В свое время у рынка была идея, что люди станут покупать криптовалюты, чтобы ими платить по всему миру. Она провалилась – платить проще всего с карты или электронного кошелька. И уж тем более никто не будет покупать крипту с карты, чтобы потом ее переслать, и далее мучаться с выводом на карту.
Много говорили о том, что токены – это типа акции стартапов на самой ранней стадии, приводя в примеры, что "вот представьте, если бы вы могли купить Facebook до того, как он вышел на биржу". Выяснилось, что в массе никто не хочет держать монеты дольше месяца, если они не удвоились в цене. Люди относятся к токенам как к ставкам на спорт, такой вот ипподром.
Считалось, что вот бы только сделали крипто-карты, и тогда народ начнет тратить свои биткоины в магазинах на молоко и хлеб. Уже под сотню таких стартапов, клиентов примерно ноль. У сельского банка больше выпущенных карт, чем у всей индустрии в целом.
Трейдинг нового поколения, шептали вкрадчивые китайки, создавая очередной синтетический продукт, который уже даже не всегда понятно, что торгует против чего. Концов теперь не найти, а цифры оборотов как песчинок на Марсе.
Кто же в итоге реально делает бизнес, и при этом легально, капитализуемо, масштабно? Как обычно самые примитивные идеи – например, кошельки и хранилища. Тот же Coinbase оценивается уже более чем в 10 миллиардов долларов, зарабатывая на комиссиях по вводу и выводу фиатных средств. Да, продукт про крипту, а зарабатываю на фиате. Конференции, сайты и информационные аппы – у многих даже нет никакого присутствия в блокчейнах, просто рассказывают. Производители оборудования, ведь еще есть POW сети, и их надо майнить.
То есть, если смотреть правде в глаза, было бы в мире 2-3 блокчейна, ситуация была бы примерно такой же как и сегодня – основныне деньги в железе, кошельке и новостях.
Ставит ли это крест на всех тех ярких идеях, что сейчас захватывают умы новичков? Скорее всего да. Людям не нужны кардинальный инновации, в которых сложный путь погружения. Дайте им то, что уже используют каждый день, но улучшив отдельные элементы.
На что в Минтере делают ставку я?
– Самый простой кошелек. Он уже на голову выше многих чейнов, но мы работаем над куда лучшим UX, чтобы преград не было почти ни для какого девайса и типа пользователей – мгновенный запуск и использование без технического зомбирования.
– Реальные кейсы источников монет – в нашем случае это награды за дейстйи и баллы лояльности за... лояельность. К слову весь хайп DeFi сегодня построен как раз на том, что людям дают награды за важные для проектов действия. Сила блокчейна тут в том, что участвовать может каждый, получить монеты в любую точку мира!
– Самый большой каталог реально используемых услуг и цуфровых товаров, которые можно в простом кошельке купить за награды и баллы лояльности. Если вы сегодня держатель какой-либо крипты, которую не можете потратить в течение 5 минут на повседневные нужды – хоть какие-нибудь – то подумайте, зачем такая валюта вообще нужна? Не путайте только с ютили токенами, которые обычно выпускаются строго для определенных действий в рамках одной системы, типа SIA или MKR.
Через пару лет никого уже не будут волновать скорости транзакций, виды майнинга, консенсусы и прочий лжибришь. Все поймут, что только реальные повседневные кейсы применения имею ценность для пользователей. Всем плевать, на каком там языке программирования написал Гугл и какие процессоры у серверов, если он ищет и делает это лучше других. Блокчейны – это просто базы данных, и конечным пользователям нет дела до их особенностей.
Я уверен, что награды сейчас будут менять из привычного формата "купи и получи" в более широкий спектр применения – за лайк, за коммент, за достижение, за приглашение, за статью, за посещение... за все за то, что важно бренду. Это мы готовим в Pinpon. А с другой стороны мы будем наблюдать новые рынки – награды сотрудникам в компании, детям от родителей, в учебных процессах и так далее. И вот для этого нужны уже кастомные решения, которые найдут отражение в
minter.org с его простым и универсальным кошельком.