ДЕТИ С СДВГ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ
Излишние движения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) всегда рассматривались как нежелательный симптом болезни, однако новое исследование показывает, что они могут иметь важное компенсаторное значение у таких детей при обучении в школе.
Исследователи из Университета Центральной Флориды (University of Central Florida, UCF) обнаружили, что чрезмерные движения, характерные для СДВГ, помогают таким детям запоминать информацию и решать сложные когнитивные задачи.
"Обычно лечебные мероприятия направлены на подавление гиперактивности. Однако есть основания считать, что тем самым мы наносим вред большинству детей с СДВГ", - объясняет автор исследования Марк Раппорт.
СДВГ является наиболее распространенным поведенческим расстройством детского возраста. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), около 11% детей в возрасте 4-17 лет имеют диагноз СДВГ.
Типичными симптомами СДВГ у детей являются: беспокойство, чрезмерная говорливость, прерывание разговоров других людей, неспособность сосредоточиться на конкретных задачах и невозможность долго удерживать внимание на одном объекте. Такое поведение может значительно осложнять обучаемость детей с СДВГ в школе, и может мешать другим ученикам.
Предыдущее исследование, проведенное доктором Раппортом, показало, что чрезмерная двигательная активность у детей с СДВГ отмечается обычно в то время, когда они должны должны использовать исполнительные функции головного мозга. До того исследования эксперты полагали, что гиперактивность является самостоятельным и постоянным симптомом у детей с СДВГ.
В последнем исследовании, опубликованном в Journal of Abnormal Child Psychology, ученые попросили 52 мальчиков в возрасте от 8 до 12 лет совершить серию задач. Эти задачи были составлены так, чтобы оценить детскую "рабочую память" - процесс обработки мозгом информации, необходимой для решения таких задач, как обучение и рассуждения.
Участникам был показан ряд чисел, мелькавших на экране. Затем они должны были упорядочить эти цифры по определенной закономерности. В момент решения задач детей снимали на видео, их степень внимания и движения были затем тщательно изучены.
Среди участвующих детей, у 29 был диагностирован СДВГ, а у остальных - было нормальное психическое развитие, без каких-либо клинических расстройств. Ученые обнаружили, что дети с СДВГ выполняли задания значительно лучше, когда они двигались, и предположили, что именно эта гиперактивность способствовала улучшению результатов тестов.
"Мы обнаружили, что, когда они двигаются - в большинстве случаев, они работают лучше. Полагаю, дети с СДВГ должны двигаться, чтобы сохранить концентрацию внимания. Дети без СДВГ при движении - напротив, выполняют задачи намного хуже, чем в спокойном состоянии", - объясняет доктор Раппорт.
Результаты этого исследования, несмотря на малое количество участников, ставят под сомнение эффективность традиционных методов оказания помощи детям с СДВГ, и даже намекают на их контрпродуктивность. Обучение в условиях свободного передвижения может помочь учащимся с СДВГ лучше выполнять учебные задачи, как в школе, так и дома.
"Это не означает, что детям нужно позволить бегать по учебному классу во время урока, но не нужно делать им постоянные замечания и заставлять сидеть абсолютно смирно, поскольку именно это снизит их уровень концентрации внимания", - заключают авторы исследования.
Согласно данным CDC, менее чем каждый третий ребенок с СДВГ в США получает адекватное лечение этого состояния: медикаментозную и поведенческую терапию.