The nationalization of education made primary school compulsory for both boys and girls. Initially, school attendance was very low. However, when tuition was abolished for elementary schools in 1900, there was a general increase in enrollment.
Однако еще более интенсивным был другой процесс: большое количество иностранных специалистов было приглашено в Японию на высокое жалованье. Основным их заданием было проведение интеллектуальной, методической и технической подготовки местных специалистов, что необходимо было для того, чтобы Япония могла достичь уровня мировых держав. Этот процесс, начавшийся еще до реставрации, не мог длиться слишком долго, поскольку содержание высокооплачиваемых иностранных специалистов требовало огромных затрат и вскоре подавляющая часть бюджетных расходов отводилась лишь на это. Например, в 1879 году их содержание составляло три пятых бюджета министерства промышленности.
Это что касается финансирования при мейдзи. Стоит ли удивляться масштабу проблем, который маленькая Япония доставила всему миру в первой половине 20 века? У китайцев такого и близко не было.