Size: a a a

Хакнем Школа

2020 December 09
Хакнем Школа
​​5 мифов о Пушкине, в которые вас заставляли верить в школе

“Светило поэзии”, “самый известный русский поэт”... Всё это про Александра Сергеевича Пушкина, о творчестве которого дети в России знают с первого класса. Но в школьной программе многие нюансы его биографии игнорируют. Или даже перевирают. Разберёмся, в какие мифы о Пушкине заставляют верить школьников.

✳️Пушкин выглядел как мулат
Да, у Александра Сергеевича Пушкина и правда были африканские корни — его прадед был рожден в Африке. И сам он называл себя шутливо “потомком негра безобразным”. На самом деле, у Пушкина была совершенно обычная европеоидная внешность.
“Невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами”, — так писала о нем жена друга поэта Павла Нащокина, Вера. Её мнение подтверждают немногочисленные прижизненные портреты Пушкина.

✳️Воспитанием Пушкина занималась няня Арина Родионовна
Как и у любого приличного дворянского ребёнка, у Александра действительно была няня. Крепостная его бабушки, Арина Родионовна Яковлева, ухаживала и за ним, и за его сестрами, читала сказки и развлекала.
Но настоящими воспитателями юных Пушкиных были приглашенные учителя, в основном иностранцы. На дому Александра обучали Закону Божьему, французскому и русскому. А ещё он посещал популярные тогда в Петербурге детские балы танцмейстера Йогеля.

✳️Пушкин проявлял одарённость с лицейских пор
Одарённым учеником Пушкина может назвать разве что современный школьный учитель, и то в назидательных целях. В рейтинге лицеистов он по успеваемости не поднимался выше средних позиций.
“Александр Пушкин больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания”, — так писал о нем лицейский преподаватель географии и истории Иван Кайданов.

Из-за плохой успеваемости в Лицее к моменту выпуска он получил не слишком престижный статус чиновника X класса. При этом его одногодки, проявившие достаточную сообразительность и прилежание, выпускались с чином на ранг выше.

✳️От ареста за пособничество декабристам Пушкина спас заяц
Легенда гласит, что за пару дней до восстания декабристов Пушкин покинул Михайловское, где находился в ссылке, и нелегально отправился в столицу. Но по дороге в Петербург дорогу перед лошадью перебежал заяц. Суеверный поэт решил, что это дурной знак. Теперь на месте встречи Пушкина и зайца стоит памятник.
Другая версия представлена другом поэта, Сергеем Соболевским. По его записям, заяц и правда перебежал поэту путь. Но когда тот возвращался от соседей, с которыми прощался перед отъездом. А в путь Пушкин не отправился из-за внезапной болезни своего слуги.

✳️Все стихи Пушкина были гениальными
Первые стихи Пушкина были опубликованы, когда он учился в Лицее. Критики и старшие товарищи встретили их довольно благосклонно. Но уже повзрослевший поэт понимал, что сделано это было скорее из вежливости, чем из-за реального впечатления.
Зрелый Пушкин никогда не публиковал их в изначальном виде и много корректировал. Ему не нравилось, что в лицейской лирике было много заимствования из творчества “учителей” — Батюшкова и Жуковского.
Кто бы мог сказать так о произведениях Александра Сергеевича Пушкина, которые вошли в мировую литературу? И кто бы мог так сказать о гениальном русском лирике в стенах школы…

Автор: #арина_васильчук, студентка факультета журналистики СПбГУ, 18 лет.
источник
2020 December 13
Хакнем Школа
Интересные факты о возникновении математических знаков и символов, которые вы не знали

Сегодня в рубрике #хакнем_математика поговорим о тех символах в математике, которые мы используем практически каждый день, и о тех, которые используем редко. Кто их создал и когда? Итак, начинаем:

♻️1. Сложение и вычитание (+, –)
Впервые эти знаки появились в математической литературе в 1489 году в работе Иоганна Видмана в работе «Быстрый и красивый счёт для всего купечества». Оказывается, торговцы вином маленькими чёрточками отмечали, сколько мер вина они продали из бочки. А когда в бочку добавляли вино, они перечёркивали соответствующее количество чёрточек.

Интересно, что до XV века сложение обозначалось буквой p (от лат. plus — больше), а вычитание m (от лат. minus — менее, меньше).

♻️2. Умножение (×, ·, ) и Деление (/, :, ÷)

Все эти знаки, обозначающие умножение и деление, дошли до наших дней. Косую черту «/» и косой крест «×» в 1631 году в качестве знаков деления и умножения стал использовать Уильям Оутред, знаки «:» и «·» —применил в 1684 году Готфрид Лейбниц, символы «обелюс» «÷» и звёздочку «» — предложил в 1659 году Иоганн Ран. Ну а ранее в качестве деления использовали букву D.

♻️3. Равенство (=)
До появления этого знака (в 1557 году введён Робертом Рекордом) равенство чаще всего записывали словесно, например, по-французски est egale (равно). Ещё раньше древнегреческий математик Диофант использовал букву i (от греч. isos — равенство). Широкое распространение знак «=» получил в Европе благодаря трудам Вильгельма Лейбница. Знак «≠» (отрицание равенства) начал использовать Леонард Эйлер. Знак «≈» (приближённое равенство) ввёл в 1882 году Зигмунд Гюнтер.

♻️4. Корень
Символ операции извлечения корня называют радикалом. Средневековые математики обозначали квадратный корень символом Rx (от лат. radix — корень). Современное обозначение идёт от малой буквы r. Его впервые применил в 1525 году Кристоф Рудольф.

♻️5. Проценты (%)
Количество сотых долей некоторого целого. Термин происходит от лат. pro centum, что значит «на сто». Существует мнение, что современное обозначение появилось в результате опечатки в книге Матье де ла Порта «Руководство по коммерческой арифметике» (1685г.). Наборщик принял «cto» (сокращение cento) за дробь и напечатал «%».

♻️6. Тригонометрические функции (sin, cos, tg, ctg)
Синус у индийских математиков первоначально назывался «арха-джива», что означает «полутетива» (лука), т.е. половина дуги, стягивающей данную дугу. У арабских математиков термин закрепился как «джиба». При переводе арабских сочинений на латынь европейские переводчики прочитали «джиба» как «джайб», что на арабском языке означает «залив». Таким образом, функцию назвали латинским словом sinus, что переводится «залив».

Косинус происходит от лат. complementi sinus — дополнительный синус. Современные обозначения ввёл всё тот же Уильям Оутред.

Термин «тангенс» (от лат. tangens — касающийся) впервые появился в книге Томаса Финке«Геометрия круглого» (1583). Обозначения tg и ctg, введённые Иоганном Бернули в XVIII в., получили распространение в Германии и России. Кстати. В других странах принято обозначение tan и cot, предложенные в XVII в. Альбертом Жираром.

О других знаках и символах читайте в полной версии статьи на Дзен

Автор: #ирина_чудневцева координатор канала Хакнем Школа, 42 года, город Ярославль
источник
2020 December 20
Хакнем Школа
​​Можешь помочь — помоги, но не отравляй и не мешай. Подави в себе "королеву мать"

Говорят, что первый ребёнок — последняя кукла. Да, особенно, если мама сама молоденькая, то в её поведении есть элемент игры: ребёнок в первые недели почти всё время спит, а ей хочется с ним "поговорить", поиграть. Она с коляской на улице, и ей кажется, что все её видят, видят, что она мама, что она уже совсем взрослая. Женщина постарше меньше фиксируется на внешнем и больше живёт своей связью с ребёнком, своими личными чувствами. А что же бабушки?

Тут тоже не обойтись без пословиц. "Первый внучонок — последний ребёнок". Да, если бабушка в своё время и дочь (или невестка) родили своих первенцев в наилучшее с точки зрения природы время, то к первому внуку бабушка ещё достаточно молодая женщина. И, если в ней нет патологического неприятия своего нового звания, она с удовольствием и занимается ребёнком, и советы даёт, говоря, что всё это у неё было не так давно, и она всё помнит. Гуляя с коляской, отвечая на вопрос: "Ваш?" — говорит: "Внук!", испытывая приятное чувство от того, что её сочли мамой. О! Здесь переплетается много разных чувств, здесь проверяются отношения.

Растёт ребёнок. Формируется характер. Как в этом участвуют мама, папа, бабушка, дедушка? Помогают друг другу или вредят? Что видит ребёнок: честные отношения или проявления гордыни и взаимной подлости?

Да, да, подлости. И я, и вы наверно наблюдали, как бабушка начинает вести себя, как этакая "королева мать" — всеми командует, всем распоряжается; мнение может быть её или неправильное.

"Я лучше знаю — я жизнь прожила" — любимый аргумент. А это вовсе и не аргумент, это оскорбительное поведение, отдаляющее поколения друг от друга. Семья дочери или сына, вместо того, чтобы радоваться тому, что все любимые, родные вместе, начинают искать съёмную квартиру, потому что в этой поре ещё не у всех есть своя.

Наконец, съезжают, а бабушка, не желая признать, что выжила детей, говорит о неблагодарности и прочие глупости.

У них потом и квартира своя будет, и отношения как-то наладятся, но трещина-то останется. Хорошо, если хватит ума понять, чтО сделала, скорректировать поведение, помогать так, как это может бабушка. И в воспитании быть заодно с родителями.

Иногда внук в порыве самостоятельности, переходящей в хамство, не желая подчиниться требованиям родителей, бросает кое-какое "барахлишко" в спортивную сумку и с вызовом говорит, что поживёт у бабушки. Вот где проверка для бабушки на мудрость, да и на порядочность. Мама, конечно, ей позвонит и скажет, что произошло — значит, бабушка в курсе. Умная бабушка встретит на пороге, поиронизирует, ввернёт какое-нибудь словечко к месту и даст "от ворот — поворот", а глупая бабка приветит, накормит, посочувствует, какие родители плохие. (Все мы знаем такие ситуации).

Так и хочется сказать: "Что ж ты, дура старая (извините!) творишь? Ты разрушаешь и свои отношения с детьми, и их отношения с их ребёнком, да и свои с ним — тоже. Он ведь не может не понимать, что ты подлость совершаешь — пусть и в удобство ему.

Дети не являются нашим повторением — это другие люди, пусть и похожие на нас.

Не зря же говорят, что ребёнок — это " с о с у д, д а н н ы й н а х р а н е н и е". Научи его, пока он ребёнок, правилам жизни, а потом пусть он сам проживёт свою жизнь. Можешь помочь — помоги, но не отравляй, не мешай. Подави в себе "королеву мать". (Конечно, речь идёт о нормальных людях; антисоциальный вариант поведения я не рассматриваю).

Увы, приходит время, когда вместе с годами уходит здоровье, набрасываются болезни, и ты нуждаешься в помощи, в заботе, в уходе. С каким чувством будут ухаживать за тобой твои тоже уже не молодые дети? Втайне мечтая, чтобы это поскорей закончилось или, всей душой желая продлить твою жизнь, жизнь человека родного и бесконечно дорогого? Задумайся, пока не поздно...

Автор: #олимпия_засухина 76 лет.
источник
2020 December 26
Хакнем Школа
​​"Сколько стоит карандаш"✏️: олимпиадная задачка по математике для 3 - 6 классов — сможете ли её решить

Здравствуйте, уважаемые читатели! Предлагаю сегодня разобрать задачу, присланную читателем Enver RAMAZANOV в комментариях к статье «Справитесь ли Вы с задачами Всероссийской олимпиады по математике 4-ых классов?».

❓❓❓Маша и Даша решили купить по карандашу. Но, Маше не хватило 2-х копеек, а Даше не хватило 6-ти копеек. Тогда они решили купить один карандаш на двоих. Но, … денег опять не хватило! Сколько же стоит карандаш?

Как обычно предлагаю читателям попытаться решить задачу самостоятельно, ну а я немного порассуждаю…

Подобные задачи обычно решаются подбором. При этом каким то образом следует определить наименьшее число, с которого начинается этот подбор. Нам поможет следующее соображение: поскольку обе девочки собирались купить по карандашу, то это значит, что у Даши была как минимум одна копейка!

❗️РЕШЕНИЕ I.
Пусть у Даши была 1(одна) копейка — значит, карандаш стоил 1+6 = 7 (коп.), но тогда у Маши было 7 – 2 = 5 (коп.). Поскольку 1+5 = 6 < 7, то число 7 (коп.) является ответом!

ПРИМЕЧАНИЕ. Задача считается решённой, если найдены все(!) ответы на вопрос задачи или доказано, что других, кроме найденного, ответов нет. (Стандартные задачи, в которых используются известные формулы, правила и свойства арифметических действий, не требуют подобных доказательств.)
Докажем единственность полученного ответа!

Предположим, что у Даши было 2 копейки, тогда стоимость карандаша составит 2 + 6 = 8 (коп.) — значит у Маши было 8 – 2 = 6 (коп.), ну а суммы денег у девочек 2 + 6 = 8 (коп.) хватит на покупку одного карандаша…

Если стоимость карандаша увеличить на 1 копейку 8 + 1 = 9 (коп.), то у каждой будет на 1 копейку больше, а в сумме их деньги увеличатся на 2 копейки, то есть 3 + 7 = 10 > 9 и эта тенденция сохранится и в дальнейшем: при любом увеличении стоимости карандаша сумма денег у девочек увеличится на вдвое большую величину. Значит, других ответов на вопрос задачи нет!
После некоторого размышления была найдена идея другого решения.
Представляю читателю возможность определить лучшее из них, а в качестве критерия оценки выбрать доступность для понимания решения учениками соответствующих классов.

❗️❗️РЕШЕНИЕ II.
Добавим Маше 2 копейки, а Даше 6 копеек — теперь каждая девочка сможет купить по карандашу. Из того факта, что без этой добавки они не могли купить на свои деньги даже одного карандаша, следует, что стоимость карандаша составляет менее 8-ми копеек.

Предположим, что карандаш стоит 7 копеек, тогда у Маши имеется 7 – 2 = 5 (коп.), а у Даши: 7 – 6 = 1 (коп.), а сумма их денежных средств составляет
5 + 1 = 6 < 7 (коп.)
Очевидно, что стоимость карандаша не может быть меньше 7 копеек, ибо тогда у Даши не будет ни копейки и непонятно, на какие средства она рассчитывала купить карандаш (6 – 6 = 0, 5 – 6 < 0, …). Значит, стоимость карандаша больше 6-ти копеек и меньше 8 копеек, но тогда карандаш стоит 7 копеек.

ОТВЕТ. 7 копеек.

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.
источник
2020 December 28
Хакнем Школа
​​Что было в ней такого, что заставляло всю школу перед уроком биологии стоять в коридоре с учебником в руках?

Учитель-легенда
Если в разговоре с новым для меня человеком мы выясняем, что учились в одной школе, порой в очень разные годы, первый вопрос, который задаётся сразу после этого открытия: «А ты помнишь Панну Тихоновну?» и ответ: «О да! Панна Тихоновна!» И начинаются долгие воспоминания.

Панна Тихоновна вела у нас биологию, с 6 по 8 класс. Крошечная сухонькая старушка (ну, или нам тогда так казалось) с подслеповатыми глазками (в очках я её ни разу не видела). До сих пор не понимаю, что в ней было такого, что заставляло всю школу, включая самых отпетых хулиганов и двоечников, перед уроком биологии стоять в коридоре с открытым учебником в руках, повторяя домашний параграф? Но так было.

Начинался урок. Класс чинно и бесшумно занимал места, выстраиваясь возле парт по стойке «Смирно», потом садились всё так же без единого лишнего звука, и начинался опрос. Вопрос — ответ, комментарий учителя, дополнения учеников. Но ни одного несанкционированного движения, слова!

И вот нашёлся тот, кто не может ответить. Панна Тихоновна подходила к бедолаге почти вплотную, длинный костлявый пальчик маятником двигался возле самого его носа, и раздавалось легендарное: «Никуда не пойдёшь! Никуда не двинешься! Запасайся сухарями!» Это означало, что после уроков вместо того чтобы бежать домой, где неуча ждал обед, он должен будет прийти в кабинет биологии, выучить параграф, задав, если есть вопросы, ответить и получить заслуженную отметку (всегда справедливую). И никто не осмеливался не прийти! Приходили, учили, сдавали.

Опаздывать тоже было себе дороже. Опоздавший, поздоровавшись и не отвлекая класс и учителя извинениями и объяснениями, шёл прямо к доске. Панна Тихоновна обернувшись, кидала: «Выделительная система ракообразных» или «Строение клетки» и продолжала урок. А «опозданец» принимался чертить на доске чёртову выделительную систему, или клетку, или большой и малый круги кровообращения, и ничего, что эту выделительную систему изучали в прошлой четверти…

Чертить от руки — это вам не в рабочих тетрадях к готовому рисунку подписи делать. Впрочем, ничего сложного. Панна Тихоновна тоже не была художником, но, объясняя, все схемы, системы и прочее рисовала сама, выделяя главное: утолщение стенки предсердия, нервные узлы и все остальные принципиальные детали. Вот это и предлагалось повторить, снабдив подписями.

Закончив очередной этап урока, Панна Тихоновна выслушивала опоздавших. Коротко, без лишних подробностей нужно было рассказать, какой орган какую функцию выполняет. После этого можно было сесть на место и принять участие в уроке. Отметка за ответ прилагалась.

Однажды, в седьмом классе, Панна Тихоновна предложила тем, кто не имеет возможности или не хочет отрабатывать практику летом, приходить к ней в кабинет биологии в четверг после уроков и работать там. Я с радостью согласилась: это было последнее лето, когда я могла поехать в мой обожаемый пионерлагерь, и я мечтала пробыть там две смены. Мешала практика, а тут такая возможность!

И каждый четверг мы с подружкой после уроков шли в «биологию». А там кипела работа: надо было сменить воду рыбкам (а аквариумов штук пять), покормить их, полить цветы, протереть листья (все помнят, сколько цветов в кабинете биологии?), Вытереть пыль с полок и экспонатов. О, эти экспонаты! В каждом кабинете биологии стояли стеклянные банки с заспиртованными органами, зародышами и прочими малоприятными вещами. Обычно они стояли на самом верху.

Продолжение рассказа читайте на Яндекс Дзен по ссылке.

Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград
источник
2020 December 31
Хакнем Школа
источник
2021 January 01
Хакнем Школа
​​5 рождественских рассказов, которые подарят Вам новогоднее настроение

У ребёнка почему-то нет рождественского или новогоднего настроения, а праздник совсем рядом? Или он наоборот хочет ещё больше погрузиться в зимнюю сказку? Тогда эти пять рассказов помогут. После их прочтения праздничное настроение просто не может не появиться как у ребёнка, так и у взрослого.

📓“Ёлка” Ганса Христиана Андерсена
Эта короткая сказка, как и всё творчество Андерсена в целом, имеет глубокую мораль. Она немного трагичная, но её сюжет заставит задуматься о важном. О том, как меняется жизнь после праздника. О том, как веселье одной ночи может уничтожить частичку природы.

Но все эти печальные смыслы скрыты за вполне традиционным сказочным текстом с интересными образами и запоминающимися метафорами. Именно из-за яркости языка эта сказка и нравится школьникам младшего и среднего звена.

📔“Запечатлённый ангел” Николая Семёновича Лескова
У Лескова много любопытных рождественских рассказов. Но именно “Запечатлённый ангел” запоминается детям. В рассказе, который пропитан ощущением предстоящего праздника, автор рассуждает о судьбе святыни старообрядцев и о том, на что способны люди для защиты того, во что они истинно верят.

📕“Рождественская каша” Свена Нурдквиста
Книжка Свена Нурдквиста пригодится, если вы хотите показать ребёнку, как Рождество встречают в других культурах. Главные герои — это семейство гномов, которое ждёт рождественский подарок от хозяев дома в виде тарелки каши. Но люди забывают о старых традициях, что и приводит к завязке комичного, очаровательного и трогательного сюжета.

📗“Мальчик у Христа на ёлке” Фёдора Михайловича Достоевского
Читать Достоевского школьнику довольно сложно, но старшеклассникам этот рассказ наверняка понравится. В центре повествования мальчишка из бедной семьи, который любуется на готовящийся в роскошном доме праздник через окно.

Он не смеет зайти внутрь и испытывает чистую грусть, рассматривая фигуры за окном. Но рождественское чудо, несмотря на все мрачные стереотипы о прозе Достоевского, всё же случается…

📘“Тут и Там. Вернусь к Рождеству!” Хобби Холли
Прелестный и ярко иллюстрированный рассказ “Тут и Там. Вернусь к Рождеству!” входит в серию книг и мультиков о забавных поросятах. Именно эта история описывает подготовку Тута и Тама к Рождеству.

Казалось бы, задача не сложная. Но поросятам предстоит столкнуться со снежной бурей, переносом самолёта и многими другими маленькими неприятностями. Не испортит ли это праздник? Узнать легко: в русскоязычном издании большой шрифт и насыщенные иллюстрации, поэтому оно подойдёт даже маленьким детям.

А как вы создаёте праздничное настроение вместе с детьми?

Автор: #арина_васильчук студентка факультета журналистики СПбГУ, 18 лет.
источник
2021 January 03
Хакнем Школа
​​"Зарядили несколько десятирублёвых в это устройство и пошли в кафе "Метелица": как развлекались советские студенты 70-х

Во время учёбы на Физтехе (МФТИ, 1973-79) я слышал такую историю. Похоже, что это и вправду произошло у нас, так как больше никогда её слышать не пришлось (обычно всякие бродячие сюжеты пересказывают разные люди, у каждого из которых это случилось со знакомым или родственником).

Студенты после стройотряда любили поразвлекаться для снятия стресса. Одни из таких весельчаков изготовили несложное приспособление, в которое можно зарядить несколько денежных купюр, и, если покрутить колесико, эти купюры вылезают по одной.

Немалую зарплату им выдали новыми хрустящими десятирублевыми купюрами.  Ребята зарядили несколько штук в это устройство и пошли в кафе "Метелица" на Новом Арбате (на жаргоне "Метла") — одно из двух молодёжных кафе в тогдашней Москве. Было ещё кафе «Лира» на Пушкинской площади, воспетое Макаревичем. Сейчас там Макдоналдс, и вообще речь не о нём.

И вот посидели они, вкусно поели, пришло время расплачиваться, а счёт был на 50 с чем-то рублей. Это были немалые деньги: 70 рублей в месяц получала девочка-курьер, вчерашняя школьница, 80 — лаборант в Академии наук.

Они похлопали себя по карманам, порылись в них, а один, изображая сильно выпившего, махнул рукой и вынул это устройство из портфеля. Затем на глазах официанта достал пузырёк красных чернил, залил их внутрь (или сделал вид, что залил), потом покрутил колёсико. Одна за другой из устройства были извлечены шесть новеньких красных десятирублевых купюр — хрустящих, пахнущих свежей краской. Их отдали официанту со словами "Сдачи не надо".

На выходе студентов, конечно, задержали, они всё рассказали, показали, вместе с милиционерами посмеялись. Их простили, но предупредили, чтобы больше так не шутили. Представляю, как официант потом не раз рассказывал, что однажды у посетителей не было чем рассчитаться, и они печатали деньги прямо у него на глазах!

Автор: #медведев_александр биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Пенсионер, 65 лет.
источник
2021 January 05
Хакнем Школа
​​"Верю в чудеса рукотворные": непридуманная история, которая заставляет поверить в чудо

Вы верите в чудеса? Автор этой статьи в волшебство не верит, но верит в чудеса рукотворные. Ну, примерно такие, как в фильмах «Ёлки». Когда никакого волшебства, но люди встречаются, собака находится, друзья мирятся…

Эту историю мне поведала случайная знакомая. Когда-то очень давно, в семидесятые годы, была она студенткой. Однажды на зимние каникулы отправилась с группой студентов в Ленинград. И вот каникулы заканчивались, автобус довёз молодёжь до вокзала. А до поезда ещё часа три. Отправилась наша героиня погулять по магазинчикам недалеко от вокзала. Хотя деньги уже все были истрачены. Но уж больно холодно было на улице.

Забрела она в магазин «Головные уборы». Вы же понимаете, что девушке в шляпном магазине всегда есть чем заняться! Меряет шляпки, смотрится в зеркало, представляет себя то знатной дамой, то роковой красавицей, то кокетливой простушкой, посмеивается своему отражению. Скучавшая продавщица тоже оживилась: за девушкой наблюдает, улыбается. И совсем пора уже возвращаться, но тут девушка увидела ЕЁ. Идеальную шляпку.

Шляпка была прелестна. В ней девушка была именно собой, милой студенткой, романтичной, нежной, немного наивной, но при этом прекрасной. Шляпка словно подчеркнула всё лучшее, что было в девушке, проявила, высветила. И при этом она идеально подходила под уже имевшееся дома демисезонное пальто.

Будь у девушки деньги, она не задумываясь отдала бы их за Идеальную Шляпку. Но денег не было. Совсем. Только на чай в поезде и на комплект белья. Даже если этим пожертвовать, на шляпку не хватит.

— Девушка, я здесь много лет работаю, но никогда не видела, чтобы кому-нибудь так шла эта шляпка! — вдруг заговорила продавщица. — Вы просто обязаны её купить, иначе будете потом жалеть!

— У меня нет на неё денег, — чуть не плача прошептала студентка. — Я бы купила.

— Хотите, я её придержу? Вы придёте за ней в другой день!

— У меня поезд через час, — совсем расстроилась девчонка.

— А знаете что? — вдруг решительно сказала продавец. — Берите эту шляпку просто так. Я сама заплачу за неё!

— Что вы, это невозможно!

— Возможно. Я всё равно не смогу больше никому посоветовать эту шляпку. Она может быть только вашей или ничьей!

И продавец достала шляпную коробку и стала ловко упаковывать шляпку. А потом вручила картонку растерянной девчонке.

— Дайте мне ваш адрес! Я вам обязательно вышлю деньги! — решилась она.

Продавец на секунду замешкалась, а потом сказала:

— Знаешь, что? Не надо мне высылать эти деньги. Но если ты в жизни встретишь человека, которому будет нужна помощь, помоги ему. Безвозмездно. И мы будем в расчёте. Хорошо?

— Спасибо! Договорились! — девушка прижала коробку к себе, чтобы ветер не болтал её в разные стороны, и счастливая побежала к поезду.

Это была одна из самых отзывчивых людей, встреченных мною в жизни. Кто знает, может, именно Идеальная Шляпка сделала её такой?

Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград.
источник
2021 January 10
Хакнем Школа
​​5 удивительных фактов о Маяковском, о которых не пишут в учебниках

Владимир Маяковский
— это один из известнейших поэтов XX века, творчество которого проходят как в среднем, так и в старшем звене. Но не все аспекты его биографии освещаются в школе.
Как минимум, из-за цензуры. Как максимум, из-за нежелания выставлять поэта в нелицеприятном свете. Выясним, о каких моментах биографии Владимира Маяковского часто забывают в школе.

✳️Главный страх поэта и кусочек мыла
Владимир Константинович Маяковский — отец советского поэта и простой лесничий — умер в 1906 году. Тогда его сыну не было и 18 лет. Произошло это по трагической случайности: мужчина уколол палец иглой для сшивания документов и получил заражение крови, от которого вылечиться так и не удалось.
С тех пор Маяковский-сын перестал использовать иголки или булавки и начал безумно бояться микробов. Он всю жизнь носил в кармане крошечную мыльницу и мыл руки несколько десятков раз за день.

✳️Языковой барьер и неудачи на вступительных
Владимир Маяковский родился в небольшом грузинском селе, поэтому не удивительно, что он хорошо владел вторым языком. Но билингвальная среда не всегда играла на руку. Так, во время поступления в церковную гимназию Владимира спросили, что значит “око”.
Мальчик перевёл это слово как “три фунта” с грузинского. Когда он выяснил, что ответил неверно, он возненавидел “всё древнее, всё церковное, всё славянское”. Как замечал поэт, уже повзрослев, именно в этот момент начал закладываться его атеизм.

✳️Служба в Учебной автомобильной школе и ирония судьбы
С 1915 по 1917 год Владимир Маяковский проходил службу в Учебной автомобильной школе. Туда ему помог устроиться сам Максим Горький. При этом, несмотря на запрет, поэт продолжал публиковаться — помогали другие друзья, в том числе Осип Брик.
31 января 1917 года за успехи в службе поэт получил серебряную медаль “За усердие” от руководителя автошколы Петра Секретёва. А уже 3 марта этого же года Маяковский лично участвовал в аресте своего бывшего руководителя вместе с отрядом из семи солдат.

✳️Дружба с Репиным и утерянные кудри
Широко известно, что Маяковский занимался не только поэзией, но и живописью. Во многом его талант поддерживал его близкий друг Илья Репин. Однажды Репин заявил, что хочет написать потрет Маяковского. Всё из-за того, что художник хотел изобразить его необычные густые кудри, на которых интересно играл свет.
Когда он рассказал о своём желании, поэт тут же заявил, что нарисует Репина взамен. Карикатурный набросок, сделанный прямо на месте, невероятно понравился художнику. Он заявил: “Какое сходство!.. И какой — не сердитесь на меня — реализм!”
Вероятно, этот комментарий задел чуткого поэта, отрицающего всё приближенное к реальности. Ведь прямо перед позированием для своего друга Владимир наголо побрился…

✳️Парижская любовь и цветы “от Маяковского”
Во время своих парижских выступлений Владимир Владимирович познакомился с Татьяной Яковлевой. Он без памяти влюбился в эту женщину и решил, что положит все свои доходы за гастроли на счёт парижского цветочного магазина с поручением регулярно отправлять букеты Яковлевой.
Цветы — причём необычные, чаще всего чайные розы, гортензии и чёрные тюльпаны — Татьяна Яковлева продолжила получать уже после смерти поэта с неизменной припиской “от Маяковского”.
Эта традиция продолжалась даже в суровые годы Второй Мировой. Тогда букеты от уже давно умершего возлюбленного буквально спасли Татьяну Яковлеву: она продавала цветы, что позволяло ей покупать хотя бы немного еды.
Как долго Татьяна получала букеты? Это до сих пор остаётся загадкой, но некоторые источники указывают на то, что цветы ей слались до восьмидесятых годов. Известно, что о Владимире Маяковском его парижская любовь помнила даже на смертном одре. До 1991 года она бережно хранила все его письма и “цветочные записки”.
Сейчас эта история считается одной из красивейших городских легенд о любви во французской столице. Но о правдивости её до сих пор спорят биографы великого советского поэта. А что вы об этом думаете?

Автор: #арина_васильчук студентка факультета журналистики СПбГУ, 18 лет.
источник
2021 January 12
Хакнем Школа
​​Хотите возвращаться домой по выходным не в 9 часов вечера, а в 12? Советы учителя, как воспитать родителей

Цикл статей "Театр теней"
1 статью читайте по ссылке

Этот цикл подготовлен по материалам школьной газеты "Театр Теней" одного из лицеев города Калининграда. Авторы школьных историй — учащиеся этого лицея. А материалы газеты предоставлены нам Кариной Николаевной Литвиновой, которая преподавала в этом лицее. Итак, продолжаем публиковать материалы школьной газеты...

Краткий курс воспитания родителей
Краткий курс воспитания — это цикл статей в «Театре Теней». Автор этого курса — я. Курс печатался в нескольких номерах, по уроку в каждом. Возможно, вам многое покажется примитивным, неправильным и даже вредным, но мне не раз говорили, что курс оказался весьма полезен. И дети, и взрослые.

Воспитание родителей — дело тонкое и кропотливое. Сложность в том, что они до сих пор считают вас маленькими, несмотря на 45 размер ботинок и рост выше папы. Ну и пусть себе считают.

Если вы однажды заявите, что выросли и не нуждаетесь в опеке, можете получить от родителей в ответ: «Мы тебя содержим», и они будут правы. Настолько становиться взрослыми, чтобы полностью обеспечивать и обслуживать себя, пока не хочется.

Представления родителей надо менять незаметно. Рассмотрим этот процесс на конкретном примере.
Часть 1 "Мы всегда возвращаемся"
Итак, вы хотите возвращаться домой по выходным не в 9 часов вечера, а в 12. Выбираем конкретный день: день рождения одноклассника, кино или ещё что-нибудь. Родители задают уйму вопросов: кто там будет, будут ли взрослые, когда вернёшься. Не обижайтесь на вопросы. Спокойно объясните, что там будут Петя, Маша, другие знакомые им ребята. Обещайте звонить через каждый час.

Скорей всего, на такую тусовку вас отпустят. Но вернуться скажут к 11 или к 10. Не спорьте. И теперь самое главное. Вам надо выполнить своё обещание: звонить каждый час и рассказывать бодрым голосом, как вам весело, и вернуться ровно в 11 (или 10), не задерживаясь ни на минуту. И не уходить сразу в свою комнату, а весело и бодро рассказать родителям, как было здорово. Слегка пожалейте, что пришлось рано уйти, а все ещё остались.

Таких вечеров должно пройти несколько, родители должны привыкнуть. А потом можно делать следующий шаг. На одной из тусовок позвоните домой и попросите разрешения задержаться ещё на часик, потому что тут так весело и всё в самом разгаре, а потом вас папа одноклассника отвезёт (или одноклассники проводят). Скорей всего, разрешат.

Но могут и не разрешить. В этом случае вы должны вернуться вовремя, не корчить обиженную морду, а весело рассказать, как было здорово, и жаль, что пришлось уйти. На следующий день расскажите родителям, как весело там было уже после вашего ухода.

Но без упрёка в голосе! Родителям станет неловко. В следующий раз разрешат задержаться обязательно.

Главное — приучить родителей к тому, что вы всегда звоните, всегда приходите во столько, во сколько сказано, и всегда всё у вас в этот день хорошо. А дальше — дело техники. Потихоньку время можно отодвигать.

Продолжение следует...

Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград.
источник
2021 January 15
Хакнем Школа
​​3 главных правила для родителей, чьи дети сдают ОГЭ и ЕГЭ в 2021 году

Чем ближе дата экзаменов, тем больше стресса испытывает ребёнок. Конкурентная среда даже в кругу ровесников и друзей, требования от школы, ожидания родителей — все это оказывает сильное давление на ещё до конца не выросшую личность. И если первое и второе никак не изменить, снизить накал дома вполне реально.

✴️Будьте в курсе всего, но не навязывайтесь

К 9 или 11 классу подросток точно в силах самостоятельно открыть вариант в сборнике и прорешать его, если это нужно. Задача родителей тут не в контроле, а в информационной и финансовой поддержке стремлений подростка.
Начните с того, чтобы вместе проверить его бумажную и электронную библиотеку. Хватает ли теории для того, чтобы подготовиться к экзамену? Если вы не уверены, что именно нужно, проверьте список рекомендованной литературы на ФИПИ.
Если у ребёнка большие планы, а финансовые возможности семьи позволяют, предложите найти репетитора. Или запишитесь в центр репетиторства для групповых занятий, некоторым детям они кажутся даже более эффективными. Узнавайте у ребёнка, всё ли ему нравится на курсах.
Если вы видите, что подготовка даётся сложно, не давите на подростка. Он воспримет это лишь как попытку взять его под больший контроль. Спокойно предложите школьнику продумать его график вместе или посоветуйте приложение для планирования.

✳️Создайте дома психологически безопасную зону

Дома ребёнок должен чувствовать себя спокойно, отдыхать от системного давления. В ином случае его адаптивные возможности и вовсе сойдут на нет, а экзаменационный стресс дурно скажется на результатах.
Относитесь к нему лояльно. Многие семьи даже снимают с ребёнка какие-либо домашние обязанности в период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Это правильно, потому что освобождённое время — пускай и небольшое — он сможет потратить на собственное будущее.

✴️Придумайте отступной план

Очевидно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным и полностью реализованным в обществе. Но экзаменационная система такова, что получить небольшой балл может даже тот, кто усердно учился все 9 или 11 лет. Поэтому ещё до экзамена ребёнок должен понимать, что в случае провала его жизнь не кончена.

Поговорите с ним об этом. Объясните, что вы хотите его успеха, но прежде всего — счастья и ментального здоровья. И что при этом ничего страшного в первой неудачной попытке нет. Чтобы доказать это, решите, что будете делать, если что-то пойдет не так.
Для этого можно узнать порядок повторной сдачи экзамена на следующий год (это касается тех, кто сдает ЕГЭ), найти интересную профессию, которую можно освоить с помощью курсов.

Те, кому принципиально, чтобы ребёнок сразу же пошёл учиться, стараются выбрать подходящее учебное заведение с низкими проходными баллами. Или даже присмотреться к процедуре поступления в другую страну. Для него, помимо аттестата с оценками, ничего из отечественной системы образования не потребуется.

Автор: #арина_васильчук студентка факультета журналистики СПбГУ, 18 лет.
источник
2021 January 18
Хакнем Школа
​​На эту интересную задачу 100 лет назад физик Поль Дирак дал неожиданный остроумный ответ

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Предлагаю Вашему вниманию интересную задачу с не менее интересной историей!

📍📍📍Три рыбака, наловив рыбы, решили заночевать на берегу, а улов поделить утром. Один из них, проснувшись ранним утром не стал дожидаться товарищей. Однако оказалось, что число рыб на 3 не делится — одна рыба оказалась лишней. Тогда он отпустил одну рыбину на волю и, забрав свою долю, отбыл домой. Через некоторое время проснулся второй рыбак, он не заметил, что один из его товарищей уже забрал свою долю… Посчитав число рыб он тоже обнаружил, что оно не делится на 3, а чтобы оно делилось, надо избавиться от одной рыбы, что он и сделал. Забрав «свою» треть улова он уплыл продолжать рыбалку. То же самое случилось и с третьим рыбаком: одна рыбина была «лишней» — он тоже избавился от неё и, забрав «свою» долю, отправился домой. Каково возможно наименьшее количество пойманных рыбаками рыб?

Как обычно предлагаю, прежде чем продолжить чтение, решить задачу самостоятельно.

Для начала отмечу, что лет сто назад Поль Дирак дал неожиданный ответ на этот вопрос: минус две рыбы…Отдавая должное чувству юмора известного физика (он известен как автор фундаментальных работ по квантовой механике), не могу не отметить, что с точки зрения формальной математики его ответ абсолютно адекватен, хотя и вызывает сомнение его «наименьшесть», но с точки зрения обыденных реалий он не может быть верным — вряд ли кто может согласиться с утверждением, что рыбаки могли поймать «минус две рыбы»…

🔎Значит, на ответ следует ввести ограничение: он может быть выражен только натуральным числом!

Далее… Число рыб, оставленных третьим рыбаком должно быть чётным, поскольку эти рыбы «должны» делиться на двух других рыбаков. Напрашивается решение подбором числа этих рыб, а этот подбор следует начать с самого маленького натурального чётного числа и проделать с ним в обратном порядке все операции, проделанные рыбаками.

Я же попробую составить уравнение, в правую часть которого и буду подставлять чётные числа. Если в процессе решения уравнения в его правой части будут появляться дробные числа, это будет свидетельствовать, что уравнение не имеет решения в натуральных числах. Итак, приступим.

РЕШЕНИЕ.✂️

Пусть х — число рыб, пойманных рыбаками;

тогда (х – 1) — число рыб, которые делил проснувшийся первым рыбак;

(х – 1) : 3 — доля первого рыбака;

(х – 1) – (х – 1) : 3 = (х – 1) × (1 – 1/3) = (х – 1) × 2/3 — число рыб, которые первый рыбак оставил своим товарищам;

(х – 1) × 2/3 – 1 — число рыб, которые делил второй рыбак;

[(x – 1) × 2/3 – 1] × 2/3 — число рыб, оставленных товарищам вторым рыбаком;

{[(x – 1) × 2/3 – 1] × 2/3 – 1} × 2/3— число рыб оставленных третьим рыбаком своим товарищам.

Начнём перебор: составим и решим уравнение.

🐠Перебор, шаг 1:
{(x – 1) × 2/3 – 1 × 2/3 – 1} × 2/3 = 2,

(x – 1) × 2/3 – 1 × 2/3 – 1 = 3,

(x – 1) × 2/3 – 1 × 2/3 = 4,

(x – 1) × 2/3 – 1 = 6,

(x – 1) × 2/3 = 7,

x – 1 = 21/2 => х= 23/2 не удовлетворяет условию задачи;

🐠🐠Перебор, шаг 2:
{(x – 1) × 2/3 – 1 × 2/3 – 1} × 2/3 = 4,

(x – 1) × 2/3 – 1 × 2/3 – 1 = 6,

(x – 1) × 2/3 – 1 × 2/3 = 7,

(x – 1) × 2/3 – 1 = 21/2,

(x – 1) × 2/3 = 23/2,

x – 1= 69/4 => x=73/4 не удовлетворяет условию задачи;

🐠🐠🐠Перебор, шаг 3:
{(x – 1) × 2/3 – 1 × 2/3 – 1}×2/3 = 6 ó x=25.

ОТВЕТ. 25 рыб.

Продолжение читайте на Яндекс Дзен по
этой ссылке.

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.
источник
2021 January 22
Хакнем Школа
​​Есть два мнения: троечники добиваются большего, чем отличники, и что это люди второго сорта, и их место за прилавком магазинов

О троечниках. Часть первая
О двоечниках мы говорили (ссылка на статью), жарко обсуждали судьбу отличников (ссылка). Настало время поговорить о троечниках.

🖇Чаще всего встречается два мнения:
1. Троечники часто достигают большего, чем отличники.
2. Троечники — люди второго, а то и третьего сорта, их место за прилавком магазинов и в дворниках. Им не достичь большего, они тянут отличников назад и не дают им развиваться. Надо убрать от них умных ребят, а троечники и прочая слабина пусть барахтаются в своем малоинтеллектуальном коллективе.

Конечно, я утрирую. Не все так категоричны. Хотя во втором случае категоричности много.

Итак, добиваются ли троечники большего, чем отличники? Троечники — это просто люди. Школьники. Дети. И могут быть любыми. Среди троечников есть те, кто чем-то серьёзно увлечён, а на другие предметы просто «забил». Там не только трояки могут быть, но и чистые «пары». Среди известных людей как раз такие троечники.

Не даётся математика — зато рисует прекрасно, или на всех праздниках — главный артист на сцене. Проблема с физикой — а в спортзале нет равных, чемпион. Пишет с ошибками – зато по математике лучший в классе. Бывает, что вообще все предметы — трояки, с редкими четвёрочками, а один-два предмета — блестяще. И куда их? К умным? К болоту? Профильные классы есть не везде, и часто при поступлении смотрят на все предметы. А куда артиста девать? Музыканта?

В любом случае, при желании эти дети добиваются порой больше, чем некоторые отличники. Я специально пишу — некоторые, потому что совсем пропащие отличники мне практически не встречались. Но, наверное, всё же есть. Спорить не буду.
А теперь об обычных троечниках. С небыстрым умом, со слабой мотивацией…

Давайте я всё же про свой класс расскажу. Мой первый класс с классным руководством. Моя первая любовь…

Я уже писала, что пришлось мне работать во всей параллели. И что в 8 классе детей распределили по профилям. Самые умные попали в математический класс. Оставшиеся умные попали в хим-био. По-настоящему химией там были увлечены пара-тройка учеников. Умные, но с ленцой, а также гуманитарии попали ко мне, в гуманитарный класс. Остальные — в класс «Г».

Формирование классов проходило летом, по заявлениям детей и родителей. Кто попал ко мне в класс, я узнала только в конце августа. И была удивлена некоторым фамилиям. Да, это были те самые троечники, которых принято называть «серыми». В общем, класс у меня был самый обычный по составу: несколько очень умных детей, десяток хорошистов, примерно столько же троечников, из них трое — почти двоечники, ну, и Шура, но это позже.

🔆Толик
Был тихий и незаметный Толик. Не уверена, были ли у него другие отметки, кроме троек, разве что по физкультуре (5) и музыке (там 4 ставили, если просто тихо сидишь и другим не мешаешь). Но не мешает же! Что ж мне его из класса выгонять? Пусть сидит, учится. Мальчишка хороший, добродушный, вежливый, старательный, исполнительный.

На очередной нашей встрече через несколько лет после школы я узнала, что Толик окончил военное училище, сейчас готовится к защите кандидатской диссертации. На данный момент уже защитил.
Я не буду рассуждать на тему: «Да кому нужны диссертации? Там всё куплено!» Это не так уж важно. Толик не пропал, достиг гораздо большего, чем от него вообще можно было ожидать. Честно — сначала, узнав о диссертации, а просто ржала (простите мне грубое слово, но это было так). Потом подумала: а почему бы нет? И теперь Толиком горжусь.

Продолжение читайте на Яндекс Дзен по этой ссылке
источник
2021 January 24
Хакнем Школа
​​Если убрать из класса всех умных — получим мину замедленного действия!

Так
кто же такие троечники? Добиваются ли они большего, чем отличники? Или всё таки троечники тянут отличников назад? Продолжаем разговор...

Часть вторая
И ещё парочка историй, уже из другой школы. Школа — частная. Родители деньги платят. И хотя школа славится прекрасным уровнем знаний, отличников сюда массово не ведут: их и за бесплатно в своих школах любят и лелеют, им и там хорошо. Так что дети в классах разные, и троечники, и хорошисты, и отличники тоже бывают, самостоятельно выращенные, ниоткуда не переманенные.

🔰ЯРИК
Был как-то набор в 8 класс. Привели мальчика. Высокий, полноватый, рыхлый, в очках, небольшое косоглазие. Читает по слогам. В математике — хилый трояк. Брать не хотели. Тогда родители попросили Ярика выйти из кабинета. Мы грешным делом подумали, что начнут сейчас материальную помощь предлагать, прочие плюшки. Но у нас в школе на это не ведутся. А родители стали рассказывать. Как дразнили одноклассники мальчишку, и он уроки прогуливал. Как учительница его при всём классе «мешком с дерьмом» назвала. Ну и прочее. Этот «мешок» нас добил. Взяли Ярика.

Поначалу ему очень трудно было. Хотя класс не такой уж и сильный был. Но читать научился, писать стал понятнее. А уж в походе и вообще себя классным парнем проявил: и рюкзаки уставшим девочкам нёс, и дрова для костра собирал, и рубил их, и кашеварил. Да и в классе себя отличным товарищем показал. Любили его очень, и девочки, и мальчики. В аттестате — ни одной тройки, а учителя у нас на отметки жадные. В вуз поступил, окончил, успешно работает. А было бы это всё, останься он в старом коллективе?

❇️БОРИС
Думаете, единичный случай? Совсем нет. Вот ещё Борис был. Новорождённым перенес операцию на открытом сердце: многочасовый общий наркоз, клиническая смерть, все вытекающие последствия. В прежней школе — дурак, ни одной роли в школьным мероприятиях. Пришёл волчонком, смотрел исподлобья. Потом понял, что никто его не гнобит, за двойки не ругают, а зовут на дополнительные (ни одного дополнительного занятия не пропустил), непонятое объясняют. А вскоре одноклассники обнаружили, что он в онлайн-игры режется покруче их. Вот и друзья появились.

Потом стало понятно, что всё же легче всего мальчику учиться один на один с учителем. Но к этому времени он уже понял, что не дурак, что может быть другом и просто — «он не хуже других»! Нашла ему школу, тоже частную, подороже, но зато в классе всего два человека. Перешёл. Но мама при встрече до сих пор приветы и благодарности учителям передаёт. Окончил Борис 9 классов и пошёл в 10-ый. Вот на ЕГЭ в этом году его встретила, физику сдавал! И сейчас в Чехию учиться уехал.

И что? Смог бы он достичь этого в «Г» классе?

Я понимаю мам отличников. Им всё кажется, что их детям знаний не додают. Но в обычном, нормальном классе, в котором дети разные, но никто учиться не мешает, никто не мешает и развитию. Сейчас возможностей много!

А вот можно ли оголить классы, убрав всех умных? Сомневаюсь. Получим такую мину замедленного действия, загубим столько детей, которые могли бы стать достойными членами общества, что и представить невозможно.

Не второй они сорт, эти троечники. И не все отличники из спецшкол становятся гордостью науки. И не известно ещё, кто больше пользы стране принесёт: умница и отличник, получивший бесплатное образование и потом уехавший в другую страну, или бывший троечник, ставший прекрасным работником на своем месте. Какими, кстати, и отличники нередко становятся, ничем не отличаясь со временем от троечников.

Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград
источник
2021 January 27
Хакнем Школа
​​Был в нашей школе учитель черчения — бывший фронтовик, контуженный. Боялись его все страшно, а мне он нравился…

Меня учили многие, и добрые, и строгие…
Иногда в памяти остаются учителя совсем не главных предметов, которые и работали-то в классе недолго, и даже не были особенно любимы. О некоторых очень хочется рассказать.

Учитель черчения
Был в нашей школе учитель черчения. Звали его Николай Иванович. Был он высокий, очень худой, с ввалившимися щеками, и никогда он не улыбался, с детьми «за жизнь» беседы не вёл, был строг и жёсток. Говорили, что он бывший фронтовик, контуженный. Боялись его все страшно. А мне он нравился…

На первом же уроке Николай Иванович сразу рассказал о своих требованиях к инструментам, выполнению заданий, подготовке к уроку. И отступление от этих требований каралось. Например, на парте перед уроком должны лежать вычерченная дома форматка, два угольника: на 45 и 30 градусов, линейка, не меньше трёх остро заточенных карандашей (мягкий, средний и твёрдый), циркуль и измеритель. Причём линейка и угольники должны быть только деревянными и без всяких надписей и рисунков. Изрисованные и недеревянные инструменты, тупые карандаши и циркули типа «козья ножка» безжалостно выкидывались в окно. За грязь и начерченные карандашом не той твёрдости линии чертежи летели в мусорную корзину.

Но сколько интересных приёмов черчения он нам показал! Моя двоюродная сестра училась в то время в техникуме. И вечера просиживала над черчением. Я нередко ей помогала: у меня получалось быстрее и аккуратнее, инструменты двигались легко, параллельные линии были по-настоящему параллельными, углы прямыми, расстояния вымерены с максимальной точностью. И всё это было заслугой Николая Ивановича.

Закончилась его работа в школе печально. Однажды мальчишки баловались на перемене. Один находился в классе, другой за дверью. Тот, что в классе, держал дверь и не пускал в кабинет второго. И не видел, что дверь пытается открыть уже не его приятель, а учитель. Учитель, конечно, оказался сильнее. И он рывком распахнул дверь, выволок мальчишку из класса и стукнул его головой об стену.

Специально или просто так получилось — не знаю. Только родители мальчика сходили с ним в больницу, где диагностировали сотрясение мозга (напоминаю, это были 70-е годы, когда для родителей учителя ещё были авторитетом, жаловаться и искать на них управы было не принято, так что думаю, что удар и правда был нешуточной силы). В общем, Николай Иванович из школы ушёл, тем более, что он уже был давно на пенсии. И больше я о нём не слышала. Странно только то, что при встречах с одноклассниками я обнаружила, что никто его и не помнит…

Об учителе географии и учителе пения читайте в полной версии статьи на Дзене по ссылке.

Автор: #литвинова_карина 60 лет, из которых 37 лет проработала в школе, учитель русского языка и литературы, г. Калининград.
источник
2021 January 30
Хакнем Школа
​​Женщин и всех, кто был в селе, немцы согнали в это место, а ребятишкам запретили выходить из катакомб

Эту историю рассказала нам читательница нашего канала в комментариях к статье "Не сохрани Соня те лежалые продукты, умерли бы мы от голода, как многие ленинградцы" . С разрешения автора мы публикуем её рассказ о своём отце.

Мой папа Балашов Николай Дмитриевич 1931 года рождения не был блокадником, он был ребёнком войны. В 41 – ом ему было 10 лет. Мальчишка — хулиган. Они жили на Украине. У них был добротный дом и отличная баня, дед был плотником.

Фашисты быстро навели порядок, бабушку с ребятами отправили жить в баню, сами заняли дом. Бабушка и другие женщины помогали партизанам, тайно ночами пекли хлеб, а ребятишки носили его, будто в лес идут по грибы. Однажды партизаны не успели предупредить детей, что будет взрыв эшелона. Дети были рядом с лесом и железной дорогой, когда начали взрывать. Остатки фашистов летели в разные стороны, падали на деревья. Папа от увиденного онемел и долго не мог говорить.

Фашисты издевались как могли. Однажды напились и поставили папу к стенке, стали метать ножи. Один из фашистов попал в папу, но только задел. Папа упал, но когда очнулся — заговорил.

А потом случилось страшное. Кто-то рассказал, что за селом малыши играют в партизаны, там земля была песчаная, а малышам было по 6 -8 лет. Настроили они всякие ходы из этого песка и глины. Женщин и всех, кто был в селе, согнали в это место, а ребятишкам запретили выходить из этих катакомб, что они нарыли.

Детей туда загнали и проехали по ним танком. Папа с содроганием вспоминал, как кричали дети, потом их крик становился тише, кричали женщины, а фашисты не подпускали их к детям. Только когда всё стихло, оцепление было снято. Женщины руками разгребали песок, рыли землю. Там у папы погиб братик Митька...Папы уже нет.

Всё это было где-то под Горловкой. Иногда я думаю, хорошо, что папа не узнал, что фашисты сейчас орудуют на Украине. Его сердце бы не выдержало. Потом погибла его мама, она взорвалась на мине, до неё пришёл отец с концлагеря и тоже умер. Папа воспитывался в детском приюте, но стал настоящим коммунистом, прекрасным отцом и великолепным мужем.

Автор: Виктория Сотник - Нечепуренко, читатель канала Хакнем Школа, бывший преподаватель двух вузов, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей и бабушка 8 внуков.

Если вы (или ваш родственник) были участником важных событий, которые хотели бы сохранить в памяти других людей — присылайте свою авторскую заметку (+ плюс фотографии из личных архивов) нам на почту info@haknem.com , мы опубликуем в рубрике #это_нужно_живым от вашего имени.
источник
2021 February 06
Хакнем Школа
​​Противники школьной формы считают, что она стирает личные границы ребёнка, а что говорит закон?

Школьная форма с точки зрения закона: право или обязанность?
Споры о том, нужна ли школьная форма и кто должен за неё платить, бесконечны. Сторонники формы считают, что она лучше дисциплинирует и скрывает социальное неравенство, защищает детей от лишних комплексов и психологических травм.

Противники указывают на то, что форма стирает личные границы ребёнка, на то, что она бывает неудобной и даже опасной для здоровья, если говорить о юбках в холодные периоды года. А что говорит закон о форме?

❇️Письмо Минобрнауки РФ от 28 марта 2013 года
Основополагающим актом является письмо Минобрнауки РФ от 28 марта 2013 года № ДЛ-65/08 “Об установлении требований к одежде обучающихся”, называемое   “Модельным актом”. В нём предъявляется всего несколько требований к одежде школьника.

Это соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, погоде и температурному режиму в помещении. Ещё школьная форма должна соответствовать нормам делового стиля и иметь светский характер.

❇️Заключение Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 года
Другие требования представлены в заключении Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 года. В нём прописано, что на территории школы ребенок должен находиться без головных уборов. Всё из-за того, что их рассматривают как потенциальный источник опасных заболеваний. В том числе педикулëза.

❇️Определение Верховного Суда от 10 июля 2013 года
Ответ на все вопросы о религиозных атрибутах и предметах гардероба в школе дал Верховный суд РФ в своём Определении от 10 июля 2013 года № 19-АПГ 13-2. По нему одежда школьника должна носить светский характер. А запрет на ношение хиджаба или косынки не нарушает права на получение образования.

❇️Федеральный закон “Об образовании” от 29 декабря 2012 года
Главные вопросы расписаны именно в Федеральном Законе “Об образовании”. По нему школа может установить форму, если будет издан соответствующий локальный приказ. Решение администрацией вопроса о форме должно приниматься с учётом совета обучающихся и родителей в том числе.

При этом в некоторых регионах можно получить субсидию из бюджета на покупку формы. Но тут надо разбираться в региональный нормативных актах. К тому же, можно обратиться за помощью в службы соцзащиты. Для школьников, не имеющих возможность оплатить форму, предусмотрены субсидии.

Что будет с ребёнком, который отказывается от школьной формы? Это признается нарушением правил школы. Статья 43 Федерального Закона "Об образовании" установила, что крайним наказанием за систематические нарушения является отчисление (это касается только учеников среднего и старшего звена). А как относятся к форме в вашей школе?

Автор: #арина_васильчук студентка факультета журналистики СПбГУ, 18 лет.
источник
2021 February 08
Хакнем Школа
​​Аршин, сажень, локоть, вершок — сколько это? Всë о старорусских мерах длины

Мы уже говорили о счёте на пальцах. Подобно тому, как при счёте человек пользовался испокон веков пальцами рук и ног, так и при измерении расстояний он прибегал к рукам и ногам. Вот почему в прошлом мерами длины служили шаг, ладонь, локоть.

Древними русскими мерами длины, употреблявшимися в XI – XII вв., были: пядь, локоть, сажень, верста.

⚜️ПЯДЬ
Названия первых трёх связаны с частями человеческого тела. Малая пядь равнялась расстоянию между концами растянутых пальцев, большого и указательного (около 19 см), большая пядь — расстоянию между раздвинутыми большим пальцем и мизинцем (около 23 см).

⚜️ЛОКОТЬ
Мера локоть равнялась примерно двум большим пядям (от 44,4 до 47,4 см).

⚜️САЖЕНЬ
Сажень первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках. По «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля слово «сажень» имело форму «сяжень». Глагол «сягать» означает доставать до чего-либо, отсюда, вероятно, выражения: рука не сягает, разум сягает, да воля не владеет, отсюда глаголы «досягаемый» или «недосягаемый».

В Древней Руси применялось множество саженей:

✅косая сажень, она же великая — расстояние от пальцев ноги с развёрнутым вбок носком до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали ≈ 248,9 см(2,48 м);
✅маховая сажень (народная) — расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (1,78 м);
✅морская сажень (1,83 м);
А также: городовая, царская, церковная, малая и др. сажени.

⚜️ВЕРСТА
В более поздние времена установилась мера расстояний верста, приравненная 500 саженям. В древних источниках верста называется поприщем и приравнивается 750 саженям.

⚜️АРШИН
Из всех мер длины в быт русского народа прочнее всех внедрился аршин. Об этом свидетельствует прежде всего большое количество поговорок и оборотов народной речи: мерить на свой аршин, словно аршин проглотил, я тебя на аршин смеряю (прибью палкой) и т.д…

Аршин = 4 пядям = 16 вершкам ≈ 71,12 см.

Хотя устойчивые выражения с вышеперечисленными старинными мерами длины мы применяем и сегодня. Какие помните? Мне пришли в голову эти:

Слышно за версту.
Верста коломенская (о высокорослом человеке).
Косая сажень в плечах.
Мерить на свой аршин.
От горшка два вершка (мне особенно нравится)
В 1835 году сажень была официально приравнена к 7 английским футам (2,1336 метра), прежняя русская система мер получила окончательный вид:

миля = 7 верстам,

верста = 500 саженям ≈ 1,0668 км;

сажень = 3 аршинам = 7 футам ≈ 2,1336 м;

аршин = 4 четвертям = 16 вершкам = 28 дюймам ≈ 71,12 см;

четверть = 4 вершкам ≈ 17,77 см;

фут = 12 дюймам ≈ 30,48 см;

дюйм = 10 линиям ≈ 2,54 см;

линия = 10 точкам ≈ 2,54 мм.

Сейчас это кажется всё так сложно и непонятно, как же в старину всё это знали и считали? Толи дело сейчас — всё понятно.

А всё-таки кто и когда ввёл в качестве единицы длины — метр?

В настоящее время многими странами мира принята в качестве обязательной метрическая система мер. Слово «метр», как название единицы длины, впервые встречается у учёного Т.Бураттини в его книге «Универсальная мера», напечатанной в 1675 г. в Вильнюсе.

В 1791 г. комиссия Парижской Академии наук, в состав которой вошли знаменитые математики: П.С. Лаплас, Ж.Л. Лагранж, Г. Монж и др., предложили принять за единицу длины и назвать «метром» одну сорокамиллионную долю земного меридиана. Предложение было утверждено Национальным Собранием Франции, и в 1795 году метр был определён как 0,0000001 четверти парижского географического меридиана.

Автор: #ирина_чудневцева координатор канала Хакнем Школа, 42 года, город Ярославль
источник
2021 February 10
Хакнем Школа
​​Конец четверти, сижу, заполняю журнал. Стук в дверь. Появляется этот папа... "Я пришёл, чтобы вцепиться Вам в волосы!"

Помните
?

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и

Младший

Вот и я про такого "старинушку", у которого было три сына. Старший был вполне умненьким мальчиком, но главное в нём было его обаяние. Весёлый, приветливый; его улыбка могла погасить агрессию, заставить улыбнуться, забыть о неприятностях.

Самым умным был средний: сосредоточенный (но без мрачности!), всегда глубоко проникавший в суть материала, готовый помочь другим. С ними с обоими было легко и приятно разговаривать.

А вот с младшим всё по-другому. Абсолютный интроверт: молчаливый, взгляд в себя, на разговор не вытянешь. Самым тяжёлым было то, что он почти не отвечал: если спросишь, получишь очень скупой ответ. Если я объявляю, что на следующем уроке зачётная работа, он не приходил.

У меня свидетели — весь класс, а дело было в начале 90-х, то есть это ещё советская школа, я, не имея его ответов и оценок, считаю, что на "3" я его научила, ставлю "3" (карандашом!). Придёт, сдаст — получит то, на что знает.

Надо сказать, что у этих мальчишек был необыкновенный отец: двухметровый гигант, весёлый, шумный, общительный. Классные руководители на него молились: на всех мероприятиях, на "Зарнице", в походах он с ними. Представляете, какая помощь. И дети, конечно, к нему тянулись: весёлый, умный, сильный. Клад, а не папа.

Конец четверти; я сижу в кабинете, заполняю журнал, подсчитываю проценты — готовлюсь сдавать завучу. Стук в дверь. Появляется этот папа. Ну, слава Богу! Поговорим. Сел напротив и спрашивает:

— А почему у моего тройка?

— И эта — от щедрот.

— Как это? Почему?

Я ему объясняю. То, что он мне поведал, вызвало у меня...даже не знаю, как и назвать. Смесь ужаса с печалью.

— Это я ему сказал, чтобы он на уроках руку не поднимал.

— ...???

— Да, я ему сказал: "Сын, если в классе все знают и тянут руки, ты не поднимай — не велика честь пополнить лес рук. А вот, если никто не знает, тогда поднимай и отвечай. Учись утверждаться." Вот почему он и молчит.

Я смотрела на него и думала: "Он просто дурак или к психиатру?" А он смотрел на меня взглядом победителя (Ну, в самом деле, какой "гениальный" педагогический приём!).

Дальше начался поединок. О таких разговорах редко узнаЮт — ни та, ни другая сторона не распространяются.

— Что Вы наделали!? Что Вы наделали? Зачем парня уродуете?

— Как уродую? Я учу его самостоятельности, учу, как вызвать к себе уважение.

— Какое уважение? В этом классе такие "зубры", здесь не бывает так, чтобы никто не знал: гимназический, конкурсный математический класс! Не может быть так, чтобы никто, а Ваш сын один знал бы и блеснул! Ему, при том, что он очень замкнутый, закрытый человек, надо учиться жить среди людей, учиться коммуникации, а Вы затолкали его в футляр. Опомнитесь! Пока не поздно, поговорите с ним, проанализируйте результаты, предложите ему другой вариант — работать вместе со всеми без высокомерия. Ещё может получиться! /Речь была весьма горячей/.

Он смотрел (извините!), вылупив глаза — не ожидал такого напора. Помолчали. Потом ещё около часа говорили. Пообещал сейчас прислать его ко мне на устный зачёт. Распрощались спокойно. Уходя, уже взявшись за дверную ручку, он вдруг произнёс:

— Хорошо, что мы так поговорили, а то ведь я шёл сюда, чтобы "вцепиться Вам в волосы". До свидания.

Он вышел, а у меня перехватило горло: этот гигант пришёл, чтобы расправиться со мной при моих 43 килограммах и 158 сантиметрах роста. Конечно, "вцепиться..." — это фигурально, но какова степень агрессии. Я думаю, что к концу этого разговора я весила не больше 41 кг.

Автор: #олимпия_засухина 76 лет.
источник