Size: a a a

Маркетинг WHOяркетинг

2021 August 29
Маркетинг WHOяркетинг
Ритейлеры могут терять деньги из-за "цен Эльдорадо".

Ранее считалось, что ценники, оканчивающиеся на 90, 95 или 99 копеек, приносят больше продаж. Это связано с т.н. искажением левой цифры: мы оцениваем стоимость по первой цифре. Поэтому цена в 199 руб. 99 коп. кажется нам выгоднее, чем 200 руб. В 90-е в США даже выяснили, что товары с "неровной" ценой приносят на 8% больше продаж, чем с округленной (данные Journal of Retailing).

Теперь выяснилось: используя подобную стратегию, ритейлеры упускают потенциальную выгоду. Дело в том, что покупателю психологически сложнее перейти на более дорогой товар из той же категории, если цена изначального оканчивалась на 99 центов (данные Университета Огайо).

Например, разница между кофе стоимостью $13 и $10 воспринимается значительно меньше, чем если бы более дешевый кофе стоил $9,99. Исследование проводилось не только на кофе: тот же эффект был замечен при продаже медицинских масок, стриминговых сервисов, машин и даже квартир. Эксперимент из 90-х, кстати, затрагивал только женскую одежду.

Поэтому в долгосрочной перспективе торговым сетям выгоднее устанавливать "круглые цены" ($20, 200 руб. и т.д.) или цены чуть выше этого порога (такие как $7,05 или 405 руб.).
источник
2021 August 30
Маркетинг WHOяркетинг
Отличное видео с Щелиным про трансформацию рынка знакомств и отношений, которая влечёт за собой фундаментальные изменения на других рынках

https://youtu.be/R3L1TAFmZEs
YouTube
Глобальные мегатренды-5: как Tinder и другие цифровые платформы трансформируют брак и отношения
Пятая беседа с Павлом Щелиным посвящена цифровым технологиям, которые революционизируют социальные отношения. На примере исследований в США Павел показывает, как такие платформы, как Tinder, трансформируют отношения между мужчинами и женщинами, включая появление целых каст отверженных.

Первые четыре вы можете посмотреть по ссылкам ниже.

Эта беседа является развитием первой беседы о демографии, которую вы можете посмотреть здесь  https://www.youtube.com/watch?v=4Kge3bIqWbw&t=1564s

Вторая беседа https://www.youtube.com/watch?v=D5B46Yz42rc&t=529s

Третья беседа https://www.youtube.com/watch?v=QHlC9RpmTtk

Четвертая беседа https://youtu.be/jVBJwg-t370

Вы можете поддержать канал отправив денежный перевод:
На мой Патреон https://www.patreon.com/romanenkoyuriy
на карту Привата 4731 1856 1467 7968.
Патреон Павла Щелина https://www.patreon.com/pavelshch?fan_landing=true

#Щелин #Tinder #мегатренды

Страница Павла Щелина в Телеграме https://t.me/common_sen

Моя страница в Telegram: https://t.me/romanenko_dns​​​…
источник
2021 September 01
Маркетинг WHOяркетинг
Счастье для производителей наружной рекламы, упаковки и фотографов с огромным старым цифровым архивом

https://vc.ru/future/288700-google-predstavila-tehnologiyu-kotoraya-povyshaet-razreshenie-izobrazheniy-do-16-raz-bez-poteri-kachestva
источник
2021 September 02
Маркетинг WHOяркетинг
Сейчас слегка поугораем с того, чему учили рашнбизнисменов и учеников инфоцыган в "Бизнес-молодости".

Осипов и Дашкиев некогда публикуют эпичную методичку "400 ниш. Бизнес-идеи с минимальными вложениями". И что внутри? Думали, что там перспективные рыночные ниши на базе исследований, оценок трендов и прогнозных моделей? Да щаз! Там фактически названия кодов ОКВЭД!

Вот это рыночный подход, вот это монстры позиционирования! Маркетолохи были в БМ просто-таки от боженьки! 🤡🤡🤡
источник
Маркетинг WHOяркетинг
Пока готовится новая порция лулзов про БМ уведомим, что в ближайшем будущем (наконец-то!) будут смонтированы долгожданные новые МХ-видео. Про лиды, конечно же, хехехе.

Посему, пока новые видосы в работе, начнем ретроспективу старых. Прямо с классики.

https://www.youtube.com/watch?v=vuFQdusTRiA
YouTube
ПОЧЕМУ МАРКЕТИНГ ДЛЯ B2B В ЗАДНИЦЕ. Кто виноват: маркетологи или бизнес? (18+)
- Правда ли что маркетинг для B2B в массе своей ужасающе плох? По каким признакам это понять?
- 8 пунктов, которые снижают цену на привлечение клиента и избавляют от статодрочерства и дрочки на лиды - и почему их никто не толком делает?
- Почему важно не стать "коммодити"?
- Что бывает, если не понимать логику рынка и целевой аудитории?
- Почему важно растить классных спикеров внутри компании?
- Зачем в действительности нужно обучение для клиентов и для бизнеса?
- Интернет-посев контента крайне важен, но цена приближается к ТВ. Снова вернемся к объявлениям в лифтах и на подъездах?
- Почему без торговли лицом и шоу-бизнеса ничего не работает?
- Почему личные продажи как решали так и решают?
- Можно ли нарастить долю рынка даже в кризис?
- 5 причин, почему бизнес не хочет или не может сделать маркетинг в B2B как следует - и кто во всем виноват? Маркетологи или бизнес?
- Почему российскому бизнесу маркетинг нужен почти всегда лишь по 4 причинам?
- Как выглядит логика типичного российского бизнесмена, и почему она…
источник
2021 September 03
Маркетинг WHOяркетинг
"Сделали вывод, что в продуктах вроде «Музыки», Product-Led Growth может стать (и есть на самом деле) важной составляющей стратегии, но она часто может оказаться не дешевле, чем Marketing-Led Growth. Нужно искать здоровый баланс в рамках одного продукта." (с) Отсюда

ХИПСТОРЫ ОТКРЫВАЮТ ДЛЯ СЕБЯ МИР.

Для хипсторов будет явно новым удивительным открытием, что почти в любом бизнесе работа над свойствами продукта не просто может стать важной частью стратегии, но и необходимостью для успешного существования на рынке. И не так что бы редко - для существования вообще.
источник
Маркетинг WHOяркетинг
У "богов маркетинга" из "Бизнес-молодости" был ещё один эпичный документ (помимо этого): "113 манимейкинг-действий". Название которого явно говорит нам, что если сделаешь по списку то, что Миша с Петей прописали, то бабло польется рекой. Документ, отметим, от лета 2017 года.

И что же нас встречает в том славном 2017 году? Какие мега-откровения от Осипова и Дашкиева, несущие выполнением которых звонкую монету? Например:

"5. Продать без скидки

Если ты продаешь дрель за 350 руб., то в предложении должны быть дрели за 500 руб., 800 руб., 1000 руб., 2000 руб., 5000 руб., 7000 руб. и 10000 руб. Плавное распределение цен позволит каждой категории из потока клиентов найти свой товар — так тебе не придется делать никому необоснованных скидок.
"

ВОТ ЭТО ОТКРОВЕНИЕ! В 20-м ВЕКЕ И В НАЧАЛЕ 2010-х НИКТО ДО ЭТОГО НЕ ДОДУМАЛСЯ! НАСТОЯЩАЯ КНОПКА "БАБЛО"!!

Но это только начало эпичного контента, оставайтесь с нами, у нас много жирной еды!
источник
Маркетинг WHOяркетинг
Продолжаем ретроспективу, пока сортируется и готовится к монтажу отснятый материал для новых МХ-видео. На этот раз неувядаемое ретро про лиды и скидки. Как раз про методичку БМ, с которой вы уже поржали выше.

https://www.youtube.com/watch?v=6A2vbbjjISg
YouTube
ПРО ЛИДЫ, СКИДКИ И МАРКЕТОЛОХОВ | Чему равна реальная цена лида
Чему на самом деле равна цена лида, если вы и ваш маркетолоХ решили, что без скидок не будет достаточно высокой конверсии в продажи? У меня для вас плохие новости...

#маркетинг #лиды #лидогенерация
= = = = =

Связаться с автором: https://www.facebook.com/alex.gryatskikh
Блог автора: https://marketinghuyarketing.medium.com/ + https://zen.yandex.ru/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da

МХ (Маркетинг-Whoяркетинг, он же Маркетинг-Хуяркетинг) в Telegram: https://t.me/marketinghuyarketing

МХ на Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da

= = = = =

Надо понимать, что среднестатистический выпускник "Бизнес-молодости", Скиллбокса и прочих энторнет-академий - это большой специалист по суете в в рекламных кабинетах, но никакой специалист по работе головой. Соответственно, темы типа "лид-магнита" и "ключевик-цена-скидка-в-заголовке" такие пассажиры усвоили (ВЕДЬ ЭТО УВЕЛИЧИВАЕТ КОНВЕРСИЮ, А КОНВЕРСИЯ - БОГ НАШ ЕСИ НА НЕБЕСИ), а вот понимания откуда брать "лид-магниты" - ноль. Этому в «Бизнес-молодости» и Скиллбоксе…
источник
2021 September 08
Маркетинг WHOяркетинг
Следующая часть ретроспективы перед выходом новой порции МХ-видео. Про ставшее уже диагнозом увлечение подсчётом лидов и копание в статистике без цели и мысли.

https://youtu.be/Q6mwkqjQDHo
YouTube
Лидодрочерство и статодрочерство: за, против и зачем (18+)
ЛИДОДРОЧЕРСТВО - болезненное увлечение лидогенерацией с помощью инструментов интернет-маркетинга. Характеризуется полным игнорированием фундаментальных проблем бизнеса – от бизнес-модели и организации продаж до характеристик продаваемого продуктов или услуг.

СТАТОДРОЧЕРСТВО - болезненное увлечение сбором многочисленных статистических данных и подсчетом многочисленных показателей ради получения чувства контроля за затратами на маркетинг одновременно с игнорированием других назревших или фундаментальных  проблем бизнеса. Сопровождается существенными организационными, финансовыми и временными затратами для создания системы сквозной аналитики или иной системы отчётности - даже там, где без этого можно обойтись.

УСЛОВИЯ, КОГДА ЛИДОДРОЧЕРСТВО И СТАТОДРОЧЕРСТВО НЕОБХОДИМЫ:

№1
А) Бизнес-модель рушится из-за любого косяка с финальной ценой привлечения клиента
Б) Выделен большой бюджет на маркетинг и есть чувство, что его пилят или сливают
В) Назрела разборка между отделами на тему, кто просирает заявки, или почему…
источник
2021 September 13
Маркетинг WHOяркетинг
Интернет-маркетинг не только почти догнал по реальной стоимости размещения ТВ и наружку, но и существенно опередил по методам кражи клиентских средств и кидку заказчика на деньги. Дижытол теперь такой: на рубль потраченный приходится 2 рубля украденных тем или иным способом.

https://vc.ru/marketing/291734-kontekstniki-voruyut-dengi-a-marketologi-ih-kryshuyut-pyat-populyarnyh-seryh-shem-na-million-v-digital-marketinge
источник
2021 September 14
Маркетинг WHOяркетинг
Опять та самая ретроспектива пока новые МХ-видео пребывают в монтаже. На этот раз про книжки

https://www.youtube.com/watch?v=g4qIPVG39eM
YouTube
ЧТО ЧИТАТЬ ПРО МАРКЕТИНГ | Список литературы для ухода от лидодрочерства
Что читать про нормальный фундаментальный маркетинг, если устал наяривать в рекламных кабинетах Яндекс, Мэйла и Гугла, лиды не колосятся, методичка "Бизнес-молодости" уже спасается, а в бизнесе как-то не пахнет успешным успехом?

Во-первых, обязательно читать статьи в текстовой версии "Маркетинг Whoяркетинг" (маркетинг-хуяркетинг, ага): https://marketinghuyarketing.medium.com/ - все, целиком и внимательно.

А во-вторых, не менее внимательно читать список обязательной литературы:
- ФИЛИПП КОТЛЕР. "Все билеты проданы"
- ФИЛИПП АЛЕКСАНДРОВ: "Хроники российской рекламы" (2 части)
- ДЭВИД КАЙЛИ: "Жук"
- МАЙКЛ СИЛВЕРСТАЙН И НИЛ ФИСК: "Новая роскошь для среднего класса"
- СВЯТОСЛАВ БИРЮЛИН: "Как всё испортить и разорить бизнес"
- ФРИК ВЕРМЮЛЕН: "Бизнес под прицелом" (ВООБЩЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!)
- АЛЕКСЕЙ МЕЛЬНИКОВ: "Рынкинг"

К слову, судя по тому, что происходит с отдельным продуктами и направлениями Яндекса и Мэйл.ру, им бы там самим неплохо бы освежить эти книжки в памяти, а обжившимся там хипсторам - взять эти литературные…
источник
2021 September 15
Маркетинг WHOяркетинг
​​Один из самых сильных российских брендов - 12storeez - дропнул коллекцию одежды для мужчин и в правильной тональности пишет о ней. Девочки, лучший пяр вашей компании - не статьи в Форбс об успешном успехе, не книги «как завоевать всю Россию» в духе Овчинникова и не пафосные интервью в вандерзине, а вот такие вот посты основателей/сооснователей. Неважно, в какой соцсети и на какой платформе.

Искреннюю коммуникацию видно сразу. Но для того, чтобы ее сделать, не нужны ни миллион копирайтеров, ни пресс-секретарь. Достаточно просто искренне любить свое дело и уметь говорить с людьми на людском языке.
источник
2021 September 19
Маркетинг WHOяркетинг
Про поведенческие факторы, бумеров-зумеров-миллениалов и вино.

Из недавней беседы с владельцем крымской винодельни Yaiyla (есть интересные оранжевые, рекомендую!) обозначилась следующая вещь: ввиду смены поведенческих факторов, информационной перегруженности и инфантилизации общества происходят тектонические сдвиги даже на тех рынках, где этого как-то не ждёшь. В данное случае - на рынке вина.

Если раньше винные снобы, сомелье и проч. "профессионалы рынка" формировали культуру потребления по принципу "дорого, сложно, богато" - в первую очередь в выдержанных красных сухих, то за последние годы сформировалось то, что с некоторой натяжкой можно назвать "контркультурный бунт".

Народ (преимущественно миллениалы и зумеры), пробующий вино, не хочет тренировать обоняние и вкусовые рецепторы. Ему не нужны длинные рассказы про терруары Франции, ему не нужна долго раскрывающаяся ароматика, он не особо ценит отдачу от бочки у выдержанных вин, да и вообще выдержанные вина в классическом их виде не особо ценит. Нужно, чтобы было просто и понятно. Чтобы ярко, вкусно и без вот этих сложностей типа "подержать N часов в декантере чтобы раскрылось", "промыть бокал перед тем, как пробовать новое", "подержать на нёбе", "подождать 3 минуты для раскрытия послевкусия". Нет, надо чтобы стреляло запахом из бокала сразу, чтобы вкус был понятен мгновенно, и чтобы (ща все дружно перекрестимся!) можно было пить большими глотками, как компот! Или даже залпом! * слышны стоны и крики ужаса от винных энтузиастов *

То есть по факту новопришедшее поколение потребителей вина формируется следующий тренд:
- Божоле нуво - это то, что нужно! (стыд и позор!)
- Яркие и понятные белые / оранжевые / розовые - ещё лучше
- Красные сухие - давайте помягче, попроще и понежнее, без ядреной отдачи от бочки. Можно вообще без отдачи от бочки целиком.
- Молодые красные вместо резервов - то что нужно! (фейспалм.жпг)
- Над содержанием напитка, сортами винограда и уж тем более над историей области и конкретной винодельни народу лень думать и забивать голову лишней информацией. Главное - чтобы вкусно прямо сразу, остальное вторично или вообще не интересно!
- Режим потребления из "медленного напитка для раздумий" переходит в либо в коктейльный формат (не удивлюсь, если через лет пять появятся трубочки для вина) либо в пивной (крупные глотки!), либо в водочный (залпом, черт побери!)

И вот смотря на весь этот ужас для винного энтузиаста, нельзя не отметить, что этот ужас собственными руками создали винные снобы, сомелье-кависты, а также прочие "винные профессионалы". Которые долгое время устанавливали себя как единственный и непогрешимый (регулярно проваливаясь на слепых тестах) источник информации, задавший интеллектуальный порог входа в винную тусу ("если ты не пьешь и не понимаешь Бордо - ты чмо!"). Ну вот вам и ответ от народонаселения в формате "идите к черту, хочу быть тупым и просто весело бухать винишком!"

И этот тренд означает, что скоро немалому число виноделен придется думать, что им делать с продуктовыми линейками и как теперь продвигать свою продукцию. Равно как это означает и потенциальное вымывание из ассортимента среднеценовых резервов и прочих "сложных для понимания" вин, которые за счет цены ещё не являются предметом статуса и виртуального движения по социальным стратам. Вместе с потенциальной потерей рабочих мест разного рода "профессионалов винного рынка". Ну а что - сами  создали проблему, сами получили.

И что ещё интереснее, этот тренд ровно один в один повторяет тренд на рынке "инвестиций для розницы" в виде Robinhood, Тинькофф Инвестиции и т.д. Чтобы клиенту поменьше думать, попроще пользоваться и чтобы было весело сразу всем и прямо сейчас.

@marketinghuyarketing
источник
Маркетинг WHOяркетинг
В продолжение поста выше, необходимо добавить, что удивительным образом "винные ценители / энтузиасты вина" встряли так же, как и основатели разного рода баттл-рэп площадок, которые всего за 5 лет привели жанр от мегапопулярности практически к смерти. Больше того, в следующем посте будет показано насколько бездарны в плане работы с продуктом винный ритейл и производители вина. И вы сами удивитесь, как можно было не замечать очевидных вещей.
источник
2021 September 21
Маркетинг WHOяркетинг
Винный рынок губит то же, что и сгубило российский баттл-рэп. (начало здесьздесь)

Очень смешным образом рынок вина повторяет то, что случилось в России с баттл-репом. Ещё 4-5 лет назад были: разборки топ-блогеров (Хованский vs Ларин), наличие Оксимирона, эпичные битвы с Dizaster и Гнойным, спонсоры в виде Альфа-банка и Тинькофф, миллионы и миллиарды просмотров на Youtube. Теперь там если у топ-площадок набирается 500К просмотров у баттла - то уже счастье. У локальных полян типа StrelkaSPB - меньше тысячи просмотров, и не понятно зачем вообще люди этим заняты. Спонсоров практически нет, в лучшем лучшем случае - реклама финансовых пирамид (привет Кубку МЦ) и наркокриптообменников (привет RBL и Антону Забаеву). Гонорары участников плавно скатились к 10К и даже к 5К рублей (сравните с тем, что было в момент расцвета Версуса). В общем, картина беспросветного гниения, из которого не очень понятно оргам как выходить.

Как так вышло? И как это связано с винным рынком? И там и там решили всем порулить "ценители" и "профессионалы рынка".

"Ценителей" раздражало появление блогеров ("НЕПРОФЕССИОНАЛЫ", "ЧТО ОНИ СЕБЕ ВОЗОМНИЛИ", "ОНИ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ В БАТОЛ_РЕПЕ!!!!"), бесили Ургант и Шнур с заходом на "исконно нашу поляну", ужасал возможный баттл Тины Канделаки и Млечного и проч. Всё, что не посконно баттловый андерграунд, всё что не посконный "трушный" рэп - то к чертям поганой метлой! И когда за счет бездарной и бесплановой реализации провалился четвертый сезон Versus Fresh Blood, "ценители" окончательно взяли верх и изгнали с полян всё, что могло быть не "тру".

Одновременно из баттлов по своим причинам уходит Оксимирон - и внезапно оказалось, что широкая публика не одупляет, что же там за ноунеймы с умным видом кроют друг друга по матери и обмениваются набором оскорблений. И выяснилось, что это "профессионалы индустрии" с точки зрения аудитории на самом деле являются прицепом к блогерам, Гнойному на СТС,  Оксимирону, Лысому из Версуса с его Бэхой - а не наоборот. Как только тех не стало в тусовке баттл-рэпа - народ отвалился и "тусовочка" осталась наедине сама с собой. "Расововерно", "трушно", но непонятно для народных масс и без денег ;)

// Один в один ситуация происходит с профессиональными видами спорта в РФ. Рулят всем "ценители", преисполненные "трушности", не желающие помогать аудитории разобраться в их виде спорта и рынке, не желающие развлекать аудиторию ("у нас  настоящий спорт, а не клоунада!") . А потом удивляются, что интереса к ним ноль, денег дает только Минспорта или губернатор после очень долгих унизительных слезных просьб подкинуть бабла кого-то заставит из местных компаний "поделиться".

При этом, если народ грамотно знакомят с видом спорта и в нем происходят события - то какой-никакой интерес у ЦА появляется. А если в виде спорта происходят СОБЫТИЯ - то аудитория начинает драться за билеты и сильно переплачивать //

Теперь вернемся к винному рынку. "Ценители" и "профессионалы рынка" не только сколотили "снобистскую тусовочку", но и заметно усложнили вход на рынок для неподготовленной аудитории. Не просто не помогая аудитории разобраться в предмете простым и понятным способом без "зауми" (что совсем не сложно сделать), но наоборот - создав для нубов порог входа по "винному интеллекту" через кучу ненужных для entry level audience "ритуалов", "требований", "важных знаний". Обеспечив в свое время с одной стороны "трушность" и тренд на определенную элитарность вина как напитка.

// Аналогично было и баттл-рэпе. Что там, что на винном рынке, появился внутренний кодовый язык и локальные мемы "для своих" - в результате чего куча народу не понимала, что там несут "ценители" и почему в баттл-рэпе смеются в зале каким-то сугубо локальным шуткам. "А хрен ли, нубас, надо в контексте быть! А если ты не в контексте, то молча стой и не отсвечивай, не мешай "ценителям"! //

Фактически, что на винном рынке, что в баттл-рэпе "ядро ценителей" выбило само из-под себя опцию онбординга для "хомяков", про которую знает любой производитель компьтерных игр и даже прикладного софта. То есть демо-уровни, демо-таски и проч.
источник
Маркетинг WHOяркетинг
И как только тренд начал разворачиваться (расширение ЦА и смена поколений, усиление количественной и качественной конкуренции на рынке, снижение доходов entry level audience, нежелание много думать из-за информационного перегруза, инфантилизации и вообще возиться со "слоооожннааааа") - то всё это сыграло ровно против "профессионалов рынка". Потому что сначала "мы же важные цацы, хомяки - это пыль под ногами", а потом "ой, хомяки-то, оказывается, приносили основную массу денег, вернитесь!!".

Важно отметить, что только резкая просадка доходов населения и просадка продаж заставила "ценителей" делать гиды "что купить приличного в супермаркетах". А раньше это было ниже собственного достоинства. И то - там в большинстве такие обзоры с привычной демонстрацией "подавляющего винного интеллекта", что типичная неподготовленная ЦА думает: "хрена себе я тупой, я все равно не разберусь, в лучшем случае этикетку запомню".

При этом появление VIVINO (приложение с базой вин и оценками к ним) "профессионалы и ценители" восприняли как нечто "низменное для тупого плебса" и ударились в отрицание, вместо того, чтобы возглавить, запартнериться и продолжать контролировать процесс.  В итоге куча людей тупо насобачилась смотреть среднюю оценку в "Вивино" и обходиться без "ценителей". А дальше уже на подходе накрутка оценок в лучших традициях того, что видим на "Яндекс Маркете" или TripAdvisor. Предложения по накрутке уже есть в открытом доступе. Результаты на VIVINO, видимо, тоже. По крайней мере, никто не может объяснить как всем известные абхазские "как-бы-вина" и "как-бы-шампанские" получили оценки 4+ (это для очень сильных экземпляров).

P.S. В следующем посте будет наконец про то, где конкретно винный рынок - примитивный и отсталый, и что с этим всё же можно сделать, чтобы увеличить продажи качественно и количественно.

@marketinghuyarketing
источник
2021 October 02
Маркетинг WHOяркетинг
*Про фоллоу-апы и поддержание мотивации маркетинг / сейлз команды в ооооочень длинных (от одного года) окологосушных сделках*

Наконец, выкладываю интервью с Евгением Питолиным (https://www.facebook.com/evgeniy.pitolin), моим большим (во всех смыслах) товарищем и легендой рынка ИБ.

Тема разговора, как всегда, предельно "антихайповая". Синхронизация маркетинга и продаж в длинных сделках.

Как считать эффективность усилий, когда проекты тянутся годами и постоянно требуют новых ресурсов, как "продавать" топ-менеджменту безумные "долгострои", которые требуют серьёзных затрат, но "выстрелят" непонятно когда (зато если выстрелят, то выстрелят), как не быть навязчивым, но драйвить сделку при работе с "уважаемыми людьми" и многое другое.

Доступ к видео по ссылке ниже (пока только для читателей канала).

https://youtu.be/oSt03MBJ5Ss

Если интервью оказалось полезным, не забывайте пересылать по рабочим чатикам.
источник
2021 October 04
Маркетинг WHOяркетинг
Про то, как меняется поведение потребителей на рынке вина и почему часть виноделен придется кромсать свои продуктовые линейки - написано. Про то, что винный рынок губит ровно то же, что фактически похоронило баттл-рэп в России (прослойка "ценителей", насаждающих свои нормы и представления "как правильно" вместе с ярым снобизмом и претензией на псевдоэлитарность) - написано. Теперь самое время написать, что с этим можно попробовать сделать, чтобы внезапно не обнаружить свой винный ритейл или винный дом на свалке истории.

Для начала простой тест, на котором проваливается большинство винного ритейла и виннных секций в супермаркетах. Запускаете покупателя-"хомяка" в 22-45 в магазин к винной секции или даже в винотеку. Тот знает, что у него реально 10 минут до закрытия касс. О чем ему оповестят продавцы или по громкой связи. Что будет дальше? В большинстве случаев панические метания в формате "мамо, надо шота делать, мамо!". Почему? Потому что часто "хомяк" сам не знает чего хочет. А когда знает - не может это быстро найти на полке. Или знает только категорию и определенный ценовой порядок - но дальше не может понять, конкретные бутылки стоят своих денег или нет. Будут разочарованием или нет. То есть потребитель не видит хоть сколь-нибудь внятного обоснования цены (о чем уже была целая статья). А часики-то тикают!

Теперь добавим консультанта в этот расклад (то есть переместимся в винотеку / "продвинутый" алкомаркет). Сильно это ускорит и упростит процесс для "хомяка"? Учитывая типичный уровень и типичные скрипты у консультантов - не особо. Но даже если консультант реально в порядке - то на полке обычно свалка и хрен что найдешь сходу. Что имеем на выходе - всё ещё паникующего покупателя и тикающий в голове секундомер.

Почему консультант не решает проблему? Ответ дает капитан знатоков, Red Reptilovich.

"Хомяк хочет, чтобы за него решали. И продавец должен это решение за него принять - но не к своей выгоде, а к выгоде хомяка. На моменте определения выгоды у них мозги отключаются, и они пытаются "хомяка" поиметь или съехать с темы. Потому что винный эксперт не хочет принимать решения за "хомяка" (пффф, какой-то там обыватель!). Он хочет, чтобы "хомяк" заплатил ему за вино, но решил всё сам. Но так как "хомяк" не может, то получается патовая ситуация, подводящая последнего к нервному срыву. И это везде так с экспертами."

Учтем в консультанте типичный винный снобизм, помножив это на нередко встречающуюся ненасмотренность и просто безграмотность - и видим, что "хомяку" помощи ждать не откуда. Разве что от VIVINO на телефоне. И это не только в вине.

Возьмем типичный российский одежный ритейл. Приходишь купить условный пиджак в аутлете - и прямо чувствуешь "ффууууу, пришел за скидками, самый дорогой из новейшей коллекции не может себе позволить". Зато как быстро модель по базе найти или по складу: "Ой, извинити, нада падаждать, было жи где-то, ни можим найти".

Обратите внимание, как знатно корежит многих "профессионалов отрасли", "ценителей" и консультантов принцип "необходимо и достаточно". Ведь "необходимо и достаточно" - это мало того, что часто не сверхмаржа и не бонусы на карман. Это ещё и думать надо, что реально "хомяку" необходимо. А думать - это "слоооожнаааа". Особенно ради какого-то обывателя (хотя он тебе фактически приносит деньги). Поэтому либо включается режим "впарить и поиметь, загоним ему барахла по сверхцене" - когда выстраивается так, что "хомяк" целиком делегирует решение.  Либо режим "прикинуться ветошью" - когда видно, что "впарить и поиметь" не сработает.
источник
Маркетинг WHOяркетинг
Вот недавно в одной винотеке хотел купить одно крымское оранжевое по приемлемой цене. Реальность - продавец усердно искал по всем коробкам где-то час и все равно не нашел. В базе есть, в коробках нет. Начинаю уже терять терпение - но предложили ли мне какую-то разумную альтернативу? Формально - да, реально - объяснил ли он мне почему такая-то бутылка в качестве замены? Конечно нет. Выглядело это так: "Блин, вот чо ты меня мучаешь, вон же другое оранжевое, возьми его, цвет же совпадает". В итоге на альтернативу наткнулся случайно, посмотрев, что покупал мужик до меня. Полез в рейтинги Vivino - норм оценки, дай попробую. Экземпляр в целом оказался не стыдным, потраченных денег не жаль. Но продавец, опять же, и глазом не повел.

Red Reptilovich: "Ну а что ты хотел? Тебе нужно - ты и ищи.
Нечего уважаемых людей отвлекать, кроме как на оплату товара. Консультанты давно уже не консультируют - а впаривают то, что нужно менеджерам продать из неликвида. При этом как раз разнообразие на полках напрочь сбивает хомяка с толку. Которое сочетается с непониманием, стоит экспляр своих денег или нет, и одновременно с пониманием или как минимум ощущением, что на полках много второсортного говна, никак  не скоррелированного с ценой."

Соответственно, возникает задача: как ускорить процесс выбора "хомяка без привлечения в большинстве своем бесполезных (для реальных нужд клиента) консультантов?

И тут нам на помощь приходит одежно-спортивный ритейл, где подобная задача была решена ещё в 2000-х годах - не без моей активной подачи (можете найти благодарности от "Спортмастера" в архиве статей Creatiff.ru). Для этого заходим в магазины "Декатлон" (на сайте этого вроде бы нет), идем, например, в раздел "Обувь и одежда для походов" и смотрим на пометки у карточки товара. "Начальный уровень", "Продвинутый", "Эксперт". ВУАЛЯ! Это всё что вам нужно.

Почему это важно - поясняю на примере сноубордов Arbor. То есть на покупке, где цена ошибки крайне высока и болезненна. Как понять из их сайта, какая у них модель "нижняя", а какая "верхняя"? Да никак. Флагман A-frame вообще находится в середине продуктового списка. К чему это приводит - удлинению цикла сделки (снижению оборотов) или вообще отказу от сделки. "Хомяк" не видит ни готовых вариантов, ни обоснования цены (от явных характеристик до наград), ни самих цен, ничего.

Самое смешное, что это не только у Arbor, а вообще у кучи производителей (от спортоваров до электроники). Продуктовую линейку надо основательно раздуплять - что низовое, а что топ. Ведь производитель решил, что выше его достоинства тебе в этом помогать.

Но что стоит выстроить товарную линейку на сайте в формате "от нубаса к профи", тем самым сразу дав понять клиенту, что он получит в рамках своего бюджета и ожиданий? Что мешает задать траекторию "начни с этого, через 2 года прогресса смени на это, и будет ОК" или "хочешь сращу мощу и огнище, но готов страдать и падать поначалу?" То лень и ещё раз лень. Потому что подобное дробление делается за 2-3 дня интенсивной работы.

Теперь посмотрим на товарную карточку у тех же SimpleWine на сайте. Берем условное Melini Chiati Riserva 2017 Года ценой 1000+ рублей - это продвинутый или ещё начальный уровень? Как понять? Зато есть в карточке - гастропары (а без мяса его нельзя?), виноградники, описание вкуса (как верно заметил владелец Yaiyla - это всё вкусовщина и просто херня), способ производства и даже форма бутылки и даже градация "сладость / тело / танины / кислотность". Всё, кроме того, что реально нужно. А именно - оценки VIVINO, Wine Advocate и проч., медальки с выставок и т.д. Которые являются простыми линейными характеристиками для понимания даже обывателем. А также обзоры экспертов и тесты (среди виски и коньяка сейчас их - просто завались!), и вот это всё.
источник
Маркетинг WHOяркетинг
То есть всё то, что чего дошли в спортивном ритейле, DIY и бытовой электронике, но никак не могут дойти на рынке вина. Хотя покупка условных наушников или аудиофильских колонок для хомяка по уровню входа ничем не отличается. И там и там стрёмно за выбор, а объективных показателей для выбора нет. Но в аудиотехнике проблема давно решена, а винном ритейле - гордое пребывание в средних веках как "дань традиции".

Кстати, обратите внимание на одну важную вещь. Введение категорий "новичок / продвинутый / эксперт" сразу переключает часть клиентов на категорию выше в покупке. Неприятно быть нубом, хочется быть сразу продвинутым, а то и экспертом. Соответственно, они готовы изыскать дополнительные денежные ресурсы на покупку, поднимающую их выше на ступеньку в виртуальных "лестнице понтов" и в социальной страте.

И в конце, само смешное, чтобы окончательно показать отсталость рынка вина: похожая проблема в пивной категории +- решена. Пусть и довольно своеобразным образом через зонирование.

А именно: не в теме пива вообще или хочешь дешевые помои - вот тебе масс-маркет, слева на полке. Уважаешь себя или не веришь в отечественного производителя - вот тебе подороже импортный масс-маркет, секция посередине. Совсем уважаешь себя, готов потратиться и шаришь за нетипичные вкусы - вот тебе секция еще более дорого крафтового пива справа. Чем это отличается от деления по градациям "новичок / продвинутый / эксперт"? Принципиально ничем! Но пивняки и ритейл как-то смогли, а винный ритейл "ни шмог" до сих пор.

Впрочем, "профессионалов винного рынка"  это будет вряд ли интересно. Во-первых, это же тогда переделывать зонирование в ритейле по совсем другому принципу, совсем по-другому составлять продуктовые линейки, и вообще начать по-другому думать. А как же тогда "илитарность" и снобизм? Воооот..... А во-вторых, "Ты кто такой вообще, дилетант?! Сперва добейся и поживи на виноградниках в Бордо хотя бы год!!!". Интересно, можно ли потом годом в Бордо заплатить в магазине? Хотелось бы знать...
источник