Катастрофа SSJ100 в Шереметьево: Злополучный рейс Аэрофлота SU-1492 Москва-Мурманск с 78 пасажирами и членами экипажа на борту был вынужден вернуться в Шереметьево и
вспыхнул при жесткой посадке, унеся жизни 41 человека.Основые версии причин несчастья следующие:
- Удар молнии, приведший к отказу электроники и потере радиосвязи с землей. Если было задымление в кабине, то понятно, почему
экипаж так и не смог выровнять полностью загруженный лайнер перед приземлением;
- Ошибка пилотов при посадке. На видеосъемках четко видно, что самолет несколько раз «скозлил» о поверхность ВПП, что и привело к поломке основных стоек шасси и возгоранию;
- Неудовлетворительное состояние
взлетно-посадочной полосы аэропорта Шереметьево. Само по себе это не мешало самолетам других типов совершать взлеты и посадки по этой полосе до катастрофы, но
проблемы с ВПП имелись, особенно в зимний период;- Отказ техники/ безопасность самолета. Инциденты преследуют Sukhoi Superjet 100 с официального начала эксплуатации десять лет назад. Крушение первого же демонстрационного полёта в Индонезии 9 мая 2012 года привело к
гибели 45 человек. За последний год произошло
10 крупных происшествий с SSJ 100. «Аэрофлот" предупреждал о проблемах Суперджета ещё более года назад, назвав его в феврале 2018 наименее безопасным из своих самолетов, с которым были связаны
более половины инцидентов с авиапарком. SSJ100 имеет самое низкое расположение двигателей из всех самолетов такого класса в мире, из-за чего затягивает воздушным потоком все, что лежит на полосе,
повреждая двигатель.Свой прискорбный вклад в рост общей численности жертв аварии внесли также:
- Слабая работа наземных экстренных служб - пожарники оказались у горящего самолета только через минуту после его полной остановки, что неудивительно в условиях перманентного сокращения персонала, которого и так не хватает для нормальной организации всех служб аэропорта.
- Паника среди пассажиров и их эгоизм. Многие пассажиры передних рядов пытались спасти свою ручную кладь и из-за этого люди в хвосте не успели покинуть горящий лайнер и сгорели или задохнулись на задних рядах самолета. В то же время сообщается, что эвакуация уложилась в 58 секунд вместо нормативных 90.
Вне зависимости от того, в чем главная причина несчастья, навряд ли российские авиавласти пристановят эксплуатацию SSJ-100, ведь из бюджета в проект
уже закачано 44 млрд. рублей. Скорее всего, все спишут на метеоусловия, удар молнии, ошибки пилотов (как в 2012 году), плохую работу наземных служб аэропорта, и даже эгоистичных пассажиров. Все это, однако, не скроет того факта, что ОАК, потратив на создание самолета миллиарды рублей и более 10 лет, так и не довела до ума сырой авиалайнер. Скорее всего, проект развалится постепенно сам по себе. Европейские эксплуатанты уже отказались от SSJ-100 из-за плохо организованной системы обслуживания и часто ломающихся двигателей SaM146, а российские авиакомпании будут теперь всеми правдами и неправдами сокращать закупки и эксплуатацию самолета, в то время как
пассажиры перестанут покупать на него билеты. Больше не поможет и административное давление со стороны ОАК "Ростеха" и его руководителя Сергея Чемезова, которому вообще-то отказывать не принято.