Size: a a a

Классическая музыка

2020 February 13
Классическая музыка
​​Самые большие пертурбации в музыке произошли в XX веке. Тогда академическая музыка повернулась на 180 градусов, появилась популярная музыка, звукозаписывающие компании обрели власть над музыкантами. Музыкальную повестку стала формировать скорее публика, а не музыканты. Очень важно провести черту между классической музыкой (в широком значении термина) и популярной. У двух этих направлений абсолютно разные фундаментальные задачи. Если классическая музыка до XX века была озадачена вопросами восхваления Бога и человека, то в XX веке, как мы знаем, «Бог умер», поэтому сверхзадача композиторов-модернистов заключалась в поиске или убийстве Бога.

Академическая музыка в ХХ веке, в попытках выработать новый звук, перестала быть музыкой в традиционном понимании. Она стала манифестом, философией, математикой, но никак не гармоничным сочетанием звуков. Особенность ее как раз в том, что даже в дисгармонии, то есть хаосе, рождался порядок. В своих поисках авторы находили какую-то точку опоры. В итоге музыка превратилась в шум, а в шуме родилась тишина.

Популярная музыка – явление социальное. Например, рэп с точки зрения социальной повестки очень важен, он заменяет молитву и точно также построен на повторениях. Если раньше все повторения строились на фундаменте, скажем, святой Троицы, то сегодня это – родной район (край, страна), мать/девушка и традиционные атрибуты текста – pussy, money, weed. В рэпе, как собственно и в молитве, важно не то, что поется (читается), а как. Время изменилось, пришли новые ценности. Поэтому при повторении одного и того же сверхзадача исполнителя – добиться индивидуального стиля. Рэп стал для нас проводником в новую религию непрекращающегося спектакля. Но глобально сегодняшняя рэп-музыка такая же текстомузыкальная, как какие-нибудь примитивные средневековые мадригалы. Однако именно из них развилась музыка до тех масштабов, которые мы зовем классикой.

В истории все циклично. Вот и музыка закольцевалась, вернулась к своей первооснове. Сегодня мы на этапе зарождения нового музыкального цикла, просто сейчас наблюдается ее начальный, примитивный уровень. Сегодняшний социум находится на уровне древних там-тамов у костра, только огонь мы заменили радиоприемником, телевизором и интернетом. Допустим, что современная музыка, ее звук, – это просто младенец в масштабах времени, и через сотню-другую лет она обретет свою зрелую форму... #Чтение
источник
2020 February 15
Классическая музыка
Так как же все-таки начать слушать классическую музыку? Постарался ответить на этот вопрос в силу своего опыта и знаний. Читайте в прикрепляемой статье. #Чтение
источник
2020 February 20
Классическая музыка
Взял один блогер у меня интервью. Вопросы в основном про музыку, немного про ведение канала и жизнь в целом. Кому интересно, я сделал небольшую нарезку, по моему мнению, самых интересных моментов из интервью. Это можно почитать в прикрепляемой статье, там же будет дана ссылка на полный текст интервью. #Чтение
источник
2020 February 24
Классическая музыка
​​Давно мы не слушали чего-то по-настоящему красивого. Одно из таких произведений – Сюита из времен Хольберга Эдварда Грига. Это ярчайший пример классического романтизма в музыке. Однако, первая и четвертая части основаны на мотивах барокко, где гармонии прошлого взаимодействуют с воздушными и размашистыми романтическими конструкциями.

Произведение посвящено норвежскому писателю Людвигу Хольбергу, который жил во времена Вивальди, Баха и Генделя. Григ очень искусно это подчеркивает в музыке, показывая в разности музыкальных стилей связь поколений и двухсотлетнюю музыкальную историю.

Самая печальная и сумрачная мелодия Air, которая одним лишь названием напоминает о знаменитой оркестровой сюите И. С. Баха, вносит в мелодию оттенки стона, рыдания и скорби. Вероятно, этим композитор подчеркивал отсутствие вдохновения, которое настигло его во время написания сюиты. С чем Григ успешно справляется, находя ответы в музыке прошлого. Остальные части сюиты, вторая, третья и пятая, отражают современность композитора. В них наиболее ясно проступают норвежские черты и характерные григовские гармонии, вносящие лирические оттенки в торжественные фольклорные мотивы Норвегии. #Григ
источник
Классическая музыка
источник
2020 February 27
Классическая музыка
​​Вот какую красоту я нашел на одном профильном сайте в разделе классической музыки. Альбом «Токийские истории» Франческо Тристано – современного композитора-пианиста, который кстати учился у нашего Михаила Плетнева. Послушайте, вероятно вам понравится. Это такой минимализм, переплетенный с гармониями барокко, джаза и электронщины. Любители аниме, а также Эйнауди и Тирсена должны оценить.

Честно, не знаю как относиться к такому творчеству. Сказать, что это академическая музыка я не могу. С другой стороны, эта мешанина из популярной и академической музыки намного интереснее вульгарных «совмещений» оркестра и рока, или иных попсовых аранжировок классики, воспринимаемые многими за симбиоз жанров. Здесь знание автором классического материала гармонично сочетается с современным так называемым «неоклассицизмом». В глобальном же масштабе я эту музыку не вижу. Нет в ней связи с сегодняшней эпохой, как и нет переосмысления прошлого. Скорее это примерно то, что в свое время делал Эрик Сати, – меблировочная музыка. И как французский импрессионист, Франческо Тристано совмещает высокие гармонии прошлого с музыкой рабочего класса. #Тристано
источник
Классическая музыка
источник
2020 March 01
Классическая музыка
О чем сложно говорить – о том следует писать музыку или рисовать. Контекстуальный анализ практики музицирования и музыкальной терапии. Время чтения ~ 15 минут.
источник
2020 March 05
Классическая музыка
Знаменитый итальянский пианист Маурицио Поллини в 78 лет записал три последние сонаты Бетховена. Музыковед Ляля Кандаурова рассказала проекту Muzium об этой работе.

«Его репертуар, концертный график и дискография – причудливое сочетание стальной дисциплины и утончённости; пожалуй, так же, как и его игра».

Послушайте альбом – https://vk.cc/aqT0FH
Рецензия на альбом – https://vk.cc/aqT0DW
источник
2020 March 10
Классическая музыка
​​Хотим порекомендовать вам новую книгу, которая будет интересна как меломанам, так и профессионалам – «Классическая музыка для всех. Средневековье. Ренессанс. Барокко. Классицизм». Глобально, книга не только о музыке, а вообще об искусстве и развитии культуры человечества: текст сопровождается иллюстрациями, воспроизводящими средневековые миниатюры и другие изображения музыкантов и певцов.

Но самое примечательное в этой книге то, что фрагменты музыки от средневековых хоралов до сочинений Моцарта и Баха можно слушать прямо в процессе чтения: для этого надо отсканировать QR-коды на полях книги при помощи любого смартфона.

Таким образом можно прослушать отрывки произведений Франческо Ландино, Гийома де Машо, Иоганна Себастьяна Баха, Клаудио Монтеверди, Генри Пёрселла, Алессандро Скарлатти, Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя, конечно, Вольфганга Моцарта и многих других композиторов.

Автор – известный музыковед Дина Кирнарская, книга написана легким и понятным языком. Поэтому рекомендуем тем, кто хочет знать о музыке чуточку больше. К тому же подобных изданий, где собрана почти вся информация о музыке за несколько столетий практически нет.

Добавлю, что книга потрясающе издана – твердый переплет, полноцветная, на хорошей бумаге, более 400 страниц. Она может быть отличным подарком для человека, всей душой отданного музыке и искусству.

Узнать подробнее о книге и заказать ее по минимальной цене можно на сайте издательства СЛОВО – http://bit.ly/38vy9yQ
источник
Классическая музыка
​​Известная классика – самая загадочная. Например, багатель «К Элизе» Бетховена. Включите, послушайте, вспомните детство и уроки музыки с Мариванной. Но если забыть, что эта мелодия звучала, наверное, во всех мобильных телефонах, детских игрушках и шкатулках, то нам откроется глубокое любовное откровение. А вот кому оно посвящено и сочинено ли самим Бетховеном – доподлинно неизвестно.

Мы знаем «К Элизе» как еще одну историю любви стареющего, но по-прежнему влюбчивого композитора – Бетховена. На листе с нотами было написано посвящение: «Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля». Год указан не был, но исследователи устанавливают 1810 год, т.к. на нотах имелись наброски к «Эгмонту», который появился в 1810 году.

Кому адресовано это произведение, к сожалению, неизвестно. Самое логичное предположение принадлежит биографу Людвигу Нолю, который посчитал, что музыка посвящена ученице Бетховена – Терезе Мальфатти, за которой Л. ван Бетховен ухаживал и даже собирался на ней жениться, но получил отказ. Другой исследователь – Михаэль Лоренц, – предположил, что «К Элизе» посвящена оперной певице Элизабет Рёкель, которая входила в круг близких друзей композитора. А вот исследовательница Рита Стеблин выдвинула версию, что той самой Элизой была Элиза Баренсфельд (1796 год рождения), которая проживала по соседству с Терезой Мальфатти, поэтому также могла входить в круг друзей композитора и бывать у него дома. В итоге так и неясно кому же Бетховен посвятил произведение, ставшее самым узнаваемым в репертуаре классической музыки.

Есть и такое предположение, что Бетховен вообще не писал «К Элизе», а за него этот сделал Людвиг Ноль (именно он нашел рукопись и опубликовал ее спустя 40 лет после смерти композитора). Главным аргументом исследователя Луки Кьянторе служит утверждение, что стиль мелодии далек от того, что писал #Бетховен.
источник
Классическая музыка
источник
2020 March 16
Классическая музыка
​​Роберт Шуман ключевая фигура в музыке эпохи романтизма. В своих произведениях он умело совмещал черты романтизма и реализма, его фантастическая и необычная музыка всегда включала в себя глубину жизненного содержания. Наверное, основной темой его фортепианных сочинений была тема внутреннего состояния человека. «Освещать глубину человеческого сердца – вот назначение художника» – Р. Шуман.

Фантазия до-мажор сочетает в себе элементы сонаты, рондо и различных вариаций. Это произведение композитор писал во время разлуки со своей возлюбленной Кларой Вик и за вдохновением он обращался к произведениям Бетховена, поэтому данный опус имеет ярко выраженные оттенки бетховенской музыки.

Первая часть, по словам самого Шумана, является лучшей во всем опусе. Эта часть отражает перечень чувств влюбленного человека, которые колеблются от восторга и радости, до тревоги и сердечной боли. Первую часть можно назвать циклом внутри цикла… #Шуман
источник
Классическая музыка
источник
2020 March 23
Классическая музыка
​​Четвертая симфония Яна Сибелиуса, наверное, самое мрачное произведение его репертуара. Музыковед Алексс Росс в своей книге «Дальше шум» пишет: «...Если Четвертая – это исповедь, то ее создатель был на грани самоубийства.» Действительно, данный опус – сгусток всей печали и боли автора. Тяжелое душевное состояние Сибелиуса связано как с проблемами со здоровьем, так и с переменами в культурной парадигме начала XX века, где его романтический язык у молодых современников воспринимался как китч. Композитор называл Четвертую симфонию «исповедью на разных этапах жизни». По ее тону и настроению, мы понимаем, что этот период самый сложный в жизни автора.

Еще интересен тот факт, что Сибелиус писал симфонию в период, когда по состоянию здоровья он был вынужден отказаться от сигар и алкоголя. Это отразилось на музыке. Депрессивная, тягостная, утопающая во тьме мелодия может быть выражением абстинентного синдрома. В своих дневниках Сибелиус так описывал творческие муки: «Когда я закончу эту работу? И буду в состоянии сконцентрировать свой разум и выносливость, чтобы все это выдержать? Мне удавалось, когда у меня были сигары и вино, но теперь я вынужден искать новые пути.»

В Четвертой Сибелиус сталкивает все свои «темные тени». Он пытается если не победить, то обуздать пороки, которые изматывают его душу. Вероятно в финальном Allegro автор находит мужество и решительность для противостояния этим теням. В полной же мере данные качества раскроются в следующей симфонии – Пятой. Ее Сибелиус заканчивает в мажоре, разрывая порочный круг страха и отчаяния Четвертой. Правда, эта радость, этот мажор – скорее смирение от проигранной партии в шахматы с судьбой... Подробнее о Пятой симфонии можно прочесть у нас здесь » #Сибелиус
источник
Классическая музыка
источник
2020 March 24
Классическая музыка
​​К сожалению все концертные площадки закрыты на карантин, но большинство из них продолжают свою деятельность в онлайне. Рассказываем о самых интересных проектах.

1. Московская филармония. Ведет трансляции всех своих концертов. Побывать в одном из лучших залов России можно по ссылке – vk.cc/9PJqks

2. Филармония им. Д. Д. Шостаковича (Санкт-Петербург) готовится начать концерты без зрителей, надеемся вот-вот начнет.  Все новости можно узнать в официальном сообществе ВКонтакте – vk.cc/3fAKHS А вообще у них уже есть огромный архив случившихся мероприятий. Со всеми записями можно ознакомиться здесь – vk.cc/ak8nUh

3. В ситуации пандемии музыканты придумывают новые форматы – онлайн-квартирники. Концерты обещают проводить прямо из спальни. Будут играть Глинку, Бетховена и Чайковского. Посетить квартирник можно прямо в инстаграме – vk.cc/arJCz6

4. Концертный хор Петербурга тоже не отстает от трендов и впервые начинает проводить трансляции своих концертов. Первый уже завтра прямо из Исаакиевского собора – vk.cc/arJCFc

5. Наконец-то бесплатно можно посмотреть все записи знаменитой Берлинской филармонии начиная с 1966 года. К сожалению, бесплатная подписка отключится через месяц, но надеемся, что к тому времени и карантин пройдет. Посетить Берлинскую филармонию можно по ссылке – vk.cc/arJCIS

6. А вот тут собирают вообще все онлайн трансляции концертов мира – vk.cc/arv7mR  

Это, на наш взгляд, наиболее интересные проекты. В канале Алексея Мунипова (@fermate) ежедневно выкладывают ссылки на все актуальные онлайн-трансляции оперы, театров и концертов. Кто хочет каждый день посещать мировые сцены, советуем заглянуть.

Вряд ли Бетховен или Чайковский могли бы предположить, что посещать концерты с классической музыкой можно будет не выходя из дома. Мы живем в такое веселое время, что даже во время чумы можно жить с музыкой. Наверное, это хорошо. Ну а вам не болеть!
источник
2020 March 31
Классическая музыка
Памяти Кшиштофа Пендерецкого

Этим плейлистом мы воздаем должное гиганту современной музыки. Пендерецкий, родившийся в 1933 году, начал сочинять в экспериментальных стилях прежде, чем освоил традиционные формы. Его музыка, глубоко укоренившаяся в польской идентичности, определяемая жгучей интенсивностью, достигла еще более широкой аудитории после того, как прозвучала в таких фильмах, как «Сияние» и «Экзорцист». И этим плейлистом мы хотим напомнить, что Пендерецкий написал не только знаменитый «Плач по жертвам Хиросимы». Музыка Пендерецкого – это точка, завершающая музыкальную мысль двадцатого столетия. Особое внимание обратите на его симфонии – гениальная музыка. Самый красивый фрагмент из, пожалуй, лучшей симфонии, мы выносим в пост. #Пендерецкий
источник
Классическая музыка
источник
2020 April 01
Классическая музыка
Большой и интересный материал на тему юмора в музыке великого Шарля Алькана, специально к первому апреля, подготовила наша подписчица – Инесса Давыдова. Это уникальное и масштабное исследование музыки Алькана. Публикуем статью и прикладываем аудиозаписизаписи. #Алькан
источник