Юрий Сиволап:
ПСИХИАТРИЯ ТРАДИЦИЙ И КРУГИ СНЕЖНЕВСКОГО
В наши дни существуют две весьма несхожие между собой концепции психиатрического знания, которые мо отжно условно обозначить как "психиатрия традиций" и "психиатрия фактов".
Нетрудно догадаться, что психиатрия традиций - это, по преимуществу, российская психиатрия, а психиатрия фактов - мировая психиатрическая практика.
Психиатрия традиций подчеркивает приверженность национальным научным школам, склонна к отвлеченным психопатологическим построениям и использованию умозрительных либо архаичных, давно вышедших из мирового профессионального лексикона понятий типа "психопатологические регистры", "синдромотаксис", "синдромокинез".
В статьях, монографиях и диссертациях, соответствующих канонам психиатрии традиций, почти всегда можно найти такие речевые обороты с неопределенным содержанием, как "клинико-психопатологический метод исследования", а их авторы в дискуссиях любят употреблять словосочетания "клинический подход" и "клиническое мышление", и в их словах обычно звучит упрек в адрес собеседника, подверженного западным влияниям и поэтому переставшим, по их мнению, быть "настоящим клиницистом". Отчасти это напоминает богословские споры с упреками в адрес оппонента в том, что тот не смотрит на мир так, как это должен делать настоящий католик.
Я уже тридцать два года в профессии и сам, каюсь, наверняка употреблял оборот "клинико-психопатологический метод" в обеих своих диссертациях, кандидатской и докторской; проверить это не могу; черт их знает, где они валяются, мои диссертации, но уверен, что говорил, потому что положено у нас эту мантру произносить, но я до сих пор не могу уразуметь таинственное значение этого понятия.
Психиатрия фактов совсем другая. Она глобальна и обобщает международный опыт психиатрических исследований. И если, к примеру, француз напишет главу в американском руководстве для врачей, он не станет настаивать на особых французских подходах в науке; ему этого в голову не придет. Французской психиатрии не существует, как не существует испанской физики или норвежской астрономии - наука глобальна. Да, безусловно, существуют выдающиеся национальные научные школы, и в свое время Франция, в числе других стран, прославилась плеядой блестящих психиатров, но достижения национальных школ быстро становятся мировым достоянием, и настаивать на соблюдении местных традиций современные ученые не станут: во-первых, это лишено смысла, во-вторых, это наверняка вызовет ироническое отношение коллег; сейчас такое в научном мире не принято и выглядит комично.
Как всегда и во всем, в психиатрии мы идем своим путем. У нас, как известно, и железнодорожная колея шире, чем в Европе. Насколько шире? Да-да, именно на такую величину, обозначенную государем императором Петром Алексеевичем, ответившим вопросом на вопрос (чего не поняли его собеседники), и именно с этой неясной целью.
Психиатры-традиционалисты в спорах любят ссылаться на великие авторитеты прошлого. "Эмиль Крепелин полагал, что..."; "Карл Ясперс утверждал, что..."; "Василий Алексеевич Гиляровский говорил, что..."; "Петр Борисович Ганнушкина настаивал на том, что...". Спору нет, это великие ученые, и знать их работы должен, по моему мнению, всякий уважающий себя психиатр, но мнение какого угодно авторитетного эксперта, в том числе знаменитого клинициста прошлого, не принимается в качестве аргумента в серьезной профессиональной дискуссии: научным аргументом в наше время может считаться исключительно факт, полученный в результате научного исследования надлежащего качества - в первую очередь крупные рандомизированные клинические испытания, а также выполненные на основе многочисленных контролируемых исследований систематические обзоры и мета-анализы.
Несходство двух концепций психиатрического знания влечет за собой разительные различия в содержании психиатрических учебников и руководств, а также клинических рекомендаций для отдельных типов расстройств.
Каждому слову в американских или британских руководствах по психиатрии можно верить: потому, что их содержание основано на научных фактах и отражает клиническую реальность.