Рубрика #ЧтецСамец
Дочитал How to Think Like a Roman Emperor — очередную книгу про похождения Марка Аврелия и Стоицизм. В этот раз автор больше сосредотачивается именно на личности и истории Марка, нежели на его мудрости или учении стоиков.
Автор начинает книгу со смерти Марка — и с одной из главных медитаций Стоицизма, медитации о смертности человека. Осознание наличия неизбежного конца дает возможность быть более приземленным, вне зависимости от уровня успеха.
Далее автор переходит к ранним годам жизни Марка и к тому, как от обычной для Рима софистики он пришел к более сложной в осознании философии Стоицизма. В этой главе автор описывает основы движения.
Например, люди часто ошибочно считают, что стоики неэмоциональны. Наоборот, один их постулатов Стоицизма — это принятие своей человеческой натуры, а так же и эмоций, которые обязательно будут, это заложено природой. Стоики не пытаются обуздать эмоции или их заглушить. Однако некоторые позитивные эмоции, конечно, стоит культивировать, если у них есть цель.
Отдельно автор повествует о теории в когнитивной психотерапии, что не сами события вызывают у нас негативные или позитивные эмоции, но наше отношение к этим событиям. Автор делится техниками, как спокойно, рационально и отдаленно справляться с теми или иными последствиями от эмоций.
После, автор рассказывает про менторов Марка и их вклад в привитие ему идей Стоицизма. Главная мысль этой главы в медитации конца дня — задавать себе три вопроса вечером: что мы сделали плохо, что мы сделали хорошо и что мы упустили, что можно сделать лучше в будущем.
Дальше идет рассказ о Марке и его брате ко-императоре. О том, как Марк стал философом и старался делать все как можно лучше, а его брат покинул философию и стал плохим правителем-пьянчужкой. Автор упоминает способ избавления от вредных привычек — найти действие, которое всегда идет перед самой привычкой, определять и останавливать его. То есть бороться не с привычкой, а с событиями, которые ее предвещают.
У Марка вообще было достаточно много проблем со здоровьем — и Стоицизм ему очень помог жить с этими проблемами. Автор рассказывает о семи стратегиях, как справляться с болью. Например, отчуждение больной части тела от общей картины и принятие боли, как неизбежной. Болит кисть руки? Ну это только кисть руки, остальное тело же не болит!
Плюс к этому, обязательная часть Стоицизма — намеренный дискомфорт. Например, раз в неделю поспать на полу без матраса, чтобы остальные 6 дней радоваться наличию матраса. Или денек не пользоваться правой рукой, чтобы потом ценить ее больше. Простые, но эффективные вещи!
Обязательная часть любой книги про Стоицизм — премедитации плохих событий — тут тоже есть. Автор сравнивает методы современной когнитивной психотерапии и терапии от стоиков. Например, декатастрофизирование!
Автор рассказывает про период гражданской войны во время правления Марка. Когда один из его генералов, воспользовавшись слухом о смерти Марка, решил захватить власть. Перед походом на решающую битву, Марк произнес речь, в которой простил всех участников восстания. В итоге, войска восстания просто решили не сражаться с армией Марка, а генералы восстания убили узурпатора власти.
Этим примером повествование переходит к еще одной важной части Стоицизма — понимание и прощение.
Книга заканчивается монологом Марка перед смертью, который просто необходимо прочитать самостоятельно.
Вкратце, я бы обязательно посоветовал эту книгу всем, кто использует практики Стоицизма и знаком с личностью Марка Аврелия. Это великолепное произведение, кратко подытоживающее длинную и интересную жизнь римского императора и самого известного стоика.