Size: a a a

Хакнем Школа

2021 February 14
Хакнем Школа
Как воспитать лидера? За что успешные люди благодарны своим родителям?

У
меня детей нет, но я очень хочу. И ещё, я хочу гения. Чтобы уже до 3-х лет он открыл пару элементов, написал симфонию и баллотировался на роль президента хотя бы небольшой страны.

Шутка, конечно. А то у наших читателей иногда слишком буквальное восприятие моих постов.

На самом деле, работая с детьми на эмоциональных фотосессиях, я вижу в каждом (почти) таланты. Только куда они исчезают потом? Почему девочки с откровенно артистическими данными становятся посредственными юристами, а мальчики идут не на геймеров (ведь они бы потом и создавали видеоигры), а куда-нибудь в госструктуры, которые не полюбят никогда.

На самом деле, путь ребёнка в руках родителей. Начало пути точно. Особенность в том, что характер детей формируется из мелочей ежедневного поведения родителей, их общения со своим чадом.

На все эти размышления меня натолкнула талантливая девушка, портреты которой я снимала для журнала. Профи в своей области, филантроп, добилась высоких результатов уже в 17 лет... фотосессия закончилась интервью и Мила (назовём ее так) поделилась, за что благодарна родителям, и как им удалось укрепить её лидерские качества и стать уверенной в себе.

🔗1. Эмоциональный интеллект.
Многие мои сверстники не могут даже назвать то, что испытывают. С годами хуже. А я всегда могла. Мама научила отличать грусть и лёгкую меланхолию от усталости. У меня никогда в жизни не было эмоционального выгорания, в нашей семье все имели право на «стоп» и личное пространство.

И ещё, мне легче найти подход к людям, понимая, что они испытывают. Иногда это ключ к успеху — попасть в настроение. Уважайте свои эмоции и эмоции других.

🔗2. Хвалить по делу.
Меня никогда не осыпали аплодисментами родители за каждую пятёрку. Иначе бы я просто не поняла в каком направлении двигаться. Знаю родителей, которые хвалят по 100 раз в день. Считаю, что это влияет на неадекватную самооценку. Ребёнок путается в том, в чём он действительно хорош.

🔗3. Мои проблемы требуют моих действий.
С детства меня приучали решать спорные ситуации самой. Результат — я просто создавала их в 10 раз меньше, чем остальные.

Кто-то уверенно бил телефоны, зная, что купят новый. Но не я. Я знала, что меня подстрахуют, но не злоупотребляла. Хочешь в поход? Окей, организуй, а мы поможем. Но никто не будет ставить за тебя палатку и отгонять комаров. Очень образно. Но суть не меняет. Дети-лидеры действуют, а не ждут.
Но главное, что мои родители были настоящими, искренними и живыми. Они ошибались, плакали, они достигали высот и делились радостью. Они подсказывали, а не командовали. И я научилась доверять себе и выбирать.

Так я выбрала своё дело, поняла, что делаю классно, от чего получаю удовольствие, какой дорогой и с кем мне идти к цели. Я думаю, что лидеры вырастают в семьях, где с детьми честны, где их свободы не ограничивают, но и не носятся, делая за них всё.

Я бы очень хотела, чтобы моя дочка сказала нам спасибо за воспитание. 📍А как вы воспитываете лидера? И сделали ли лидера из вас?

Автор: #маркова_марина — исследует эмоциональный интеллект через фото, fashion-эксперт, пишет о моде. Фотограф психологических портретов в чб.
источник
2021 February 19
Хакнем Школа
​​"Божественно выкрутились на экзамене": 2 забавные истории, которые могли случиться только со студентами

✏️ИСТОРИЯ
ПЕРВАЯ
Дело было в 90-х. Многие захотели осваивать программирование, так как был большой спрос на программистов, и им хорошо платили.
И вот начинающий преподаватель приходит принимать зачёт по программированию:
Раздавал вопросы студентам, смотрит — сидит симпатичная девчушка, но в предмете ноль нулём. Жалко ему её стало. Задумался, чтобы её такое спросить, чтоб уж точно могла ответить? Ага, придумал:
❓— Сколько в байте битов?
Девушка глубоко задумалась. Чтобы не мешать ей думать, решил выйти покурить. Возвратился, видит — глаза у девчушки счастливые. Она отвечает:

— Восемь!

Преподаватель радостно вздохнул. Но девушка добавляет:

— А в каждом четвертом — девять!
— ???!!!
— Потому что високосный.
Это так ей подсказали в его отсутствие.

✏️ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
В профессиональном училище пришла новая группа на занятия по информатике. Все кричат, что курс информатики проходили и все знают.

Преподаватель решил провести маленький опрос. Читал ответы — смеялся до слёз. Один из них запомнил на всю жизнь:

ВОПРОС❓: Что такое клавиатура, для чего служит?

ОТВЕТ: ❗️"Клавиатура нужна для выполнения различных функций и вычислений на мониторе, а также для считывания информации с внешней памяти (книга) на внутреннюю память (диск).

Автор: #медведев_александр биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Пенсионер, 65 лет.
источник
2021 February 25
Хакнем Школа
​​"О, Сократ!": однажды они меня хотели подловить, спросив, какое самое мудрое изречение великого философа

С
СОКРАТОМ НЕ ПОСПОРИШЬ!

В апреле, когда уже навис карантин, мне захотелось вас повеселить, дорогие читатели, и я рассказала, как с помощью шуток и приколов старалась сделать обстановку в классе непринуждённой. Помните? "Сделайте умное лицо" или "Подними якорь!" (ссылка на статью). Дети любили эти шутки. Вообще , дети любят всякую игру и легко её подхватывают. Вот ещё одна маленькая история.

Однажды я рассказала в классе притчу.

Подходит к Сократу житель Афин и говорит ему:
— О, Сократ, ты вчера на площади долго говорил, но я ... ничего не понял.
— Я плохо говорил?! — удивился философ.
— Нет, нет, ты говорил хорошо, но я ничего не понял.
— Тогда беспокоиться надо т е б е.
Спрашиваю: "Поняли?" — отвечают: "Конечно!"

Ну, и хорошо: рассказала, улыбнулись, "проехали".

Прошло какое-то время. На уроке один из учеников начал говорить что-то несусветное, и я, глядя в окно, в ясное небо, произнесла: "О, Сократ!"

Народ хмыкнул, оратор осёкся, кто-то, обозвав его лопухом, выпалил правильный ответ и получил от меня одобрительный кивок. "Лопух", по-моему, обиделся, но не на меня, а на обозвавшего.

Ну, сказала и сказала. Думала — эпизод, каких много. Проходит ещё какое-то время, и в похожей ситуации вдруг мальчишка, слушая ерунду из уст одноклассника, вздохнув, говорит в пространство: "О, Сократ!"

Это было так забавно, что класс "грохнул" (это был 7-й или 8-й — не малыши).

Привилось! Время от времени на неверный ответ кто-нибудь бросал: "О, Сократ!", давая понять, что несут чушь. А ведь неплохо, а?

Такие шутки делают разговор учителя с учениками непринуждённым, изящным, приятным; дети, кстати, меньше устают, когда на уроке царит и шутка, и понимание, и уважение. И долго ещё по школе — и не только на уроках! — гулял этот возглас в ответ на глупость, это коротенькое: "О, Сократ!"

Однажды они меня хотели подловить, спросив, какое самое мудрое изречение великого философа. К счастью, я вспомнила и привела его слова: "Я ЗНАЮ, ЧТО Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ".

С СОКРАТОМ НЕ ПОСПОРИШЬ!

Автор: #олимпия_засухина 76 лет.
источник
2021 February 28
Хакнем Школа
​​"Вы думаете, если мы оставим Кривенкова на второй год, он начнёт учиться?" — кому нужен этот Вовка?

Я начинала работать в школе ещё в то время, когда двоечников оставляли на второй год, а из восьмого и десятого класса порой выпускали со справкой вместо аттестата.

Но я как раз о другом. О том, как двоечника не оставляли на второй год.

В первые годы работы вела я русский язык в седьмом классе. Класс был неплохой, но был в нём Вовка Кривенков. Посреди урока он мог встать и отправиться бродить по классу, размахивая шваброй. Или подойти к окну и что-то там высматривать. Или просто идти по рядам и перекидывать вещи ребят с парты на парту. Удивительнее всего было то, что дети на выходки Вовки внимания не обращали. Мне посоветовали не реагировать. Привыкли они за годы учёбы.

На замечания мальчишка не реагировал, у директора стоял спокойно, глядя куда-то в сторону, молчал при этом, как партизан на допросе. Это я уже позже узнала. А пока была просто в ужасе.

Вовка никогда не прогуливал уроки, практически никогда не болел и не опаздывал. Звонок — он уже в классе, на своей второй парте у самой двери. Но толку? Он ничего не делал. Нет, не так: он не делал НИ-ЧЕ-ГО. Даже самые простые задания. В лучшем случае записывал число и «Классная работа». Потом клал ручку, глазел по сторонам или начинал бродить по классу.

Я пыталась давать ему самые простые задания: списать текст, подчеркнуть на карточке существительные, поставить вопросы к словам… бесполезно. Я стояла рядом в надежде, что он хотя бы ручку в руки возьмёт и напишет хоть слово под диктовку. Но Вовка был меня упрямее: ручку не брал и задания упорно игнорировал.

Пыталась оставлять его после уроков, но как только раздавался звонок, он мгновенно выскакивал за дверь, которая была прямо возле его парты. Я становилась рядом за пять минут до звонка, пытаясь на дать ему сбежать, но со звонком дети подходили ко мне с вопросами, с дневниками, и стоило мне на секунду выпустить Вову из вида — он мгновенно оказывался за дверью.

Руки опускались. Подошла к классному руководителю. Она мне посоветовала то же, что и дети: не обращать внимания. Сообщила, что родители у него пьющие, повлиять на них нет возможности (об опеке и психологах тогда и слышали, обращаться было некуда).

На педсоветах регулярно поднимался вопрос: что делать с Кривенковым? Отметки ему ставить абсолютно не за что! (за что можно поставить отметки обычным двоечникам — был у меня отдельный рассказ). Но выслушав возмущённые реплики коллег, вставала завуч и говорила примерно следующее:

— Вы думаете, если мы его оставим, он начнёт учиться? Ручку в руки возьмёт? Читать параграф на уроке будет? Не обольщайтесь! Оставив Кривенкова на второй год, мы продлим ещё на год наши собственные мучения. Поэтому наша задача — прогнать его максимально быстро через всеобуч, вручить ему после восьмого свидетельство и отправить в большую жизнь.

Учителя качали головами, соглашаясь с этим выступлением, потом брали журналы и рисовали тройки. Текущие, за четверть, за год.

И наступили экзамены. В тот год школьники русский язык могли сдавать в одной из двух форм на выбор школы: диктант или изложение. Наши писали изложение.
Столы почему-то поставили в длинном, но широком коридоре, тут разместились все три класса.
Продолжение (из-за ограниченности объёма текста в телеграм) читайте в Дзен по ссылке.

Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград.
источник
2021 March 01
Хакнем Школа
​​Краткий курс воспитания родителей: хочу собаку, и как уговорить родителей её завести

Этот цикл подготовлен по материалам школьной газеты "Театр Теней" одного из лицеев города Калининграда. Материалы газеты предоставлены нам Кариной Николаевной Литвиновой, которая преподавала в этом лицее.

Краткий
курс воспитания родителей
Краткий курс воспитания — это цикл статей в «Театре Теней». Курс печатался в нескольких номерах, по уроку в каждом. Возможно, вам многое покажется примитивным, неправильным и даже вредным, но мне не раз говорили, что курс оказался весьма полезен. И дети, и взрослые.

Часть 2 Собака как средство самовоспитания
И захотелось собаку. Но мама против. И папа против. И ты не можешь их убедить. Ведь не объяснишь, для чего она тебе нужна. Чтобы встречала, вертя хвостом, а не спрашивала: «Что ты получил?» Чтобы слизывала слёзы мокрым тёплым языком. Чтобы можно было шептать о своих обидах в мягкие уши и гладить доверчиво подставленное брюхо.

Ну что ж. Попробуем. Сразу предупреждаю: если хоть у кого-то в семье есть аллергия, если не позволяет материальное положение, если кто-то с рождения боится собак, то всё бесполезно. Заведёшь собаку, когда станешь взрослым.

Собака требует внимания и заботы. Сначала ты должен сам убедиться, что тебе под силу заботиться о ней. Поэкспериментируй недельку-другую: вставай пораньше и выходи на пробежку на улицу, убирай в квартире без напоминаний, ходи без споров в магазин. Забудь о словах: «Мне некогда!» «Ещё полчасика!» и т.п. Получилось? Было ли трудно? Справишься? Тогда начинаем.

В большинстве случаев родители отказываются от покупки собаки только потому, что полагают (и не без основания), что вся забота о животном ляжет на них. Надо убедить родителей, что ухаживать за собакой, вытирать лужицы, гулять с ней в любую погоду и, между прочим, вовремя возвращаться домой (не поздно, чтобы выгулять питомца!)

Действуем в такой последовательности: заявляем о своём желании, выслушиваем отказ и (важно!) выслушиваем внимательно доводы родителей! Пойми истинные мотивы. Главное — всё воспринимать конструктивно. Не обижаемся, не плачем, не хлопаем дверью, не спорим.

Выслушав, спрашиваем: «Если я вас правильно понял, если я буду убирать за собой, хорошо учиться и т.д., то собаку вы купите». Очень важно, чтобы родители сказали «ДА»!

Тогда выдвигаем контрпредложение: назначить тебе испытательный срок. Если ты в течение месяца (двух, полугода) проявишь обязательность (исправишь «тройку» по математике, будешь безропотно убираться в квартире и ликвидируешь руины на своём письменном столе) — собака будет.

Неплохо бы закрепить договор в письменном виде. И дальше — выполнять все принятые обязательства. Это самое трудное. И всё зависит от тебя. Каждый твой прокол родители тебе припомнят. Неплохо бы время от времени напоминать родителям о своём желании. Показывай милых щенков на улице и в телефоне, рассказывай о собаках своих друзей интересные истории, приноси в дом литературу о собаках.

Мечтай вслух о том, что когда у тебя будет собака, ты не будешь бояться вечером ходить по улицам (в магазин, например), будешь здоровее, потому что будешь чаще находиться на свежем воздухе, а во время прогулки так легко выучить заданное на дом стихотворение. Вовлекай родителей в разговор: обсуждай с ними достоинства и недостатки разных пород. Напоминай им о том, что справляешься с данным словом (чтобы не расслаблялись и не думали, что это они такие талантливые педагоги).

Ну, а потом они должны будут сдержать слово. А ты — заботиться о щенке. А это не так просто, поверь.


Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград.
источник
2021 March 03
Хакнем Школа
"Честно говоря, содержание этой задачи для пятиклассника вызвало у меня некоторое недоумение": задача на контрольной

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Предлагаю рассмотреть задачу, случившуюся несколько дней назад на контрольной работе по математике в 5-ом классе… у моей внучки.

Предыстория
В прошлый понедельник внучка-пятиклассница «обрадовала»:
На завтра домашнего задания нет — была контрольная!
— Знаешь, что получила?
— Четыре... Догадываешься почему? Одну задачу не решила…
— Условие помнишь?
— Да.
— Ну так, давай!
— Сейчас… «Каким число нулей заканчивается произведение всех натуральных чисел от 41 до 63 включительно?»
Честно говоря, содержание этой задачи вызвало у меня некоторое недоумение, поскольку оно, на мой взгляд, никак не вписывается в тематику используемого в этом классе учебника: разложение чисел на простые множители будет проходиться только в 6-ом классе. Однако, давайте посмотрим на задачу…

✏️ЗАДАЧА. Каким числом нулей заканчивается запись результата произведения всех натуральных чисел от 41 до 63 включительно?

Думаю, что многие из вас легко справятся с этой задачей, ну а я постараюсь разъяснить её для пятиклассников. Идея решения достаточно проста: каждый ноль, которым заканчивается запись произведения нескольких сомножителей образуется произведением чисел 5 и 2.

РЕШЕНИЕ📎
Каждое пятое число, считая от числа 1 (единица) можно представить в виде произведения числа 5 с каким-нибудь другим натуральным числом, например:

5 = 5 × 1, 10 = 5 × 2, ... , 60= 5 × 12.

Среди первых 63 натуральных чисел таких чисел 63 : 5 = 12 (ост. 3).

Каждое 25-ое число, даёт ещё одну пятёрку, и таких чисел

63 : 25 = 2 (ост. 13): 25 = 5 × 5 и 50 = 5 × 5 × 2.

Таким образом, в числе сомножителей появляется 12 + 2 = 14 чисел 5. Очевидно, что чисел, которые можно представить произведением числа 2 на какое-либо другое натуральное число, значительно больше:

63 : 2 = 31 (ост.1) и это не считая чисел, которыми можно представить произведение чисел 4, 8, 16, 32, …, каждое из которых, даёт, как минимум, ещё по одному сомножителю 2.

Тогда среди произведения первых 63 натуральных чисел можно выделить всего 12 + 2 = 14 пар сомножителей, каждая из которых даст цифру 0 (ноль) в окончание записи произведения этих чисел.. Значит, эта запись заканчивается 14-тью (четырнадцатью) нулями.

Аналогично подсчитаем число нулей, заканчивающих запись результата произведения первых 40 (сорока) натуральных чисел.

40 = 5 × 8, 25 = 5 × 5 => 8 + 1 = 9; 40 = 2 × 20 >9.

Запись результата произведения первых 40 (сорока) натуральных чисел заканчивается 9 (девятью) нулями. Очевидно, что этих 9 нулей не будет в записи результата произведения всех натуральных чисел от 41 до 63 включительно — значит, эта запись заканчивается 14 – 9 = 5 — пятью нулями.

ОТВЕТ. Числом 5.

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.
источник
2021 March 07
Хакнем Школа
​​Мария Родионовна объясняла нам алгебру и геометрию так, словно перед ней стояло большое блюдо с восточными сладостями...

Наш канал уже опубликовал несколько историй об учителях, любимых и не очень. И каждая такая статья сопровождается многочисленными комментариями, в которых читатели рассказывают о своём учителе и о том, какой след он (она) оставили в их жизни. И мы подумали, почему бы нам не сделать цикл статей "Мой учитель"?! Присылайте нам свои истории о Ваших учителях на наш адрес  и мы опубликуем их от Вашего имени. А вот и следующая история, которую прислала нам наша читательница.

📝Цикл статей "Мой учитель"

❤️Мария Родионовна
— Близок локоток, а не достанешь, — говорила наша Мария Родионовна. Это в равной мере могло относиться к невыученной теореме или параграфу. Новая тема по математике начиналась всегда очень торжественно, и это отражалось во всём: в жестах учителя, её радостных глазах, предвкушении открытия неизведанного. Нам предстояло открыть тайну, пройти с учителем трудный путь с усердием и упорством. Да, это была радость открытия.

Мария Родионовна объясняла и алгебру, и геометрию так, словно перед ней стояло большое красивое блюдо с восточными сладостями, и она угощала нас.

А было время, когда совсем юная Маша поехала из родного села учиться в педучилище. Только закончилась война, было ещё голодно, страна восстанавливалась, поднималась из руин. Долгожданная Победа принесла великую радость, дала людям надежду на прекрасное мирное будущее. А там, в будущем, нужны грамотные дети. Учитель — профессия для будущего. Так рассуждала Маша, стройная девушка, с русой косой, в ситцевом скромном платьице, шагая на занятия.

Потом будут первые уроки, позже — учёба в пединституте. Именно там Мария Родионовна встретит Александра Сергеевича — молодого фронтовика, на которого заглядывались все девушки их курса. Но он смотрел только на Марию. Они проживут прекрасную жизнь, будут работать учителями математики в одной школе. Александр Сергеевич станет Заслуженным учителем школы РСФСР, Мария Родионовна — Отличником народного просвещения.

Поколение наших учителей — это люди, прошедшие войну, а также те, ковал Победу в тылу. Учитель истории воевал на Малой Земле. Учитель технологии прошёл всю войну и встретил Победу в Германии. Все они знали цену жизни…

Я узнала о том, что ученики моего класса не любят математику. Пятиклассники не любят математику? Пошла выяснять. А как иначе? Я —классный руководитель! Стою у школьной доски, где когда- то стояла Мария Родионовна.

— Ребята, что такое математика?

Услышав мой вопрос, пятиклассники сделали кислые мины на милых личиках.

— Наука!

— Примеры и задачи…

— Нет, математика — это гармония, выраженная цифрами. Математика — это жизнь!

Дети... Какой они пройдут жизненный путь? Будут ли они благодарны своим учителям? О чём они будут мечтать?

Учитель — профессия для будущего.

Автор: Орешина Александра, 50 лет, Ульяновская обл., учитель, читатель канала Хакнем Школа
источник
Хакнем Школа
Кто Вы, читатель телеграм канала Хакнем Школа?

👨‍🏫 — школьник
👨‍🎓 — студент
👨‍👩‍👧 — родитель
👨‍👩‍👧‍👦 — бабушка или дедушка
источник
2021 March 09
Хакнем Школа
​​Почему те, кто работает в школьные годы, успешнее в будущем?

О
том, стоит ли работать во время учёбы в школе, много споров. Противники раннего начала карьеры считают, что это плохо сказывается на оценках и мешает ребёнку усваивать базовые знания, готовиться к экзаменам.

Но есть ряд причин, по которым те, кто работает в школьные годы, в дальнейшем преуспевает. Причём как в работе, так и в университетской учёбе. Попробуем разобраться в основных из них.

✳️Многозадачность
Главная причина, почему стоит рано начать работать — это развитие многозадачности. Учиться в университете, если ты не умеешь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, довольно сложно. Ещё многозадачность отлично развивает дисциплину, приучает контролировать, что ты делаешь, как долго и для чего.

✳️Самодисциплина
Рабочий график приучает школьника контролировать своё время. Ведь ему нужно не только следить за своими оценками и домашними работами, но и выполнять все рабочие обязательства. Он становится более собранным, разбирается в основах тайм-менеджмента. А без него не может справиться ни один успешный взрослый.

✳️Способность разбираться с документами
Одной из главных проблем новоиспечённых взрослых становится незнание правовых основ жизни в обществе. И полное неумение работать с документами. Устройство на работу позволит разобраться в том, как действует система заработных плат, научиться оформлять трудовую и так далее.

✳️Умение подчиняться
У подростков часто бывают проблемы с признанием чужих авторитетов. Это естественно и обусловлено перестройкой организма, проще говоря, взрослением мозга. Опыт на работе помогает принять то, что вертикальные модели отношений нормальны. И быстрее сгладить “подростковые шероховатости” характера.

✳️Знание цены деньгам
Легко тратить карманные, заработанные родителями, на свои желания. Но, если подросток будет работать, он будет более ответственно подходить к покупкам. К тому же, это снизит нагрузку на бюджет семьи: ребёнок сможет оплачивать себе курсы, гулять на выходных на свои деньги, покупать более дорогие вещи и так далее.

Все эти маленькие навыки и знания, которые вырабатываются у подростка, помогают ему лучше приспосабливаться к “взрослой жизни”. А как вы относитесь к раннему началу карьеры?

Автор: #арина_васильчук студентка факультета журналистики СПбГУ, 18 лет.
источник
2021 March 12
Хакнем Школа
​​"Сколько попыток нужно Мюнхаузену, чтобы подобрать 5 ключей к 5 замкам?": решите задачу для пятиклассника

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Предлагаю рассмотреть задачу из сборника «МАТЕМАТИКА. 5 класс — учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. — 2-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2017.

ЗАДАЧА❓❓❓
К пяти разным замкам есть пять ключей, причём неизвестно, какой ключ к какому замку подходит. Барон Мюнхаузен утверждает, что можно не более, чем за десять попыток подобрать ключ к каждому замку. Прав ли барон Мюнхаузен?

Предлагаю
пятиклассникам и всем, кто постарше самостоятельно решить эту задачу, чтобы потом сверить своё решение с тем, которое я собираюсь найти вместе с младшими школьниками.

Для начала я попрошу их ответить на следующий вопрос: «Сколько попыток понадобится Мюнхаузену, чтобы подобрать один ключ к нужному замку, считая, что ему отчаянно не везёт, и только в последней попытке он может найти нужный замок?».

Кто-то сказал: «Пять?» А если подумать? После 4-х неудачных попыток перед Мюнхаузеном останется только один непроверенный замок! В этом случае без всяких сомнений ключ к нему подойдёт! Теперь достаточно просто найти

РЕШЕНИЕ.
На первый ключ барон потратит 4 попытки, и перед ним останутся 4 ключа и 4 замка. Рассуждая аналогичным образом установим, что на 4-ый ключ будут затрачены 3 попытки, на 3-тий — 2, на 4-ый — одна, но эта попытка позволит определить нужные замки сразу для 2-х ключей: если 4-ый ключ не подойдёт к 4-му замку, то к нему подойдёт 5-ый ключ, а если 4-тый ключ подойдёт к 4-му замку, то 5-ый ключ, подойдёт к 5-му замку. Осталось подсчитать затраченные попытки: 4 + 3 + 2 + 1 = 10 попыток!

ОТВЕТ.
Да! В любом случае барон Мюнхаузен использует не больше десяти попыток.

PS Я пользовался написанием имени барона, взяв в качестве образца то, как оно написано в учебнике, но мне почему-то кажется, что его надо писать с буквой «г»: Мюнхгаузен. Не помогут ли мне ребята ответить на вопрос: «как правильно писать имя барона?»

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.
источник
2021 March 15
Хакнем Школа
​​"Школе нужны послушные детки — зубрилки, а не думающие и дерзкие": почему в школе не учат думать?

Добрый
день, дорогой читатель Хакнем Школа!

Недавно ко мне обратились родители одной девочки, закончившей школу с золотой медалью. Девочка поступила в вуз и вдруг на первом же курсе первой сессии провалила много экзаменов. Можно сказать, что девочка получила незаслуженную медаль — возможно, а если покопаться поглубже?

Я стала общаться с этой девочкой и обнаружила, что она все предметы просто зубрила, не понимала, а зубрила, ведь от неё нужны ответы на тесты, а не умение анализировать тест, сочинения списывала из интернета, остальное — зубрёжка.

Я стала анализировать, почему, как проводились у неё уроки, учили ли их методам, когда нужен творческий подход и понимание, ведь она даже историю умудрилась завалить. И тут, как нельзя лучше соединилась просьба мамочки ребёнка с дислексией. Им учительница задаёт все предметы рассказывать близко к тексту. А он испытывает с этим серьёзные трудности. Значит — зубрить?!

Вот в чём дело! Зачем школе такие знания? Это от нежелания учителей думать, как сделать предмет интересным, или незнания педагогами методов работы с детьми, с учениками? А может просто метод снижения мотивации к знаниям?

Попробуем разобраться. Я не учитель школы, но несколько раз подрабатывала в школе, вела экономику и театр, да предметы разные, но на то у меня несколько дипломов. Прежде, чем вести свои предметы я, как тогда ещё преподаватель вуза, определилась, какие методы вообще существуют передачи информации именно ребёнку, впрочем, как и студенту, чтобы информация была интересна. Оказалось, что методов достаточно много. Вот несколько из них, близких мне по характеру и духу.

📍Мозговой штурм
— оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения.

📍Мозговая атака
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

учащиеся, предлагающие новые варианты решения задачи;
учащиеся, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные, парные и групповые мозговые атаки.

📍Приём «Пометки на полях»
(«v » — я так и думал, «+ » — новая информация, «+! » — очень ценная информация, «-» — у меня по-другому, «?» — не очень понятно,

я удивлён).

Этот приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного.

Можно применить все методы, которые я описала — конечно, надо только пробудить свою, учительскую фантазию, включить в себе ребёнка и понять, как ему было бы интересно.

Но, к сожалению, проще выслушать ответ, поставить отметку и спокойно пойти домой, проклиная и за низкую зарплату, и за все те бумаги, что надо заполнить.

Натаскивание ученика на результат тестирования — тупиковый. Человек должен уметь думать и должен уметь принимать решения, это формируется в детском саду, в начальной школе, но если это не дают в школе, то где этому обучиться?

Ещё проблема школы, на мой взгляд, проблема уставших кадров, когда учитель не придумывает методы работы, а рассказывает, как ему тяжело.

Думающая личность опасна была во все времена, а сейчас особенно, неужели обществу нужны немые исполнители? Нет, ведь развитие предпринимательства в современной России возможно лишь тогда, когда личность будет творчески подходить к знаниям, которые она получила.

Я полагаю, что системный подход в школе необходимо срочно менять. Ведь если хирург будет только изучать учебники по хирургии, и не встанет у операционного стола, то это будет только теоретик. Ученик должен стать практиком, причём на каждом предмете практиком.

Автор: #виктория_николаевна_сотник бывший преподаватель двух вузов, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей.

📌Статья представлена в сокращённом варианте, при желании полную версию Вы можете прочитать на Дзен по ссылке.
источник
2021 March 19
Хакнем Школа
​​Главное изменение в ЕГЭ по русскому языку в 2021 году: проверка сочинения будет изменена, как не потерять баллы

Ещё
в 2020 году, когда только анонсировали выход новых демоверсий ЕГЭ, стало понятно, что проверка сочинения на экзамене по русскому языку будет изменена. И, к сожалению, не совсем в пользу ученика.

Первое и наименее болезненное изменение связано с К4, то есть с обоснованием собственного мнения. Формулировка “Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его” стала более короткой.

Теперь она звучит так: “Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано”. Смысл и требования от выпускника остались прежними, что нельзя сказать о втором изменённом критерии проверки.

В К2 теперь смысловую связь между примерами (из текста школьник должен выделить не менее двух примеров, подтверждающих основной тезис сочинения) нужно не только указать, но и проанализировать.

Вообще указание смысловой связи и так становилось частой ошибкой: от школьников требуют особые формулировки, которые способны убедить членов комиссии, что текст понят достаточно (о критериях достаточного понимания, разумеется, в ФИПИ не рассказывается).

Основной совет тут заключается в том, чтобы не использовать само слово “связь” или “связаны” в работе. Хоть именно к обратному, казалось бы, подталкивают критерии. Лучше написать “данные примеры дополняют друг другу” или “автор противопоставляет эти события”. Так проверяющий увидит понимание текста и авторской задумки.

Например, возьмём тему жертвенности и рассказ “Юшка” Платонова для анализа. Можно привести пример заботы Юшки о девочке-сироте и самоотверженную работу уже повзрослевшей девочки в роли городского врача. Эти примеры дополняют друг друга. Всё потому, что они показывают, как люди проявляют лучшие качества своего характера, отказываются от материальных благ ради служения ближнему и обществу.

Следующим этапом становится комментирование связи. Прокомментировать смысловую связь можно своими абстрактными рассуждениями или ссылкой на какой-то другой пример, связанный с текстом.

В случае с “Юшкой” можно продолжить рассуждение о том, что люди принимают жертвенность других, но не всегда понимают, насколько она важна. Ведь именно из-за этого и случились все несчастья в жизни главного героя текста.

Если выполнить эти требования (и при этом указать два корректных примера и не допустить смысловых ошибок), можно получить 6 баллов. При переводе во вторичную систему их количество даже вырастет, что может стать настоящим спасением при поступлении.


Автор: #арина_васильчук студентка факультета журналистики СПбГУ, 18 лет.
источник
2021 March 26
Хакнем Школа
​​"Сказка — ложь, да в ней намёк": зачем ребёнку нужно читать сказки?

Друзья, почитайте, посмотрите, как много интересного было заложено в старину. Маленький ребёнок и ему рассказывают потешки, подрастает и начинают передавать через сказку мудрость взаимодействия, как общаться, как противостоять манипуляциям, как их распознавать. Не верите?

Предлагаю вместе отправиться в такое путешествие.
КУРОЧКА РЯБА🐔
Первую сказку, которую мы знаем в детстве — «Курочка ряба». Здесь ребёнок впервые слышит слова, что не в золоте счастье, вспомните, что говорит курочка: «Дед бил бил, не разбил яичко, баба била била — не разбила...Не плачь, дед, не плачь, баба, я вам снесу не золотое яичко, а простое ». Да, счастье не в золоте, а в трепетном отношении друг к другу. Ведь дед бил, пришла к нему бабка на помощь — била, и вот, маленькая мышка, которая разбила яичко, показала истинное счастье, правда интересно?

РЕПКА🥬
Дальше ребёнок растёт, и вот уже сказка «Репка», здесь ребёнок старше становится и так же впервые видит пример взаимовыручки пока ещё близких, тех, кто окружает его. Ребёнок понимает, что даже тяжёлую работу можно выполнить, приложив усилия всех, кто проживает рядом. Все от мала до велика, пришли на помощь дедушке, пожилому человеку. Разве это не урок?

ТЕРЕМОК🏠
А сказка «Теремок»? У разных народов она называется по-разному, но у всех есть, смысл сказки, умение жить и взаимодействовать в большой семье. И даже если что-то сделал неправильно, то все члены семьи тебе помогу, не оставят в беде, не осудят. Вспомните, медведь развалил теремок, а потом все вместе его восстановили. Так ребёнок понимал, что есть поддержка и опора — СЕМЬЯ! (Я описываю по одной сказке, Вы, дорогие читатели, сами можете дополнить их количество).

Ну а дальше ребёнка уже учили не верить людям на слово, через сказку начинали объяснять, что есть хорошие и плохие люди, которые могут обидеть, включалось пассивное, я так называю этот феномен, противодействие манипуляциям.

КОЛОБОК🤗
Сказка про «Колобок». Да, лисичка схитрила и съела колобка, т.е. если тебе говорят лестью, то за ней всегда может последовать ответственность, подумай, может, стоит остановиться? Или сказка «Волк и семеро козлят». Хотя в этой сказке есть и самопожертвование матери Козы и природная хитрость для спасения своих детей.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ🦢
А теперь вспомним сказку «Гуси - лебеди», кажется простая сказка, а посмотрите, сколько процессов манипуляции в ней, и самое важное, на мой взгляд, опять ответственность за свои поступки . К сожалению, сейчас этому мало учат. Да, ты сделал ошибку, но обратись к людям, сделай им доброе дело, и они тебе помогут. Разве это не прекрасно?

Вот и подросли ребята, стали девушками и юношами, другие сказки приходят на помощь.

ЛЯГУШКА-ЦАРЕВНА🐸
Сказка «Лягушка-царевна» учит юношу выбирать себе правильно спутницу жизни по поговорке «С лица воду не пить», так же и девушку, вспомните сказку «Морозко».
Мужчина выбирает жену добрую, и работящую, как и женщина выбирает мужчину работящего и смекалистого. Каждая мамочка на современном этапе, внушает, что её дочка принцесса, и к ней обязательно приедет принц на белом коне. Но ни одна не говорит о том, что, во-первых, принц — не самостоятельная личность и всегда подчиняется мнению богатых родственников, и девушка должна соответствовать этим родственникам, т.е. уметь подчиняться и молчать. А второе, если приедет принц, и она принцесса, то кто будет содержать их уютный дворец? Кто будет зарабатывать? Ведь он принц...

Автор: #виктория_николаевна_сотник бывший преподаватель двух вузов, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей.
источник
2021 March 28
Хакнем Школа
"Елена Васильевна, а вы похожи на "дохлую" кошку — так мама сказала..."

Почему дети врут? Защищать? Наказывать? Поговорить? (Улыбнуться?)

— Мой ребёнок врать не может!!! Сами не справляетесь, а на ребёнка сваливаете! Я на вас управу найду! — почти кричала "яжемать" в кабинете директора школы.

МОЙ РЕБЁНОК ВРАТЬ НЕ МОЖЕТ!
Ещё как может. Не претендуя на уровень исследования, хочу поговорить об этом явлении. Оно, конечно, неприятно, но оно не однозначно. Можно ребёнка за враньё ругать и наказывать, и это принесёт больше вреда, чем пользы.

Надо с ним говорить: спокойно, уважительно, без явных или скрытых угроз. Ребёнок, придя в этот мир, старается к нему приспособиться, приноровиться, научиться в нём жить. Некоторым детям взрослые помогают, другим — нет. Одним помогают умно, грамотно, другим — глупо. Так что же такое детское враньё?

Не путайте ложь и фантазии. Житейский опыт ребёнка невелик, и он может путать действительное с желаемым, может неверно оценить обстановку. Не ругайте — поговорите, расспросите, посмейтесь вместе с ним, если можно.
Фантазии — штука бескорыстная, интересная, полезная. А вот ложь по какой-то причине или с расчётом — это требует другого подхода.

Однажды мы разговорились с коллегой (учительницей) об этом явлении, и она рассказала историю, которая помогает ей всю жизнь разбираться с этим — рассказала о себе.
Было это в конце 40-х или начале 50-х.

Идёт маленькая девочка лет 5-и, встречает знакомую тётеньку (лет давно за 50), та спрашивает:

— Как дела? Куда идёшь? Как бабушка?
А ребёнок смотрит на неё внимательно и говорит:
— Елена Васильевна, а вы похожи на дохлую кошку. Так мама сказала.

Елена Васильевна, которая когда-то была в подчинённых у бабушки этой девочки, обомлела и, сказав: "Иди, деточка", пошла дальше.

Вот чтО она должна была подумать? Её бывшая начальница при её видимой порядочности дома так неприглядно обсуждает своих бывших подчинённых, да ещё и при ребёнке. Это были женщины, много повидавшие, справедливые и решительные. Елена Васильевна прямо пошла к своей бывшей, чтобы выяснить, в чём дело.

Бывшая начальница, а сейчас давно уже пенсионерка, вдова, мама, бабушка и радушная хозяйка, обрадовалась, стала звать зайти, побыть, но Елена Васильевна сразу взялась выяснять. Она пересказала сцену с девочкой и, обратившись к её маме, спросила, с чего это она взялась ТАК обсуждать её внешность. Мама и бабушка лишились дара речи.

— Елена Васильевна, миленькая, да никогда в жизни никого не обсуждали — нет такой привычки; не говорили о Вас никогда ни при ребёнке, ни без. Богом клянусь!
— А почему же она говорит, что так мама сказала?
— Не знаем. Мы выясним и придём к Вам с извинениями. Можно?
— ...можно...

Спросили девочку, когда пришла, что за глупости она наговорила Елене Васильевне, которую все любят и никто никогда не обидел бы, и зачем приплела маму. Та ответила, что у тёти Лены лицо, как у кошки: глаза большие, носик и ротик маленькие, а подбородочек — остренький.

— А про маму зачем?
— А вдруг она мне не поверит
.

Сходили. Извинились. Подтвердилось, что ничего подобного не говорили. А потом она нечаянно услышала, как, посмеиваясь, мама тихо говорила бабушке:

— Мам, я только теперь заметила, что у неё, действительно, кошачье лицо — хорошенькая в молодости была — да? А наша-то мартышка маленькая — подметила.

Ну, и насколько ребёнок виноват? Поделилась наблюдением и "подкрепила" его.
Не надо просто ругать ребёнка — надо говорить, выяснять мотив поступка. Ребёнок, подросток должны знать, видеть, что их любят, что их уважают, что их ХОТЯТ ПОНЯТЬ.

Автор: #олимпия_засухина 76 лет.
источник
2021 March 31
Хакнем Школа
​​Вызываю я как-то маму Павлика Медведева: «Домашку не делает, на уроке отвлекается, ест, мешает детям..."

Павлик Медведев в школе и дома, или Почему я не жалуюсь родителям на детей

Да, я практически никогда не жалуюсь родителям на их детей. Могу, конечно, выразить беспокойство по тому или иному поводу: стал часто опаздывать, скатился в учёбе и т.п. Но и это делаю после трёх предупреждений.

В первый раз в конце разговора с ребёнком предупреждаю, что пора что-то менять, но пока надеюсь на его сознательность. Во второй раз говорю, что при повторе буду обращаться за помощью к родителям. В третий раз родителям звоню, но ребёнку пересказываю основные пункты моего сообщения.

Делаю это для того, чтобы ребёнок имел возможность продумать линию защиты, морально подготовиться, прорепетировать своё «последнее слово». Иначе несправедливо получается: родители, пока ребёнок в школе, имеют возможность обдумать ситуацию, а ребёнок — нет.

Кстати, и отметки до электронного журнала я выставляла в дневник не в субботу, а в понедельник. Родители поначалу возмущались: если бы они знали отметки в субботу, они бы в воскресенье ребёнка не пустили бы гулять, посадили бы заниматься, наказали бы и т.д…

– Вот именно поэтому я и выдаю отметки в понедельник! Если я выдам в субботу, вы испортите выходной ребёнку, себе, вы будете злиться друг на друга и на меня, не отдохнёте, не наберётесь сил. Ребёнок в понедельник придёт на учёбу уставший, злой на меня и других учителей, контакта не будет. Как нам с ним работать? Как его учить в таком состоянии?

Другое дело — понедельник! Лишить ребёнка отдыха вы не сможете, а вот «хвоста накрутить» и проконтролировать хотя бы раз выполнение домашки — вполне. Придёт ребёнок в школу весь накрученный, авось, завода на неделю хватит.

В общем, не знаю, логично это или нет, но работало!

А всё началось ещё в первые годы моей работы в школе. Как и у многих молодых учителей, были у меня проблемы с дисциплиной.

И вот вызываю я как-то маму мальчика, Павлика Медведева, и рассказываю ей: «Павлик домашку не делает, на уроке отвлекается, ничего не успевает, ест, мешает детям заниматься, на перемене носится, стулья не поднимает» и т.д., и т.п. Слушала, слушала меня мама Павлика и говорит:

– Странно. А дома Павлик — идеальный ребёнок. В магазин за хлебом ходит без напоминания, мусор выносит. Бабушку любит, всегда ей во всём помогает: и сумку поднесёт, и нитку в иголку вденет. И с братиком охотно возится, и ласковый такой, добрый! Вы как будто не о моём ребёнке рассказываете!

Мама ушла, а я задумалась. Павлик дома и Павлик в школе — разные мальчики? Нет, один. И если дома он прилежный сын, а в школе — озорник, то, может, дело не в Павлике, а во мне? И как я могу писать в дневнике: «Ваш сын не работал на уроке»? Это же МОЙ урок! Это всё равно, что мама напишет мне в дневнике: «Ваш ученик не вынес мусор!»

Жаловаться я перестала, а над дисциплиной стала работать. На уроки к опытным коллегам ходила, сама что-то придумывала. Не буду хвастаться, идеальной дисциплины на уроке я так и не добилась, мёртвой тишины и ответов только с поднятой рукой не получилось. Но всё же шум, разговоры на уроке были вполне рабочие, по делу. И дети меня слышать стали. Да и родители стали благосклоннее к молоденькой учительнице.

Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград.
источник
2021 April 03
Хакнем Школа
​​Кто бросился на защиту парня? Классная руководительница! "Не отдам — он не преступник!"

Учителя
вообще-то народ довольно храбрый (во всяком случае в моё время!): увидев, что бьют ученика, бросались на помощь, а шпана почему-то разбегалась. И никогда учитель не испугается того, в чьё детское лицо он смотрел годами. И вспомнилась мне история, которую я и забыла.
Май. По дорожке, ведущей к жилому массиву, идут дети из школы, взрослые на обед-с обеда. Тепло, хорошо. Дорожка широкая, заасфальтированная, по бокам красивые кусты. Идёт девочка- шестиклассница — очень приятная, уже вполне оформившаяся.

Это было где-то в 70-е годы, слов "секс", "сексуальный" никто кроме врачей и не знал. В нескольких шагах от неё тоже из школы идёт девятиклассник. Ну, идут себе дети и идут. Вдруг мальчишка нагоняет девочку, хватает её за плечи, тащит с дороги в кусты и пытается сорвать с неё одежду.

Люди же кругом. Мужчины, поняв, в чём дело, за ним: за шкирняк вытащили. Девочку тут же женщины вывели, поправили одежду (там 1-2 пуговицы оторвались), стали успокаивать насмерть перепуганного ребёнка и проводили домой. А этого — в отделение милиции.

Там дежурный милиционер пытается его расспросить, а мальчишку трясёт, он ничего сказать не может, глаза только что из орбит не вылезли. Ну, мужчины-то поняли, в чём дело — сами подростками были.
Когда мальчишка стал способен что-то говорить, и его спросили, что это он такое сотворил, он удивлённо всех обвёл глазами и спросил: "А что я сотворил? Что?"
То есть, он ничего не помнил (нет, нет, он не "придуривался" — там люди опытные — вмиг раскусили бы!). Но...протокол составлен, зарегистрирован — мальчишку ждёт скорее всего колония. Родители в ужасе — это была хорошая семья, люди простые, но не пьющие, живущие по правилам — они татары и, скорее всего, соблюдали мусульманские обычаи, хоть и не афишировали.
Да и мальчик-то был спокойный, воспитанный, учился прилично. Как защитить своё дитя? И кто бросился на его защиту? Правильно — классная руководительница. Её отговаривали, но она упёрлась: "Не отдам — он не преступник!"

Она посоветовалась с юристами, с врачами, освоила юридическую и медицинскую терминологию и добилась, чтобы судьёй был мужчина. Она сумела отстоять своего ученика, она убедила суд, что это была не попытка совершить преступление, а явление биологическое: вот такие "всплески" сексуальной энергии бывают у взрослеющих мужчин.

Она рассказала, что иногда мамы старшеклассников просят рассадить с соседкой по парте. И причина не в ссоре, не в неприязни, а в том, что сидящая рядом девушка так будоражит, что мальчишка сосредоточиться не может. И приходится придумывать причину, чтобы рассадить 3-4 парты под разными предлогами (болтают, мешают и прочее). Мальчик колонии избежал, был поставлен на учёт в детской комнате милиции (так, кажется, называлось). Благо — конец учебного года. За лето семья поменяла квартиру: уехали от позора на другой конец города.
Эту особенность подросткового возраста надо знать всем, кто с ними работает, чтобы отличить преступление от неумолимой власти природы.

Автор: #олимпия_засухина 76 лет.
источник
2021 April 07
Хакнем Школа
​​Ещё раз о порядке действий: в решении этого примера иногда ошибаются даже взрослые

Здравствуйте
, уважаемые читатели! Давайте рассмотрим интересный случай на порядок выполнения действий, о котором следует помнить не только школьникам младших классов.

Прежде, чем читать далее, прошу Вас устно решить следующий пример:

❓❓❓18:3(5 - 2)=?

Несмотря на его простоту многие, подчас даже очень «сильные» ученики, часто совершают здесь ошибку, особенно в тестах, выполняемых «на время». Почему это происходит?

На мой взгляд потому, что помня про то, что сначала следует выполнить действие в скобках, они, как бы боясь «потерять» результат этого выполнения, сразу используют его для следующего действия, забывая про то, что разные действия второй ступени следует выполнять по порядку их следования:

❗️❕❗️18 : 3 × (5 - 2) = 18 : 3 × 3 = 6 × 3 = 18.

Можно, однако, вспомнить одно свойство деления:

⚠️Чтобы разделить произведение двух (или более) чисел на некоторое число, можно разделить на это число один из сомножителей и полученное частное умножить на другой сомножитель ( или на произведение других сомножителей).
Это же свойство можно сформулировать короче:

Во сколько раз уменьшится один из сомножителей, во столько же раз уменьшится и произведение.

Иначе говоря, если у нас имеется выражение a × b : c , то можно преобразовать его в выражение a : c × b или b : c × a и обратно.

При этом для исходного примера можно предложить следующую цепочку вычислений, которая может оказаться полезной при других, значительно больших, значениях компонентов выражения:

18 : 3 × (5 - 2) = 18 × (5 - 2) : 3 = 18 × (3 : 3) = 18 × 1 = 18 .

Надеюсь, что приведённая информация окажется полезной, как ученикам 3-4 классов, так и более старшим школьникам.

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.
источник
2021 April 08
Хакнем Школа
Читать статью:
По ссылке
источник
2021 April 10
Хакнем Школа
​​Уже в первом классе я поняла: Белой вороной быть не страшно, страшно другое...

🐧🐦🐦Однажды маленькая белая ворона прилетела к своей маме, обыкновенной вороне, и заплакала, ей было обидно, что чёрные вороны не хотят с ней играть. На что мать ей задала вопрос: «Скажи, малышка, кому при лучах солнца жарче тебе или твоим подругам? Кто сильней заметен в ветвях деревьев?»
— Подружки, — ответила маленькая ворона. — Меня солнышко греет и тепло от него, а им приходится прятаться. И мои перья сливаются со стволами деревьев.
— Вот видишь, — продолжила мать. — Ты сама ответила на свой вопрос. Тебя просто солнышко любит и не жжёт своими лучами, а нежно греет, так разве это плохо? Ты можешь летать повсюду, но солнышко всегда будет тебя греть своими лучами. Научись находить плюсы там, где остальные видят необычность.
С тех пор маленькая ворона перестала плакать и научилась принимать себя такой, какая она есть.

Друзья, сегодня я не случайно рассказала сказку про «Белую ворону», потому что я — Белая ворона. Уже достаточно взрослая, но не совсем старая «Белая ворона».

И могу сказать, что «Белой вороной» быть не страшно, страшно быть как все, т.е. толпой. Это я поняла очень рано, в первом классе .

Но всё по порядку.

В первый класс я пошла не как все дети в 6, или в 7 лет, мне не хватало два месяца до 6лет. Взяли, как эксперимент, если не потяну, то вернут в садик. Я знала об этом условии и потому старалась. Сложность была в том, что я была левшой, пришлось срочно переучиваться на правшу.

Но у меня был свой плюс. Я запоминала информацию быстро, точнее она влетала в меня быстро и навсегда. Когда задавали стихи, то я могла их ответить тут же на уроке, пока их вслух читала учительница. Тут же отвечала стихи, Учительница хвалила, а ребята сердились — мало того, что ниже всех ростом, так ещё и просто так «5» получает.

Дальше — больше. И вот однажды я пришла домой в слезах, как та «Белая ворона». Мама принялась меня успокаивать, а папа вечером, когда мы вышли гулять спросил меня, показывая на небо, что я вижу.

— Звёзды, — не задумываясь, ответила я.

— А ты видишь самую яркую звезду?

— Да, это же Полярная звезда, кто её не знает! — конечно, я слукавила, мне про неё брат рассказал.

— Так и человек может быть, как все звёзды, а может быть Полярной звездой, выбор за тобой.

Я долго думала над этими словами, и поняла, что мне нравится больше быть Полярной звездой. Перестала сердиться и обижаться на ребят в классе, а начала жить своей жизнью.

Долго искала ответ на вопрос, почему иногда люди ни как все. Лишь после того, как прочитала почти все книги ЖЗЛ, поняла, что эти люди — Белые вороны. Они стали знаменитыми потому, что не обращали внимание на общество, а занимались своим любимым делом. Проходят годы, только Белые вороны достигают чего-то, они не довольствуются малым.

Вспомните Леонардо да Винчи, Бетховен, Моцарт, Эйнштейн, мало ли их, Белых ворон.

Я не стала знаменитой, но осталась собой, и многого достигла, не слилась с толпой и этому научила детей.

Может не стоит бояться быть Белой вороной, а быть просто Полярной звездой?

Сейчас, встречаясь со мной, одноклассники признают, что не понимали меня и поэтому сторонились, но вместе со мной они радуются моим успехам и поддерживают меня. Я не стала Чёрной вороной, это они научились принимать меня, Белую.

Автор: #виктория_николаевна_сотник бывший преподаватель двух вузов, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей.
источник
2021 April 15
Хакнем Школа
Чем пахнет русский дух: секреты Бабы Яги, о которых вы не догадывались

#хакнем_русский_фольклор 👈 новое направление нашей медиагруппы 🥳

Поговорим сегодня о персонаже, которого очень боятся дети, слушая русские народные сказки. Как вы догадались — это Баба Яга . Мы привыкли воспринимать её как злую и страшную старуху, поджидающую загулявшихся в лесу путников. А кто зайдёт в её избушку на курьих ножках, тот навеки там и останется…

Но образ Яги гораздо сложнее. В русском фольклоре есть несколько типов Бабы Яги: дарительница, похитительница, воительница . Соответственно, её поведение в сказках меняется в зависимости от выполняемой роли.

В данной статье уделим внимание Яге-дарительнице , потому что в этом образе, на мой взгляд, она раскрывается с непривычной для нас стороны. Читайте до конца и всё поймёте.

👺Яга-дарительница
Это та бабуся, к которой герой приходит сам . Она помогает ему советом или дарит волшебный предмет. А если сама помочь не может, то направляет к своей старшей сестре или получает информацию от сил природы и животного мира, которыми повелевает (ветер, утро, вечер, ночь, лесные звери и др.). Так Яга любым образом помогает обратившемуся к ней герою преодолеть трудности и добиться цели.

Но есть один нюанс. Необходимо знать «правила поведения » при встрече с Бабой Ягой, тщательное соблюдение которых будет гарантировать получение помощи.

👀Русский дух
Помните, что слышит Иван, когда входит в избушку Бабы Яги? «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! ».

В зависимости от сказки фраза может звучать немного иначе: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится» («Иван Быкович»), «Фу, фу, фу! Русская коска, зачем сюда пришла?» («Три царства — медное, серебряное и золотое») и др.
Выходит, что у героя русской народной сказки есть особый запах. Но чем же пахнет добрый молодец?

Сказочный герой пахнет человеком, живым человеком. Этот запах противен Яге, потому что она принадлежит к иному царству. Известный фольклорист В.Я. Пропп уточняет, что «русский дух» обозначает запах не конкретно русского человека, а вообще любого живого.

Как мы видим, первое, что выдаёт Ивана, когда он заходит в дом Бабы Яги — это запах. Есть версия, высказанная В.Я. Проппом, что мёртвые не способны видеть (как, например, Вий), но у них очень развито обоняние, поэтому они сразу чуют гостя.

Как отвечать Бабе Яге
Итак, наш герой отправился из мира людей в потусторонний, волшебный мир. Но ни один живой не должен переступить заветного порога и попасть в царство, где правят мёртвые. Для того и стоит избушка на курьих ножках, которая становится своего рода пограничной или сторожевой заставой. Пока сказочный герой не побывает в ней, он не сможет двинуться дальше.

Но наш герой знает, что нужно делать. На попытки Яги расспросить его о цели путешествия, он чётко отвечает: «Напои-накорми, в баню своди, а после спрашивай ». Он произносит это без капли страха и сомнения . Яга, чувствуя его уверенность, выполняет все ритуалы: кормит, поит, в бане моет.

💦Баня
Я думаю, все догадались зачем герой идёт в баню. Он смывает собственный запах, чтобы стать «своим» в потустороннем мире и ничем не выделяться.

В волшебных сказках сохранились следы древних обрядов, которые были связаны с инициацией. Такое посвящение совершали при наступлении половой зрелости, после чего юноша становился полноценным членом общества и мог вступать в брак. Омовение было частью обряда инициации . Считалось, что так мальчик смывает с себя материнский запах. Только после этого он сможет «оторваться» от матери, возмужать и превратиться во взрослого мужчину.

А чем кормит 🍞🥩🥨Баба Яга Ивана, и что фольклористы говорят о еде в потустороннем мире, читайте в полной версии на Яндекс Дзен.

Автор: #екатерина_миронова филолог, 10 лет работает в сфере образования, участвует в научных проектах, 30 лет, г. Астрахань.
источник