
Не знаю, как вас, а меня от этой погоды кроет не по-детски. Хочется чего-то позитивного. Поэтому расскажу вам сегодня про экономическую милоту.
Люди привыкли считать, что самые умные на планете. Мы знаем, что такое выгода, научились строить классные бизнесы и все такое. Но исследования экономистов показывают, что законы экономики универсальны и работают в мире животных.
"Учёный Редуан Бшари много лет погружался с аквалангом в Красное море и изучал там рыб-чистильщиков. Эти маленькие рыбки ползают по телу больших хищных рыб и удаляют с них паразитов, бактерии, грибки, опухоли и омертвевшие ткани. На самом деле процесс оказания услуг организован у чистильщиков сложно и очень напоминает рыночные отношения.
Устроено это так. Рыбка-чистильщик живет в коралловых рифах, и к ней приплывает клиент, большая хищная рыба, например, барракуда. Учёные называют это станциями чистильщиков. Рыба приплывает на станцию, открывает пасть, и чистильщик заплывает внутрь и начинает чистку. Когда чистка окончена, хищник уплывает, а чистильщик ждет нового клиента. Оба довольны — один чист, второй сыт. Такие рыбки на своих станциях обслуживают десятки клиентов в день. Таким образом, есть клиент, который хочет получить сервис, и есть бизнесмен, который предоставляет услугу. Достаточные условия для образования рыночных отношений. Но как и в любом бизнесе, тут случаются риски и накладки.
Во-первых, на станцию может приплыть сразу несколько клиентов одновременно. Тогда они выстраиваются в очередь и ждут. Есть разные виды клиентов. Одни — путешественники — плавают на большие расстояния и свободно меняют станции в зависимости от того, где они оказались. Другие — резиденты, они живут в этом рифе и обслуживаются у одного и того же чистильщика.
Если путешественнику понравилась услуга конкретного чистильщика, и его не заставили ждать в очереди, в 70 процентах случаев он вернется на станцию повторно. Эти путешественники разборчивы, им есть, из чего выбирать и что сравнивать. А резиденты в любом случае приплывают на станцию, потому что у них нет выбора, и плыть им больше некуда. Рыбы-чистильщики это прекрасно понимают, и первыми всегда обслуживают путешественников, и только затем резидентов.
Во-вторых, как и у людей, клиент может получить хороший сервис, а может наткнуться на плохой. Рыбка-чистильщик всегда имеет соблазн съесть с поверхности тела клиента не только твёрдые ороговевшие клетки, но и откусить кусочек более вкусной и нежной живой ткани, что не входит в планы клиента. Иногда чистильщики жульничают, покусывая клиентов, и те не возвращаются на станцию.
Интересно, что клиенты чаще приплывают на станции, которые обслуживает семейная пара чистильщиков, то есть самец и самка. Оказывается, на таких станциях чистильщики намного реже обманывают клиентов, потому что самки более добросовестны, чем самцы. Они сдерживают самцов от сиюминутной выгоды в пользу долгосрочной репутации станции, и клиенты продолжают возвращаться."
Источник: https://www.sravni.ru/text/2017/9/29/obezjanja-ehkonomija-kak-zakony-ehkonomiki-rabotajut-u-zhivotnykh/