Сегодня хочется рассказать об одном потомственном художнике-мозаичисте, имя которого незалуженно забыто. Звали его - Владимир Фролов.
Именно он является автором мозаичных панно на станциях «Маяковская», «Автозаводская» и «Новокузнецкая». Последнюю работу он заканчивал в блокадном Ленинграде, и она в буквальном смысле стоила ему жизни.
До 1917 года имя Владимира Фролова было известно на всю Россию и за её пределами — он в собственной мастерской делал лучшие мозаики в стране. Начал свой путь в мозаичной мастерской отца, которая располагалась в Санкт-Петербурге.
В мастерской Фролова рождались мозаики украсившие многочисленные здания и храмы преимущественно Санкт-Петербурга и Москвы. Среди наиболее значимых работ можно выделить: оформление внутреннего убранства Храма Спас-на-Крови, Морского собора в Кронштадте, церковь Святой Магдалины в немецком Дармштадте, Марфо-Мариинскую обитель в Москве и многое другое.
После революции мозаику посчитали излишне религиозной и запретили. Ведь ею традиционно украшали церкви. Именно Фролову это искусство обязано своим возрождением в советский период.
В первые годы Советской власти, работая в ленинградской мастерской Академии художеств он создал многочисленные мозаики, среди которых были: оформление траурного зала мавзолея Ленина, Киевского вокзала в Москве и прочее.
Несомненно, самой значимой работой стали мозаики его авторства, установленные на «Новокузнецкой». Изначально они предполагались для станции «Павелецкая», которая тогда носила проектное название «Донбасская». Тема мозаик была обозначена как «Донбасс – всесоюзная кочегарка».
По эскизам художника Дейнеки он начал собирать мозаики, но началась Война, все его помощники либо ушли на фронт, либо эвакуировались. Он один в своей мастерской, без света и тепла, в холоде и голоде собирал мозаики. Когда он их закончил – Владимир Александрович практически полностью ослеп и через две недели сам умер от голода прямо в своей мастерской. Зимой 1942 года эти мозаики были вывезены из блокадного города специально чтобы установить их в Московском метро.
Металлоконструкции, предназначенные для «Павелецкой» оказались на оккупированной территории, проект станции пришлось срочно менять, в связи с чем разместить там мозаики созданные такими героическими усилиями было невозможно. Тогда было принято решение разместить эти мозаики на соседней «Новокузнецкой», где они и были установлены.