Size: a a a

Хакнем Школа

2021 April 19
Хакнем Школа
Уважаемые подписчики канала «Хакнем Школа»! Сообщаем вам о том, что основной канал нашего медиа-сообщества «Хакнем» — https://t.me/haknem взломан мошенниками. Предложения о зарабатывании денег — это обман. Предложенные алгоритмы — действия мошенников. Пока мы не можем вернуть себе канал. Пожалуйста, ставьте на 3 последних публикациях о зарабатывании денег - «пожаловаться»  и сообщите о спаме и обмане в Службу поддержки. Пока служба поддержки не реагирует. Спасибо за понимание.
источник
2021 April 20
Хакнем Школа
​​Ведро, бочка, чеТушка, шкалик, штоф, ушат — сколько это? Старинные русские меры объëма

Меры объёма жидкостей и сыпучих тел
С
древних времён люди измеряли объём жидких тел (масло, мёд, вино, молоко) и сыпучих тел (зерно, мука и т.п.) особыми сосудами.

МЕРЫ ЖИДКИХ ТЕЛ («ВИННЫЕ МЕРЫ»)

Основной русской мерой объёма жидкостей было ведро.
Ведро = 1/40 бочки = 10 штофов (кружек) = 100 чарок = 200 шкаликов = 12,299 л.

Ведро могло быть железное, деревянное или даже кожаное, преимущественно цилиндрической формы, с ушками или дужкой для ношения. В обиходе, два ведра на коромысле должны быть в "подъём женщине".

Бочка

Бочка, как мера жидкостей, применялась в основном в торговле с иностранцами. Материал для изготовления бочки выбирали в зависимости от её назначения: из дуба — для пива и растительных масел, из ели — под воду, из липы — для молока и мёда. Интересно, что бочки использовали даже для стирки белья.

Бочка = 40 ведрам = 491,976 л.

Корчага

Представляла собой большой глиняный (или чугунный) горшок или большая кринка с 2-мя вертикальными ручками. Использовали её для хранения различных пищевых продуктов и напитков (зерна, молока).
1 корчага = 2 ведра

Штоф — использовалась для измерения вино-водочных напитков. Изготавливались из зелёного стекла и имели четырёхгранную форму с коротким горлышком, которое закрывалось пробкой.

1 штоф (кружка) = 1/10 ведра = 10 чаркам = 20 шкаликам = 1,2299 л.

Мера "бутылка" появилась в России при Петре I.
1 винная бутылка = 1/16 ведра = 3 стаканам (примерно 0,77 л)
1 водочная (пивная) бутылка = 1/20 ведра = 5 чаркам = 0,6 л

Поскольку в ведре вмещалось 20 бутылок (2 0 × 0,6 = 12 л), а в торговле счёт шёл на вёдра, то ящик до сих пор вмещает 20 бутылок.
В житейском обиходе и в торговле употребляли разнообразные хозяйственные сосуды, например такие:

Кожаный мешок (бурдюк) = до 60 л

Ушат — посудина высотой 30-35 см, диаметр 40 см, объём 2 ведра (или 22-25 л)

Короб — из цельных кусков луба, сшитых полосами лыка. Донце и верхняя крышка — из досок. Размеры — от небольших коробушек до больших "комодов"

1 четушка (или пятидесятка) = 1/50 ведра = 245,98 мл
Своё название четушка берёт от пары чарок (чета), которые и вмещала.

1 шкалик = 1/200 ведра = 61,5 мл
1
чарка = 1/100 ведра = 2 шкаликам = 122,99 мл
Балакирь — долблёная деревянная посудина, объёмом в ¼ — 1/5 ведра

Для хранения молока была мерные ёмкости представляли собой разные глиняные горшки, подойники, крынки, кувшины, туеса, которые вмещали от 3 до 5 л. Сметану, простоквашу и сливки хранили в ёмкостях, называемых махотки, ставцы, туески.

Моё детство (летние каникулы) прошло в деревне, где у нашей семьи был деревенский дом, доставшийся от бабушки. И я помню, что у нас были в обиходе старинные горшки, чугуны, (в них готовили суп и картошку в русской печи), а ещё были крынки (кринки), в которых соседская бабушка приносила нам молоко от своей коровы.

МЕРЫ СЫПУЧИХ ТЕЛ («ХЛЕБНЫЕ МЕРЫ»)

В Киевской Руси мерой зерна была кадка (кадь или оков), вмещавшая 14 пудов ржи (839,69 л или примерно 229,32 кг).
Замечу, что 1 пуд = 16,38 кг.

В XVII в. основной мерой становится четверть, вмещавшая около 6 пудов ржи. В первой половине XIX в. Была установлена следующая система сыпучих мер:

Четверть = 8 четверикам = 2 осьминам = 4 полуосьминам = 64 гарнцам = 209,912 л.

Осьмина = 4 четверикам = 104,95 л (примерно 1 ¾ пуда ржи или 28,665 кг)

Четверик = 1/8 четверти = 8 гарнцам = 26,2387 л.

Гарнец = ¼ ведра = 1/8 четверика = 12 стаканам = 3,2798 л.

Ну и в заключение приведу примеры пословиц и поговорок с мерами объёма, хотя до наших дней их дошло совсем немного, а может быть просто их использовали не часто.

Чарка вина прибавит ума, а вторая да третья сводят с ума.
Вёдрами ветра не смеряешь, солнца в мешок не поймаешь.
Велик воин за стаканом вина.
У кого половник, у того и навар.
Грех с орех, ядро с ведро.
Мерять ветер не станет ведер.

Автор: #ирина_чудневцева координатор канала Хакнем Школа, 42 года, город Ярославль
источник
2021 April 24
Хакнем Школа
​​Простой метод, который поможет Вам быстрее заговорить на английском языке

Друзья
, привет!

Сегодня поделюсь с вами лайфхаком, как быстрее заговорить на английском языке. Если вы в комментариях поделитесь тем, насколько этот метод вам понятен, то мы продолжим в том же духе, и уже совсем скоро вы сможете не только говорить, но и думать на английском.

В принципе, использовать этот инструмент можно для любого языка. Но проще всего для английского, потому что его в нашей ежедневной жизни очень много, зачастую независимо от нашего желания.

В интернете сотни текстов, сознательно написанных на смеси языков. Попробуйте их почитать и сами писать небольшие отрывки также.
📍📍📍Всё очень просто: те слова, которые вы знаете, пишите по-английски, а остальные — по-русски.

Вот, например:

📝Все мы изучали English в школе. Но очень мало people на нём сегодня свободно speak. Why это так? Недавно I слышала одну very interesting версию. Говорят, английский в школах especially преподавали так, потому что между CCCР и США была cold war. И нашей стране было не нужно, чтобы мы не могли understand идеологического врага. Но официально отменить изучение иностранного language тоже было невозможно. Поэтому методика преподавания выполняла эту goal.

Как вам? Всё ли понятно? Этот отрывок написан так, чтобы его понимали люди даже с начальным уровнем знания языка (А1-А2). А вы, кстати, знаете, что означают эти цифры?

Знание языка классифицируют по нескольким уровням: А1, А2, В1, В2, С1, С2, где А1 — это совсем новичок, изучающий язык с нуля, а С2 — это человек, свободно владеющий языком практически на уровне его носителя и часто способный этот язык преподавать и объяснять его тонкости.

Может быть, такой отрывок, как я написала выше, покажется вам головоломкой, но такая практика может решить две задачи.

Во-первых, выработает привычку воспринимать и формулировать речь на иностранном языке.

А во-вторых, позволит понимать многие английские слова, которые сегодня стали обрусевшими и широко используются молодежью и компьютерными гениями.

Например, без знания английского вот такое сообщение покажется полной абракадаброй: мой айтишник обещал расшерить на меня свой софт, и тогда я увижу вэлью всех новых фич .

📜Словарик к этому тексту 😆 :

Айтишник — специалист в области информационных технологий — information technologies (IT).
Расшерить от английского «to share», что означает «поделиться».
Софт — это прямо английское «soft» — программное обеспечение.
Вэлью — это написанное кириллицей слово «value», означающее «ценность».
Фича — feature — значит, характеристика.

Мне встречаются люди, которые очень негодуют, когда видят такие тексты. Но попытка заменить все англицизмы исконно русскими аналогами тоже иногда выглядит очень комично и… пахнет нафталином. Смотрите сами, согласились бы вы заменить в своей речи барбершоп брадобрейней, такси— пролеткой, интернет— междусетьем, а ноунейм — беспрозванцем?

Думаю, многим в этом случае понадобился бы русско-русский словарь 🤩!

Автор: #ольга_попова филолог, владеет 5 языками, учит 6 и 7-й. Цель на жизнь: 9 языков. Руководитель компании «World wide conferences», фанатично изучает языки и щедро делится лайфхаками в этом. На пути к своему агенству, 37 лет, о. Кипр
источник
2021 April 29
Хакнем Школа
​​Мифологический смысл сказки "Колобок" не даёт покоя учёным и любителям фольклора

Согласитесь
, что каждый хоть раз задумывался о смысле «Колобка»? Да, можно объяснить, что он был наказан за своё хвастовство. Но ведь в русском фольклоре всё намного глубже…

Что такое «колобок»?😊
«Колобок » — уменьшительная форма от «колоб ». Колоб означает скатанный шар, небольшой комок хлеба. На первый взгляд очень хочется связать колобок с корнем коло в значении ‘ круг, колесо’. Но Фасмер отвергает этот вариант, и мы к нему прислушаемся.

Структура сказки📜
По своей структуре сказка относится к кумулятивным или цепным, т.е. в ней многократно повторяются одни и те же действия, пока их цепь не прерывается каким-нибудь событием.

В древние времена люди ещё не пришли к пониманию причинно-следственных связей. Поэтому и стали появляться сказки, описывающие последовательность событий и порядок функционирования мира.

О чём сказка «Колобок»🔎
Несмотря на широкую известность, «Колобок» изучен плохо, поэтому на просторах интернета всё чаще появляются толкования «любителей», которые не имеют научной базы. Приведу самые популярные:

📍Солярный миф. Колобок-солнце проходит четыре годовых стадии — зимнее и летнее солнцестояние и два равноденствия. После этого символически погибает.

📍Версия астрологическая. Колобок-луна гуляет по небосводу и проходит дома-планет и созвездий. Названия животных — это названия созвездий.

📍Сценарий человеческой жизни. Колобок рождается, взрослеет и ... умирает.

📍Становление мужчины. С каждой новой встречей колобку попадаются всё более могущественные животные, что напоминает обряд инициации. Колобок должен перехитрить их, спастись, что даёт ему новый опыт. Заканчивается
сказка символической смертью, после которой он перерождается во взрослого мужчину.

🧷Изначальный мифологический подтекст
Как вы поняли, «Колобок» изучен плохо. Реалии, лежащие в основе сказки, забыты и восстановить их сложно. Но есть несколько научных работ, которые смогли показать суть сказки: Н.И. Толстого (внук Льва Толстого), Т.В. Цивьян, Г.И. Кабаковой.

Итак, Колобок не простой кусок теста, у него есть магическая сущность. Фольклористы называют его поскрёбышем. Это слово имеет два значения: 1. изделие из теста, приготовленное из остатков; 2. последний ребёнок в семье. В народном представлении именно такой ребëнок был наделён особыми силами: мог быть знахарем, противостоять нечистой силе, вызывать дождь и т.д.

🔖🖇Почему Колобку удавалось спастись от зверей?

Текст песенки имеет магическую оборонительную силу. В славянском фольклоре существуют тексты, описывающие процесс превращения растений (пшеница или лён) в хлеб или полотно. Производственный процесс представляли как цепочку «мучений» (пшеницу срезали, вязали в снопы, зерно сбивали, измельчали в муку и т.д.).

Тоже мы видим и в сказке:
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон…
Н.И. Толстой подметил: «Эти муки, делают хлеб столь магически могучим, что он может одолеть и чёрта». Поэтому Колобок и был неуязвим. Он заговаривал зверей и сбегал.

Раньше верили, что тексты такого рода могут защитить дом от беды, нечисти, молнии и других напастей.

🖇Мог ли быть у сказки счастливый конец?
Профессор-лингвист Т. Цивьян в работе «Роковой путь Колобка» делает акцент на глаголе «катиться» и доказывает, что Колобок был обречен. Объясняет это так: катиться — это двигаться по направлению вниз. А внизу, в соответствии с мировоззрением славян, находится подземный мир, что есть смерть.

Важно, понять, что сказочный Колобок представляет собой скоромную пищу («...на сметане мешён да в масле пряжён»), которая являлась ритуальной. Она подлежала обязательному ритуальному уничтожению или съедению.

Колобок, таким образом, был обречëн на обязательное съедение ещё до своего приготовления (рождения), потому что изначально был задуман стариками как ритуальное кулинарное изделие с особым статусом и предназначенное для съедения с магической целью.

Автор: #екатерина_миронова филолог, 10 лет работает в сфере образования, участвует в научных проектах, 30 лет, г. Астрахань.
источник
2021 May 01
Хакнем Школа
​​"Олимпия Васильевна, то, что любите Вы, мне не близко": можно ли открыто говорить на уроке?

Прочитала
замечательную статью В.Н. Сотник о детях-зубрилках и захотелось принять участие в разговоре. Прежде всего этих детей жалко: они тратят много времени и сил на, якобы, учение, а на самом деле — они мученики.

Зазубривание — занятие механическое, почти бессмысленное, оно не даёт понимания, оно не приносит радости, которую испытывает человек, проникающий в тайны знаний. Мы все хотим, чтобы жизнь больше приносила радости, а уж ребёнку радость — это воздух.

Что или кто виноват в такой ситуации?

Может быть что-то из области здоровья — это к врачам, к психологу.

Может быть родители — как они готовили ребёнка к школе, чем мотивировали.

Может быть и учитель. Это человек закрытый или открытый? Готовый — и способный! — разговаривать с детьми на уроках не по заданной схеме или плану урока, а на вдруг возникшую и волнующую тему или нет?

Конечно, учитель должен хорошо знать предмет, который преподаёт, но он не Бог, и не может знать всего, значит надо уметь выходить из положения и, если не знаешь, честно сказать, что "здесь моих знаний не достаточно, если хочешь, я подготовлюсь, и мы поговорим с бОльшей пользой». (не всякое знание можно усвоить из Интернета!)

Честность и открытость делает атмосферу урока лёгкой, приятной и способствует успеху дела. Учителю не надо бояться учеников, надо учиться с ними разговаривать, уважая их мнение. Конечно, и во всей школе должна быть творческая атмосфера, и отношения не должны держаться на страхе.

Мне посчастливилось работать в хорошем коллективе и с хорошими директорами: в школе было интересно всем — приветствовалось творчество, опробовались новые программы и учебники.

И вот случай в 9 классе. Зачётная классная работа. Предмет — гуманитарный! Вопросы очень не стандартные — никакой зубрёжкой вообще не воспользуешься. Класс сильный, много ребят со своим мнением...

Все люди, как люди — пишут так, чтобы и знания показать, и чтобы учительнице понравилось (знают черти!, что я ценю хороший язык!). Работы получились вполне на уровне требований, но одна! — она до сих пор где-то хранится у меня — это то ли вызов, то ли просто откровенный разговор.

Антон безупречно написал работу, показав, что он всё услышал и усвоил на уроках. Всё! Но закончил примерно так: "Олимпия Васильевна, Вы видите, что я был внимателен на уроках и слушал Вас с удовольствием — Вы хорошо знаете предмет и хорошо говорите. /Вот спасибо — похвалил ведь!/. Однако, то, что любите Вы и предлагаете этим восхищаться, мне не близко (или пока не близко!), меня эти проблемы не волнуют (или пока не волнуют!). Это наказуемо, или я имею право на собственное отношение к тому или иному явлению? "

Оставалась ещё треть страницы, и на всю эту треть я начертала огромную пятёрку. А настроение было такое:

— Голубчик, ты мой! Да я была бы счастлива, если бы вы все вот так смело и открыто говорили со мной. Об этом и мечтаю!

Когда получаешь такой подарок, то не жаль ни сил, ни времени, потраченного на подготовку; не думаешь ни о зарплате, ни о каких-то мелких трудностях, без которых жизнь вообще и в школе, в частности, не обходится. Какое счастье, когда ученики признаЮт, что ты строишь отношения с ними ЧЕСТНО!

Возможно ли сейчас такое? Может быть и возможно, только надо избавить учителя от моря ненужной писанины, ничего не дающей творческому настрою и п р е к р а т и т ь и з м ы в а т ь с я над ним, п р е к р а т и т ь

о с к о р б л я т ь и д е р ж а т ь в с т р а х е.

И ВСЕГО-ТО!

Автор: #олимпия_засухина 76 лет.
источник
2021 May 04
Хакнем Школа
​​5 нескучных идей как провести майские праздники с детьми

Время
летит так быстро. Ещё не так давно мы катались на коньках и наряжали ёлку, а сейчас пора задуматься о досуге в майские праздники! Кажется, что вы были всюду и видели все... но нет. Собрала для вас подборку интересных и полезных занятий с детьми. Читайте до конца!

🦖1. Любите динозавров?
Отправляйтесь в Парк юрского периода в «Этномире», в Калужской области.

Ехать далеко, но есть на что посмотреть и где погулять. Это целый мир! Смотровые площадки, динозавры в полный рост, интересные экскурсии. Запомнится надолго.

✨⭐️🌎2. Любите звёзды?
Вам в Московский Планетарий. Вы можете наблюдать за звёздами и планетами, а ещё увидеть солнце через телескоп. Рассказать об устройстве Вселенной, в которой мы живём — полезно.

🐇🐓3. Любите животных?
Детский парк Фили ждёт детей и их родителей. Здесь козы, кролики, павлины и фазаны. Можно погулять и покормить животных, можно ограничиться рассказами.

🏞🎑4. Любите мультфильмы со смыслом?
Посмотрите с ребёнком «Сказки старого пианино». Это целая серия, которая рассказывает о Ульбрихта мировых композиторов. Каждая серия — отдельная история.

🎥5. Любите фотографироваться?
Отправляйтесь на фотосессию! Никто не напомнит Вам об этих чудесных моментах, кроме фото. Ищите оригинальных фотографов. Я работаю с эмоциями, есть те, кто снимает в интересных локациях. Семейные фотосессии — это отдельный вид развлечения.

Написала Вам всё, что пришло в мою голову. Конечно, погулять в парке и дачи никто не отменял. Но вы подумайте, ещё всё лето впереди...

А куда вы отправитесь на майские праздники с детьми?

Автор: #маркова_марина Фотограф психологических портретов, автор стиля «карта эмоций», эксперт по эмоциональному интеллекту.
источник
2021 May 08
Хакнем Школа
​​Мой отец воевал в составе ладожской флотилии на СКР «Пурга», затонувшем в бою в 1942 году

Медиагруппа
"Хакнем" вот уже второй год публикует истории наших читателей о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Мы хотим, чтобы никто не забывал эту страшную войну, а самое главное, чтобы наши дети и внуки читали эти истории и знали о подвигах своих прадедов. И вот одну из таких историй прислал нам наш читатель Александр Литовцев. В статье сохранён текст автора.

Мой отец Литовцев Николай Петрович прошёл всю войну с 1939 по 1945 гг. Воевал в составе ладожской флотилии на сторожевом корабле «Пурга».

Справка от редакции канала:
«Пурга» — сторожевой корабль (СКР) типа "Ураган", флагманский корабль Ладожской военной флотилии с момента её повторного формирования в начале Великой Отечественной войны. Заложен был в июне 1934 года (завод № 190, Ленинград), введён в эксплуатацию 4 сентября 1936 года.

Выполняли боевые задачи и возили вооружение и продовольствие. В 1941 году эвакуировали две дивизии, прижатые финами к шхерам (справка редакции канала: архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов, разделённых узкими проливами и покрывающих значительную часть прибрежной морской полосы, окаймляя берега фьордового типа).

Первыми открывали водную "Дорогу жизни". В конце августа 1942 года выполняли стрельбы в районе рабочего поселка №2. Видимо сильно насолили фашистам.

СКР «Пурга» был самым большим в составе флотилии флагманом.

1 сентября 1942 года при налёте вражеской авиации он получил пробоину и перевернулся. Погибло 14 моряков. Бухта, море, 5 км от берега. Мой отец — котловой машинист был ранен и контужен. Но, превозмогая опасностью, сумел потушить котлы, что грозило при попадании воды взрыву всего корабля.

Отец выжил, находился на излечении в Ириновском госпитале №5. После выздоровления на Ладоге по грудь в воде вместе с командой поднимали корабль, снимали пригодное вооружение и механизмы. А затем восстанавливали корабль на Ждановском заводе в блокаду.

Корабль был восстановлен и назван "Вихрь". Войну мой отец закончил на границе Германии в Пенимюнде.

В посёлке Осиновец есть музей "Дорога жизни", филиал центрального Военно-Морского музея.

Справка от редакции канала:
Посвящён подвигу воинов Ленинградского фронта, Ладожской военной флотилии. Музей находится на берегу Ладоги, недалеко от мыса Осиновец, откуда начиналась легендарная «Дорога жизни».

Там есть макет корабля "Пурга" — памятник погибшим и список экипажа. Жалко, что в советское время не вспоминали о героях СКР «Пурга» и СКР «Конструктор» со схожей судьбой — погибшие на Ладоге.

Вечная слава героям!

Подпишитесь на этот хэштег, чтобы читать другие истории 👉 #это_нужно_живым
источник
2021 May 09
Хакнем Школа
​​Отец не любил вспоминать войну, но она его не отпускала...

#это_нужно_живым — проект, объединяющий опыт поколений

Здравствуйте.

Благодарю канал за возможность высказаться. Но не думаю, что фронтовой путь моего отца будет интересен вашим читателям. Всё, как у всех. Война у каждого была своя, но у всех — общая, и, в общем-то, одинаково страшная.

После первого марша «Бессмертного полка» меня заинтересовало — все эти люди, вышедшие с портретами фронтовиков — когда, в какой момент поняли, что их отцы, деды и прадеды совершили подвиг? Когда, в каком возрасте, к ним пришло осознание, что такое война?

Я помню этот момент с точностью до недели. Мне было 22 года. В январе 1985 года у меня родился сын. Советский Союз готовился отмечать сорокалетие Победы. И каждый день фильмы о войне по всем двум или трём телевизионным каналам. Смотрим уже виденный раньше фильм «Помни имя своё». Эпизод, когда немецкий офицер вырывает из рук героини Людмилы Касаткиной ребенка — и меня накрыло.

Я не очень хорошо помню, что было дальше, но, как рассказала испуганная мама, это была полноценная, классическая, хоть в учебник психиатрии, истерика — я рыдала, квакала, икала, билась головой об стенку и, вцепившись в ребенка, визжала, что никому его не отдам. Ребенка отобрали, телевизор выключили, меня привели в чувство и успокоили — и вот тогда я поняла, что война — не абстрактное зло, а совершенно конкретная боль и совершенно конкретное горе. Столько лет прошло, а я до сих помню охвативший меня ужас, когда я представила, что это мой ребёнок.

Я всегда любила и уважала своего отца, была такая папина дочка. А теперь я начала им гордиться. Ну и что, что он сам не считал особым подвигом своё участие в войне, я была другого мнения. И уже по-другому смотрела на фронтовиков в ЦПКиО имени Горького, куда мы ходили на каждый День Победы. И когда отец с подросшим внуком шёл по аллеям парка, у меня сжималось сердце от гордости за отца и от благодарности ко всем этим седым людям, и отчетливо понимала, что выражение — они спасли мир от коричневой чумы — не гипербола.

Отца не стало, когда моему сыну было одиннадцать лет. Я всегда думала, что он мало что запомнил из тех разговоров с дедом. Но как же горели его глаза, когда, прочитав на сайте «Память народа» наградные документы деда с описаниями подвигов, он кричал: «Я помню, я всё помню! Дедушка рассказывал!».

Отец не любил вспоминать войну. Но она его не отпускала. Иногда мама просыпалась от его криков «Огонь! Огонь!». Во время обороны Понырей отец был командиром орудия, и, раненый, в одиночку — весь расчёт был убит — подбил немецкий танк, который, по его словам, пёр, как заговорённый. И с возрастом всё чаще во сне на него надвигалась эта бронированная махина, и утренний звонок мамы: «Папа опять воевал ночью».

И хочу сказать огромное спасибо тем военным историкам, которые считают ключевым эпизодом Курской битвы не то знаменитое танковое сражение под Прохоровкой, а именно оборону Понырей. И всё чаще в публикациях на эту тему я читаю выражение, слышанное мною от отца — Господи, какая же там была мясорубка.

Пап, если ты меня слышишь ОТТУДА — я люблю тебя. И внук твой, умный и красивый, успешный и достойный — но как последний гопник, бьёт морду каждому, кто только посмеет что-то вякнуть против нашей, нет, против Вашей, победы вообще и против своего деда-фронтовика в частности.

И твой маленький правнук, тоже Женечка, с трудом осознав, что на стене папиной комнаты в бабушкиной квартире висит портрет не его папы, а бабушкиного, теперь тоже, затаив дыхание, слушает рассказы отца о прадеде, о войне, о подвиге. И как будто не было тридцати лет — опять две головы рядом, каштановая с проседью и русая, и я, строгая бабушка, не смею нарушить их единения. И диван другой, и квартира другая, да и страна уже не та — а они при любой власти останутся потомками Победителя.

МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!

С Днём Победы!

Это письмо нам прислала наша читательница Ольга Александрова. Её рассказ представлен в сокращенном виде.
источник
2021 May 15
Хакнем Школа
​​Игры советских школьников 80-90-х, которые помнят многие

Сегодня вместе с Вами я хочу вспомнить об играх моего детства в школе на переменах, а иногда и на уроках. Моя учёба в школе началась в 1985 году.

🔰1. Менялись открытками, календариками, вкладышами от жевательных резинок
В конце 80-х мы были рады и этому. Помню в моей коллекции были открытки и календарики с животными, а ещё календарики с советскими мультфильмами. А каким сокровищем были календарики-переливашки, двигаешь их, а на них герои мультиков двигаются!

Классе в 4-5-ом стали появляться жевательные резинки Bubble Gum. Эти жвачки у нас в городе можно было купить только на рынке у цыган по рублю. И мы все стали собирать вкладыши из жвачек Donald Dack, Turbo (вкладыши с машинами — это больше мальчишки), Mause, Love is. Мы менялись ими, дарили друг другу, а кто-то даже продавал)).
А мальчишки на переменах играли в эти вкладыши: переворачивали картинками вниз, били по ним ладошками, и те, которые переворачивались — забирали себе.

🔰2. Писали друг другу записки, шифровали их
Наверно сейчас записки на обрывках из тетрадки уже не пишут. Теперь есть мессенджеры. А тогда писали, и, конечно, чаще всего это были записки с какой-нибудь тайной: кто кому нравится, кто с кем дружит. А самое удивительное: мы их шифровали, чтобы мальчишки, перехватив записку, не прочитали её. Сами придумывали шифр. Каждой букве соответствовал какой-то знак или иная буква. Бумагу с шифром прятали, а мальчишки пытались разгадать этот шифр или перехватить шифр.

🔰3. Анкеты и дневники
Где-то в среднем звене записки сменились анкетами. Чаще всего их делали девочки. Это была обычная тетрадка, красиво разрисованная. На первой странице были вопросы (чем больше, тем лучше), начиная от таких как: «ФИО», «Где ты живешь?», «Твой возраст», «Твой знак зодиака», «Твой кумир», «Твой любимый …», «Нарисуй рисунок», и заканчивая такими «Кто тебе нравится из класса», «С кем хочешь дружить».
Девчонки просили заполнить эту анкету у всех в классе, особенно нам было интересно, что напишут мальчишки. Такая анкета была целым сокровищем у девчонок, особенно, если её заполнил мальчик, который ей нравился.
Это были наши "социальные сети" 90-х.
Ну и конечно, все девчонки писали девичьи дневники (у меня даже сохранились).

🔰4. Песенники
Это была забава тоже для девочек. У каждой из нас был такой песенник, в нём мы писали тексты песен, популярных в то время. В моё детство самыми популярными были песни таких групп как «Ласковый май», «Мираж», «Звёзды», «Фристайл», Наташи Королевой, «Кино» и др. В эти песенники мы клеили вырезки из постеров и журналов с любимыми артистами.
В таких песенниках ещё были и стихи — конечно про любовь. Песенники переписывались у подружек, у одноклассниц, у старших сестёр и их подружек.

Ну а на переменах в начале 90-х:
🔰5. Прыгали «в резиночку»
Её, я уверена, помнят все мои ровесники. У игры были свои правила: нужно было пройти несколько уровней сложности по высоте, в которых были различные комбинации прыжков.

В "резиночку" вместе с нами играли даже мальчишки. А самые драчуны иногда мешали: так и норовили зацепить резинку ногой, оттянуть в сторону и отпустить, и тогда резинка больно впивалась в ноги.
Игры мальчишек помню плохо, но эти помню:
🔰6. Камень, ножницы, бумага
Большинство игр мальчишки начинали с неё. «Камень, ножницы, бумага…» и выставляли руку вперёд: либо сжатую в кулак (камень), либо 2 пальца (ножницы), сжатые пальцы (бумага).

🔰7. Догонялки и битва портфелями
Ну насчёт догонялок — думаю, это есть и сейчас. А вот нынешними тяжеленными ортопедическими портфелями можно и травмировать. То ли дело в наше время, на своих ранцах мы катались даже с горки. Правда, во времена популярных «дипломатов» с этим делом было непросто.
Ну и наверно были другие игры, которые я забыла. Я уверена — у каждого есть такие воспоминания, вот у меня они такие. А какие игры и забавы помните вы из вашего детства?
И что сейчас есть у наших детей, кроме гаджетов?

Автор: #ирина_чудневцева главный редактор и соавтор канала Хакнем Школа, 43 года, город Ярославль
источник
2021 May 20
Хакнем Школа
​​6 правил воспитания успешных детей: рассказывает мама-миллионер

О
своих подходах к воспитанию детей расскажет новый соавтор медиагруппы “Хакнем” Наталия Закхайм — счастливая мама троих детей, успешный инвестор, специалист по доходной недвижимости (владелец 70-ти объектов недвижимости в четырех странах мира: Германии 🇩🇪, Голландии 🇳🇱, России 🇷🇺, США 🇺🇸), автор учебников по финансовой грамотности, замужем.

Возможно, вас удивит, что для воспитания успешных детей не нужно модное «раннее развитие». Бывает, что родители чуть ли не всю жизнь кладут на алтарь будущего для своих детей и делают «всё, что могут», но не то, что действительно надо. Это очень обидно, особенно тогда, когда вы сами для себя толком не поняли, что есть для вас успех. Счастье для своих детей каждый измеряет своим счастьем, хотя чёткие критерии есть далеко не у каждого. Каждый хотел бы уберечь своего ребёнка от ошибок и дать ему лучший старт, но не у всех получается.

6 ПРАВИЛ УСПЕШНЫХ ДЕТЕЙ
1. ОТНОСИТЬСЯ К ДЕТЯМ НАДО ТАК ЖЕ, КАК И К ВЗРОСЛЫМ, СЕРЬЁЗНО И УВАЖИТЕЛЬНО

Есть выражение: «Хочешь что-то кому-то объяснить — объясни это как для 8-летнего ребёнка». На самом деле, дети в таком возрасте способны понимать и анализировать любую информацию.

Не скрывайте от детей финансовые проблемы вашей семьи. Дети начинают понимать ценность денег примерно к 7-ми годам, вы это можете заметить по отношению к монетам и купюрам, по обмену игрушками. Лет с 5-ти ваш ребёнок начинает обмениваться ими и уже потихоньку осознаёт, какая из них более ценная.

2. ВАЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ ВАМ ВАШ РЕБЁНОК, А НЕ ТОЛЬКО ВЫ ЕМУ
Ребёнок без задач теряется в жизни, не имеет ориентиров, потому что это личность со своими стремлениями и потребностями, среди которых есть желание ощущать собственную важность.
Дети — это не какие-то недоумки, это вполне разумные игроки вашей семейной команды, которые хотят вносить свой вклад в ваши победы.

3. ДАВАЙТЕ ДЕТЯМ ЧЁТКИЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ, НО НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕ ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ
Понятно, что вы требуете от детей поддерживать чистоту и порядок в доме, помогать по хозяйству, но это не настоящие задачи, за выполнение которых вы бы заплатили посторонним людям.

Например, с 4-х лет дети могут загружать посудомоечную машину, а с 8-ми лет по-настоящему помогать с разбором и сортировкой документов. За счёт этого ребёнок способен будет оценить разницу в оплате физического и интеллектуального труда, если вы по-разному станете оплачивать такую помощь.

4. ОЦЕНКИ — НЕ ГЛАВНОЕ
Что-то можно делать отлично, а что-то на необходимо достаточном уровне. Школьные оценки воспринимаются многими как оценки интеллектуального развития, успешности. Отсюда растёт страх перед оценками окружающих, излишнее раболепие перед учителями. Вы уделяете так много внимания оценкам, потому что сами не умеете противостоять давлению социума, что приводит в лёгком варианте к лишним покупкам, а в тяжёлом — к жизни, которую не вы сами для себя выбирали.

Ваша задача как родителя — объяснить ребёнку, что в жизни главное, и чему стоит уделять внимание, силы и время, а что можно делать на необходимо достаточном уровне.

5. ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВАЖНЕЕ ВЗРОСЛЫХ ПРОБЛЕМ, ПОТОМУ ЧТО ДЛЯ РЕБЁНКА КАЖДАЯ ИЗ НИХ ВПЕРВЫЕ
Мы привыкли думать, что наши сложности на работе или другие неприятности априори важнее, потому что наша деятельность связана с зарабатыванием денег, а детские вопросы считаем пустяками, которые сами собой с возрастом пройдут. Это большая ошибка, и вы поймёте почему, если вспомните свои переживания, когда с вами несправедливо обошёлся учитель или когда не могли наладить отношения с одноклассниками.

6. СТАНЬТЕ САМИ ВЗРОСЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬ ЭТОМУ СВОИХ ДЕТЕЙ
Вы не являетесь взрослым человеком, если вас ограждали от принятия решений, и вы не сформированы как самодостаточная личность. Учите своих детей из взрослой позиции, своим собственным успехом, а не опираясь на сценарии других людей и страх перед социумом.

Автор: #наталия_закхайм автор книг и учебников по финансовой грамотности, основатель академии "Личность и капитал", успешный инвестор, замужем, мама троих детей
источник
2021 May 23
Хакнем Школа
​​«Не учите слова!» — неожиданный метод изучения иностранного языка

Друзья
, я познакомилась с одним очень интересным исследованием о том, что происходит в нашем мозге перед тем, как мы собираемся что-то сказать. Оказывается, схожие процессы происходят в головах людей, которые думают и говорят на одном и том же языке, и в мозге билингвов (людей, одинаково владеющих двумя языками)!

Процесс происходит так:

❇️сначала у нас появляется мысль,
❇️потом мы соотносим её с обстановкой, в которой находимся, с языком собеседника и его образованностью, с социальными нормами, принятыми там, где мы находимся;
❇️затем облекаем мысль в конкретную форму, выбираем слова и обороты и произносим её.

То есть, если вы думаете на одном языке, а высказаться хотите на другом, то вы внутренне переводите свои фразы. Но даже когда вы думаете и общаетесь на одном языке, то всё равно внутри сами себя переводите, со своего языка на тот, который будет понятным и принятым вашими собеседниками.

Это очередное подтверждение того, что иностранный язык может выучить любой человек. Потому что все мы уже внутри неосознанные переводчики.

⚠️🔰А если вы начали учить иностранный язык, то есть хороший, хоть и неожиданный метод: не учите слова!

♻️Учите выражения, фразы, цельные конструкции.
Во-первых, так ваша речь будет звучать органичнее. А во-вторых, вам самим так будет проще заговорить. Потому что вы будете компоновать свои мысли из цельных частей.

И для иностранцев будете звучать более естественно и грамотно.

Например, если вы хотите пить, то на английском можно, конечно, сказать:
I want to drink.

В принципе, это без ошибок, но звучит немного… «по-чучмецки» и примитивно.

Правильно в таким случае выразиться: I am (I’m) thirsty. На русский это дословно переводится: я испытываю жажду.

Где можно набраться таких фраз, чтоб составить себе белую речь легко и быстро, как конструктор?

❎Во-первых, в практике: слушать носителей, читать книги, смотреть фильмы в оригинале.

❎Во-вторых, интернет пестрит самыми частотными фразами на каждом языке. Просто заведите этот запрос в строке поиска.

❎Есть ещё третий способ — мой самый любимый — читать англо-английский словарь. Это для тех, кто знает язык чуть больше, чем на начальном уровне. Но там в описании слов не только постоянно используются правильные фразы и устойчивые обороты, а ещё видно, как носители иностранного языка мыслят, какими образами объясняют окружающий мир.

Например, любимого человека, которого мы привыкли называть «второй половинкой» испаноговорящие люди именуют «la media naranja» — «половинкой апельсина».

Именно за это я и люблю иностранные языки, через них мир открывается гораздо глубже и красочнее!

Автор: #ольга_попова филолог, владеет 5 языками, учит 6 и 7-й. Цель на жизнь: 9 языков. Руководитель компании «World wide conferences», фанатично изучает языки и щедро делится лайфхаками в этом. На пути к своему агенству, 37 лет, о. Кипр
источник
2021 May 27
Хакнем Школа
​​Яков Трахтенберг и его система быстрого счëта, придуманная в Освенциме

Лишь сумма преодолённых препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг.

Стефан Цвейг

Я часто думаю, почему одни люди просто живут, а другие совершают подвиги, даже не думая о том, что их жизнь — подвиг сам по себе.

Работая над своей программой «Развитие интеллекта», я продумала, как мне казалось, всё, только чего-то не хватало. Была программа по интегрированному обучению литературы, истории и географии. Но тут мне позвонили и попросили проконсультировать ребёнка, который вообще не умел делать простые арифметические вычисления, а ребёнок был во втором классе. Я приняла ребёнка и увидела, что он просто не умеет считать в уме.

Так вот чего мне не хватало — мне срочно нужно освоить альтернативный счёт, тот, что дают в школах только на факультативных занятиях. Я стала искать и нашла специалиста в этой области — Яков Трахтенберг.

Как человек любопытный, решила ознакомиться с его автобиографией, и была поражена. Ведь это же Яков, который родился в Одессе, но по воле судьбы оказался в Германии. Там ему пришлось быстро осваивать язык, там он изобретает свою методику изучения иностранных языков, которая действует и поныне.

Прекрасный инженер, казалось, жизнь потихоньку налаживается, счастливый брак с любимой женой, которая не раз доказывала свою преданность, о которой можно написать не одну статью, или создать прекрасный фильм, но математик попал под колесо фашизма и не избежал всех ужасов Гитлеровского режима.

Свою систему быстрого счёта он придумал не в тиши кабинета, а в концлагере в Освенциме, куда они вместе с женой попали в качестве рабочих.
Чтобы не сойти с ума от ужасов, что он видел и слышал, Яков начал работать, он понимал, что его мозг иначе не выдержит. Трахтенберг искал любые куски бумаги, чтобы работать, писал, на чём мог, всё запоминал, верил, что когда-нибудь его труд будет опубликован, и его система поможет не одному будущему гению.

Все расчёты и весь математический анализ он производил в уме в аду, который был вокруг. Мир цифр приобретал интереснейшие формы, методы складывались в стройную систему простых и доступных человеческому мозгу приёмов арифметических расчётов.

Он понял, что, владея этими методами, можно делать вычисления с числами любой сложности, проверял, опять же в уме свои теории, и очень кратко, как только позволяли клочки бумаги, которые ему передавали заключённые, творил.

Нет, я не оговорилась, именно творил. Потому, что это высшее искусство творить там, где смерть и голод, где человек должен просто выжить.

Жена спасла Якова от смерти, заплатила одному из охранников, чтобы его перевели в другой лагерь. Из него Трахтенберг сумел бежать в Швейцарию, основал собственный математический институт, где преподавал свои методы счёта. По этим методам учились не только студенты, но и взрослые, и даже дети.

Но самое удивительное, что он сумел доказать, что его метод освоить может даже ребёнок с умственной отсталостью. Жаль, что прожил не долгую жизнь и умер в 1953 году в возрасте 65 лет.

❗️❗️Самый лëгкий, на мой взгляд, это умножение на 11.

Например: 24 × 11 = первое число остаётся без изменений (это первая цифра), первое и второе складываются (вторая цифра), второе число без изменений (третья) = 264.

Я так завлекаю именно умножением на 11, ведь это очень легко, детям нравится, и затем уже познаём другие приёмы. Так было и с этим мальчиком, он понял, что можно легко умножать. Мальчишка тогда удивил учительницу потому, что научился легко умножать на 11, но самое главное, он поверил в свои силы. И его зауважали ребята в классе, когда он у доски сумел им показать этот способ. Это была его первая "5".

Автор: #виктория_николаевна_сотник бывший преподаватель двух вузов, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей.
источник
2021 June 04
Хакнем Школа
​​«Любимчик», «маменькин сынок» или «шестёрка» — об особой доле учительских детей

Не сказать, чтобы несчастная — учителя, как правило, — хорошие мамы, но тяжёлая. Именно то, как воспринимается учительский ребёнок в детском коллективе, с какими сложностями сталкивается, а где, наоборот, ему легче, чем другим, стало предметом исследования одной из моих дочерей. Работа во многом основана на личных впечатлениях автора, поэтому некоторые моменты могут показаться спорными, что, впрочем, не умаляет их истины.

Отправляясь в 1 класс, учительский ребёнок чувствует себя явно уверенней остальных детей. У него нет страха перед учителями, он убеждён, что будет хорошо учиться, знает, где в школе находятся туалет и столовая, если соскучился — на переменке может сбегать к маме, у неё же попросить карандаш или чистую тетрадку, его никогда не обижают старшеклассники.

Ученик В., отправляясь в 1 класс, всем говорил, что он будет учиться на одни пятерки, потому что его учительница —лучшая подруга мамы.

Это сглаживает первый стресс: оказывается, в школе мама — уже не мама, её нужно называть на «Вы» и по имени-отчеству, а отметки ставят, как и всем — что заслужил.

Но со временем его нередко начинает тяготить такое положение. Учительский ребёнок понимает, что окружён неким стереотипным мнением об учительских детях. А это мнение таково: учительские дети хорошо учатся, но уроки им помогают делать родители, знают многое об учителях, не боятся их, им делают поблажки, но их же чаще ругают; им нельзя доверять секреты, хотя у них много друзей. Часто учительские дети плохо себя ведут, но им всё сходит с рук. А ещё на учительских детей переносится отношение к их родителю-учителю.

❇️Плюсы быть "учительским ребёнком" глазами одноклассников
Преимущества положения учительского ребёнка одноклассники видят в отношении с учителями (это отношение ярче всего выражается одним словом: «Любимчики!»), в учёбе (постоянная помощь со стороны родителей и учителей, доступ к «секретным» сведениям), в отношениях с одноклассниками (много знают интересного об учителях, отметках, контрольных), в отношениях с родителями. Оказывается, для школьников важно, что учительские дети постоянно видят своих родителей, вместе могут возвращаться из школы, им есть что покушать (!).

⛔️Минусы учительских детей глазами сверстников
Отрицательные стороны положения учительского ребёнка, по мнению сверстников: больше всего вызывает сочувствие то, что учительский ребёнок находится под постоянным контролем со стороны учителей. Более строго в его семье относятся к учёбе, по мнению школьников, успехи учительских детей — во многом заслуга их родителей, осуществляющих неустанный контроль.

Больше всего проблем у учительских детей в отношениях с одноклассниками: им не доверяют секреты, считают «шестёрками», они виноваты в том, что учителя откуда-то узнают их тайны (когда учителям стал известен проступок группы учеников, одноклассники решили, что их выдал учительский ребёнок, хотя источник информации был другой).

О поведении учительских детей
Сильно различаются ответы и о поведении учительских детей. Одни считают их слишком примерными, другие — наоборот, думают, что учительские дети нарушают дисциплину именно потому, что знают о своей безнаказанности. Но сами учительские дети объясняют своё плохое поведение как раз способом доказать, что он не маменькин сынок, чтобы стать равным одноклассникам. И им приходится нередко выбирать, на чьей стороне быть: учеников или учителя.

Ни один из «обычных» детей не высказал желания оказаться учительским ребёнком, что говорит о многом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ на ЯНДЕКС ДЗЕН по ссылке
Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград.
источник
2021 June 11
Хакнем Школа
​​"Ладушки, ладушки": тайна известной потешки. Стоит ли играть с детьми в "Ладушки"?

Каждый
ребёнок хоть раз играл в «Ладушки, ладушки». Малыш весело хохочет и пытается повторять движения, а современные родители радуются: «Вот, развиваем мелкую моторику!».

Но не о развитии моторики думали наши предки, проговаривая этот забавный (на первый взгляд) текст. Как и весь фольклор, игра не так проста и корнями уходит в славянскую обрядность.

✏️Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки!
Обычно играет ребёнок, который только начинает познавать мир вокруг себя, и взрослый. Не случайно чаще всего играют в такие игры с детьми именно бабушки, то есть представители старшего, наиболее мудрого поколения. Игроки прикладывают друг к другу ладони, имитируя соединение живых и мёртвых, потомков и предков.

Такая форма контакта символизирует одновременно и разлуку, и встречу, в процессе чего живой просит у мёртвого помощи и защиты, включая его в жизнь рода. Происходит своеобразный непрерывный хоровод жизни и смерти, встречи-разлуки.

✏️Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Кашу (иначе кутью) и брагу раньше употребляли на поминках. Так мы понимаем, что в процессе игры происходит ритуальный диалог, который напоминает обстановку на тризнах (древний погребальный обряд). С помощью такого ритуала детей приучали не бояться мира мёртвых и почитать своих умерших родственников. Родители не стремились оградить своих чад от темы смерти, как это происходит в современное время.

✏️Где были? — У бабушки!
Небольшое уточнение: в гостях были у мёртвой бабушки, а точнее на поминках. Мёртвые предки для славян ассоциировались с мудростью, опытом и защитой. Поэтому общение «ладонь в ладонь» с умершими родственниками становилось своеобразным прошением о защите и передаче житейской мудрости.

Первобытные люди общались с предками через прикосновение ладони. Об этом свидетельствуют отпечатки ладоней в пещерах, а также многие обычаи, сохраняющиеся в отдельных селениях до настоящего времени. Имитация встречи живых и мертвых через касание ладонями встречается не только у славян, но и у многих других народов.

✏️Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели
На головку сели
В некоторых версиях игры упоминаются птицы. Раньше именно их считали посредниками между миром живых и миром мёртвых. Птицы могут летать в обоих мирах, поэтому древние славяне верили, что в виде птиц души предков отправлялись на тот свет.

Согласитесь, что после такого объяснения трудновато спокойно играть с детьми в ладушки?

Автор: #екатерина_миронова филолог, 10 лет работает в сфере образования, участвует в научных проектах, 30 лет, г. Астрахань.
источник
2021 June 16
Хакнем Школа
​​"Эти 3 ошибки в воспитании допускают все родители": рассказывает мама-миллионер

📍ПЕРВАЯ ОШИБКА — ВЗРОСЛЫЕ ЗАБЫВАЮТ, ЧТО ДЕТИ КОПИРУЮТ ПОВЕДЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Дети всегда копируют поведение взрослых, это происходит помимо нашего понимания, это, в своём роде, стратегия выживания.

Если родители курят, и при этом говорят ребёнку — не кури, то ребёнок, скорее всего, курить будет, потому что он копирует поведение, которое на его подкорке выглядит, как стратегия выживания. Это происходит абсолютно помимо воли.

Но представьте, если какая-то вещь неочевидна, и дети просто будут копировать поведение взрослого. Например: вы высказываетесь внутри семьи: «Помой руки, деньги грязные», «Все вокруг воры», «Государство нам что-то не додало», ругаете страну. Это очень плохая привычка.

Вы себе не представляете, насколько тяжело это отражается на детях. Родители, причём даже богатые, часто говорят: «Тут в России всё плохо, а вот там на Западе…». И ребёнок, который в принципе хотел бы остаться здесь в России, потому что ему здесь «прикольно, у него здесь друзья, и вообще всё круто…». Но он понимает, что родители сказали, что здесь «не круто», и поэтому и он не планирует здесь остаться и созидать.

И это, кстати, проблема мажоров. Когда говорят, что мажоры — дети богатых родителей прожигают деньги, гуляют, наркоманят, спиваются и т.д. Это как раз из-за того, что родители внушают им, что здесь ничего созидать не получится. То есть не надо здесь стоить какие-то планы, развиваться творчески, потому что это бесполезно, и страна у нас никчёмная. Поэтому будьте осторожны, когда вы даёте какие-то клише тому пространству, в которых ребёнок растёт.

Например, «школа у тебя дурная», «учителя плохие», «страна плохая». И ребёнок понимает: «А чего я буду тут стараться, если всё вокруг плохое. Значит моя задача — из этого пространства куда-то уехать».

📍ВТОРАЯ ОШИБКА — ДЕТИ СЛИШКОМ ДОЛГО ЖИВУТ ВНЕ ДЕНЕГ, МЫ СЛИШКОМ ОБЕРЕГАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Сначала мы считаем, что они слишком маленькие и не поймут, что детям деньги давать нельзя, потому что они их неправильно потратят. Мы скрываем от детей финансовые проблемы, скрываем, что у нас что-то не так происходит в семье, когда денег не хватает. Но дети всё это чувствуют, и это их сильно беспокоит.

Примерно с 4 лет дети начинают обмениваться ценностями: они меняют куклы, машинки, открытки, календарики, поделки, иногда находят какие-то стёклышки и обменивают их на что-то.

Уже к 6 годам дети точно знают, что обменять дешёвую поддельную куклу на оригинальную и дорогую — это невыгодно.

А с 7 лет дети понимают деньги. Более того, изначально понимание денег возникает раньше, потому что деньги — это всего лишь эквивалент обмена ценности на ценность. Именно с 7 лет они должны уже математически понимать ценность денежной купюры и ценность монеты.

Мы с мужем никогда не скрывали от детей ни наши финансовые проблемы, ни наши планы.
📍ТРЕТЬЯ ОШИБКА — РУГАТЬ ДЕТЕЙ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Дети по определению умеют торговаться, они умеют договариваться. Так устроен детский мир, что дети должны договариваться. Особенно из-за того, что в детском мире нет денег, дети гораздо лучшие переговорщики, чем мы. И когда дети начинают делать какой-то свой детский мелкий бизнес, что-то на что-то менять, с кем-то о чём-то договариваться, что-то продавать — родители в шоке. Говорят: «Нет, не надо, это нельзя!»

Автор: #наталия_закхайм автор книг и учебников по финансовой грамотности, основатель академии "Личность и капитал", успешный инвестор, замужем, мама троих детей
источник
2021 June 27
Хакнем Школа
​​Вероятность простым языком — актуально для тех, кто сдаëт ОГЭ и ЕГЭ

Часть I
Мы знаем, что события бывают трёх видов: достоверное, невозможное и случайное.

✳️Достоверное событие — это событие, которое при данных условиях обязательно наступит.
✳️Невозможное событие — это событие, которое при данных условиях никогда не наступит.
✳️Случайное событие — это событие, которое при данных условиях может наступит, а может и не наступить.

Принято считать, что:

1) вероятность достоверного события равна 1 (или 100 %);

2) вероятность невозможного события равна 0 (или 0 %).

А как подсчитать вероятность случайного события? Ведь если оно с л у ч а й н о е, значит, не подчиняется никаким формулам, алгоритмам, закономерностям. Однако оказывается, что и в мире случайного действуют определённые законы, с помощью которых можно вычислять вероятности. Этим занимается раздел математики, который так и называется — теория вероятностей.

Пусть исход случайного события состоит из нескольких равновозможных вариантов, а само событие состоит в следующем: подкинули вверх монету, и она упала на землю «орлом» или «решкой». Это достоверное событие: монета обязательно упадёт на землю «орлом» или «решкой» — третьего варианта нет.

Оба исхода — выпадение «орла» или «решки» — равновозможны или, как говорят математики, равновероятны. Естественно считать, что вероятность события “выпадения «орла»” (обозначим это событие буквой А) равна вероятности события “выпадение «решки»” (обозначим это событие буквой В) и что их сумма равна вероятности события “выпадение «орла» или «решки»” (обозначим это событие буквой С). Последнее событие достоверное (третьего на дано!), его вероятность равна 1. Значит, вероятность выпадения «орла» равна 1/2 и вероятность выпадения «решки» тоже равна 1/2. Принято вероятность события обозначать буквой Р (поскольку «вероятность» по-французски —probabilite).

Таким образом в нашей задаче о бросании монеты получаем:

P(C) = 1; P(A) = P(B); P(A) + P(B) = P(C) => P(A) + P(B) = 1 и P(A) = P(B) = 1/2.

Если достоверное событие состоит из нескольких равновероятных возможностей, то вероятность случайного события можно вычислить

по следующему правилу:

Вероятность случайного события равна дроби, в знаменателе которой стоит число всех исходов, а в числителе — число всех благоприятных исходов.

P= (число всех благоприятных исходов)/(число всех исходов).

Вероятность часто записывают в процентах — значит, вероятность выпадения «орла» можно записать в виде

Р(А) = 1/2 или Р(А) = 50 %.

❓❓❓Задача 1 Тося записала случайное двузначное число, меньшее 50. Найдите вероятность того, что это число больше 25.
РЕШЕНИЕ
1) 49 < 50, поэтому 49 – 9 = 40 — число двузначных чисел, удовлетворяющих этому условию.
2) 49 – 25 = 24 число двузначных чисел, которые больше 25, но меньше 50.
3) Р = 24/40 = 6/10 = 0,6.

ОТВЕТ. 0,6.

❓❓❓Задача 2 Дима записал случайно трёхзначное число. Найдите вероятность того, что это число делится на 5.
РЕШЕНИЕ
1) Имеется всего 999 – 99 = 900 трёхзначных чисел от 100 до 999.
2) рассмотрим последовательность трёхзначных чисел в обратном порядке от 999 до 100 — в этой последовательности каждое пятое число делится на 5: 900 : 5 = 180 — число чисел, кратных 5.
3) Р = 180/900 = 0,2.

ОТВЕТ. 0,2.

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.
источник
2021 June 30
Хакнем Школа
​​Я замолчала, а они продолжали смотреть, но не на картину смотрели, они прислушивались к себе...

Всё или почти всё со временем меняется: сейчас в школе преподают очень многое не так, как раньше — меняется содержание, способ подачи материала, приёмы проверки знаний. И хотя 2х2 по-прежнему 4, и формула определения скорости не изменилась, и материки находятся там же, где и раньше, даже в преподавание этих наук умудрились внести изменения.

По этой причине я никогда не рассказываю, что и как я преподавала. Я рассказываю что-либо из области отношений между людьми: детей между собой, детей и учителей (и родителей!). Какие бы ни были новые времена, возможности, модные течения, словечки, человеческая природа в обозримом времени не меняется.
Точные науки на то и точные, что там не пофантазируешь: 7х7 = 49. И всё. А вот в преподавании гуманитарных дисциплин есть много нюансов, которые нельзя не учитывать: атмосфера урока, отношения учителя с классом и даже после какого урока, какого учителя пришли.
Старшеклассники. Класс хороший: умный, воспитанный, "оторв" нет. Хочу ввести их в картину "Явление Христа народу". Это начало 80-х.
Страна ещё атеистическая, хотя уже без свирепости. Можно сделать всё предельно просто: показать картину, назвать автора (чтобы записали в тетради!), объяснить, кто где, зачем и почему. И чего им всем надо, и кто этот красивый человек с крестом, и кто идёт сюда издалека.
— Поняли?
— Поняли.
Они-то скажут, но ... ничего они не поняли, не запомнили и, как жили прекрасно без этих персонажей, так и дальше будут спокойно жить — можно подумать, у них других забот и интересов нет....А можно так рассказать об этом полотне, что никогда не проскочат мимо — будь то в Галерее, будь то книга с репродукциями — можно зацепить интересной идеей. А как?

И вот в тёмном классе на экране сияет великая картина.
Кто перед нами? — Люди. Очень разные: одни едва прикрыли наготу — другие щеголяют богатыми одеждами, лица одних светятся наивностью и надеждой — лица других полны высокомерия. В центре очень красивый и яркий человек — это Иоанн Креститель — он крестит их в водах Иордана. А кто там вдали, который идёт сюда? Это Иисус.

Он несёт людям новое понимание жизни: основой всего должна быть любовь — любовь к родителям, любовь к ребёнку, к женщине, к мужчине, к ближнему — к жизни.

И что? Думаете, старшеклассников это потрясёт и зацепит? Ничуть. Вот здесь-то мне и пришёл на помощь великий учёный, физик — Пётр Леонидович Капица. Где-то я прочитала у него, что (не цитата!) от рождения научной идеи до её принятия научным сообществом проходит примерно лет 20.
И я начинаю "танцевать" от этой фразы, говоря, что какое-то время носитель новой идеи и даже нового учения, каким бы привлекательным оно не казалось, о с т а ё т с я о д и н о к.

Он ещё должен донести до многих умов свои мысли, он должен убедить — должно вырасти поколение единомышленников, людей, думающих и чувствующих так же. Вот почему Иисус окружён пустым пространством — он одинок ... пока. Это мы сейчас знаем, что его учение переживёт столетия, а тогда он пока ещё одинок...
И вот тут-то я увидела в глазах моих умных, взрослых учеников интерес: они смотрели на картину не как на религиозное полотно, а как на модель, как на ситуацию, которая была уже не раз и ещё много раз повторится. (И не надо здесь кокетничать цитатами из Экклезиаста!). Всё просто: умных, молодых, думающих, моделирующих свою жизнь людей зацепила идея.

Я замолчала, а они продолжали смотреть, и я увидела этот изумительный интровертный взгляд — взгляд в себя. Они не на картину смотрели, они прислушивались к себе.
Сколько бы времени ни прошло, они никогда не пройдут мимо неё: будь то в музее, будь то репродукция в толстой книге — здесь есть о чём поразмышлять.

P.S. Не надо иронизировать, где это я взяла таких необыкновенных учеников. Я прожила всю жизнь в наукограде, и это дети из семей учёных. Хотя ... если бы ребятишки были и попроще, я нашла бы формулировки, чтобы донести то же самое.

Автор: #олимпия_засухина 76 лет.
источник
2021 July 01
Хакнем Школа
​​"Оборачиваюсь и натыкаюсь на взгляд чёрных, внимательных, жёстких глаз": встреча учителя с бандитом — бывшим учеником…

Какие бывают удивительные неожиданности!

Стою у витрины со всякими йогуртами и творожками, всё обыденно. И вдруг чувствую, что меня прямо-таки пронзает что-то. Оборачиваюсь и натыкаюсь на взгляд чёрных, внимательных, жёстких глаз. Ну, я тоже не ромашка — я отвечаю таким же немигающим, внимательным взглядом прямо в глаза.

Несколько секунд длится эта "дуэль" синих с чёрными, но тут я улыбаюсь и говорю: "Здравствуй, Боренька!" (это был мой давний-давний ученик).

— Здравствуйте, Олимпия Васильевна, Вы меня узнали?

— Ха-ха, тебя — да не узнать!

— А что? Вам я кровь вроде бы не "пил". Помню только один случай, когда Вы, взяв меня железной хваткой, вели к Галине Валентиновне. Я ещё подумал: "Тётка, а рука какая крепкая! "

— Да мне кровь никто не пил, но я вообще хорошо помню своих учеников, а уж тебя-то забыть трудно. Один твой взгляд чего стОил: острый, злой (извини!), казалось, вот укусит. Да и сильным ты был не по возрасту: маленький, а словно из железа отлит. Как поживаешь, Боря? Давно я тебя не видела. (Я знала, что у него были две отсидки по весьма тяжёлым делам: сам он не убивал, но к убийствам был как-то причастен. Однако, ему о своей осведомлённости, конечно, не сказала).

— А Вам что не говорили, что я нахожусь далеко и не по своей воле? И целых две ходки.

— Знаешь, у меня нет привычки обсуждать человека в его отсутствие; так — иногда случайно что-нибудь услышишь, а о тебе не слышала.

— Да, вот так, но больше не хочу. Больше того, за что туда, не будет.

Я смотрела на него с удовольствием: острый взгляд был уже не взглядом злого подростка, а взглядом взрослого, много чего видевшего и понявшего человека. Передо мной стоял двухметровый гигант прекрасного спортивного вида — ему уже лет 35, по нему видно, что тюрьма его не сломала, не превратила в то, обо что вытирают ноги. Это был человек, что-то для себя решивший, и едва ли можно было сомневаться, что выполнит.

С учителем почему-то всегда говорят о школе, хотя это и понятно. Так и он.

— Вспоминаю школу, как что-то очень далёкое, но вот что не забывается, так это оскорбления. Ну почему некоторых учителей хлебом не корми — дай поизгаляться. Ну, да — троечник, баловник, хулиганистый, но ведь

р е б ё н о к же, а она прямо-таки и норовит "мордой об стол" шарахнуть. Как будто её собственные дети — ангелы. Почему? А ведь это так ранит ... и навсегда.

— Боренька, мы ведь тоже очень разные люди, с разным типом нервной системы, с разной степенью счастья в личной, в семейной жизни, с разным уровнем культуры. Девочка, идущая в Пединститут, мечтает

у ч и т ь д е т е й, с е я т ь р а з у м н о е, д о б р о е, в е ч н о е — она ведь не знает о массе абсолютно прозаических житейских проблем, с которыми ей придётся столкнуться. Если тип нервной системы сильный, характер крепкий, выдержит, а нет — так начнёт выживать, в том числе и за счёт подавления непокорных. А профессия полУчена — куда денешься? Вот и воюют с такими, как ты, ничего другого не умея предложить. А тут поговорить бы… Прости ты нас, Боря, мы ведь тоже живые и не всегда сильные люди.

— Да, наверно Вы правы... Но вот ведь вы же не унижали. (Каким бальзамом была эта фраза, особенно из его уст!)

— Спасибо, Боренька!

Несколько секунд мы опять смотрели друг на друга, и вдруг он спросил:

— Олимпия Васильевна, а Вас никто не обижает?

— Странный вопрос. Кому надо меня обижать? От меня никто не зависит, я сама никого не трогаю. С чего меня-то?

— Да мало ли идиотов-то на свете. В общем так: если понадобится защита, Вы меня легко найдёте — я разберусь.

— Боря! Ты же решил!

— Да Вы что! Это без криминала. Я только поговорю — я умею говорить убедительно. Не бойтесь. Договорились?

— Хорошо, Боренька, спасибо!

Распрощались. Было это лет 10-12 назад. Я его больше не встречала, но хочу верить, что он сделал так, как решил.

(P.S. Имена, кроме моего, конечно, изменены.)

Автор: #олимпия_засухина 76 лет.
источник
2021 July 08
Хакнем Школа
​​Левши, правши и амбидекстры: как владение левой, правой или обеими руками влияет на работу мозга

Однажды мудрец пришёл к своим ученикам и предложил каждому из них привязать к ноге палку и попробовать так ходить. Вечером, он спросил их, было удобно или нет. В ответ ученики все в один голос сказали, что было очень неудобно передвигаться, а уж тем более, если приходилось двигаться быстро. На что им мудрец сказал.

Господь нас создал с одной головой, но с двумя ногами и двумя руками, т.е. гармоничными. Теперь подумайте и скажите, почему одна рука у нас является доминирующей, а второй мы практически не пользуемся, ведь при ходьбе мы используем обе ноги? Да и братья наши меньшие, животные используют две лапы и два крыла.

Ученики задумались, много было версий. Когда мудрец их выслушал, он продолжил:
«Что может быть интересней, чем изучать себя с одной стороны, а с другой стороны, что может быть сложней?»

А теперь я тоже Вам, дорогие читатели, предлагаю подумать, почему мы используем только одну руку? Учёные над этим вопросом думают очень давно. Они уже достаточно изучили влияние того или другого полушария в зависимости от доминирующей руки, но при этом пока практически никаких разработок нет, я имею ввиду научных, чтобы развивать эти две руки одновременно, ведь если исходить из логики, посмотрите, как влияют руки на развитие мозга.

Разве это не портрет гармоничной личности, то, о чём мечтают многие?

Большинство людей на земле праворукие, и только 15 % леворукие, значит, каждый 7 житель земли.

Над этим вопросом я тоже задумалась, как переученная левша, а на данном этапе амбидекстр.

📍Амбидекстрия — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью.

У меня это натренированный навык. Т.е. правую руку я натренировала, точнее меня переучили. До сих пор с ужасом вспоминаю те испытания, что мне пришлось пережить, чтобы научиться писать правой. Это было в детстве, и о леворуких у меня будет следующая статья, но всегда большинство действий я делала левой (пока взрослые не видят).

Сейчас только начинают задумываться об этом. На данном этапе есть даже прописи для обеих рук. Я стала использовать на своих занятиях по развитию интеллекта эти прописи, как для взрослых, так и для детей, даже стала использовать карты Шульте в том же направлении. Т.е. предлагала брать два фломастера и зачëркивать цифры по порядку возрастания правой и левой рукой.

Что это дало? Очень многое.

У меня была клиентка, которая после аварии потеряла возможность работать правой рукой, точнее ей не стали разрабатывать правую руку, а переучили на левую. После длительных тренировок у неё восстановилась не только правая рука, но и появились ранее утраченные функции мозга, улучшилась память, прошла депрессия, которая была у неё после травмы, она начала быстрей перерабатывать информацию.

Амбидекстрами были – Альберт Эйнштейн, Бенджамин Франклин, Леонардо да Винчи, Пол Маккартни, Андрей Сахаров .

Мои ребята, с которыми я занимаюсь (дети с дислексией), начинают лучше писать, т.е. меньше делают ошибок при письме за короткое время. Ребятки, которые идут по усложнённой программе, быстрей усваивают информацию в школе, идут с опережением программы и намного быстрей читают.

Я не делаю выводы для родителей, а просто предлагаю задуматься и менять свой мир, учиться новому, а затем это давать своим детям. Это занятно, а главное — полезно.

А пока предлагаю одну картинку нарисовать обеими руками, мне будет интересно, что испытали Вы, дорогие читатели, а как среагировали Ваши детки.

Почему предлагаю рисовать фломастерами, потому что они легко оставляют след на картинке, и ещё важно на начальном этапе использовать фломастеры одинаковой формы и объёма, так руке легче. К этому я пришла в результате наблюдений за теми, кто у меня занимается.

Автор: #виктория_николаевна_сотник бывший преподаватель двух вузов, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей.
источник
2021 July 18
Хакнем Школа
​​Стоит ли родителям нанимать репетиторов 11-класснику для подготовки к ЕГЭ: опыт мамы выпускника

Сын собирается поступать на факультет прикладной математики и вычислительной техники, поэтому сдавал ЕГЭ по математике, информатике и русскому языку. Результаты — 80, 88 и 94 балла, соответственно. По всем этим предметам у нас были репетиторы по 1 занятию в неделю.

Ответить на вопрос темы статьи и ребёнку, и родителю необходимо уже в 10-ом классе (в крайнем случае летом после 10 -го), а также определиться — для чего вам нужен (и нужен ли) репетитор:

💢подтянуть знания по предмету и устранить пробелы,
начать «с нуля» и подготовить ребёнка к сдаче ЕГЭ на среднем уровне (первая тестовая часть),
💢или подготовить на уровне профильном (вторая часть).
От этих целей зависит то, какого репетитора вам нужно искать и на сколько занятий в неделю.

При этом очень часто родители чётко не осознают (или не хотят этого), что репетитор — это не волшебник. И если Ваш ребёнок «не учился» по математике последние несколько лет, то он никогда, даже с самым классным университетском репетитором, не напишет ЕГЭ на 90 – 100 баллов. И когда вместо ожидаемых 80-85 баллов (или выше) ребёнок получает 70 или ниже, родители сокрушаются: «У тебя же был репетитор!».

КОГО ИСКАТЬ
Моё мнение, что даже если Ваш ребёнок учится по предмету хорошо, и Вы считаете, что репетитор ему по этому предмету не нужен, но при этом Вы рассчитываете на высокий балл ЕГЭ — репетитор всё равно необходим, хотя бы для того, чтобы выявить пробелы (а они есть у каждого) и устранить их. При этом можно найти репетитора в вашей школе. Такое занятие может быть раз в неделю, что не особо сильно ударит по Вашему кошельку. Например, мой сын занимался по русскому языку с учителем нашей школы раз в неделю 45 мин., и как видите, результат вполне.

Это может быть репетитор — преподаватель из того же вуза (или того же профиля), в который собирается поступать будущий выпускник. Но будьте готовы к тому, что цена будет в разы дороже. Не могу сказать, насколько такой преподаватель знает программу ЕГЭ и задания ЕГЭ. И, возможно, не каждому ребёнку будет близок и понятен язык и методы преподавания такого репетитора.

В качестве репетитора может быть также студент последних курсов вуза. Как мне кажется, например, по информатике, студент с ИВТ очень даже может хорошо подготовить ребёнка к экзамену. А, например, по математике студента-репетитора я бы не посоветовала.

Самый лучший вариант, на мой взгляд, — учитель (преподаватель), который непосредственно проверяет работы ЕГЭ. Такой репетитор знает конкретные задания, структуру ЕГЭ, требования к оформлению, критерии проверки и оценки работы.

Мой личный опыт при решении вопроса о репетиторах: по русскому языку сына необходимо было подтянуть в сочинении, и я это понимала, хотя он твердил, что репетитор ему не нужен, и что с русским у него всё хорошо. По информатике — несмотря на то, что сын вроде бы был «на ты» с компьютером, у него практически с середины 10-ого класса не было в школе уроков по информатике (учитель болел). По математике — отдельная тема, ЕГЭ по математике ооочень сложный экзамен и к нему очень сложно подготовиться самому, а сыну для поступления нужен был высокий балл.

Поэтому в качестве репетитора по русскому языку мы выбрали учителя из нашей школы (на 1 учебный час в неделю), по информатике сын занимался тоже со школьным учителем (но не из нашей школы), занимался, правда, в связи с пандемией — онлайн (1 занятие в неделю 1,5 часа), по математике — 1 занятие в неделю 1,5 часа с очень сильным учителем.

КОГДА ИСКАТЬ и КОГДА НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ
О выборе репетитора надо позаботиться весной в 10-ом классе (ну или сейчас). Нет, заниматься в 10-ом классе начинать с репетитором не нужно, только если у ребёнка нет совсем серьёзных пробелов по предметам.

Автор: #ирина_чудневцева главный редактор и соавтор канала Хакнем Школа, 43 года, город Ярославль
источник