В соответствии с основополагающим утверждением экономической теории сумма полученных финансовых избытков (+) и дефицитов (–) всех хозяйственных единиц должна быть равна нулю. Данный вывод следует из того простого факта, что всякий раз, когда некая хозяйственная единица оплачивает приобретение той или иной продукции, выпущенной в рассматриваемом периоде, какая-то другая единица получает деньги. Поскольку различные сектора экономики — например, домохозяйства, фирмы (то есть сектор бизнеса), правительство и финансовые институты — образованы из таких «элементарных» единиц, данное утверждение справедливо и для различных совокупностей. Если расходы федерального правительства превышают налоговые поступления на 73,4 млрд долл., как это было в 1975 г., то сумма избытков и дефицитов во всех секторах экономики равняется 73,4 млрд долл. избытка. Как показано в табл. 2.4 (годовые данные) и табл. 2.5 (квартальные данные за 1973–1975 гг.), сумма избытков и дефицитов различных поведенческих и учетных секторов была равна нулю (небольшие различия объясняются несовершенством данных).
Избыток или дефицит домохозяйства — это разница между располагаемыми личными доходами и личными расходами. Домохозяйства почти всегда, за исключением глубоких депрессий (следовательно, только в экономике с маленьким, то есть ограниченным по размеру, правительством), порождают избыток. Однако последний, выраженный как процентная доля располагаемого дохода домохозяйства, варьируется в довольно широких пределах. Данные, представленные в табл. 2.4, свидетельствуют, что доля сбережений домашних хозяйств колебалась от 6,08% в 1972 г. до 8,05% в 1973 г., от 7,52% в 1974 г. до 8,9% в 1975 г. Мы видим, что в 1973 г. и 1975 г. норма сбережений домохозяйств резко возрастала. Каждый скачок этого показателя ассоциируется с резким увеличением дефицитов в некоторых других подразделениях экономики (в 1973 г. скачок дефицита произошел в секторе бизнеса, а в 1975 г. — в правительственном секторе).
Частные инвестиции осуществляются в секторе бизнеса. Дефицит последнего представляет собой превышение ценности заводов и оборудования, товарно-материальных запасов и корпоративных инвестиций в жилищное строительство над внутренними фондами, то есть внутренними финансовыми ресурсами фирм (иными словами, над суммой нераспределенной прибыли и амортизационных отчислений). В 1972 г. этот дефицит составлял 47,9 млрд долл., в 1973 г. он подскочил до 79,0 млрд долл., оставался на высоком уровне (67,8 млрд долл.) в 1974 г., а еще через год резко снизился до 21,5 млрд долл. Дефицит сектора бизнеса как процентная доля от валовых частных инвестиций в 1972 г. вырос до 26,7%, в 1973 г. — до 35,8%, в 1974 г. сократился до 32,4% и в 1975 г. упал до 10,95%.
Дефицит расширенного правительства США (с учетом правительств всех уровней — федерального, штатов и местного) продемонстрировал «перепад» в 10 млрд долл. и в 1973 г. (уменьшение), и в 1974 г. (увеличение), но рост на 60 млрд долл. в 1975 г. Последний должен проявиться либо как уменьшение дефицитов, либо как увеличение избытков в других секторах. Отчасти он показал себя в увеличении сбережений домохозяйств на 15,6 млрд долл., что обусловило повышение соответствующей нормы сбережений до 8,92% располагаемого дохода. С другой стороны, этот рост проявился в огромном (на 33,1 млрд долл.) увеличении валовых внутренних финансовых ресурсов фирм, выросших на 23,4% (в 1975 г., когда происходили значительный рост безработицы и резкое сокращение ВНП (в постоянных ценах), валовые прибыли бизнеса увеличились на 23,4%.). Еще одной составляющей, которая компенсировала рост государственного дефицита, было сокращение инвестиций на 3,2 млрд долл., в первую очередь как результат уменьшения товарно-материальных запасов. Увеличение дефицита расширенного правительства на 60 млрд долл. было компенсировано ростом личных сбережений на 15,6 млрд долл. и снижением дефицита сектора бизнеса на 46,3 млрд долл. Таким образом, в 1975 г. дефицит государственного сектора был компенсирован главным образом увеличением корпоративных денежных потоков.
Хайман Мински