С конца 1944 г. государство начинает проводить подготовительные меры к проведению денежной реформы, направленные на уменьшение наличной денежной массы и увеличение государственных рыночных фондов. Уже в ходе подготовительных мероприятий обнаружилось противоречие между решением задач оздоровления денежного обращения и ограничения экономического влияния «дельцов» «черного» рынка. Первых же положительных результатов в вопросе снижения общей массы наличных бумажных денег, не обеспеченных товарным покрытием, удалось достигнуть на основе экономического сотрудничества государства с зажиточными слоями населения СССР, включая держателей «теневых» капиталов. Это проявилось в развитии в предреформенные годы системы торговых предприятий Особторга, которые начали действовать в крупных городах с мая 1944 г. В магазинах и универсамах Особторга население страны, располагавшее достаточным количеством наличности, могло приобрести по коммерческим ценам в свободной продаже дефицитные в то время продукты питания и промышленные товары массового спроса. Государство с самого начала работы этих торговых предприятии проявило себя как предприниматель, устанавливая цены в соответствии с существующей конъюнктурой внутреннего рынка. В случае, когда цены устанавливались излишне завышенные, что сказывалось на росте торговых оборотов предприятий Особторга, проводилось снижение цен с приближением их к рыночным. Так, на протяжении 1946 г. цены в государственных коммерческих магазинах дважды снижались, одновременно было проведено повышение пайковых цен в целях их приближения к рыночным, т.е. реальным ценам. Обороты предприятий Особторга, принесших только в первом квартале 1946 г. доходов в бюджет на сумму в 4 млрд. руб., в течении 1946 г. составили 71 806 млн. руб. Полученная прибыль позволила государству в 1946 г. изъять из обращения 8 млрд. рублей, а в 1947 г. – еще 2,4 млрд. руб.
После одобрения основных положений предложенного проекта будущей денежной реформы руководством страны Группа по денежному обращению продолжала работу по его доработке. Методология расчета обменного курса на основе соотношения пайковых и коммерческих цен на товары массового спроса осталась прежней, обменный курс после повышения пайковых цен и понижения коммерческих был установлен на уровне 1:10. Разработчики проекта выступали против более низкого курса, который по их расчетам предоставлял возможность существенно обогатиться кругу лиц, накопивших большие денежные суммы в результате рыночных операций.
Благоприятным моментом для «дельцов» «черного» рынка оказалось и временной отсутствие у большинства населения наличных денег для покупки дефицитных товаров, которые после отмены карточной системы свободно продавались в магазинах. В письмах граждан, направленных в Минфин СССР, сообщалось, что после 16 декабря 1947 г., когда большинство населения потеряло остатки своей ноябрьской заработной платы, владельцы крупных сумм денег скупали в магазинах все самое лучшее и дефицитное для дальнейшей перепродажи этих товаров по повышенным ценам. Неудивительно, что у многих людей, «живущих на одну заработную плату», сложилось впечатление, что денежная реформа проводится в интересах толстосумов «черного» рынка. Так, в письме семьи Ивановых утверждается, что Указ о денежной реформе направлен против основной массы населения, потерявшей в ходе ее свои «грошовые» сбережения, и оказывает могущественную поддержку барышникам, которые воровством и вымогательством выкачивают десятки тысяч рублей из трудового народа и государства.
В.С. Пушкарёв. Денежная реформа 1947 г. и "черный рынок", Экономические реформы: уроки истории (История мировой экономики, вып. 2)». - М.: Институт экономики РАН, 2013.