К нам регулярно обращаются с разнообразными запросами об экспертных прогнозах, и особенно о прогнозах по росту цен. Давайте попробуем вместе посмотреть немного вперед. Достаю свой магический шар и заглядываю в него. Стратегия сезонного ценообразования в магазинах одежды отражают прежде всего прогнозы по инфляции рубля на ближайшее полугодие (ее неизбежно закладывают в цену) , а также фактическое состояние и прогнозы по расходам на производство и логистику.
1.
Инфляция рубля
‐ низкая: впервые за много лет прогнозируется очень низкая инфляция, свидетельствующая об укреплении позиции рубля, средний номинальный курс доллара к рублю в 2020 году составил 71,94 руб. Согласно прогнозу Министерства экономического развития на 2021 год – он составит 72,8 (фактический курс на сегодня – 74,1).
2.
Сырье и производство
– высокий рост стоимости: впервые за 40 лет мировые цены на сырье показали рекордный рост – за год индекс Bloomberg Spot Commodity вырос на 62%. Растут экспортно-импортные цены практически на все позиции сырьевых товаров, растет общемировая инфляция и она напрямую влияет и на цены в РФ. Так, например, наиболее важное для fashion индустрии сырье – хлопок - подорожало на 30-35%. Таким образом, растут инвестиции в продукт, в открытие магазинов: с прошлого года цены на строительные материалы, дерево и металл бьют рекорды.
3.
Логистика
– резкий рост стоимости: перевозки подорожали в 3-5 раз вследствие усложнения цепочки поставок из-за пандемии, турбулентности конъюнктуры, эпидемиологических мер и случившихся форс-мажорных ситуаций в важнейших мировых транспортных узлах: в Суэцком канале, а потом в Китае.
Поэтому, повышение цен неизбежно. Но на массовом рынке (не в люксе!) оно будет происходить в ситуации низкой покупательской способности и негативного индекса покупательских настроений. В исследовании потребительского оптимизма компании NielsenIQ указывается, что ¾ россиян (71%) живет в режиме экономии покупок, и экономят на всем, что находится за рамками обязательных ежемесячных трат. Подавляющее большинство респондентов (68%) ограничивают себя в развлечениях вне дома, 67% отказывают себе в покупке новой одежды, 61% — в походах в кафе и рестораны, 54% — в ежегодном отпуске. Среднее значение российского индекса потребительского оптимизма составляет минус 10 (по шкале до 100) . Это на 10 пунктов ниже, чем «переломное» нейтральное положение. Таким образом, сегодня у потребителей преобладают пессимистические оценки в отношении собственных финансовых перспектив, тревогу и негатив также усиливает ощущение растущего уровня цен. Это приводит к снижению готовности тратить деньги на одежду и обувь.
Соответственно линейное подорожание цен в рублях на массовом рынке одежды маловероятно. Уровень роста цен будет зависеть от стратегии каждого бренда. Одни будут повышать цены, другие – экономить на расходах в качество. Коридор роста можно оценить в 5-20%.