
Чтобы вы понимали суть моих претензий к дичайшему непрофессионализму и некомпетентности Пашечки Федоренко. И понимали, что эти претензии -- обоснованные. Что они отнюдь не надуманы, не высосаны из пальца. Разберём только один пример.
Как известно, одной из основных техник в поведенческой психотерапии (или в поведенческом компоненте КПТ) -- является так называемая техника "поведенческого эксперимента" (behavioral experiment), далее для краткости буду использовать аббревиатуру ПЭ.
Так вот, ПЭ -- это на самом деле не такая простая вещь, как это представляется Пашечке и, в особенности, его "тренерам", у которых образования и квалификации ещё меньше, чем у самого Пашечки. ПЭ -- это не то, что вот вчерашний агорафоб, который, например, боится ходить в магазин, потому что боится, что там случится ПА и станет плохо, по заданию "тренера" или даже самого Пашечки взял и пошёл в магазин, преодолевая страх и тревогу, и ничего с ним не случилось, и он не убежал, и успешно купил всё нужное и вернулся. И вот все хлопают в ладоши и аплодируют Пашечке, его талантам и умениям. А если у него не получилось и он убежал из магазина -- то его ругают, говорят, мол, "это всё твоя тревога, это всё твоё избегание", "плохо стараешься, плохо справляешься, надо стараться лучше".
Нееет, друзья мои. Каждый ПЭ -- это тщательно спланированная и заранее обговорённая, обсуждённая между пациентом и КПТ терапевтом акция. Которая должна планироваться и обсуждаться не менее тщательно, чем любой другой научный эксперимент. В данном случае пациент выступает одновременно и учёным-экспериментатором, и "подопытным кроликом" для самого же себя.
Как и во всяком научном эксперименте, в правильно спланированном ПЭ должны быть сначала чётко определены и сформулированы две альтернативные, противоречащие друг другу гипотезы, правильность одной из которых мы и хотим проверить в этом эксперименте. В данном случае -- "старая" гипотеза -- о том, что в магазине нам непременно станет плохо, и что для того, чтобы этого избежать, надо из магазина убежать, как только начнёт становиться плохо. Или вообще по возможности в магазин не идти. Надо иметь при этом в виду, что "старая" гипотеза -- она очень стойкая. Она подтверждается всем предыдущим травматичным опытом нашего агорафоба -- ведь у него ДЕЙСТВИТЕЛЬНО каждый или почти каждый раз случалась ПА в магазине, и он каждый раз убегал, и, добежав до дома, чувствовал себя в безопасности и успокаивался. И "новая", альтернативная гипотеза -- о том, что нам НЕ станет плохо в магазине, если мы не будем заранее бояться и заранее накручивать себя о том, что нам станет плохо. И о том, что, даже если нам станет плохо в магазине, но, несмотря на это, мы не позволим себе убежать -- то ничего страшного не случится.
Далее, как во всяком научном эксперименте, мы должны чётко определить ЦЕЛЬ этого эксперимента -- проверку истинности или ложности одной из этих двух гипотез. А также "материал и методы" -- в данном случае, условия проведения эксперимента, удобные для пациента дату и время, и всё в этом роде. И, как всякий учёный, мы должны быть ОБЪЕКТИВНЫМИ. Мы не должны ЗАРАНЕЕ, АПРИОРНО ставить задачу непременно доказать в данном эксперименте истинность какой-либо одной из двух гипотез -- "старой" или "новой". Мы должны всегда допускать возможность того, что истинной в данном конкретном эксперименте окажется ЛЮБАЯ из двух альтернативных гипотез. Это -- НОРМАЛЬНО. Разумеется, и психотерапевту, и пациенту хотелось бы, чтобы истинной оказалась вторая, "новая" гипотеза. Ради этого всё и затевается. Но, тем не менее, это не ставится ЦЕЛЬЮ именно текущего эксперимента.
Правильно спланированный ПЭ должен быть по самому своему дизайну -- архитектурно нейтральным, безоценочным. В ходе проведения ПЭ мы НЕ ставим задачу непременно "избавиться от тревоги и избегающего поведения". Тем более --"избавиться за один раз, за один эксперимент". Избавление от тревоги, ПА и избегающего поведения -- наша дальняя цель. В ходе ПЭ мы только проверяем правильность одной из двух выдвинутых нами альтернативных гипотез.