Size: a a a

Цифровой этикет

2021 June 02
Цифровой этикет
У Джона Ронсона вышла книга "Итак, вас публично опозорили" - про то, что случается с людьми, если на них обрушивается волна  "праведного гнева", например, за неудачный твит или глупую шутку. Он исследует феномен шейминга - публичного осуждения: почему люди вдруг начинают кого-то осуждать и что потом происходит с жертвой этого публичного порицания. Увлекательнейшее исследование на стыке психологии и цифровых коммуникаций.

Обзор книги выложила на ютуб-канал:
https://youtu.be/QKgNTKAJLpk
источник
2021 June 08
Цифровой этикет
Давайте вместе подумаем, как быть. Вот такое сообщение я получила:

«Я сейчас увольняюсь с работы, и в телеграмме осталось порядка 20 различных чатов: общих, чат отдела, по проектам. Нужно ли прощаться в каждом с коллегами (ибо в общем нет людей, которые есть на проектах)? Нужно ли покидать эти все чаты (ибо в некоторых нет сообщений по пол года, а уведомление о моем выходе со всех чатов создаст спам)?»

Как корректнее всего поступить?
источник
2021 June 17
Цифровой этикет
"Простите за долгий ответ, было много дел"

Казалось бы - вежливое извинение, но на самом деле оно как бы говорит: "У меня куча задач поважнее вашего письма". И звучит это довольно грубо, несмотря на извинения.

Стоит называть причину долгого молчания только если она объективна и не принижает значимость собеседника:
- Простите за долгий ответ, не было доступа к почте
- Простите за долгий ответ, собирал(а) для вас информацию
- Простите за долгий ответ, был(а) на больничном


Если же мы долго молчали без объективной причины, то лучше просто извиниться и не пытаться оправдываться более важными делами. Такие оправдания ставят нас в слабую позицию, показывают наше неумение расставлять приоритеты и обесценивают нашего собеседника.
источник
2021 June 28
Цифровой этикет
Американские лингвисты изучили электронную переписку молодых пар и пришли к выводу, что влюбленные со временем начинают копировать стиль друг друга при переписке в мессенджерах и соцсетях.

Такое явление называется коммуникативной адаптацией: https://nplus1.ru/news/2021/04/22/language-adaptation-of-romantic-partners-in-CMC

Что полезного для нас: когда мы хотим наладить отношения с незнакомыми людьми, мы можем перенимать некоторые цифровые привычки собеседника (те же смайлы, те же знаки препинания, те же речевые обороты) и говорить с ним на одном языке.
источник
2021 July 01
Цифровой этикет
Авторка, блогерка, редакторка

Несколько раз про меня в соцсетях писали: "авторка книги". И только один раз меня спросили: "тебя  представлять как автор или как авторка?"

Мне кажется, что до тех пор, пока эти слова не войдут в словари и не станут общеупотребимыми, они несут определенную идеологическую / политическую окраску. То есть если я называю себя "блогеркой" или "редакторкой", значит, я сообщаю, что меня беспокоит гендерное неравенство и я использую это специальное наименование для того, чтобы привлечь внимание к проблеме.

Получается, если меня называют "авторкой", то мне приписывают такую идеологию или позицию, которую я могу не разделять. Разница примерно - как сказать про меня: "Это кудрявая девушка" или "Это борец за права кудрявых женщин".

Поэтому я убеждена, что использовать феминитивы, которые еще не стали общеупотребимыми, можно только с разрешения человека, которого вы хотите так назвать.
источник
2021 July 07
Цифровой этикет
Правило 93. Обрезайте скриншоты

Когда отправляете кому-то скриншот, то обрежьте все лишнее: если нужен небольшой кусочек экрана, пусть на скриншоте будет только он.

Чем меньше скриншот, тем он меньше весит. Чем меньше скриншот, тем меньше лишней информации о себе вы сообщаете (не всем нужно знать, какие еще вкладки в браузере у вас открыты). Чем меньше скриншот, тем легче собеседнику понять, на что вы хотите обратить его внимание.

В общем, обрезайте скриншоты.
Берегите друг друга.
источник
2021 July 09
Цифровой этикет
В каком режиме обычно у вас телефон?
Анонимный опрос
16%
Звук
18%
Звук + вибрация
46%
Без звука, но с вибрацией
20%
Без звука и без вибрации
Проголосовало: 4275
источник
2021 July 15
Цифровой этикет
Я всю жизнь мечтала стать журналистом, брать интервью, делать расследования, но когда-то давно вместо журфака выбрала филфак.

Если вдруг вы тоже когда-то мечтали стать журналистом и научиться писать, то хочу порекомендовать магистратуру по журналистике в вузе, в котором я работаю и нежно люблю, - это Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка).

Завтра на факультете медиакоммуникаций будет онлайн день открытых дверей. Там можно узнать не только про магистратуру "Журналистика", но и про "Медиаменеджмент" - это для тех, кто создает проекты в digital сфере и хочет узнать, как ими управлять.

Обучение в нашей магистратуре идет по вечерам, и все магистранты совмещают учебу с работой. Занятия проходят в самом центре Москвы (метро Охотный ряд). Много английского языка, много практики, много фундаментальных знаний, много нетворкинга.

Магистратура - это двухгодичное высшее образование, которое в отличие от онлайн-курсов дает системные знания и очень объемную подготовку.

Чтобы вам пришла ссылка на онлайн-трансляцию Дня открытых дверей, нужно зарегистрироваться
источник
2021 July 18
Цифровой этикет
Правило 94. Предупреждайте о громкой связи

Алло, Алексей, пытаюсь разобраться, что за ситуация у вас произошла с коллегами.
⁃ Да эти идиоты ничего нормально сделать не могут!
⁃ Алексей, ты на громкой связи, мы тут все вместе с коллегами.


Неловко получилось. Алексей был честен и, возможно, справедлив в своих суждениях. Но теперь коллеги вряд ли станут лучше выполнять его поручения.

Есть много такого, что мы не стали бы говорить в лицо или, по крайней мере, сформулировали бы по-другому.

Чтобы не ставить никого в неловкое положение, если вы разговариваете с человеком по громкой связи, то сразу после приветствия предупредите, кто еще участвует в разговоре.

Берегите друг друга
источник
2021 July 20
Цифровой этикет
А вот было у вас такое, что к вам обращается кто-то или вы начинаете с кем-то работать, и вот он в переписке или по телефону делает что-то такое, что вы себе говорите: "Ну все, с ним я постараюсь никогда больше дела не иметь!"?
источник
2021 July 24
Цифровой этикет
По доброй традиции в день рождения рассказываю немного о себе для тех, с кем еще не знакома лично.

Сегодня мне 34 и мне сделали предложение. Так что, кажется, у меня скоро сменится фамилия.

Я руковожу маркетинговыми коммуникациями в Шанинке - это негосудартсвенный российско-британский университет, который занимает 6 место по качеству приема абитуриентов среди всех(!) российских вузов. Следить за любимой Шанинкой можно здесь: @shaninkaonair.

Я преподаю в РАНХиГС несколько дисциплин: Менеджмент социальных медиа, Блоги и сетевые сообщества, Social media marketing. Материалы, которыми я делюсь со студентами, я выкладываю в отдельный канал @mediapteka.

Я читаю примерно по 2 книги о цифровых коммуникациях в неделю, и про самые интересные мы вместе с моим будущим мужем (теперь его нужно называть «будущий муж»!) снимаем видеообзоры, которые выкладываем на ютуб-канале.

Еще я веду много корпоративных тренингов, лекций и семинаров по цифровому этикету и деловой переписке. Еще я, наконец, принимаюсь за диссертацию по этой же теме. Еще у меня есть книга про цифровой этикет, которую уже почти не купить в магазинах, но все еще можно достать в интернете. И я уже знаю, про что хочу написать вторую и третью книгу.

У меня очень много планов. Но пока что я планирую весь день любоваться колечком!
источник
2021 July 27
Цифровой этикет
Правило 95. Фиксируйте устные договоренности

Поговорили по телефону - написали резюме: так, мол, и так, договорились вот об этом и этом.

Очень спасает при общении с забывчивыми собеседниками, которые потом утверждают, что мы об этом не договаривались. И помогает заодно сверить часы: правильно ли мы друг друга поняли во время устного разговора.

Отправляйте письменные мемо после разговора.

Берегите друг друга.
источник
2021 July 28
Цифровой этикет
Во мне всегда борются две идентичности: пиарщик и специалист по цифровому этикету. Специалист по этикету убежден: нужно как можно меньше беспокоить людей и не тратить в коммуникации их время попусту. Пиарщик же знает: чтобы тебя запомнили, полюбили и купили, нужно как можно больше контактировать с потенциальным клиентом и порой быть навязчивым.

Книга "Хватит мне звонить" рассказывает, как можно вести переговоры в мессенджерах так, чтобы у вас купили и вы при этом никого не свели с ума. Есть и полезные лайфхаки, но есть и крайне спорные рекомендации. Про них рассказала в видео-обзоре:

https://youtu.be/NPViU-b2raY
источник
2021 July 29
Цифровой этикет
6 августа буду читать лекцию про цифровой этикет при построении комьюнити:
- как модерировать дискуссию, никого не обижая,
- как общаться с токсичными членами комьюнити,
- как привлекать новых участников в комьюнити, не становясь навязчивым.

Лекция будет идти в рамках Марафона сообществ на Кью. Это будет недельный онлайн-интенсив для всех, кто хочет научиться строить комьюнити, развивать свое сообщество и объединять людей вокруг себя. Специалисты по комьюнити-менеджменту будут рассказывать про основные навыки, которые необходимы для формирования и развития сообщества. Лучшие участники получат подарки от Яндекс.Практикум, Skyeng и издательства "МИФ".

Участвовать могут все — вне зависимости от того, есть у вас сообщество или нет, но надо будет завести сообщество на Кью, чтобы участвовать в Марафоне.  

Чтобы участвовать в Марафоне, надо подать заявку до 18:00 31 июля.
источник
2021 August 03
Цифровой этикет
Когда с вами в переписке здороваются словом «Приветствую!» -
Анонимный опрос
10%
Нравится
40%
Не нравится
50%
Не обращаю внимания
Проголосовало: 3642
источник
2021 August 05
Цифровой этикет
Глава одной компании уволил 147 сотрудников из-за того, что они были недостаточно вовлечены в чаты, переписку и таск-менеджеры.

"Есть люди, которые не интересуются нашими планами и идеями, и в принципе с ними невозможно коммуницировать, так как мы все работаем удаленно и используем эти сервисы для общения, а они нет", - сказал глава компании. Такие выводы он сделал на основе отчета специалистов по big data, которые проанализировали коммуникативную активность всех сотрудников.

Среди уволенных людей были баристы и хостес. Непонятно, как они вообще могли варить кофе без электронной почты и мессенджеров!
источник
2021 August 07
Цифровой этикет
Такая ситуация: коллега просит у вас контакт вашего знакомого. Вы обещаете дать контакт, но перед этим вам нужно уточнить, не будет ли возражать ваш знакомый.

Вы спрашиваете разрешения у знакомого, он медлит с ответом или вообще отказывает. И вот пока вы дожидались ответа, коллега, который просил контакты, уже сам нашел номер вашего знакомого и звонит ему.

Кто выглядит в этой ситуации немолодцом?
1. Коллега, потому что звонит, не получив согласия
2. Ваш знакомый, потому что не дает согласия поговорить
3. Вы, потому что притормозили общую коммуникацию и кажется, что все-таки дали телефон без согласия
источник
2021 August 09
Цифровой этикет
Напомни завтра

Если вас просят напомнить завтра, на следующей неделе, через 3 года, то просто пишите сообщение и ставьте отложенную отправку на нужное время - завтра, на следующей неделе, через 3 года. Сообщение само придет в нужное время.

Делать отложенную отправку можно во всех почтовых сервисах и телеграме.

Не держите ненужную информацию в голове, сразу пишите в будущее.
источник
2021 August 13
Цифровой этикет
Прекрасная народная мудрость:

Если вы все-таки решили ответить на сообщение, которое пришло два месяца назад, начните свой ответ так: «Вот уже два месяца я читаю и перечитываю твое письмо…»
источник
2021 August 20
Цифровой этикет
На мастер-классах по деловой переписке меня часто просят дать шаблоны писем. А я отбиваюсь, говорю, что идеальное письмо не может быть написано по шаблону.

Но вот все-таки нашла у Чехова идеальные шаблоны. Например, такие:

***
К подчиненному. Третьего дня, подавая мне и жене моей калоши, ты стоял на сквозном ветру и, как говорят, простудился, от каковой причины и не являешься на службу. За такое небрежение к своему здоровью объявляю тебе строгий выговор...

***
Любовное письмо. Милостивая государыня, Марья Еремеевна! Имея крайнюю нужду в деньгах, имею честь предложить Вам руку и сердце. На случай какого-либо сомнения прилагаю при сем полицейское свидетельство о поведении. Любящий М. Тпрунов.

По ссылке - рассказ Чехова "Новейший письмовник" (1884 год) с прекрасными шаблонами на разные случаи жизни.
источник