Альбом Оксимирона определенно стал ярким культурным событием, вскормленным ожиданием и попытками заполнить содержанием эту точку неопределенности. Катализаторы активности сообщества - это имидж Оксимирона, поддерживаемый как объект восхваления в панегириках поклонников и как объект нападок хейтеров, и мифология вокруг появления альбома. История могла бы остаться пустым каркасом, тянущимся из определенности в бесконечное ничто, куда подбрасываются догадки, предположения, воспоминания, латающие рассыпающийся остов. Произошло иное - плотно ощутимое событие. Тянувшиеся 6 лет без крупных релизов и призрачные упоминания воплотились и обрели содержание, став частью истории с концовкой.
Последний альбом Оксимирона, "Гор-город", о котором отлично написал (
https://vk.com/wall-50124058_7177) Женя Цуркан в "Сути философии", вышел в 2015 году. Музыкальное произведение долгое время оставалось на слуху, подкрепляя тенденцию по формированию образа и определенной узнаваемости артиста, начатую прошлыми публикациями. Он внёс вклад в образ Оксимирона-поэта и автора более вдумчивого, расчётливого и аккуратного, чем прочие артисты, поставив особняком среди имён, представляющих массовую культуру. И для меня, во многом, размышления над альбомом - это размышления и о ней.
Если мысленно пронестись над интервалом с 2015 по 2021, то в памяти всплывут многие музыканты, карабкавшиеся поверх друг друга на Олимп внимания. Регулярный контент, тренды, шумные события и сюжеты, коллаборации и разногласия - здесь, безусловно, есть основание для исторической детализации, но даже при жанровом или стилистическом различии между музыкантами, большинство из них занималось перенаправлением аудитории и стимуляцией внимания к себе, своему контенту. Инструментом служат даже внешние трансформации и атрибуты, выливающиеся в ведение инстаграма и амплуа, впитывающее веяния моды. За совокупность методов, однако, стоит единственная цель - преодолеть проблему мимолетной славы. Фактически, массовая культура всегда существует в краткосрочной перспективе, являясь насущным примером кредо "лови момент" или "живи сегодняшним днем". Осевшие в языке англицизмы как бы несут на себе печать такого типа длительности, отмежевываясь от более громоздких слов: тренд, ивент, хайп. Медиа - выразительный сегмент массовой культуры, подпитываемой самим собой и стремящийся удержать зрителя-покупателя, где по безликим паттернам задействуются персонажи для аккумуляции жизненных сил в этой хрупкой системе. Многие из артистов, появившихся за названный период, прекратили свою деятельность, уйдя на задний план обложек и новостей, а вырученные средства были перенаправлены в бизнес. Стандартная модель по накоплению финансового или зрительского капитала для новой деятельности: инстаграм, рестораны, кафе, бары, кальянные. Массовая культура в целом создаёт принцип жизни, при котором ты живешь не замыслами или идеями, а днями, глубоко погружаясь в контекст, зависящий от людей и по этой логике невероятно ускоряющийся, непрестанно ускользающий.
Все это густое варево биографий музыкантов было прям перед глазами - там ему и место. Безусловно, где-то позади этой неевклидовой плоскости располагались регионы, актуализирующие понятия немейнстрима, андерграунда, артхауса. И вот куда можно отнести Оксимирона и его новый альбом?
Незаметность отсутствия последующего за "Гор-городом" творчества развеялась с выходом песни «Кто убил Марка?», по своей продолжительности и автобиографическому содержанию ассоциирующейся с эпосом, новой точкой отсчёта, но главное - точкой, наложенной на невидимую линию, тянущуюся из 2015 года, и придавшей этой линии форму. Долгое молчание стало предметом обсуждений, а возвращение артиста стало живой темой, так как разворачивалось на глазах и подогревалось выходом песен, клипов, микстейпа. В итог Оксимирона выпустил в свет альбом «Красота и уродства» и об этом нельзя говорить как о мелком явлении или репрезентации сокрытого, непостижимо авторского. На мой взгляд, Оксимирон и его творчество являются гибридным искусством: они в центре внимания, однако идут несколько вопреки ему.