9. У крыс с П.Б. отмечается ангедония, они перестают за собой ухаживать, теряют интерес к сексу и еде.

10. При некоторых моделях П.Б. животные кусали сами себя, тем самым калеча.

11. Могут появляться другие симптомы, схожие с Д.: потеря сна и нарушение его архитектуры, повышенный уровень глюкокортикоидов (гормоны стресса) даже в спокойной обстановке.

12. Во многих проведенных исследованиях с участием людей (подробнее читать здесь: https://goo.gl/IaeI9N) выяснилось, что человек очень чувствителен к подобного рода психологическим стрессорам.

13. Процесс обучения чему-либо может вызвать локальную П.Б., если, например, учитель или наставник подвергает нас воздействию не поддающихся контролю и мало предсказуемых стрессоров. Это приведет к искажению представлений о самоэффективности.

14. "Пугающая демонстрация этого явления": изучили группу школьников из гетто, которые имели серьезные трудности с чтением. Чтобы проверить их способность к овладению знаковыми системами, их стали учить китайским иероглифам. За небольшое время дети стали способны читать более сложные предложения, написанные иероглифами, чем могли прочитать на английском.

15. Еще несколько фактов: у крыс и обезьян, подвергшимся стрессам в раннем детском возрасте, сохраняется до конца жизни высокий уровень КРГ (гормон, связанный с реакций на стресс); ребенок, который подвергся психологическому стрессу (утрата родителя, развод родителей, дурное обращение), имеет повышенный риск впасть в депрессию несколько лет спустя.

#стресс #депрессия #приобретённая_беспомощность
источник
2016 September 16
don't panic!
Сегодня подборка материалов о "темной триаде", популярной ныне идее о людях с "мягкими" психопатическими и нарциссическими чертами личности. До явной патологии и серьезных нарушений в поведении такие ребята не добрались, но это им не мешает ввергать в стресс окружающих, манипулировать, лгать - и все это без сожалений и мук совести.

Интервью с нейробиологом, у которого мозг психопата (снижение активности участков лобных долей, которые, в частности, отвечают за эмпатию). Вот, прямо, отличное интервью: https://goo.gl/49DCEz

Объёмная статья-обзор, в которой приводятся исследования психопатии, нарциссизма и макиавеллизма. https://goo.gl/mBZiQe

Чудесная статья журналиста Джона Ронсона, автора книги "Психопат-тест". Ронсон рассказывает как нашел у себя 12 психических недугов, съездил в лечебницу для особо опасных сумасшедших, прошел курс по выявлению психопатов у Р. Хаэра (автора "Лишённых совести", очень популярной книги о социопатах), поговорил с сайентологами и безжалостным, но обаятельным корпоративным начальником. В итоге получилось остроумное описание шумихи и неопределённости вокруг темы психопатии в современном обществе. https://goo.gl/v3ZYGL

Клинической психолог Оливер Джеймс изучает, как темная триада проявляет себя на работе. Будь то беспощадный начальник, манипулятор-карьерист или приятный коллега, который тайком ворует ваши идеи.
(англ.) На Википедии о макиавеллизме на работе: https://goo.gl/mMpcls
(англ.) Википедия, нарциссизм на работе: https://goo.gl/TnnpBs
(англ.) Вики и психопаты-начальники: https://goo.gl/4ThzGd
(англ.) Небольшая статья по мотивам книги Джеймса: https://goo.gl/3EdW2
Статья-лайфхак о макиавеллизме на работе и способах ему противостоять: https://goo.gl/pH5QDT

Книга "Лишенные совести", которую я упомянул выше, довольно тенденциозна, по-моему. Хаэр рисует проблему таких масштабов, что невольно начинаешь ждать неуравновешенного психопата за каждым углом . И это при том, что концепция психопатии в современной форме еще требует уточнений и исследований. Например, недостаток эмпатии не обязательно приведет к насилию. Тем не менее, книга интересная. Вот глава об эмоциях психопатов: https://goo.gl/wQ3cTq
А здесь крутой отрывок про психопатов в кино: https://goo.gl/vfGc7A

Статья о перверзном нарциссизме (перверзия - извращение), концепции французских психиатров (по-видимому, психоаналитиков). Статья в категории "Просто о сложном", поэтому читается легко: https://goo.gl/wCXsNM

Очень своеобразная, но забавная статья о нарциссизме, который описан через идеи психоанализа (не классического, а психологии самости Хайнца Кохута)
https://goo.gl/Xp4fka

#темная_триада #психопатия #нарциссизм
источник
2016 September 18
don't panic!
Для начала упомяну два отличных канала:
@darthbiology - понятные и интересные материалы по биологии: от видео по нейрохимии мозга до статей о памяти растений.
@psytrends - подборки новостей и статей по нейронаукам и, преимущественно, когнитивной психологии.

Прочитал на "Теории и практики" хорошую статью о групповом мышлении и когнитивных искажениях. В ней еще упоминается знаменитый социальный эксперимент в детском лагере Робберс Кейв, который очень походил на историю из "Повелителя мух", только без убийств и под присмотром взрослых. Вот статья:  https://goo.gl/Q7WERd

Статья Музафера Шерифа, психолога, который проводил эксперимент в лагере Робберс Кейв. Подробное описание событий с фотографиями и наглядными графиками:  https://goo.gl/cq4uz6

Небольшая заметка Элиезера Юдковски (автор книги "Гарри Поттер и рациональное мышление" и проекта lesswrong) , любителя когнитивных искажений и непримиримого борца с глупостью. Статья с юмором описывает те же события: https://goo.gl/svQxsI

Отрывок об "огрупплении" мышления из книги Д. Майерса. Несколько любопытных исторических примеров и подробное описание влияния группы на мышление отдельного человека:  https://goo.gl/0EyAO8

#группы #групповое_мышление
источник