В последние месяцы по интернету ходят новости и разговоры о пытках в российских тюрьмах. Вспомним еще видео у Дудя, "прогон" от воров и вообще общественный резонанс, показавший способы понять эту традицию и уложить в этические границы.
Если кто-нибудь удивляется, что есть склонность у русского человека к одобрению пыток, хочу напомнить ему или ей следующее. Россия – Православная Страна, а отношение христианства и особенно православия к пыткам всегда было самым позитивным, причем со всех сторон.
Пятый Вселенский собор (или второй константинопольский), самое начало средневековья, все в стенах Византии под покровительством Юстиниана и под председательством православного святого Евтихия Константинопольского. В центре внимания собравшихся - несторианство и Ориген, да такого внимания, что приговором зацепило даже Платона!
В общем, об итогах встречи. На этом съезде был принят догмат о вечности адских мук. Направлен он был против оригенистов, то есть последователей Оригена, которые учили про апокатастасис – итоговое восстановление всех вещей в Боге с несколькими чисто оригеновскими нюансами (предсуществование душ и спасение даже нечистых сил в этом процессе). Дескать, в аду грешников немного помучают и отпустят.
«Но пасаран, - решительно возразила на это христианская ортодоксия, - они будут мучиться там вечно – вечно, слышите? Кстати, вы теперь еретики».
Попробуйте представить себе эту сцену. Один православный проповедник в 90-е предлагал для этого вот такое мыслительное упражнение: есть гора из песка высотой до конца стратосферы (50 км). Раз в миллиард лет из этой горы будут убирать одну песчинку – куда, не понятно, но убирать. И вот эта гора когда-нибудь закончится, через триллионы лет. А адские муки не закончатся никогда.
Если вы правда считаете, что хоть один человек из когда-либо живших такого заслуживает – ну, вы не кайфарик, а кайфолом, что тут еще скажешь. Классическое секулярное оправдание для пыток гласит, что людей можно пытать в исключительных случаях, когда «террорист заложил бомбу, могут погибнуть невинные люди и т.д.». Хватает вины, иногда даже угрозы. Этим же оправдываются менты и сочувствующие: дескать, без вины пытать не будут, это позволяет раскрыть дело, все ради людей.
Иначе обстоит дело у христиан: они упиваются пытками не прагматически, а эстетически. У ментов пытка – иногда средство. У христиан – самоцель, просто вечная боль. Поэтому они должны одобрять пытки тупо, ну, догматически.
Что касается Святой Руси, то хочу напомнить, что в католицизме есть Чистилище – это такой компромисс, там пытки носят символически-очистительный характер и заканчиваются раем. Это, хотя и религиозная, но прагматика. Есть ли чистилище у православных? Нет, тридентский собор случился только у католиков, закрепив догмат о Чистилище, восточная же традиция исключала "промежуточное" состояние и сразу рассматривала его как предначинание вечных мучений или блаженства.
В общем, мучения длятся вечность, но и это не всё у православных: многие из них пихают в меню еще и воздушные мытарства – незабываемое дремучее учение, заимствованное из гностицизма и ранней еврейской мистики, где было про небесные дворцы Хейхалот. В итоге в их картину мира добавляются еще 18 или сколько там локусов, на которых будут пытать, и делать это по-разному, похлеще, чем в аниме и компьютерных играх.
Это было главное, но есть еще две вещи касательно пыток. Первое: они могут носить очистительный характер. Здесь, опять-таки, речь не идет о террористах – это символическая кара, которую должен вынести грешник. Особенно эту идею любят всякие опричники и православные фашисты, но в умах «обычных людей» она тоже засела крепко. «Пытают – значит было за что», говорят они, и ключевое здесь – «за что». Не «ради чего».
Второе связано с этим и гласит, что если человек пребывает в Боге, то пытки не окажут на него никакого воздействия. Раннехристианские мученики, согласно текстам, зачастую пребывали в состоянии анестезии и анальгезиса – то есть не чувствовали боли, а только радовались этому открытию.