🇨🇳 #Китай создает нечто похожее на санкционный режим:#Китай создает нечто похожее на санкционный режим: 19 сентября Министерство коммерции КНР опубликовало правила создания перечня «ненадежных лиц», к которым могут быть применены «меры». Слова «санкции» и «подсанкционные лица» в этом документе не используются (о возможных причинах этого можно поговорить отдельно), поэтому и я тоже не буду их употреблять.
⚠️ Текст документа:
http://www.mofcom.gov.cn/article/b/fwzl/202009/20200903002593.shtmlПеречень «ненадежных лиц» будет вести специальная межведомственная комиссия из представителей министерств и ведомств Госсовета, которые имеют отношение к созданию перечня и применения соответствующих «мер» (так называемый «рабочий механизм»). Комиссия будет принимать решения о включении иностранных организаций и физлиц в перечень «ненадежных», применении к ним одной или нескольких «мер», выдаче разрешений для китайских организаций и физлиц на сделки с «ненадежными», а также исключении из перечня.
Любопытно, что в китайском тексте к «иностранным субъектам» (外国实体), которые могут попасть в перечень «ненадежных», отнесены только «иностранные предприятия, другие организации и физические лица», т.е. прямо из текста документа не следует, что правила распространяются на тайваньских лиц, которые в КНР обычно относятся к «зарубежным» (境外), но не «иностранным» (外国). Например, Закон КНР «О государственной безопасности» 2005 г. говорит именно о «зарубежных силах» (境外势力), которым необходимо «противодействовать». Конечно, выбор словосочетания «иностранные субъекты» не означает, что тайваньские организации и физические лица полностью исключены из списка (на практике слово «иностранный» может толковаться расширительно), но обычно выбор слов в таких НПА неслучаен.
Попасть в перечень «ненадежных лиц» могут иностранные организации и физлица, которые в международной внешней торговле и соответствующей деятельности: а) причиняют вред суверенитету, безопасности, развитию КНР; б) нарушают принципы обычной торговли, прекращают обычные сделки с китайскими предприятиями, другими организациями и физическими лицами или применяют в отношении китайских предприятий, других организаций и физических лиц дискриминационные меры, которые существенно нарушают их законные права и интересы. В отличие от других санкционных программ речь не идет о нарушении каких-либо международных договоров, а исключительно об интересах КНР во внешней торговле и инвестиционной деятельности (которые относятся к предметам ведения Минкоммерции; собственно, поэтому правила приняты именно этим министерством).
Решение о включении иностранного лица в «перечень ненадежных» будет осуществляться по результатам расследования, проводимого «рабочим механизмом». Расследование может проводиться как по обращению заинтересованных лиц, так и межведомственной комиссией по собственной инициативе. Если комиссия приступает к расследованию, то она должна дать об этом публичное объявление. В ходе расследования допускается опрос лиц, заинтересованных в деле, а также получение всех необходимых материалов; иностранные лица, в отношении которых проводится расследование, вправе изложить собственное мнение и воспользоваться правом на самозащиту. В общих чертах этот механизм похож на правила проведения антидемпинговых расследований, однако правила проведения расследований для включения в «перечень ненадежных» не вдаются в детали: они не предусматривают никаких временных ограничений, требований к документам, условий прекращения и возобновления расследований. Поэтому «рабочий механизм» не будет связан никакими ограничениями при проведении разбирательства.
После проведенного разбирательства «рабочий механизм» может принять решение о включении иностранного лица в «перечень ненадежных». При принятии такого решения должны учитываться: а) тяжесть вреда суверенитету, безопасности, развитию КНР; б) тяжесть вреда правам и законным интересам китайских организаций и физических лиц; в) соответствие деятельности иностранного лица «общепринятым правилам международной торговли»; и г) другие факторы, которые необходимо учесть.