Действительно ли человеческие жертвоприношения помогли создать людям сложные модели общества?
https://theidealist.ru/humansacrifice/Хотя статья в конце делает вывод об исторической необходимости жертвоприношений, в основном приводятся тезисы о насилии и власти, из-за чего может сложиться неверное, почти конспирологическое понимание ранних прото-государств и государств.
Итак, описывая так называемые первобытные общества и азиатские деспотизмы, что существовали далеко не только в Азии, мы можем вывести следующие дополнения:
-Вопреки современным упрощенным положениям о прошлом, наука не является единственным способом общественного познания. Мифы, магия, религия тоже так или иначе описывают природу, т.е. Вселенную, и место человека в ней. Жрецы были проводниками между племенами и богами, транспортом сознания.
-Другое разительное отличие древнего коммунизма от нашей сегодняшней жизни - совершенно иное отношение к смерти. Жертвоприношения сейчас приводят в ужас, но раньше индивидуальная смерть воспринималась как радость за участие в жизни человечества. Единство смерти и жизни дарует настоящее бессмертие нашему биологическому виду. И подобные традиции бесстрашия перед смертью все еще живы, например, в Мексике или на Востоке.
Буржуазные просветители осуждают культы примитивного прошлого, но забывают, что мы сменили древние ритуалы на ритуальность капитала и совершаем жертвоприношение гораздо хуже. Смерть господствует над жизнью именно сегодня: мертвый труд душит живой труд, традиции мёртвых поколений тяготеют над умами живых. Еще не наступивший коммунизм воспримет как детскую наивность культы гнилого настоящего: преклонение перед индивидом, его именем и собственностью.