«...монах по имени Радульф преподнес кардиналу Каэтани пародийную проповедь о святом Никто (“Nemo”). Житие этого вымышленного подвижника было собрано из библейских фраз, где фигурировало латинское слово “nemo”, а таких в Ветхом и Новом Заветах, само собой, оказалось немало. <...> Когда в начале XVI в. его житие было издано типографским способом, на первую страницу поместили точный портрет святого - пустую рамку»*. Это, некоторым образом, история, противоположная по смыслу «Невидимой скульптуре» Уорхолла (остаыим в стороне бесконечную череду более слабых экспериментов с чистыми холстами и пустыми рамами): невидимый святой полностью описан, он неподвластен лишь взгляду зрителя, в то время как невидимая скульптура - эксперимент со зрительской свободой, с правом самостоятельно сконструировать в своем воображении эту скульптуру (или не конструировать ее вовсе - тут разговор отдельный). Кстати, интересный был бы эксперимент, когда в пустой рамке или на пустом пьедестале верующему предлагается не Святой Никто, а, напротив, Святой Некто - святой, которого зритель может сконструировать в силу своих собственных веровательских нужд и представлений; мог бы, кажется, выйти идеальный проективный тест, частично дающий ответ на некоторые вопросы о сути индивидуального поклонения. А главное - снимается, вроде бы, то самое противоречие, которое «не делай себе кумира и никакого изображения»**. Впрочем, я вполне уверена, что про такое или примерно такое уже и думали, и писали более умные люди.
———-
*Не могу оторваться от свежей книги Сергея Зотова, Михаила Майзульса и Дильшат Харман «Страдающее средневековье. Парадоксы христианской иконографии». Книга мало того, что захватывающая, так еще и в высшей степени актуальная по нынешним временам. Вчера взяла у авторов интервью (спасибо им большое); надеюсь, что на следующей неделе оно уже выйдет на Colta.Ru.
**Да-да, от этого эксперимента два шага до five solae :)