Size: a a a

10 языков за 1000 дней

2020 December 11
10 языков за 1000 дней
1 день суперинтенсива
#дневник_суперинтенсива
#суперинтенсив_декабрь_2020

Вчера прошел первый день моего суперинтенсива самостоятельных занятий. Общее время занятий составило почти 9 часов, из которых в активном режиме (то есть сидя за столом) я занимался 7 часов.

По материалам я выполнил вчера следующее:
- проработал 5 мини сториз из сайта Линк
- проработал 2 видео из серии Easy Turkish
- проработал 3 главы «Маленького Принца»

Это заняло почти все время, помимо этого я по ходу дня слушал материалы персонального разговорного курса и аудио версии трех вышеупомянутых материалов.

С мини сториз я работал примерно по схеме, которую изложил здесь

Основную трудность вызвал «Маленький принц», так как уровень моего понимания литературной речи сейчас намного ниже уровня этой книжки. Пользуюсь в качестве параллельного текста русским переводом. Очень много новых слов и грамматических явлений.

Мини сториз трудностей  пока не составили. Простая понятная лексика и грамматика.

Что касается видео Easy Turkish,  то местами было трудно понять, что говорят люди, без субтитров бы вряд ли понял. Новых слов не так много, но трудно было все уловить.

В целом заниматься было не трудно, делал перерывы, к вечеру не сильно утомился. Больше всего устал от Маленького принца.

Подробный отчет о вчерашнем дне, что, сколько и как делал,  можно посмотреть в этом видео
источник
10 языков за 1000 дней
О проекте "10 языков за 1000 дней"

11 сентября 2018 года я начал осуществлять проект «10 языков за 1000 дней». Каждые 100 дней я решил начинать изучать новый язык. Сейчас идет 9-й язык проекта - турецкий.

Ниже отвечаю на часто задаваемые вопросы ⤵️

❓В чем смысл проекта? Как возникла идея проекта? Какие у него цели?

Почти всю жизнь я испытывал трудности с изучением языком. Трудности были двух видов:
〰️ 1-ая трудность - было скучно и не интересно ходить на курсы или заниматься с репетитором, поэтому трудно было заниматься регулярно, часто бросал и надолго прерывал изучение, а  как заниматься самостоятельно я не знал и не умел;
〰️ 2-ая трудность - никак не получалось разговориться на изучаемых языках, был большой психологический барьер при общении с носителями, от этого моя мотивация сильно страдала.

Несколько лет назад, когда я уже работал по своей основной деятельности (тренер по самодисциплине), выяснил, что большинство изучающих язык испытывают похожие проблемы. И мне пришла в голову идея провести масштабный эксперимент на самом себе и попробовать разобраться с этими проблемами раз и навсегда. Эта идея и легла в основание проекта.

Поэтому у проекта две основные задачи:
1️⃣  Разработать и протестировать разные приемы по управлению самодисциплиной и мотивацией при изучении языков. Особый интерес представляют техники, чтобы заниматься без самопринуждения и силы воли.
2️⃣ Проверить различные методики изучения языков, насколько они помогают за короткий срок разговориться. При необходимости - разработать свои методики по быстрому вхождению в разговорную практику.

❓Чего вы уже добились за время проекта? Ведь срок прошел не маленький

На данный момент обе упомянутые задачи уже решены.  

➡️ За все время проекта, то есть за два с лишним года, я не пропустил ни одного дня, и занимаюсь в среднем по 5,5 часов в день. Научился управлять самодисциплиной и мотивацией так, чтобы занятия давались без особого труда и умею поддерживать постоянный ритм.

➡️ Также, нашел какие методы лучше помогают быстро разговориться, а какие, наоборот, мешают в этом. Научился как за 100 дней входить в разговорную практику в разных языках и избегать появления психологического барьера перед носителями. Знаю, как эффективно организовать языковые занятия как самостоятельно, так и с носителями-преподавателями

❓Означает ли это, что вы за 100 дней в состоянии выучить язык?

Нет, язык, по моему опыту, невозможно выучить ни за 100 дней, ни за 300 дней. Это долгая и комплексная задача. Но за 100 дней можно заметно спрогрессировать в каком-то одном языковом навыке, например, в говорении, если знать как заниматься.

❓ Вы полиглот?

Нет, я сам не называю себя полиглотом, хотя формально соответствую этому понятию. У меня более высокие критерии того, кто называется полиглотом. Возможно, в будущем, я стану им.

❓Изучение языков - это ваше хобби? Вы учите языки для себя?

Нет, изучение языков - это предмет моих исследований и экспериментов, а также мое важное дело.  

Календарный план проекта по языкам:

1. Эсперанто  - с 11 сентября 2018 года по 19 декабря 2018
2. Немецкий - с 20 декабря 2018 года по 29 марта 2019
3. Японский - с 30 марта 2019 по 7 июля 2019 года
4. Итальянский - с 8 июля 2019 по 15 октября 2019
5. Индонезийский - с 16 октября 2019 по 23 января 2020
6. Персидский - с 24 января по 2 мая 2020 года
7. Хинди -  с 3 мая 2020 по 10 августа 2020 года
8. Арабский - с 11 августа по 18 ноября 2020 годя
9. Турецкий - с 19 ноября 2020 по 17 января 2021 года
10. Китайский - с 18 января 2021 по 6 июня 2021 года

❇️ Если у вас есть еще вопросы ко мне по проекту и/или по изучению языков - задавайте их в комментариях к этому посту ⤵️
источник
10 языков за 1000 дней
Почему в изучении языков многие не достигают желаемых результатов?
(по результатам наблюдений за собой и еще парой сотен людей)

Помимо очевидных причин, связанных с мотивацией, с какими-то жизненными обстоятельствами, многие связывают неудачи с неподходящей методикой. И ищут самую лучшую методику на свете, чтобы и быстро было, и дёшево, и легко, и приятно.

Но методика это всего лишь инструмент. Если дать молоток в руки опытному плотника и дилетанту, то пока второй пытается попасть по первому гвоздю, плотник уже дом построит. Чтобы владеть инструментом, нужен навык, умение.

Поэтому самая главная причина в том, что многие люди просто не умеют учиться, а конкретнее - не умеют изучать языки, не знаю подводные камни и как их обходить, как решать возникающие проблемы по ходу изучения языка. Поэтому и с хорошим методом и с плохим, результат часто один - провал.

Но мало кто будет тратить свое время на то, чтобы сначала научиться изучать языки и поэтому изучение языка растянет на годы, если вообще не забросит. Но вот в спорте и в обучении музыке долгое время уходит на постановку процесса, на приучивание к регулярным и систематичным нагрузкам, на освоение базовых навыков.

А в изучении языков, почему-то предполагается, что должно получиться все очень быстро и легко, если найти какой-то волшебный метод. С чего это вдруг так должно? Не будет такого.

Если человек не забросит, то все равно придется научиться изучать язык, так как языку нельзя научить, и нельзя за кого-то его выучить, ему можно только научиться. Самому. Лучший в мире преподаватель (на которого многие уповают, как на спасителя)  бессилен перед неумехой в умении учиться.

Как я представляю себе идеальный процесс изучения языка для человека, который пока никаких языков не изучал или успешно пока не изучал?

Сначала я бы посоветовал взять очень простой язык, типа Эсперанто, и на нем в течении месяца-двух-трех под руководством опытного наставника/тренера научиться изучать язык, овладеть приемами самоорганизации, методикой и техникой изучения языка.

Простой язык здесь нужен, потому что результаты очень быстро достигаются. Можно в короткое время набраться важного опыта. И так же быстро выявляются проблемы, которые, опять же быстро можно исправить.

Потом бы я посоветовал бы взять язык чуть посложнее, но все равно простой, например, Индонезийский, и тоже бы на опыте его изучения в течении трех-четырех месяцев еще улучшить навыки изучения языков.

А потом уже бы я рекомендовал взяться за целевой язык. И за полгода изучения достигнуть в нем бОльших результатов, чем за год, но без умения изучать язык.

Но кто решиться на такой процесс? Кто поймет, что так будет быстрее и лучше? Один на миллион? Нет, один на 10 миллионов. Люди пытаются сэкономить месяцы, а теряют в итоге годы на безуспешные попытки и остаются на уровне «London is the capital of Great Britain»

«Это что же», - слышу уже я возмущение, - «Всем теперь что ли становиться полиглотами?! Зачем мне это надо?! Мне нужен только английский и все»

А почему бы и не знать несколько языков? Это что, кирпич на шее? Язык мешает ходить что ли? Это полезно хотя бы для развития мозгов, не говоря о прочем.

В общем, серьезно думаю о Школе полиглотов (другого названия пока не подобрал), которую мне здесь уже пророчили. Сделаю программу, наберу человек 5, которые захотят опробовать этот «идеальный процесс».

А вы бы захотели так попробовать поучиться?
источник
2020 December 12
10 языков за 1000 дней
2 день суперинтенсива // 11.12.2020
#дневник_суперинтенсива
#суперинтенсив_декабрь_2020

Во второй день суперинтенсива занимался примерно такое же время, что и в первый день.
Основные занятия происходили во второй половине дня и до ночи, так как до обеда работал.
Намеченный план занятий выполнил:
⁃ 5 мини сториз Линк
⁃ два видео Easy Turkish
⁃ одна глава «Маленького Принца»

Помимо этого вернулся к пройденному материалу и еще раз проработал первые мини сториз и видео для закрепления лексики. Также отрабатывал беглость речи, произношение и интонацию.

Работать с видео интересно - живая речь, интересные темы. Мини сториз немного скучноваты, но зато простые и полезная лексика.

Маленький принц все еще тяжело дается. Встречаются много идиом. Хорошо, что загрузил в Линк - значительно ускоряет работу с текстом. Полезной разговорной лексики немного, но интересно разобраться в построении письменной речи.

В видео отчете ⤵️⤵️⤵️ рассказываю о том, что из себя представляют пассивные, активные и суперактивные формы языковых занятий. Также статистика прошедшего дня.

https://youtu.be/IpuqPgRvD_o
источник
2020 December 13
10 языков за 1000 дней
3 день день суперинтенсива // 12.12.2020
#дневник_суперинтенсива
#суперинтенсив_декабрь_2020

Третий день суперинтенсива прошел удачно.  Позанимался столько, сколько намечал - не менее 8 часов.  Подробная статистика за вчерашний день - в видео отчете ⤵️.

С утра делал ревизию пройденных ранее материалов и выполнял Shadowing - техника синхронного повтора за диктором и иммитацией произношения, интонации и скорости речи. Shadowing я практиковал с пройденными в первые дни мини-сториз. Благодаря этому, я также обеспечил себе повторение лексики.

Вчера много работал с персональным разговорным курсом: и слушал, и читал и смотрел записи уроков в активном режиме. Кстати, в видео отчете и подробнее рассказываю о том, какие пропорции между формами языковых занятий я использую, когда и почему. В видео есть тайминг.

Уже за три дня суперинтенсива я замечаю эффект - немного лучше стал понимать на слух, улавливаю грамматические формы, которые раньше даже не воспринимал, обогатился словарный запас в режиме чтения.

Чувствую, что уже втянулся в режим суперинтенсива, и несмотря на поздние часы занятий - не ощущал себя уставшим.

https://youtu.be/LJ0JM1LPqws
источник
2020 December 14
10 языков за 1000 дней
Неудачи? Опыт!

Во всех ли стодневках проекта мне удавалось войти в разговорную практику?

Далеко не во всех. Так, когда я изучал немецкий, японский и фарси, в этих языках я е вошел в разговорную практику.

Каждую стодневку я экспериментирую с разными методами и/или применяю различные приемы в изучении языков.  Я проверяю, данный метод/подход/прием обеспечивает вхождение в разговорную практику или нет.

И вот несколько раз оказалось, что выбранный на испытание метод/подход оказался неэффективным для задачи быстрого вхождения в разговорную практику.

Например, почему это не получилось в немецком языке, я рассказываю в это видео

https://youtu.be/7JRtVbuX-3E
источник
10 языков за 1000 дней
4 день день суперинтенсива // 13.12.2020
#дневник_суперинтенсива
#суперинтенсив_декабрь_2020

Четвертый день суперинтенсива прошел по плану. Общее время составило 8 часов 30 минут. Вчера в основном занимался с мини сториз. В видео отчете рассказываю про схему занятий с мини сториз. Кратко это выглядит в виде последовательности следующих упражнений:

1. Слушание аудио, не глядя в текст
2. Слушание аудио, уже глядя в текст
3. Перевод текста
4. Последовательное проговаривание текста вслед за диктором, глядя в текст
5. Одновременное проговаривание вместе с диктором, глядя в текст
6. Диктант текста, под прослушивание текста.
7. Повторное прослушивание аудио, не глядя в текст

Работа с одной мини сториз, длительностью 3 минуты, при такой работе занимает около 1 часа.

Помимо этого проработал две серии из Easy Turkish. Из новых действия, вчера начал более углубленное изучение грамматики. Для этого смотрю видео по грамматике турецкого языка.

В видео также рассказываю про мои трудности в произношении. Видео отчет можно посмотреть в нашем чате здесь
источник
10 языков за 1000 дней
youglish

Один из самых полезных для меня сайтов, при изучении языков.  Здесь я нахожу примеры использования слов и выражений в контексте речи носителя. #полезность

По поиску ресурс находит отрывки с искомыми словами на Ютубе. Посмотрев несколько примеров, можно лучше понять, как то или иное слово/выражение носители используют.

Также можно увидеть по числу найденных примеров, насколько это слово/выражение популярно,

Помню, когда такой поиск осуществлялся только по видео на английском, но сейчас уже добавлено почти 20 языков.

https://youglish.com/
источник
2020 December 15
10 языков за 1000 дней
5 день день суперинтенсива // 14.12.2020
#дневник_суперинтенсива
#суперинтенсив_декабрь_2020

Вчера позанимался более 9 часов, из которых 7 часов в активном режиме работал только с материалами персонального разговорного курса (в видео отчете показываю).

Также проработал еще две серии из Easy Turkish. Работая с этими видео, стал уже замечать, что в разговорной речи носители все-таки говорят попроще, редко делают замудренных сложноподчиненных предложений.

Часто мне задают вопрос: «С чего начать изучать язык?». В видео отчете рассказываю, почему на этот вопрос трудно дать ответ.
Также отвечаю, в чем  польза работы с персональным разговорным курсом.

Видео отчет здесь https://youtu.be/h9TunIbbn7g
источник
2020 December 16
10 языков за 1000 дней
Диверсант внутри нас?

Мало кто умышлено хочет, чтобы его занятия иностранным языком были неэффективными. Трудно также представить, чтобы кто-то специально выбирал самый плохой способ изучения языка.

Наоборот, все ищут самую продвинутую, самую лучшую методику. И чтобы результат был гарантированным и качественным. И чтобы все было продумано и научно обосновано.

Однако, мои многочисленные наблюдения показывают, что когда дело доходит собственно до занятий, то, может и не умышлено и не специально, но качество этих самых занятий многих изучателей языков не выдерживает никакой критики.

Меня всегда удивляет, когда на словах человек говорит, что ему очень надо знать язык, что, к тому же,  ему нужно хорошо и быстро овладеть языком, но по факту человек занимается так, как будто он диверсант и его задача сделать все, чтобы он этот язык никогда не выучил.

Кто-то вдруг становится очень занятым, и едва находит жалкие минуты на занятия. Кто-то, если и продолжает заниматься, то как-будто «для галочки».  Кто-то будто отбывает наказание, страдает и мучается. Кто-то не выполняет рекомендаций и ждет чуда. Кто-то что-то делает без всякого желания, распорядка и внимания. Кто-то же начинает много чего делать, но не того, что нужно и этим все портит. Список диверсий можно продолжать.

Внутренний диверсант уже за первые две-три недели от начала останавливает занятия примерно 60%, еще вот-вот недавно пышущих сильным намерением выучить язык изучателей.  А до желаемого уровня владения доходит 2-3 из 100 (это оптимистические оценки).

Да, можно винить мотивацию, дисциплину, погоду, «ретроградный юпитер» и так далее. Но не имеет значение, под каким обликом наш внутренний диверсант в очередной раз разрушил наши намерения.

Но кто он, этот наш диверсант? Это наше невежество, наше нетерпение, наша инфантильность, наш перфекционизм, наша жадность. Диверсант внутри нас не любит потрудиться, особенно в долгую.

Как победить диверсанта? У меня нет простых решений и одного рецепта для всех. Но первый шаг такой - надо встать внутри себя на свою сторону. По-настоящему, по-взрослому. Нужна честность с собой. А дальше - дело уже техники/времени.
источник
2020 December 17
10 языков за 1000 дней
Режимы языковых занятий. Пассивный.
рубрика #методика

Я выделяю три режима языковых занятий: пассивный, активный и суперактивный.

Пассивный режим - это когда мы взаимодействуем с изучаемым языком в свое удовольствие. Например, смотрим фильм, слушаем подкаст, читаем книгу. В этом режиме мы не ищем значений каждого незнакомого слова, не штудируем. Такой режим еще называют экстенсивным режимом изучения языка.

Также пассивный режим возникает, когда мы совмещаем взаимодействие с языком с другими делами.  Одновременно, например, можно слушать аудиофайлы и вести машину, заниматься домашними делами.

Во время пассивного режима, важно следить за степенью нашего внимания, которая может быть разная: от поверхностного до очень сфокусированного.

Понятно, что наибольший эффект от пассивного режима будет соответствовать высокой степени нашего внимания и вовлеченности в материал.

Очевидно, что есть разница, когда мы с большим интересом слушаем аудиокнигу, следя за развитием сюжета, и когда, мы лишь замечаем, что что-то звучит у нас в ушах.

Таким образом, ☝️первое условие эффективности пассивного режима: высокая степень нашего внимания и эмоциональной вовлеченности/интереса.

На эффективность пассивного режима также влияет процент понимания материала ☝️(второе условие). Самый нижний порог понимания материала - около 70%. Но больше пользы будет, если уровень понимания выше 90%.

То есть, если вы, например, читаете книгу, то на страницу должно быть не более 5-10 незнакомых слов. Если их бывает больше - то значит нужно подбирать более доступный материал.

Также и с аудио - уровень понимания должен быть высоким. Можно годами слушать без всякой пользы аудиокнигу/подкаст, если вы мало что там понимаете.

Другим способом повысить уровень понимания материала - предварительная работа с ним в активном режиме (об этом пойдет речь в следующих постах).

При изучении языка наблюдаются две крайности - одни полностью игнорируют пассивный режим. Таким изучателям кажется, что они могут разрешить себе посмотреть фильм, почитать/послушать книгу только когда уже выучат язык. Другие же, наоборот, сводят «изучение» языка только к пассивным формам и не делают ничего больше.

Понятно, что мы изучаем язык, чтобы им пользоваться, в том числе и в пассивном режиме. Но пропорция присутствия (☝️третье условие) пассивного режима в вашей общей языковой активности будет зависеть от:
- ваших основных целей в изучении языка
- ваших локальных языковых задач
- вашего текущего уровня владения изучаемым языком
- вашего типичного языкового поведения на родном языке

Например, если вы начали изучать язык с нуля и ваша основная цель - разговориться, то в ближайшие 100 дней пропорция пассивного режима в ежедневных занятиях может (и следует) варьироваться от 20 до 50% от общего  времени языковых занятий.

Для того, чтобы знать, сколько должно быть пассивного режима в данный конкретный день/неделю, составляется тактика занятий (☝️четвертое условие). Без составления такой тактики эффективность языковых занятий будет крайне низка.

❇️ Сохраняйте пост себе и делитесь с теми, кому это может быть полезным.
источник
10 языков за 1000 дней
Итоги первой недели суперинтенсива
#дневник_суперинтенсива
#суперинтенсив_декабрь_2020

Вчера завершилась 1️⃣ первая неделя суперинтенсива самостоятельных занятий. Подвожу промежуточные итоги. Общее время занятий за 7 дней составило 60 часов. Занимался каждый день, преимущественно во второй половине дня, а в первой - работал. Подробную статистику и скрины  можно посмотреть в нашем чате.

📶 В тех материалов, что я выбрал для работы на суперинтенсив  удалось сделать следующее:
- проработал 30 мини-сториз с сайта Линк
- проработал 10 видео из серии Easy Turkish
- проработал 8 глав Маленького принца
- проработал 3 гугл документа персонального разговорного курса.

➡️ За эту неделю пробовал заниматься в двух форматах:
1.  в течении дня делать всего поровну,
2. делать преимущественно что-то одно (например, только работать с мини-сториз) и понемногу остального.

🔅Оба варианта приемлемы и имеют свои плюсы. В первом варианте легче сохранять концентрацию на протяжении дня. При втором варианте можно намного глубже и больше проработать материал, «поймать волну». Можно варьировать, выбирая день ото дня тот или иной вариант.

В эту неделю я делал преимущественно активные упражнения, о которых писал здесь - ☝️советую почитать, если пропустили. Много активно читал, слушал, смотрел. Также делал Shadowing. Делал диктанты, как глядя в текст, так и не глядя.

Теперь, я заметил,  что эффективность материалов для моих целей располагается в следующем порядке:
- материалы персонального разговорного курса и мини стриз для меня самые сейчас полезные.
- а вот видео из серии Easy Turkish и чтение Маленького принца мне дают небольшую отдачу. Причина - тяжеловато пока, много незнакомой и неактуальной лексики, особенно в случае Маленького принца.

Поэтому принял решение эти материалы перевести в разряд дополнительных, и заниматься ими уже по остаточному принципу. А высвободившееся время уделить  персональному разговорному курсу и мини сториз. Как только пройду все мини сториз, то подберу следующие материалы подходящие по уровню и интересу.

🧿 Также добавлю еще одно упражнение на развитие понимания на слух:

〰️ буду брать малознакомое или совсем незнакомое аудио (чуть выше моего уровня понимания) и буду пытаться его записать на слух, а потом буду сверяться с текстом (буду подбирать материалы с текстами). Подобных материалов много на сайте Линк или буду короткие видео с ютуба.
〰️Необходимость расслышать каждое слов, чтобы его записать резко повышает уровень внимания и создает правильную лингвистическую ситуацию для развития понимания на слух.

Итак, перехожу на вторую неделю суперинтенсива.
источник
2020 December 18
10 языков за 1000 дней
Режимы языковых занятий. Активный
рубрика #методика

Следующий (начало статьи здесь) режим, который я называю активным, происходит тогда, когда мы углубленно, основательно работаем с языковым материалом.

Например, читаем текст и переводим каждое незнакомое слово/выражение, выписываем их, разучиваем. Или многократно прослушиваем аудиофайл. Или делаем грамматические упражнения. Или … короче, когда мы сидим за столом и занимаемся целенаправленно изучением языка.

Активный режим изучения языка означает по сути выполнение одного или серии языковых упражнений, объединенных в последовательность. Виды этих упражнений зависят от того навыка, который мы в данный момент развиваем. Навык чтения, говорения, письма или понимания на слух.

Основной особенностью активного режима является то, что мы работаем с языковым материалом (учебным или оригинальным). Например, у нас есть текст и аудио файл к нему, или у нас есть видео с субтитрами, или просто книга или статья.

Мы можем этот текст переводить, переписывать, читать вслух, заучивать весь текст или отдельные фразы из этого текста и воспроизводить их на камеру или перед зеркалом. Можно делать прямой и обратный перевод текста.

Аудио файл можем слушать по предложениям или целиком и повторять за диктором, глядя и не глядя в текст, можно писать диктанты на слух.  И так далее. Эти отдельные действия называются языковыми упражнениями.

Чтобы наша работа в активном режиме была более эффективна, языковые упражнения ☝️важно объединять в определенную схему и последовательность выполнения.

Например, о такой серии упражнений для развития навыка говорения я писал здесь. А в этом видео поделился и полной разработанной схемой ежедневных занятий в активном режиме.

Следующими ☝️ факторами, влияющими на эффективность занятий в активном режиме являются те же, что и для пассивного режима: материалы, с которыми мы занимаемся должны быть нам интересны/важны и должны соответствовать нашему текущему уровню владения язык или быть чуть выше.

Очень сложные и/или не интересные материалы быстро вызовут скуку, потерю мотивации, разочарование в собственных силах и как следствие - прекращение занятий.

Какова должна быть доля активного режима в общем объеме языковых занятий? Это также зависит от общих целей и текущего этапа изучения языка,: а также от того времени, которым вы располагаете на занятия языком. Эта доля может занимать и 100%.

Но ☝️ заниматься только в активном режиме длительное время приводит к утомлению, потере мотивации, спаду концентрации и эффективности занятий.

Опыт и наблюдения показывают, что большей пользой обладает план занятий, в котором периоды с преимущественно активным режимом, сменяются периодами с преимущественно пассивным или суперактивным режимом (о нем читайте в последующем посту).

❇️ Сохраняйте пост себе и делитесь с теми, кому это может быть полезным.
Telegram
10 языков за 1000 дней
Режимы языковых занятий. Пассивный.
рубрика #методика

Я выделяю три режима языковых занятий: пассивный, активный и суперактивный.

Пассивный режим - это когда мы взаимодействуем с изучаемым языком в свое удовольствие. Например, смотрим фильм, слушаем подкаст, читаем книгу. В этом режиме мы не ищем значений каждого незнакомого слова, не штудируем. Такой режим еще называют экстенсивным режимом изучения языка.

Также пассивный режим возникает, когда мы совмещаем взаимодействие с языком с другими делами.  Одновременно, например, можно слушать аудиофайлы и вести машину, заниматься домашними делами.

Во время пассивного режима, важно следить за степенью нашего внимания, которая может быть разная: от поверхностного до очень сфокусированного.

Понятно, что наибольший эффект от пассивного режима будет соответствовать высокой степени нашего внимания и вовлеченности в материал.

Очевидно, что есть разница, когда мы с большим интересом слушаем аудиокнигу, следя за развитием сюжета, и когда, мы лишь замечаем, что что…
источник
2020 December 21
10 языков за 1000 дней
Портал вхождения в язык

С чего начать изучать язык? Такой вопрос часто задают. Оно и понятно, ведь сейчас большой выбор с чего можно начать изучать язык, в отличии от недавнего прошлого. А от качества старта зависит и дальнейший успех.

Раньше, в доинтернетную эпоху, входом или, как я это называю, порталом в язык, чаще всего был преподаватель с учебником. Для многих это был и единственный доступный вариант.  Такой преподаватель мог быть в школе, в вузе, на языковых курсах или частным репетитором.

Конечно, и в ту эпоху некоторые люди входили в язык через пребывание в стране изучаемого языка, через общение с родственниками, коллегами и просто незнакомцами на улице. Но это было уже не так часто.

Также в те времена были люди, которые самостоятельно изучали языки, работая как с учебными, так и с оригинальными материалами. Но это также были редкие случаи.

После интернета и особенно, после появления сервисов видео звонков и поиска носителей, ситуация значительно изменилась. Теперь, не выходя из дома, можно налаживать общение с носителями на изучаемом языке и преимущество от пребывания в стране изучаемого языка, практически исчезло.

Но сильно ли это изменило картину того, как люди входят в язык? На мой взгляд, нет. Когда спрашивают, с чего начать изучать язык, часто подразумевают какое учебное пособие.

Почему так? Потому что большинство изучающих не умеет входить в язык, минуя учебные материалы. А может и не хочет. Не хочет рисковать. С учебником, с преподавателем изучение языка видится менее рискованным, с более гарантированным успехом, менее трудоемким.

В этом посте я не даю оценки, и совсем не подразумеваю, что занятия по учебникам и с преподавателем плохая затея. Этот вариант остается удачным выбором для миллионов. Но я хочу обратить внимание, что времена и возможности уже сильно изменились.

На данный момент можно выделить такие основные порталы вхождения в язык:
〰️ через учебные материалы (как с преподавателем, так и самостоятельно)
〰️ через аутентичные материалы (как с носителем, так и самостоятельно)

Вот два входа в язык, которые благодаря технологиям сейчас повсеместно доступны. А выбор портала теперь зависит только от желания.

В видео отчете ⤵️⤵️⤵️ за 10 дней суперинтенсива еще делюсь мыслями про вхождение в язык через аутентичные материалы и рассказываю как прошла первая половина суперинтенсива.
#дневник_суперинтенсива
#суперинтенсив_декабрь_2020

https://youtu.be/Nn4f6FJOOzA
источник
10 языков за 1000 дней
Режимы языковых занятий. Суперактивный
рубрика
#методика

Третий и заключительный режим языковых занятий, который я выделяю, носит название - суперактивный. О предыдущих двух режимах: пассивном и активном,  можно почитать здесь и здесь.

☝️Суперактивный режим изучения языка это такой, в процессе которого мы производим или пытаемся производить собственную речь на изучаемом языке.

И этим он отличается от активного режима, в котором мы работаем с готовыми материалами (учебными и/или оригинальными) и только воспроизводим в разных форматах материал, например, пишем диктант или рассказываем наизусть.

Умение производить свою речь на изучаемом языке является одной главных задач при изучении языка. Собственно, мы это часто и называем владением языком, когда мы можем на этом языке говорить и писать.

Но суперактивный режим потому и называется «супер», что производство речи намного сложнее всех остальных языковых актов. Для того, чтобы воспроизвести материал в виде речи, можно призвать на помощь память. При разговоре же, нам необходимо в моменте речи думать и строить подходящие фразы, также как мы это делаем на родном языке - без задержки и спонтанно.

🗣 Поэтому основная цель упражнений в суперактивном режиме - это развить навык производства речи, навык думания на языке.

Основными упражнениями в суперактивном режиме являются следующие:

📌упражнения в паре с носителем
- разговор  на свободную тему
- разговор  на заданную тему
- разговор  в формате микродиалогов
- отработка монологической речи в разговоре


📌упражнения наедине
- пересказ материала (текста/аудио/видео)
- формулирование основной мысли материала (текста/аудио/видео)

🌀подробнее, о том, как  работать с книгой, чтобы говорить и думать на языке можно посмотреть в этом видео здесь

- запись свободной или задуманной речи на видео/аудио без лимита времени
- тоже самое с ограничением по времени, например, не менее 1 минуты, 10 минут или не более 2 минут
- ведение дневника в режиме свободного письма
- микросочинения на заданные темы

Серия упражнений Д.Б.Никуличевой из книги «Говорим, читаем, пишем»:

Так как суперактивные упражнения являются самыми трудоемкими, то важно правильно подбирать долю этих упражнений от общего времени занятий.

Мой опыт и наблюдения показывает, что наибольший эффект достигается, когда на короткий срок (от нескольких дней до пары недель) изучающий фокусируется преимущественно (80-100%) на выполнение суперактивных упражнений, например в паре с носителем. А потом делается перерыв, в ходе которого доля суперактивных упражнений снижается до минимума (0-20%) , отдавая предпочтение активным и пассивным упражнениям.

Затяжной период высокого процента выполнения суперактивных упражнений приводит к психоэмоциональному утомлению и, как следствие, потере мотивации и ритма занятий.


❇️ Сохраняйте пост себе и делитесь с теми, кому это может быть полезным.

//обсуждение методик и опыта изучения языков происходит в нашем чате //
Telegram
10 языков за 1000 дней
Режимы языковых занятий. Пассивный.
рубрика #методика

Я выделяю три режима языковых занятий: пассивный, активный и суперактивный.

Пассивный режим - это когда мы взаимодействуем с изучаемым языком в свое удовольствие. Например, смотрим фильм, слушаем подкаст, читаем книгу. В этом режиме мы не ищем значений каждого незнакомого слова, не штудируем. Такой режим еще называют экстенсивным режимом изучения языка.

Также пассивный режим возникает, когда мы совмещаем взаимодействие с языком с другими делами.  Одновременно, например, можно слушать аудиофайлы и вести машину, заниматься домашними делами.

Во время пассивного режима, важно следить за степенью нашего внимания, которая может быть разная: от поверхностного до очень сфокусированного.

Понятно, что наибольший эффект от пассивного режима будет соответствовать высокой степени нашего внимания и вовлеченности в материал.

Очевидно, что есть разница, когда мы с большим интересом слушаем аудиокнигу, следя за развитием сюжета, и когда, мы лишь замечаем, что что…
источник
2020 December 24
10 языков за 1000 дней
Тактика изучения иностранного языка
рубрика
#методика

Скоро наступит новый год, и многие задумывают планы по изучению иностранного языка. Кто-то намерен приступить к изучению нового языка, кто-то продолжает уже начатый, а кто-то просто хочет дать себе еще одну попытку выучить язык, который изучает много лет.  

Короче, планирование - вещь правильная и хорошая. Но одного факта намериться изучать в новом году язык мало. Важнее другой вопрос: «Какую именно тактику выбрать в изучении языка?»

Не стану сейчас перечислять все возможные варианты, но хочу поделиться с вами своими наблюдениями и пониманием, к которым пришел.  Возможно они помогут вам более успешно провести новый год в отношении изучения языка.

〰️〰️〰️〰️〰️
1️⃣ Так как процесс изучения языка длительный, то имеет значение разбить его на тактические периоды. Опыт показывает, что таким периодом может быть 3 месяца, или 100 дней, например. Таким образом, за год можно пройти 3-4 подобных периода.
2️⃣ Каждый тактический период посвящается определенному языковому навыку: говорение, понимание, чтение/письмо. Это означает, что в течении тактического периода  50-80% времени занятий языком фокусируются на развитии данного навыка.
3️⃣ На каждый тактический период важно ставить языковые цели и задачи, подходящие для ваших возможностей и условий занятий. Пример: Языковая задача на период развития разговорного навыка - быть в состоянии провести 30-минутный разговор с незнакомым носителем. Языковая цель - провести не менее пяти таких 30-минутных разговоров.
4️⃣ Для осуществления этих языковых целей и задач, сам тактический период в свою очередь разбивается на отрезки малой и высокой интенсивности занятий. Удачно будет провести один или два суперинтенсива. Например, суперинтенсив разговорной практики с носителями.
5️⃣ Каждый отрезок малой и высокой интенсивности составляется из определенной комбинации пассивных, активных и суперактивных языковых упражнений соответственно.
6️⃣ На каждый тактический период важно отобрать основные и дополнительные материалы для занятий и составить схему работы по ним, оставляя место для спонтанной смены материалов, объема и формы занятий по ним.
7️⃣ Начинать год лучше с тактического периода, посвященного тому навыку, который для вас является приоритетным. Например, если вы изучаете язык, преимущественно чтобы говорить на нем, то первый период должен быть сфокусирован на развитии этого навыка.
〰️〰️〰️〰️〰️

👍 Выделив один час времени на составление такого плана на год в отношении изучения языка, можно значительно повысить эффективность занятий и совершить заметный прогресс 💯

❇️ Сохраняйте пост себе и делитесь с теми, кому это может быть полезным.
Telegram
10 языков за 1000 дней
Режимы языковых занятий. Пассивный.
рубрика #методика

Я выделяю три режима языковых занятий: пассивный, активный и суперактивный.

Пассивный режим - это когда мы взаимодействуем с изучаемым языком в свое удовольствие. Например, смотрим фильм, слушаем подкаст, читаем книгу. В этом режиме мы не ищем значений каждого незнакомого слова, не штудируем. Такой режим еще называют экстенсивным режимом изучения языка.

Также пассивный режим возникает, когда мы совмещаем взаимодействие с языком с другими делами.  Одновременно, например, можно слушать аудиофайлы и вести машину, заниматься домашними делами.

Во время пассивного режима, важно следить за степенью нашего внимания, которая может быть разная: от поверхностного до очень сфокусированного.

Понятно, что наибольший эффект от пассивного режима будет соответствовать высокой степени нашего внимания и вовлеченности в материал.

Очевидно, что есть разница, когда мы с большим интересом слушаем аудиокнигу, следя за развитием сюжета, и когда, мы лишь замечаем, что что…
источник
2020 December 26
10 языков за 1000 дней
Полезные ресурсы для изучения #испанский #итальянский #французский #немецкий

Представляю вам серию сайтов, построенных по принципу параллельных текстов ⤵️⤵️⤵️.

К достоинствам этих языковых проектов относится то, что к каждой истории есть видео, аудио, текст и перевод (на английский) по ходу текста

Ресурсы подходят для начинающих
〰️〰️〰️〰️〰️〰️
Испанский: https://www.thespanishexperiment.com/stories
Итальянский: https://www.theitalianexperiment.com/stories
Немецкий: https://www.thegermanproject.com/stories
Французский: https://www.thefrenchexperiment.com/stories

И общий проект по всем пяти языкам:
https://www.thefablecottage.com
источник
2020 December 30
10 языков за 1000 дней
Итоги 2020💫

На 2020 год оказался богатым на языковой опыт - на него выпало 5 языков. В январе я заканчивал стодневку индонезийского языка. Потом изучал персидский, хинди, арабский. И сейчас завершаю год с турецким языком. В 4-х из этих языков (кроме персидского) удалось войти в разговорную практику.

В методологическом плане в этом году произошел настоящий прорыв - был разработан и трижды (в хинди, арабском и турецком языках) апробирован метод быстрого вхождения в разговорную практику, который показал более высокую эффективность по сравнению с предыдущим методом на основе диалогов.

Концептуальная часть нового метода в течение года дискутировалась с научным консультантом моего языкового проекта, Диной Борисовной Никуличевой, др.филолог. наук.

В течение года были проведены две экспериментальные стодневные программы, в которых приняло участие почти 200 человек. Первая программа проходила с февраля по май, и в этой программе происходило обучение диалоговому методу. Вторая программа, в которой происходило обучение методу быстрого вхождения в разговорную практику,  началась в сентябре и заканчивается вот-вот 31 декабря.  

В обоих программах участниками был получен ценный опыт и впечатляющие результаты, которые обогатили и помогли усовершенствовать оба метода, а также показали, что методы могут быть успешно использованы широким кругом людей (помимо меня самого), а также помогли выявить ограничения по их применению.

В ходе года мною были реализованы новые языковые эксперименты по управлению уровнями интенсивности занятий, вплоть до суперинтенсивных. Было проведено несколько суперинтенсивов онлайн погружения в разговорную практику и выявлена их чрезвычайная эффективность.

Методика суперинтенсивов была также успешно применена моей племянницей @VeronikaBigulati и еще рядом участников недавней экспериментальной программы.

Благодаря новому методу удалось установить личный рекорд по скорости вхождения в разговорную практику - за 5 дней с нуля в турецком языке. Также принял участие в языковом челлендже на сайте Italki и вошел в первую десятку из почти 30 тысяч участников.

Был проведен и суперинтенсив самостоятельных занятий, который оказался богат на инсайты и дал возможность разработать серию языковых упражнений на развитие понимания разговорной речи и методику их использования в паре с носителем.

Короновирусная пандемия никак отрицательным образом не сказалась на языковых планах и занятиях, а скорее наоборот - из-за нее на сайтах типа Italki в несколько раз увеличилось количество доступных носителей на самых разных языках, а также люди массово перешли в онлайн-коммуникацию.

Также, к счастью, из-за короновируса отменился 12-й международный симпозиум по прикладной психолингвистике в Португалии, на котором я должен был делать доклад (в рамках круглого стола под руководством Д.Б.Никуличевой), так как в связи с новыми методологическими разработками, прежний доклад уже потерял научный интерес (для меня по крайней мере).

Но зато принял участие (в третий раз) в Московском международном фестивале языков и сделал доклад о практике онлайн суперинтенсивов.

Что касается регулярности и объема занятий, то в течение года я занимался каждый день, без пропусков, несмотря на разные трудности, личные и мировые колизии и другие жизненные обстоятельства, в среднем по 6 (почти) часов.

Помимо прочего, состоялся переход в новое профессиональное качество - начал проводить индивидуальные консультации в качестве лингвокоуча. Практика индивидуальных консультаций продолжиться и в новом году.

В уходящем году, благодаря языковым занятиям и программам, познакомился с десятками замечательных и интересных людей из разных стран, а также и из России.

Таким образом, год прошел плодотворно, интересно, деятельно и надеюсь, что следующий год будет таким же, чего  вам желаю!
источник
2020 December 31
10 языков за 1000 дней
Итоги суперинтенсива самостоятельных занятий

Несколько дней назад завершился мой суперинтенсив активных самостоятельных занятий турецким языком. Завершился он раньше намеченного срока на 5 дней. Этому были такие причины:
- Очень утомился. Похоже мозг подвергся слишком большой нагрузке от 8 часовой языковой бомбардировке и в какой-то момент просто отказался что-либо усваивать. Дошел до предела, так сказать.
- Получил важные инсайты, которые важно было осмыслить и переработать.

А инсайты состоят в том, что:
- суперинтенсив лучше делать узко специазилированным по достижению только одной языковой задачи, а не как я это задумал: и навык чтения развить, и словарный запас увеличить, и понимание на слух улучшить. Каждой из этих задач лучше посвящать отдельный, может быть более короткий, суперинтенив
- Навык понимания разговорной речи, который мне ранее казался цельным, на самом деле (и это ведь очевидно, но я не обращал на это внимание), разделяется на два поднавыка: 1. понимание речи вне живого разговора - понимание речи в аудио/видео и 2. понимание речи в ходе живого разговора с носителем.

Для каждого из этих поднавыков нужны специальные серии упражнений. И как раз я решил досрочно завершить суперинтенсив, чтобы не откладывая, заняться разработкой этих упражнений и это мне удалось.

На данный момент подготовил новый (по сравнению с тем, как я занимался ранее) подход в занятиях для  развития навыка понимания разговорной речи в виде экспериментальной серии упражнений, которые буду в ближайшее время испытывать и потом поделюсь результатами с общественностью.

Другие подробности о прошедшем суперинтенсиве - в этом видео
источник
10 языков за 1000 дней
Поздравляю всех с наступающим новым годом! Пусть у вас у всех будет здоровье, время, силы, желание, дисциплина, условия, деньги успешно заниматься важными и интересными делами в новом году! А если это еще будет и изучение языков - то это будет просто прекрасно!
источник