Вот, что хочу сказать сегодня. Что все мы с вами, все участники модной индустрии на самом деле большие молодцы. Ищем пути выхода, открываем новые возможности и даже изобретаем что-то новое. Хочу вас подбодрить вот таким постом, который я попросила написать мою подругу Дашу, экс-редактора FashionUnited, которая с недавних пор живет в Сингапуре.
Итак:
История о том, как самое время гордиться отечественным e-commerce.
Редкий случай, когда российский бизнес выигрывает на фоне, казалось бы, такого идеального мира, как Сингапур.
Ровно месяц как в Сингапуре сработал «предохранитель». Это дословный перевод термина circuit breaker, которым тут называют «не»-карантин. С 7 апреля закрылось в офлайне все, кроме аптек, заправок и продуктовых. Что больше всего удивляет эти 30 дней — так это поведение местных ритейлеров. В относительно небольшом городе, где минимум театров, музеев и пробок, на шоппинг и рестораны всегда есть время, это часть местной культурной жизни. Поэтому онлайн-магазинов тут почти не было. А те, что были, с введением режима stay home, похоже, недооценили грузовик с конфетами, перевернувшийся на их улице.
Ещё в марте было очевидно, что главный местный онлайн-продуктовый не вытягивает: сайт виснет, доставка не справляется, логистика зашивается, товара не хватает... Прошёл месяц, а ситуация не изменилась. Заказ продуктов онлайн остался в Сингапуре цирковым представлением: актуальность ассортимента выясняется только на стадии оформления заказа, как и невозможность выбрать дату доставки. Все слоты обычно заняты на недели вперёд.
Непродуктовый ритейл тоже не раскачался. По-прежнему непросто купить канцелярку, книги, DIY, растения, текстиль, мебель и пр.
А что же офлайн? А работающий офлайн — в домике. Что-то подсказывает мне, что в России супермаркеты в аналогичных условиях уже подсуетились бы, накидав между картошкой простыночки-подушечки, а к сокам доставили бы полок с книгами, тапочками и халатами. Но здесь основной ритейлер действует смело — в минимальный ассортимент сопутствующих товаров выставляет чемоданы, сумки и прочую никому не нужную галантерею.
Пока народ сметал туалетную бумагу, почему ему не предложили заодно прикупить цветы-горшки-рассаду-наборы юного клумбовода для дома? Все то, что скрасит домашний труд, досуг и быт. Почему не случилось корнеров - супермаркеты не протянули руку помощи простаивающим Crocs, Hooga (домашний текстиль и декор) и Daiso (местный фикспрайс)? Почему не подвезли детских игрушек?!
Основные источники непродовольственных товаров - немногочисленные и сильно удаленные от центра гипермаркеты с соответствующим выбором и онлайн-маркетплейсы (назовем их обобщенно «алики») с длительной и негарантированной доставкой товаров неподтвержденного качества.
ИКЕА, которая сначала испытала шок и в первые дни домашнего режима лишилась всех рабочих столов, а затем и домашних растейний, что-то все-таки доставляет, но стоимость доставки равна ценнику 7 (!) поездок на такси до той же ИКЕИ.
Сингапурский fashion без своих бутиков осиротел в онлайне, везет 5 рабочих дней (площадь страны в 4 раза меньше Москвы, на минуточку). Но у большинства марок здесь так и нет своих онлайн-магазинов...
Так что, вы, кто ждет с минуты на минуту доставку Самоката, Озона, Ламоды и прочих отечественных ритейлеров, радуйтесь:) И оставайтесь дома!