В своей работе я прошу клиента сначала рассказать о своих проблемах своими словами, даже если он подготовил красивый список перед приёмом
Это делается для того чтобы охватить как раз субъективный слой, и посмотреть, в какой последовательности он сам выделяет свои проблемы, как чувствует себя без списка и по ходу дела задавать вопросы, чтобы начать беседу
Ещё очень важно что клиент не отвлечённо зачитывает факты, а включается в работу, погружается в воспоминания и переживания
Тут начнется эффект выговаривания: приходится формулировать проблему на ходу и отвечать на вопросы. Самое смешное - когда в самом начале сессии наступает «блин, я всё это проговорил и теперь всё понял как будто бы со стороны». Но и тогда нам есть чем заняться - мало понять, что происходит, нужно придумать, что с этим делать
Иногда мне даже говорят вот я же прислал вам список перед консультацией, что вы будете с этим делать, или - задавайте вопросы, чтобы я все правильно рассказал
Правильно это то, как вы это делаете без подготовки, а уже потом я задаю вопросы чтобы прояснить те самые ускользающие моменты
И уже потом мы обращаемся к списку чтобы проверить, что мы упустили и почему. На этом этапе обычно выясняется, что там под разными пунктами написано одно и то же разными словами (;
Я так же не начинаю беседу с опроса о далёких событиях детства - чтобы сориентироваться, нужно начать с конца - что беспокоит именно сейчас, а если и с этим трудно, то достаточно просто спросить, что было последней каплей для обращения к психологу