В Гонконге сложилась интересная ситуация с налоговыми льготами, заявленными в феврале: Законодательный совет не может внести изменения в законодательство из-за оппозиции, а исполнительная власть не хочет вводить их в обход парламента.
В феврале Секретарь по финансам Гонконга объявил проект бюджета на 2020-2021 гг. В соответствии с проектом ставки основных налогов в Гонконге не изменятся, но при этом при уплате налогов за налоговый год 2019/2020 будут действовать единовременные льготы и вычеты. В частности, в Гонконге было решено продлить еще на один год освобождение от налога на прибыль и налога на заработную плату в пределах 20 тыс. гонконгских долларов, действовавшее в прошлом году: при использовании этой льготы бизнес и физические лица освобождаются от первых 20 тыс. подоходного налога и уплачивают только часть начисленной суммы налога, которая превышает 20 тыс. гонконгских долларов.
В прошлом году этот вычет был введен в Ордонанс «О внутренних доходах» (местный закон, регулирующий уплату большинства налогов в городе) строго на один налоговый год. Чтобы продлить его применение, гонконгский Законодательный совет должен в этом году еще раз внести изменения в ордонанс. Ничего сложного в этом нет, но в этом году Inland Revenue (Amendment) (Tax Concessions) Bill 2020 из-за политики может вообще остаться на стадии проекта.
В соответствии с регламентом гонконгского Законодательного совета все законопроекты (за исключением бюджетного appropriation bill) после первого чтения передаются в House Committee, который может сам рассмотреть проект и принять решение о дате второго чтения или передать законопроект в специально созданный Bill Committee. Проблема в том, что сейчас House Committee остался без председателя и под временным руководством представителя оппозиции, который уже 16 заседаний подряд проваливает выборы председателя. Без председателя House Committee не может ни возобновить работу по рассмотрению законопроектов, ни создавать специальные комитеты, поэтому все законопроекты, которые поступили в House Committee с начала осенней сессии, находятся в подвешенном состоянии.
При этом есть довольно простой способ ввести эти льготы в обход парламента, который использовался и раньше: дело в том, что Исполнительный секретарь (глава исполнительной власти в городе) после внесения в Законодательный совет любого законопроекта по вопросам сборам налогов и пошлин может своим указом временно ввести в действие этот законопроект вплоть до момента принятия и превращения его в закон. Такие полномочия у Исполнительного секретаря есть в соответствии с Ордонансом «Об обеспечении общественных доходов». Почему Кэрри Лам не воспользуется этим правом и не введет льготы до одобрения Законодательным советом?
Скорее всего, проблема тоже в политике: летом истекает срок полномочий Законодательного совета, а осенью пройдут очередные выборы. Если блокада House Committee продлится до конца весенней сессии, то все непринятые законопроекты «сгорят» (они не переносятся на следующий созыв). Соответственно, это аннулирует указ о временном введении налоговых льгот и потребует пересчета налогов с взысканием недоплаченных сумм с населения, причем делать это придется перед как раз перед выборами.
Поэтому несмотря на заявление в феврале о введении льгот, ни Законодательный совет, ни Исполнительный секретарь пока их не вводят, а на
gov.hk есть два налоговых калькулятора: один считает «с учетом бюджетных предложений» (показывает сумму меньше на 20 тыс.), а другой – «по действующему законодательству» (больше на 20 тыс.).