Size: a a a

Campaign Insider

2020 February 03
Campaign Insider
Перенос даты выборов 2021

Иногда полезно посёрфить на сайте Государственной Думы. Прямо сейчас три законопроекта, связанные с переносом даты выборов вынесены на рассмотрение парламентом. Все они касаются 2021 года. Все они были внесены и зарегистрированы в 2018 году. По всем решение было принято 15 января, видимо, связано с регламентом рассмотрения законопроектов.

Что предлагают?

1. № 471205-7 — перенос единого дня голосования 2021 года с сентября на март.

2. № 545087-7 — перенос единого дня голосования 2021 года с сентября на апрель.

3. № 476598-7 — перенос единого дня голосования 2021 года с сентября на октябрь.

Будем следить дальше.
источник
2020 February 06
Campaign Insider
​​Вчера выступил в МВШСЭН (Московская высшая школа социальных и экономических наук) на тему "Рабочие инструменты политтехнолога на примере МГД-2019". Думал, отстреляюсь за 30 минут, а в итоге меня продержали два часа и закидывали вопросами :)

Были откровенно сложные, например, про то, как противодействовать Электронному голосованию в 2021. Были полегче — про активистов и социальные сети. Все были про технологии и их применение, что меня очень радует. Надеюсь, получится чаще делиться знаниями со студентами. Да и самому учиться у них. Большое спасибо организаторам за предоставленную возможность.

А если вы хотите позвать меня с лекцией или семинаром в свой город/университет — пишите на почту pavel.dubravskiy@gmail.com. В ближайшие два месяца планирую тур на весну-2020, спешите!
источник
2020 February 09
Campaign Insider
Сколько получают политтехнологи?

В нашей профессии не принято говорить о зарплатах публично. В США существуют открытые списки богатых и успешных политтехнологов обеих партий, есть различные реестры и свои аналоги списка Forbes. В России такого нет или мне не удалось их найти. Есть отдельные рейтинги или заброшенные проекты вроде IZBASS (олды тут?).

А молодые спрашивают, интересуются. Ведь не зря они поступали на политфак своего университета. Перспективы трудоустройства волнуют всех. Поэтому я решил расспросить несколько коллег о том, сколько получают специалисты на выборах.

И вот что ответил один из специалистов на рынке:

Нет устоявшихся расценок: иные наглые проходимцы продают тупую консультацию в духе Капитана Очевидность за 100 килорублей, в то время как мегапрофессиональные мэтры за ту же сумму сопровождают месяц избирательной кампании.

По своему опыту могу сказать, что ценник, который легко обосновать перед клиентом, часто зависит от того, участвовал он уже в выборах или нет. Если нет, то его ожидания будут отталкиваться, условно говоря, от средней зарплаты в его городе. Поэтому даже средний по меркам политического рынка гонорар заставит его челюсть отвиснуть.

Условно я бы поделил расценки сопровождения на четыре группы.

1. 100-150 тысяч за месяц сопровождения

На такие деньги может согласиться неадекватно скромный или начинающий консультант, консультант в период тотального безрыбья в межсезонье, либо если сопровождаемый проект абсолютно не напряжённый (дистанционный формат с визитами раз в месяц, например, или фоновый либо спойлерский проект).

2. 200-350 тысяч за месяц кампании

В данном диапазоне гонорар  назначит крепкий середняк, местечковый гуру, либо  если речь идёт о довольно шаблонном проекте, при этом сопровождается  один уровень выборов (муниципалитет или региональный «куст»), хотя заказчик, конечно, попытается навязать сопровождение всех уровней выборов, проходящих одновременно.

3. 350 - 600 тысяч за месяц электоральных тревог

За такие деньги будет работать вполне состоявшийся профи, середнячок на партнёрском откате (часть гонорара, иногда чисто символическая, отдаётся тому, кто пристроил на проект), либо середнячок-счастливчик, урвавший щедрого клиента.

4. От 600 тысяч до 1 млн. за месяц сопровождения кампании

Столько будут стоить услуги раскрученной «звезды» политконсалтинга, профи на партнёрском откате (тут обычно речь уже не о символизме), либо опять же профи-счастливчик, урвавший жирного клиента.

Это все, конечно, очень условно. Бывает, что «звезда», находясь по самые брови в долгах, или не являясь столь уж финансово состоявшимся, как пытается изображать, берется вести проект за сотню. Бывает, что новичок волею случая поднимает 700-тысячный контракт. Рынок политконсалтинга предельно неформален, тут нет единой тарифной сетки. Но в среднем где-то так.

Если вы не согласны или хотите рассказать о своём представлении рынка политических услуг в России, гонорарной политике, — пишите на electionsquad@gmail.com. Анонимность гарантируем.electionsquad@gmail.com. Анонимность гарантируем.
источник
2020 February 10
Campaign Insider
​​Третий подкаст Campaign Insider. Тема — муниципальные выборы в Санкт-Петербурге, 2019

В этом выпуске вместе с политологом Ильёй Дорхановым обсудили прошедшую муниципальную кампанию в Санкт-Петербурге. В январе у нас вышел обстоятельный лонгрид на эту тему, обязательно прочитайте. Илья рассказал про административный ресурс и методы фальсификаций, поделился способами бороться с последними и законно обходить запрет на коллективную агитацию кандидатов (да-да, в Питере есть такой запрет).

А ещё:

— какие электоральные школы обучали кандидатов;
— ТОП-3 ярких кампаний;
— кто такие "самомедвеженцы";
— о финансировании кампаний, фандрайзинге;
— кандидат или кандидатка;
— фальсификации, братки, админ.ресурс и то, как этому противодействовать (невероятная история погони за украденными бюллетенями);
— война комиссий в Питере;
— фактор Умного голосования;
— кто сильнее в мобилизации: УГ или ЭГ.

И наш вечный вопрос: куда идти молодым специалистам — во власть или оппозицию?

Гость: политолог Илья Дорханов

Поддержать: Сбер 4276 1609 9054 2038, Тинькофф: 4377 7200 0143 1550

Youtube: https://youtu.be/hHEf_z0VMRg

Soundcloud: https://soundcloud.com/user-368823132/ci3

ITunes: https://podcasts.apple.com/ru/podcast/campaign-insider/id1496544240

Подписывайтесь и ставьте лайки!
источник
Campaign Insider
источник
2020 February 11
Campaign Insider
Недореферендум всё ещё полон тайн и загадок, ответы на которые мы получим в самый неожиданный (неподходящий) момент.

Как Путин собирается (по его словам) не подписывать закон о поправках, если люди на недореферендуме его не поддержат? Это же федеральный конституционный закон, а по ним у Президента нет права вето. Либо никто в окружении Путина не читал Основной закон, который они правят (во что трудно поверить), либо нас откровенно держат за дураков (во что после левадовской социологии поверить и правда легко). Клишас и Крашенников из "рабочей группы", правда, опровергают слова президента, утверждая, что сначала ему придётся подписать то, что принесут, а праздник демократии будет уже потом. При таком сценарии недореферендум становится похож на известное австрийское голосование 1938 г.

Как будет проходить недореферендум? Правовой базы у "общероссийского голосования" нет, как его проводить -- не знают даже те, кого назначили исполнителями. "Рабочая группа" вроде бы намерена ориентироваться на нормы для президентских выборов, в том числе наличие общественного наблюдения, но формально это пока никак не закреплено. Возможно, "общественными наблюдателями" окажутся исключительно представители ручной "общественности", а остальных под тем или иным предлогом не допустят. Если всё же допустят, то смысла и в этом будет немного: результаты "опроса" никого ни к чему не обязывают, и даже шансов посадить фальсификаторов на практике почти нет. Пока же недореферендум по статусу не особо отличается от голосовалки ВК.

Какого, в конце концов, числа он будет? Хотя бы в каком месяце? За последние несколько дней я видел самые разные предположения на этот счёт: от 8 мая до дня рождения Ленина. Похоже, организаторы ищут дату, которая точно не создаст им проблем. Но любая из них, как выясняется имеет свои недостатки.
источник
2020 February 17
Campaign Insider
​​Четвёртый подкаст Campaign Insider. Тема — Русское студенчество: куда податься политологу

Сегодня в выпуске вместе со студентом-политологом питерского вуза обсудили проблемы российского высшего образования, перспективы работы для политологов и текущее состояние этой научной дисциплины.

Что внутри:

— куда лучше пойти, в КВН или ОПГ
— как переехать из маленького сибирского городка и поступить в московский вуз
— стоит ли платить за российское образование
— лучшее образование - обязательно ли самое дорогое
— лучшие университеты Москвы по направлению политология (спойлер: тут нет МГУ и МГИМО)
— что такое студенчество
— научная карьера в России: гранты, стипендии, собственная лаборатория
— политология - наука ли

И наш вечный вопрос: куда идти молодым специалистам — во власть или оппозицию?

Гость: студент-политолог Иван Махаев

Поддержать: Сбер 4276 1609 9054 2038, Тинькофф: 4377 7200 0143 1550

Youtube: https://youtu.be/yoF93METKYU

Soundcloud: https://soundcloud.com/user-368823132/ci4

ITunes: https://podcasts.apple.com/ru/podcast/campaign-insider/id1496544240

Яндекс.Музыка: https://music.yandex.ru/album/9920794
источник
Campaign Insider
источник
2020 February 18
Campaign Insider
​​Берни Сандерс использует мобильное приложение для агитации избирателей. Я разобрался в нём и рассказываю, как оно работает

Праймериз демократов в самом разгаре. В них участвует один кандидат, который:

- на втором месте по количеству делегатов (21 против 22 у лидера)

- на первом месте по количеству пожертвованных денег ($95,9 млн.)

- на первом месте по национальным опросам (24%, Quinnipiac, Monmouth, NBC News/Wall Street Journal)

- на первом месте по количеству упоминаний в СМИ.

Речь идёт о Берни Сандерсе, «демократическом социалисте», вдохновлённым опытом Советского Союза. Человеке, против которого направлен весь истеблишмент демократической партии США. Я уже выкладывал перевод статьи про работу штаба Сандерса с молодым поколением, в частности, миллениалами, обязательно прочитайте.

Помимо успешной работы агитационной полевой сетки, команда Сандерса умело использует современный софт и геймификацию для достижения отличных результатов. Его приложение можно найти в открытом доступен Appstore, что я и сделал.

Читайте подробный разбор агитационного приложения Берни Сандерса. Только на Campaign Insider.

P.S.: приложений других кандидатов я не нашёл, зато обогатил свой тезаурус новым термином F2F-агитацией.

Читать на Yandex.Zen

https://zen.yandex.ru/media/id/5b7151de458d1300a9eba8b1/amerikanskii-socialist-dokazal-prevoshodstvo-sssr-vsei-amerike-5e4abc98386b1c555647adfd

#гайд #IT #софт #США
источник
2020 February 19
Campaign Insider
Отличное дополнение к подкасту про состояние нынешней политологии в России.
источник
Campaign Insider
На Campaign Insider вышел вдумчивый подкаст о вузовской политологии в России. Интересно и для абитуриентов, думающих, куда податься, и для выпускников — сравнить со своими впечатлениями и опытом. Вслед за Иваном Махаевым, аспирантом-политологом из СПбГУ, вставлю и свои пять копеек:

1) Любопытно, что Иван, окончивший бакалавриат в РАНХиГС, всё же в топ вузов по политологии помещать его не стал. Не знаю, как в московском, а в петербургском РАНХиГС есть вполне приличная политология (ФМОПИ, ранее ФСПИ), где преподают хорошие исследователи, выпускники тех же ВШЭ, ЕУ СПб и зарубежных университетов. Мнения по поводу того, стала эта программа за последние годы лучше или хуже, разнятся — но всё же качество образования там пока явно выше, чем на "советской политологии" типа МГУ.

2) Будем откровенны: политфак СПбГУ — место весьма сложное и неоднозначное. Оттуда вышло много замечательных учёных, это старейшая в России программа по политологии и т.д. и т.п. — всё это правда. Однако я хорошо помню, как на дне открытых дверей в 2012 году тогдашний, кажется, замдекана вещал про то, как в "нынешней сложной обстановке" России нужны "патриотичные политологи", которые будут разоблачать грязные инсинуации Запада и козни пятой колонны. После этого я не особенно расстроился, когда узнал, что в СПбГУ не прошёл.

3) Качество образования может серьёзно отличаться даже в рамках одного вуза, но на разных уровнях обучения. Скажем, в питерской Вышке очень хороший бакалавриат по политологии, но не самая удачная магистратура. Правда, там с этого года сменилось руководство, поэтому есть надежда на перемены к лучшему.
источник
2020 February 21
Campaign Insider
Работа на президентских выборах в США-2020: где искать, как попасть

Давно мечтали поработать в Штатах? Хотите интересно и полезно провести весь 2020? Или набраться опыта по специальности? А может, вы фанат Трампа или Берни, тогда давайте разбираться, как попасть в предвыборный штаб одного из кандидатов.

Для начала ознакомьтесь с датами ближайших выборов и праймериз на NCSL.

Вакансии на выборах обычно выкладывают на Job Boards (русск. доски объявлений, ищите сами) или Job Banks (оставляете резюме, ищут вас), вот некоторые из них.

Job boards

1. Jobs that are left — так называемые "прогрессивные" вакансии, для сторонников Демократической партии. Есть возможность устроиться не только на кампании, но и в правозащитные, юридические организации. Доступ - бесплатно. https://clck.ru/MFgfj

2. Brad Traverse— персональная база вакансий. Доступ - платный. https://clck.ru/MFiNU

3. *Sujata Strategies* — персональная "доска объявлений" политического консультанта. Доступ к списку - платный. Тоже продемократический список.

4. *Idealist* — non-profit organizations, т.е. НКО и НПО, некоммерческая сфера. Доступ к списку - бесплатно.

5. *Public Affairs Jobs* — кривой сайт, но есть актуальные вакансии в паблик-сфере.

6. *AAPC - American Association Of Political Consultants* — Американская ассоциация политических консультантов.  Доступ открытый, отклик в 1 клик.

7. *Political job hunter* — огромная база вакансий, начиная от полевика и заканчивая кампейн менеджером.


Job banks

1. DCCC - The Democratic Congressional Campaign Committee— банк вакансий комитета Демпартии. https://clck.ru/MFice

2. DNC— вакансии в центральном аппарате Демпартии. https://clck.ru/MFif2

3. Simply Hired— американский Head Hunter с поиском по полит вакансиям. Вбивайте "campaign" в поисковую строку. https://www.simplyhired.com/

4. GOP— вакансии Республиканской партии США. Здесь есть стажировки, волонтёрская работа и замещаемые должности. https://clck.ru/MFifj

5. Bernie Sanders campaign— вакансии штаба Сандерса. https://clck.ru/MFig6

6. Pete for America— вакансии Пита Буттиджича. К сожалению, вроде только для американцев. https://peteforamerica.com/take-action/

Отдельного внимания заслуживает — Campaigns & Elections https://www.campaignsandelections.com/jobs. У них тоже есть, что предложить.

И как вариант Work&Travel на лето + свободное путешествие по штатам целый месяц. Посмотрите, как агитируют в разных штатах.
источник
2020 February 24
Campaign Insider
​​Пятый подкаст Campaign Insider. Тема — Искрá|Cписок Пригожина, архив Колчака, русификация медиа

Главред русского медиа Искрá Марк Братчиков-Погребисский в гостях у Campaign Insider. Обсуждаем русское медиаполе, современную журналистику и digital-стратегию продвижения собственных ресурсов.

Что внутри:

00:28 — как Марк пришёл в медиасферу
02:47 — Марк и Искрá
04:15 — что такое Искрá (вопрос позиционирования)
05:25 — из кого состоит Искрá: редакция, авторы, корректоры, дизайнеры, кто они такие
10:53 — почему в Искре так много Российской Империи
16:21 — классификация современных российских СМИ (оппозиция vs власть), классификация Марка
23:29 — идеологические основы Искры или что читает Марк Братчиков-Погребисский
28:00 — как определить о чём писать и когда. Мнение главного редактора
30:00 — возвращение архива Колчака, защита дома Брюлова
49:00 — кликбейт, топ яндекса и инструменты продвижения контента. Что важнее, содержание или охват
50:41 — список Пригожина. Как попали и за что
54:55 — Искрá и освещение кампании в Московскую городскую Думу
58:17 — сколько национально ориентированных кандидатов должно быть в современной России
01:00:15 — три совета от Марка по созданию медиа
01:04:07 — куда идти молодому медийщику, во власть или оппозицию?
01:10:15 — заключительный спич от Марка и обращение к слушателям

Гость: главный редактор русского медиа Искрá Марк Братчиков-Погребисский

Поддержать: Сбер 4276 1609 9054 2038, Тинькофф: 4377 7200 0143 1550

Youtube: https://youtu.be/tr76TJVVGkk

Soundcloud: https://soundcloud.com/user-368823132/ci5

ITunes: https://podcasts.apple.com/ru/podcast/campaign-insider/id1496544240

Яндекс.Музыка: https://music.yandex.ru/album/9920794
источник
Campaign Insider
источник
2020 February 26
Campaign Insider
Формируем имидж Берни Сандерса через YouTube

Я давно слежу за всеми кандидатами демократических праймериз в США. Большинство из них уничтожают мою почту минимум два раза в день, прося по $2-4. Другие смело отмалчиваются. Иначе дела обстоят с ютуб-каналами кандидатов в кандидаты президента. Сегодня поговорим о Сандерсе.

Рубрики:

1. Endorsements (русск. поддержка) — серия видео, где известные личности, политики и рядовые граждане США поддерживают Берни, объясняя свою мотивацию голосовать за него.

Общий мотив: известные и не очень люди поддерживают кандидата, они представляют разные социальные группы (people of color, Hispanics, миллениаллы и др.), всё это идёт миксом с кадрами Сандерса и музыкальным сопровождением на фоне. Причём, музыку подбирают под выступление и спич гостя видео.

Вот Окасио-Кортес говорит про создание рабочего класса, вспоминает, как работала по 12 часов в Даунтауне и не имела страховки.

А вот музыкант Bon Iver рассуждает про Not me, us (слоган Берни) и что это значит для него.

2. Our victory — серия победных ролик после взятия штата в праймериз или достижения результатов кампании.

Короткий ролик на 2-3 минуты. Нарезка кадров со сторонниками под речь Сандерса с митинга, пафосная музыка, вставки с новостных шоу результатов в штате. И много-много частных видео, как радуются победе сторонники.

Nevada

New Hampshire

3. Campaign Ad — здесь всё просто, рекламная кампания.

Дам ссылку на одно видео, с него можно посмотреть полный плейлист. Fight For Us.

4. Rally campaign — очень длинные видео (обычно от 60 минут) с митингов Сандерса по всей стране.

Видео из Остина (Austin), Техас.
источник
2020 February 28
Campaign Insider
Искусство сторителлинга в политике

https://www.youtube.com/watch?v=zzc-dXaUFTU&feature=emb_logo

Изначально я планировал расписать опыт публичного позиционирования политика на примере предыдущего кейса — Романа Юнемана. Но подумал, что лучше отказаться от этой идеи, т.к. а) об этом будет книга, которую я сейчас пишу, б) лучше взять пример из другой сферы.

Поэтому я остановился на хоккее и нападающим ХК Динамо Дмитрии Яшкине.

Почему он? Бывший нападающий "Сент-Луиса" и "Вашингтона", играющий за Московское "Динамо" в этом сезоне вошёл сразу в несколько ТОП: по статистике победных шайб, силовых приёмов, бомбардиров, снайперов, соотношению +/- и других категорий, которые вам мало о чём скажут. Но это круто!

Помимо серьёзных спортивных достижений, биография Дмитрия — это история о человеке, который идёт к своей цели. "Русский чех", как его прозвали в КХЛ играл в юниорской сборной Чехии в 17 лет, получил травму и пропустил год драфта. Из-за травмы скауты им не заинтересовались.
На следующий год отправился в юниорскую лигу Канады. Сделал шаг назад, т.к. играл 2 года со взрослыми и снова начал с молодыми. Там его команда выбыла в первом раунде. Дмитрий всё равно получил контракт в НХЛ. А в 2019 году вернулся в Россию в КХЛ и это тоже многие посчитали шагом назад.

Жизнь хоккеиста в одном видео

На официальном YouTube канале вышло видео о Дмитрии. Показать жизненный опыт Яшкина в одном видео — сложная задача, но команда Динамо с этим справилась.

1. Контекст и интро, "хук", т.е. цепляющий момент. Видео начинается с вопроса Дмитрия самому себе: "Если бы меня спросили, какой бы совет я дал самому себе 10 лет назад?", который показывает хоккеиста, как рефлексирующего человека и опытного спортсмена.

Этим вопросом задаётся фон и мотив видео, учитывая, что Дмитрий дважды делал "шаг назад" в профессиональной карьере. Ответ получаем в названии самого видео "Как можно дальше".

Хронометраж: 00:00 — 1:28.

2. Исторический блок. Один из самых трогательных и эмоциональных моментов в видео — личные кадры семьи, интервью с отцом. Здесь авторы подчеркнули смысловую нить "отец - чемпион, сын - тоже" и через монологи отца и сына показали становление спортсмена.
Подчёркивается сложный путь Дмитрия — Омск, переезд в Чехию, Канада, США, Россия. В этом блоке история становления спортсмена, нарезка его хайлайтов (лучших моментов матча) в США под замиксованную музыку в стиле NHL20 (попсовую). Здесь Дмитрий раскрывается как спортсмен.

Здесь отрабатывается нарратив "возвращение домой".

Хронометраж: 1:30 — 10:30

3. О семье. Если в предыдущем блоке Дмитрия раскрывали через его выбор, решение проблем и столкновение с трудностями, то тут раскрывают через невидимую фанатам сферу — личную жизнь, жену.

В этом блоке Дмитрий и Надия делятся тем, что любят друг в друге, рассказывают о первом свидании, знакомстве и повседневной жизни. Здесь Дмитрий раскрывается как человек.

Кадры из семейного архива умело разбавляют интервью и создают динамику видео.

Хронометраж: 10:34 — 19:45.

4. Яшкин и Динамо. Заключительный блок, в котором важно было показать связь хоккеиста с клубом. Для этого использовали кадры с тренировок на льду, видео с тренировок в зале и шуток в раздевалке команды.

Этот блок отвечает на вопрос — почему Яшкин в КХЛ и почему в Динамо. Если обобщить, то авторы на протяжении всего видео подчёркивали, что главная цель Дмитрия — доказать себе, что он лучший. И Динамо это возможность выйти в плей-офф и взять кубок.

Нарезки со скамейки (во время трансляций игр их не услышать) показывают роль Яшкина в команде — передовой игрок, первое звено, поддержка команды, один из лидеров.
Финал видео состоит из классических кадров "прощания" команды с фан-сектором, вставок интервью жены и отца о том, что же будет дальше. Всё это разбавлено нарезкой хайлайтов Яшкина, но уже за Динамо, а не NHL. Идут титры. Появляется логотип ХК «Динамо».
источник
2020 February 29
Campaign Insider
Айдентика Пита Буттиджича

Сверху самый сложно читаемый заголовок за всю историю Campaign Insider. Сегодня короткий пост про открытость избирательных штабов кандидатов в президенты США.

Вот что мне нравится в американских кампаниях, так это максимальное вовлечение волонтёров и скаутов в процесс агитации. Помимо стандартных d2d и f2f агитации, штабы борются не только за визуальный захват округа, но и за визуальный захват интернета. Для этого создаются баннеры, стикеры, шаблоны для фотографий, одним словом — айдентика кандидата.

Тут всё очень просто. Говорим о Трампе — вспоминаем кепку MAGA и лягушонка Pepe. Хиллари — букву H. Обаме — HOPE.

Кандидат в президенты Пит Буттиджич на своём сайте выложил цветовую палитру и шрифты своей кампании, чтобы каждый пользователь интернета мог сам использовать айдентику в агитации. А назвал это Supporter Toolkit (русс. инструментарий сторонника). По-моему, это очень круто.

Вот полный гайд по шрифтам, лого и цветам — https://resources.peteforamerica.com/documents/PFA-Style-Guide-Final.pdf

А здесь можно найти полный набор инструментария сторонника мэра Пита — https://peteforamerica.com/toolkit/
источник
2020 March 01
Campaign Insider
У Гурьевска теперь есть свой независимый депутат!

Команда Либертарианской партии России провела отличную предвыборную кампанию в 12 округе. И победила.

Поздравляю всех причастных!

P.S. Консультировал команду по организации кампании, у ЛПР очень сильный политтехнологический состав. Отдельно поздравляю Кирилла Самодурова :)
источник
Campaign Insider
Победа!
источник
2020 March 02
Campaign Insider
Единая Россия предлагает ужесточить сбор подписей

После скандалов во время регистрации независимых кандидатов в депутаты Мосгордумы возникли разговоры об упрощении сбора подписей. Звучало как решение перейти на сбор подписей через Госуслуги. Сегодня депутаты «Единой России» внесли в Госдуму законопроект об изменении порядка сбора подписей. СМИ это подали как законопроект «о возможности собирать подписи через Госуслуги». Но в реальности закон, если будет принят в таком виде, усложнит прохождение этапа регистрации для оппозиции. И вот почему.

Комиссии будут утверждать образец подписного листа

Комиссии станут утверждать формы подписных листов в части наименования органа, куда избирается кандидат, округа и числа строк. С одной стороны для кандидатов без юридической поддержки жизнь может упроститься. Но зачастую комиссии сами неверно трактуют закон. Вспомним хотя бы как в ТИКи любят спрашивать: «Почему не указали созыв в подписном листе?»

И возникает вопрос: а кто будет отвечать за ошибки комиссий в утвержденных формах? Многие слышали в судах крылатое «комиссия – орган коллегиальный, может ошибаться». Ошибаются они, а регистрацию теряют кандидаты. Важно: основание для признания подписи по причине несоответствия формы подписного листа требованиям, установленным именно федеральным законом, изменить не предлагается! Соблюдение формы, утвержденной комиссией, не дает защиты от исков оппонентов.

Утверждение количества строк в подписном листе, безусловно, вредная регуляция. Штабы делают листы для упрощения и удобства сбора подписей, у комиссий чаще всего такой задачи нет.

Сборщикам подписей запретят указывать ФИО избирателя

Очень плохая правка. Избирателям быстро не объяснишь, что подпись не имеет права на двусмысленность. Чем больше почерков, тем больше ошибок при проверке данных в ГАС «Выборы», больше запросов в МВД – больше недействительных подписей.

Самое сладкое из пояснительной записки:
"Предлагаемые изменения призваны способствовать обеспечению прав участников избирательного процесса, а также препятствовать совершению неправомерных действий, в том числе направленных на фальсификацию подписей избирателей, участников референдума"

То есть между строк читаем, что борьба идет именно с теми, кто реально собирает подписи, а не рисует их по базам МВД. Одним почерком вся строка (в том числе ФИО) заполнена именно у псевдосамовыдвиженцев с административным ресурсом. Мы работаем совсем в других условиях и по другим технологиям.

Введение Госуслуг для сбора подписей

Через Госуслуги можно будет собирать подписи только при наличии такого права в региональном законе. Но самое главное, что собрать так можно будет не более 50% подписей. А для отказа в регистрации достаточно признать недействительными 10% + 1 подпись. Если эта поправка инициирована протестами против отказа в регистрации кандидатам в МГД, то ничего не изменилось. Для остальных 50% все прелести почерковедов, баз МВД в силе.

Этот законопроект не должен быть принят.
источник