Size: a a a

Капитан Арктика

2019 February 21
Капитан Арктика
#Росатом добивает #Минтранс на #СМП
#власть

ФГУП «Гидрографическое предприятие», которое принадлежало Минтрансу, отходит к Росатому. Об этом сегодня написал «Коммерсант» со ссылкой на замглавы управления развития СМП тов. Белкина.

Гидрографическое предприятие в Минтрансе было ответственно за все навигационно-гидрографическое обеспечение на Севморпути. Таким образом, из состава Минтранса изымают важную структуру отвечающую за судоходство на СМП.

Но и это еще не все. Росатом добивается контроля над госпроектом «Северный морской путь», а там только бюджетных денег заложено около 300 млрд рублей. Если это случится, победу над Минтрансом можно считать почти окончательной.
источник
2019 February 22
Капитан Арктика
Бред американских адмиралов
#мир #США

Арктика снова вылезла на первые полосы наших и зарубежных СМИ. Почитали в оригинале заявление одного высокопоставленного военного о том, что США не допустит усиления России в Арктике. Если честно, то заявление адмирала США г-на Фогго напоминает бред сумасшедшего. В заявлении намешано в кучу все, и достаточно безграмотно.

Главные ключевые посылы звучат так: «Россия захватывает», «Китай участвует», «США не позволят». Ради этого все, похоже, и писалось.
источник
Капитан Арктика
Штаб Росатома на #СМП
#Росатом #суда

Росатом решил создать в Мурманске штаб морских операций Севморпути. Дирекция СМП представила в правительство проектный план, где предусмотрено создание штаба, ответственного за ледокольную проводку и организацию плавания судов.

На сегодняшний день информацию о движении судов по СМП публикует Администрация СМП. Мы уже писали, что судоходные компании жалуются на формальный подход Администрации к делу: отчёты публикуются с понедельника по пятницу, а в выходные СМП будто вообще не работает. Maersk даже уделил этому отдельный пункт в своем отчете о проходе через Арктику.

Росатом продолжает входить в свои права «главного по Арктике» и забирать у Минтранса полномочия. У ФГБУ «Администрация СМП» Минтранса фактически осталось только одна функция: выдавать разрешения на проход судов по СМП.

https://t.me/caparctic/558
Telegram
Капитан Арктика
Maersk о #СМП: всё возможно. Но потом
#суда #Минтранс

Maersk разослал отчёт о прохождении по СМП в администрацию ФГУП "Администрация Севморпути". Документ попал к нам в руки, рассказываем суть.

Текст выдержан в дипломатичных выражениях. В целом, Maersk считает, что СМП может быть использован для транзита грузов из стран Юго-Восточной Азии в страны Европы. Но сейчас маршрут не готов к обслуживанию современных транспортных контейнерных линий.

Специалисты Maersk отмечают плохие условия технического обеспечения прохода судов от неточных карт ледовой обстановки до плохой связи. Отдельно критикуется отсутствие информации о ледоколах и то, что Администрация СМП не обновляет информацию о судах на маршруте в субботу и воскресенье (то есть сотрудники просто уходят домой на выходные). Вернуться к рассмотрению возможности работы контейнерных линий на СМП Maersk готов только при устранении всех этих замечаний непосредственно Администрацией СМП.

В общем, о втором Суэце с такой организацией прохода судов можно пока даже…
источник
Капитан Арктика
300 млрд Росатома
#СМП #Минтранс #власть

Ну вот, как мы и писали, Росатом «отжал» у Минтранса право контролировать почти 300 млрд рублей по госпроекту «Северный морской путь». Рукша признал это официально в интервью «Регнуму».

Если Минтранс и дальше так будет отступать, то Росатому того и гляди передадут в собственность порты Мурманска, Архангельска и Петропавловска-Камчатского.

Вообще, наговорил Рукша много интересного. От поисков «русского пути» в Индию до транспортировки рыбы лихтеровозом «Севморпуть». Но пока тов. Рукша говорит только о тактических задачах. Не видно никаких стратегий развития. Что хочет Росатом от Арктики, как он себя там видит?
источник
2019 February 25
Капитан Арктика
Картинка для президентского форума
#наука #деньги #форум

На днях глава правительства тов. Медведев сообщил, что правительство выделит деньги из своего резерва на проведение научных исследований в рамках проекта «Трансарктика-2019». Деньги должны пойти на мониторинг состояния и загрязнения арктических морей России.

Деньги достаточно маленькие, но несмотря на это, ААНИИ просило их достаточно давно и вдруг, правительство неожиданно расщедрилось. В чем причина такой неожиданной заботы об Арктике?

Дело в том, что экспедиция ААНИИ на судне «Академик Трешников» состоится в дни форума «Арктика – территория диалога». И в ходе форума заявлен телемост президента с учеными из экспедиции.

Все просто: для форума нужна картинка и шоу с участием президента.

https://t.me/caparctic/626
Telegram
Капитан Арктика
Арктика – «Океан возможностей»?
#форум #Питер

Оргкомитет форума «Арктика – территория диалога» наконец определил основные темы мероприятия. Название будет звучать как «Арктика. Океан возможностей». В основе деловой программы будут представлены три «трека» (так их назвали в оригинале программы): «Прибрежные территории», «Открытый океан» и «Устойчивое развитие».

Что известно на данный момент:
1) Президента ждут.
2) Помощник президента тов. Левитин инициировал пригласить на форум делегацию из Индии для решения вопросов по проекту «Север–Юг».
2) На форуме обещают представить новую систему преференций для инвесторов в Арктике.
3) Чилингаров предлагает провести специальную сессию для учёных и приурочить к форуму работу научной экспедиции на НЭС «Академик Трешников».
4) как обычно, на полях форума состоится заседание одной из групп Госкомиссии по Арктике, а именно отвечающей за промышленность и технологии во главе с тов. Мантуровым.
5) Дирекция СМП накануне форума организует выездное мероприятие на борту ледокола…
источник
Капитан Арктика
Коллега, перспектива несколько шире.

Дело ведь не только и не столько в картинке с участием Владимира Путина на форуме "Арктика - территория диалога".

Вопрос в том, что действующий Председатель Правительства, думая не только настоящем, но и планируя устойчивое развитие на среднесрочную и долгосрочную перспективу (в том числе, себя как высшего управленца и своей команды), хочет не только поучаствовать в ряде мероприятий, но и выйти на позиции куратора этого перспективного направления (Арктики) с колоссальным потенциалом для инвестиций и финансовой поддержки со стороны государства.

https://t.me/caparctic/650
источник
2019 February 26
Капитан Арктика
Есть дополнения к @russica2
https://t.me/russica2/14509

1. Росатом отжал у Минтранса курирование федерального проекта «Северный морской путь». Кроме этого за Росатомом закреплены бюджетные строки в федеральном проекте «Морские порты России» в части финансирования развития портов на СМП. Так что Минтранс здесь скорее на вторых ролях. И строительство новых судов для вывоза искомых объемов с СМП не возможно без поддержки Минпромторга.

2. Ресурсную базу без Минприроды Трутнев не обеспечит. В данном случае ключевой игрок – тов. Кобылкин.

3. 28 млн тонн северного завоза – это фантастика. Даже если к северному завозу прибавить ожидаемые объемы Газпромнефти, то все равно 28–30 млн тонн не наберется
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
В Белом доме поделили Северный морской путь.

В эту среду Президент ждёт доклад по реализации указа об увеличении к 2024 году грузопотока по Северному морскому пути (СМП) до 80 млн тонн.  

Инвестиции в проект составят 730 млрд рублей, из которых внебюджетная часть   - более 460 млрд.

В понедельник два вице-премьера Акимов и Трутнев провели расширенное заседание рабочей группы по Севморпути.

На заседании стала понятна конфигурация менеджирования проекта со стороны правительства: Трутнев - обеспечение грузовой базы в 80 млн тонн, которую будут вывозить по СМП.
Акимов - обеспечение транспортной инфраструктуры СМП, чтобы вывезти 80 млн тонн.

В этой конструкции за грузовую базу СМП (реализацию инвестпроектов и жизнеобеспечение) отвечает  Минвостокразвитие, за транспортную логистику - Минтранс.

Из заявленных 80 млн тонн на совещании подтверждены 50 млн - это более 40 млн тонн  Новатэка Михельсона, ещё 10 млн - ННК Худайнатова и 1 млн - «Востокугля» Босова и Исаева. Оставшиеся 28 млн тонн наберут за счет северного…
источник
2019 February 27
Капитан Арктика
Итоги разговора с президентом
#СМП #власть #стратегия

Итак. По итогам совещания у Путина. Отчитывались в основном Лихачёв и Козлов (глава Минвостокразвития).

Проблема с отсутствием 80 млн тонн к 2024 году была озвучена. Росатом отчитался, что готов обслужить и большие объемы на СМП, если они будут. Надежда на то, что Новатэк и Газпромнефть нарастят объемы. Минвостокразвития и Минприроды поручено развитие грузовой базы.

Отдельно прозвучал вопрос по таймырскому углю.

Зону заповедника будут уменьшать.
источник
2019 February 28
Капитан Арктика
Всё на #СМП!
#грузы #стратегия

И еще к вчерашнему заседанию у президента: цифра 80 млн тонн не меняется. Все нефте- и газодобывающие компании под напором государства будут  максимально выводить продукт на СМП. То же самое будет и со всеми остальными грузами: от редкоземельных до угля.

Будет учтено все, что только перемещается по СМП, чтобы выйти на искомую цифру к 2024 году.

https://t.me/kommersant/9108
источник
2019 March 01
Капитан Арктика
Кто и зачем обнимает Арктику?
#форум

Когда-то шутили, что если брать заголовки из новостей и перед ними подставлять словосочетание Гарри Потер, то Роулинг сможет написать еще не одну книгу.

Примерно так же и с Арктикой. Наткнулись на информацию, что в Мурманске проходит мероприятие под названием «Женский форум за полярным кругом "Обнимая Арктику"». Заинтересовались. Посмотрели программу. Нет, в общем, всё ясно, нормальная такая история с зарабатыванием денег под видом организации женского форума. Один вопрос: Арктика тут причём? И почему её надо обнимать?

Арктика стала модным брендом. На эту тему любят порассуждать как политологи, так и прочие эксперты. И если Арктика появляется в заголовке какого-то форума, то форум автоматически из банальщины превращается в важное стратегическое дело.

Впрочем, женщины, обнимающие Арктику – это еще полбеды. Гораздо хуже создание различных «исследовательских проектов» по Арктике различными общественными организациями. Предсказать несложно: в этом году будет всплеск различных научных и околонаучных инициатив, посвященных «изучению Арктики», и везде «исследователи» будут просить бюджетные деньги, которые, увы, будут выделяться. Вот только к развитию Арктики это не имеет никакого отношения.
источник
2019 March 02
Капитан Арктика
Глава Якутии тов. Николаев посетил Анабарский район республики и на открытии Арктического дворца культуры и искусства народов Севера «Долган» в Юрюнг-Хае сказал важную фразу:
«Мы очень много говорим о развитии Арктики, достижениях местной промышленности – сколько алмазов, нефти и газа добыто. Но мы никогда не должны забывать, что развитие Арктической зоны – это, прежде всего, улучшение качества жизни людей».

Нам нечего добавить к этой формулировке.
источник
Капитан Арктика
​​@Caparctic, формулировка, конечно, правильная, но это всего лишь слова очередного чиновника. Я, лично, все мои знакомые, друзья и, на мой взгляд, все остальные северяне давно привыкли надеяться исключительно на себя, так как подобные слова, как правило, останутся всего лишь словами. То, что глава крупнейшего субъекта нашей страны приехал в один из своих арктических районов и сказал красивые слова, то это еще ни о чем не говорит. Мне вот летом супругу и двоих своих несовершеннолетних детей в отпуск вывести надо, чтобы они могли немного отдохнуть, но пока даже билеты купить не получается. На данный момент от чукотского города Билибино до Москвы с пересадкой в Магадане и обратно мне надо отдать на четверых примерно 480 тысяч рублей. 480 тысяч только на билеты!!! С ума можно сойти. Сейчас до Магадана от нас авиабилет на одного человека стоит около 30 тысяч рублей, с Магадана до Москвы — примерно столько же. Надо еще обратно лететь. И так четыре раза.Что-то не наблюдаю я ни одного депутата или сенатора от какого-нибудь арктического субъекта в Кремле по столу кулаками бьющим и доказывающим всем остальным своим коллегам на различных государственных заседаниях то, что подобные граждане нашей страны в плену у своего государства. Глава Якутии прилетел, сфотографировался с маленьким местным жителем в национальной одежде верхом на нартах и улетел. А жители, наверное, скоро на подобных нартах запрягая оленей в отпуск будут ездить, так как не все могут себе позволить билет на самолет. За фото спасибо нашим якутским друзьям с @ykt2100.
источник
2019 March 04
Капитан Арктика
Как пропиарить Арктику
#вузы

Любопытная новость пришла из Северо-Восточного федерального университета (Якутск). Если верить их пресс-релизу, то СВФУ совместно с САФУ (Архангельск) начнёт подготовку магистрантов по программе «Реклама и связи с общественностью» с осени 2019 года. Отдельно в сообщении СВФУ отмечается, что пиарщики будут готовится именно для работы в Арктике.  

Что-то нам подсказывает, что и тут слово «Арктика» вставлено для привлечения внимания. Иначе просто не понять, какие уникальные компетенции нужны пиарщику для работы в Арктике, ну кроме как уметь дольше сохранять тепло.
источник
2019 March 05
Капитан Арктика
В Арктике ТОРов не будет
#стратегия #деньги

От идеи ТОРов в Арктике, похоже, отказались, и это здорово. В своем интервью «Интерфаксу» главный по Арктике тов. Трутнев это впервые четко артикулировал.

Цитируем: «Распространение ТОР на все, что плохо развивается, не откроет просто так новые возможности, это не универсальный инструмент. Арктика же — один большой ТОР, в ней необходимо льготировать все! Везде льды, морозы, короткий строительный сезон. Поэтому, мое личное мнение — механизм ТОР на Арктику переносить неправильно. В Арктике надо создавать единую систему преференций для всех новых реализуемых инвестпроектов. Если вы меня спросите, как мы будем администрировать мелкие проекты, ответ — пока не знаю. Но что-нибудь придумаем».

Хорошо, что идея ТОРов все-таки похоронена. Плохо то, что пока система поддержки инвесторов в Арктике так и не сформулирована. На самом деле трудности вполне понятны. Арктика не похожа ни на один регион России, и подход к ней должен быть другой. Начиная от марок ГСМ, которые должны быть отличные от средней полосы, заканчивая банальными гвоздями, которые должны выдерживать огромные минусовые температуры.

Кроме того, до сих пор нет ответа на вопрос: вахта или постоянное место жительства. Вахта экономически  выгодна, но не дает возможность развития территории, закрепления на ней людей. Впрочем, даже советский опыт тут не показатель. Люди все равно ехали на севера зарабатывать деньги, а потом переселялись в среднюю полосу.
Но и без постоянного поселения в Арктике нельзя. Недаром норвежцы (которые тоже умеют считать деньги) упорно держат постоянное население на Шпицбергене.
источник
2019 March 06
Капитан Арктика
На просторы Арктики вышел Горный
#вузы #СМП

Тов. Литвиненко, ректор Горного университета, а заодно и руководитель вуза, где кандидатские диссертации защищали Путин и Сечин, в конце февраля обратился к президенту с запиской о необходимости полной перестройки работы в Акртике и на СМП в связи с ростом потребления российского СПГ за рубежом. Записка весьма любопытна, как по содержанию, так и по структуре.

Приводим некоторые предложения из записки Литвиненко:

1) Закрепить в так называемом «майском», тринадцатом по счёту Указе Президента РФ основные цели, показатели и сроки, обеспечивающие переход Северного морского пути в круглогодичный режим работы в восточном направлении, уровни производств СПГ (140-150 млн. тонн в год).
2) Разработать и утвердить Государственную Программу развития СМП, российского СПГ-сегмента, пространственного развития северных регионов, входящих в Арктическую зону, исходя из целевых показателей, определённых Указом Президента РФ.
3) Определить орган в исполнительной власти РФ (Консорциум всех участников, ответственных за работу в Арктике), отвечающий за разработку Национального проекта (Государственной программы) «Арктика». Он должен создать условия для межотраслевой координации и синхронизации всех действующих и потенциальных участников проекта, обеспечивающих создание на территории Ямала-Гыдана и прилегающей к суше части шельфа Карского моря масштабного российского СПГ – сегмента (до 140-150 млн. тонн в год).
4) Закрепить на территории Ямала-Гыдана и прилегающей к суше части шельфа Карского моря все участки недр федерального значения, содержащие разведанные неразрабатываемые запасы и потенциальные ресурсы газа в их пределах, в качестве ресурсной базы российского СПГ-сегмента.
5) Создать на базе терминалов в Мурманске и на Камчатке независимые торговые площадки, обеспеченные физически реальными объемами СПГ в качестве хабов в зоне Тихого Океана и Атлантического бассейна.
6) Рассмотреть вопрос целесообразности придания статуса Национального объединенному проекту развития СМП, создания российского СПГ-сегмента и пространственного развития северных регионов, входящих в Арктическую зону (Национальный проект «Арктика»).

Путин данную записку отправил всем заинтересованным арктическим игрокам от Минтранса до Минэнерго, где «аппетиты» тов. Литвиненко вызвали легкое недоумение.
источник
2019 March 07
Капитан Арктика
Госдума решила влезть в Арктику
#СМП #СПГ

Сегодня стало известно, что депутаты Госдумы вышли с инициативой  разрешить перевозки СПГ по Севморпути судами под иностранными флагами.

То, что этот закон планируется под Новатэк, ни для кого не секрет. О том, что ограничения на проход судов под иностранным флагом, которые были введены в действие в конце 2018 года, не будут работать, тоже говорилось многократно.

Интересно тут другое.

В законе «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ» есть оговорка, что правительству РФ предоставляется право принятия решений о морских перевозках указанных грузов с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств. То есть, Госдума может не вмешиваться в принципе со своими инициативами, достаточно решений правительства. Однако депутаты Госдумы от ЕдРа не только вмешались, но и максимально широко распиарили свою инициативу.

В общем, похоже, что и на арктической тематике Госдума решила показать «кто здесь главный». Кстати, в пояснительой записке как раз говорится о том, что если такие ограничения не снять, то не видать 80 млн тонн к 2024 году. А значит, майский указ Путина выполнен не будет.
источник
2019 March 08
Капитан Арктика
Арктика без программы
#форум #власть

До Арктического президентского форума остался месяц. Утвержденной деловой программы так и нет. В Администрации президента недоумение и попытки найти крайнего. В не меньшем недоумении компании, которые заплатили по не одному миллиону, чтобы участвовать в этой самой «деловой программе». Пока все единодушны в том, что крайний в этой ситуации Росконгресс и его программная дирекция.

После праздников назначено совещание с представителями всех заинтересованных сторон и АП. Ситуацию будут как-то разруливать.
источник
2019 March 12
Капитан Арктика
К вопросу развития Арктики
#регионы

Глобальные проекты в Арктике – разгон Севморпути до 80 млн тонн и СПГ как новое «энергетическое оружие» – это, конечно, хорошо. Но вот директор Центра статистики и науки о данных РЭУ им. Г.В.Плеханова тов. Смелов привел очень показательные цифры в интервью «Российской газете». Два арктических региона лидируют среди субъектов, где безработица среди выпускников вузов 20–24 лет превысила 50%.

Якутия – 73,8% и Мурманская область – 62%.

Цифры говорят сами за себя.
источник
Капитан Арктика
Смольный и арктическая пустота
#бюрократия #спб

Давно про наш «любимый» арктический комитет Санкт-Петербурга не было ничего слышно. Честно говоря, была надежда, что врио губернатора тов. Беглов его распустит. Но нет. Комитет в составе 77 человек жив и все еще делает вид, что работает. Сегодня стало известно, что чиновники выдали новую инициативу: комитет и представительства арктических субъектов в СПб подпишут соглашение о создании Совета Представительств в Питере.  

Теперь с бюрократического на русский: в Петербурге есть представительства регионов, это нормально. Так вот, теперь у этих представительств будет свой совет, который создает Комитет по Арктике. Цель создания сего органа как всегда чиновничье-всеохватывающая — развивать, укреплять, информировать.

Питерский комитет опять пытается изобразить активность на пустом месте. Как не было реальных результатов работы за год, так и нет. Зато бюрократического безумия хоть отбавляй. Правда, есть информация, что этот бюрократический монстр после выборов все-таки сильно сократят в численности или вообще ликвидируют.
источник
2019 March 14
Капитан Арктика
Минприроды нашло 80 млн тонн?
#стратегия #ресурсы #СМП

Минприроды направило свой комплексный план «Реализация минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики» в Правительство РФ. Как сообщает РБК, к 2024 году Минприроды насчитало грузовую базы на Севморпути на 80 млн тонн. Но чтобы это сбылось, необходимо еще 10,5 трлн внебюджетных рублей.

Теперь по существу.
1. Минприроды не гарантирует 80 млн тонн, а лишь говорит о том, что это возможно при определенных финансовых вливаниях.
2. Ресурсная база на СМП, сколько к ней ни добавляй сопутствующие грузы и северный завоз, все равно пока не увеличится больше тех объемов, которые были озвучены ранее (около 60 млн тонн).
3. Похоже, что Минприроды данным документом пытается снять с себя ответственность за возможный срыв указа президента №204.
источник