Size: a a a

Капитан Арктика

2019 January 16
Капитан Арктика
Норвегия против всех
#ресурсы #соседи #Шпицберген

Верховный суд Норвегии начал рассматривать дело о том, могут ли рыболовецкие суда Евросоюза ловить снежного краба в водах около Шпицбергена без разрешения Норвегии.

Суду предстоит решить, к каким ресурсам относится снежный краб: рыбным перемещающимся или оседлым на дне моря. Если краба признают оседлым, то он станет относиться к ресурсам норвежского континентального шельфа.

Как мы уже писали, дело вовсе не в крабах – а в нефти и газе, права на которые в этом случае получат все страны договора о Шпицбергене 1920 года. Решение ожидается через месяц, но против экономических интересов своей страны Верховный суд Норвегии конечно же не пойдет.

Норвегия не входит в ЕС, и на требования Еврокомиссии ей плевать. И все же в этой ситуации Норвегия фактически бросила вызов в борьбе за национальный суверенитет. Несмотря на членство в НАТО и общий евроатлантический настрой, страна отстаивает свои интересы, пренебрегая международными договорами. Очевидно, впереди неисполнение решений межународных судов.
Telegram
Капитан Арктика
​#Шпицберген раздора
#Норвегия #ЕС

У архипелага Шпицберген развивается конфликт вокруг вылова крабов. Ещё в 2016 году страны Евросоюза стали выдавать лицензии на вылов краба-стригуна (это не тот камчатский краб, искусственно завезенный Россией в Баренцево море). Норвегия не признала эти лицензии, задержала суда и наложила штраф на рыбаков. Кстати, пострадали латыши, которые первыми отправились ловить крабов у Шпицбергена.
Теперь Евросоюз готов подать на Норвегию в Международный суд ООН, если конфликт не удастся решить иначе.

Как и Россия, ЕС не признает прав Норвегии на Шпицберген в полном объеме. Согласно положениям Шпицбергенского трактата от 1920 года, все государства-участники договора имеют равные права на эксплуатацию ресурсов архипелага и его вод, однако Норвегия считает воды вокруг Шпицбергена продолжением берегового шельфа. Война может принять нешуточный характер, ведь от того, как решится вопрос с крабом, может следом встать вопрос о полезных ископаемых. Норвегия в территориальных спорах никогда не…
источник
Капитан Арктика
Двадцать миллионов на #СМП
#грузы

Грузооборот СМП в 2018 году составил чуть более 20 млн тонн. Пока официальной цифры от Администрации СМП нет, но итоговые данные будут именно такими.

По сравнению с прошлогодней цифрой в 10,7 млн тонн рост неплохой (но до пресловутых 80 млн все еще слишком долго). Основной прирост обеспечили предприятия топливно-энергетического комплекса. В первую очередь, Новатэк, Газпром и Роснефть. Новатэк помимо бурного роста перевозок СПГ добавил к грузообороту еще и завоз строительных материалов на Ямал.

Транзит по Севморпути дал около 500 тысяч тонн. Лучшее подтверждение тому, что до второго Суэца явно далеко.

https://t.me/caparctic/177
Telegram
Капитан Арктика
​Северный рекорд
#СМП

Грузовое судно «Baltic Winter» прошло Севморпуть от Берингова пролива до Новой Земли за 5,6 суток. Об этом нам сообщает Росморечфлот. Корабль шёл из китайского порта Тайцанг в германский порт Бремерхавен. Обычно, в зависимости от ледовой обстановки, проход судов может занять шесть и более суток.
Добавим и про ещё один рекорд на СМП: всего в 2017 году в акватории СМП морскими судами (без учёта транзитных судов) было перевезено 9 млн 737 тыс 559 тонн различных грузов, перевозки речными судами достигли 797 тыс 191 тонны грузов. Транзитными судами перевезено 194 тыс 364 тонны грузов.

Этот объем перевозок многократное перекрыл показатели времён СССР, когда к концу 1980-х  по СМП перевозилось 6,7 млн тонн. Но это были только внутренние перевозки. До 1991 года СССР в свои внутренние воды в Арктике посторонних не пускал.
источник
2019 January 17
Капитан Арктика
Форум «Арктика - территория диалога» переезжает в Питер
#регионы #деньги

Сегодня Росконгресс должен объявить о том, что главное медийное событие этого года в Арктике форум «Арктика – территория диалога» будет перенесен в Санкт-Петербург. Даты остаются те же: 9–10 апреля.

Слухи о том, что форум перенесут в Питер, ходили давно. Особенно они усилились после того, как главный по Арктике и Дальнему Востоку тов. Трутнев раскритиковал подготовку к форуму в Архангельске. Среди причин переноса неофициально называется еще и отсутствие активной поддержки местных властей.

Ну что, губернатор Архангельской области тов. Орлов готовится "с вещами на выход". И.о. губернатора Питера тов. Беглов получает бонусы и активную медийную поддержку.
источник
Капитан Арктика
Новый канал REGNUM-АНАЛИТИКА (https://t.me/RegnumMoscow) приветствует всех читателей и хочет порекомендовать следующих коллег:

@RussianInfoTeam — С удовольствием читаем этих ребят! Любят Россию, противостоят русофобии Запада.

@iarexru — Информационное агентство REX. Видит то, чего другие не видят.

@breegtime — Депутат народного совета ДНР. Грамотно и по делу "разносит" Запад.

@ru_global — Россия в глобальной политике. Научно-практический общественно-политический журнал.

@minzdravny — О здоровье со всех сторон!

Горячие темы по ситуации в Донбассе и на Украине:
@Doninside
@zradaperemoga

Главные вещатели событий:
@BorodaV
@bbbreaking

Основные силовики:
@go338
@SIL0VIKI

Карточные домики России, Европы, США:
@HouseOfCardsRussia
@HouseOfCardsEurope
@WhiteHouseCards

@orfosvinstvo — Куда без грамотного русского языка? Орфосвинство и идиомаркетинг.

@strana_geroev — Всё о Героях нашей Родины!

@rlz_the_kraken — Кто Кракена не знает, тем советуем подписаться и почитать!

@chebenews - Добро пожаловать на канал ЧБ NEWS — Царство мрачных (и не очень) новостей о из России-матушки во всех красках нашей жизни.

@caparctic — Об Арктических регионах, Северном морском пути, международной битве за Арктику и многом другом.

@critic1 — Обидчивым не подписываться, примерно каждый третий пост бьёт точно в цель по внутренней и внешней проблематике.

@tv_gramrbc — все мечтают, чтобы их посты попадали на рассмотрение к нему!

@karaulny — Главный агрегатор всея Телеграма!

Коллеги, присоединяйтесь, пишите нам!                                                      
@RegnumMoscow
источник
Капитан Арктика
Кучерявый на выход
#Питер #власть #комитет

Кстати о переносе форума «Арктика – территория диалога». В Петербурге покидает свой пост главный арктический вице тов. Кучерявый. Судьба комитета пока не решена. Есть мысли его переформатировать и нагрузить дополнительными полномочиями.

Ну что же, уход Кучерявого вполне ожидаем и оправдан. Он так опустил тему Арктики в Питере, что без смеха его заявления слушать было нельзя.
источник
2019 January 18
Капитан Арктика
Про перенос форума
#форум #Архангельск #Питер

1. Архангельск не готов. Несмотря на то, что город в свое время был выбран безальтернативно для проведения арктического форума, власти Архангельской области уверовали в свою исключительность. Форум в 2017 году выявил массу проблем с логистикой, размещением гостей и отсутствием нормальных конференционных площадок. За два года тов. Орлов и его команда не то чтобы не старались, но узкие проблемы так и не решили. К слову, норвежский маленький Тромсё уже почти 15 лет справляется с 3,5-тысячным международным форумом. Архангельску не удалось.

2. Росконгрессу никогда не нравился Архангельск как площадка для форума, но предыдущий главный по Арктике тов. Рогозин настаивал на этом городе, в том числе видя в форуме возможность для развития региона. Как только ушел Рогозин, Трутневу оказалась важнее «внешняя сторона». И он перестал сопротивляться давлению Росконгресса.

3. Перенос в Питер показал, что разговоры про развитие Арктики – это всё про добывающую отрасль и обеспечение военной безопасности. Вкладываться в человеческий капитал оказалось накладно.

4. Форум не готов программно. Перенос в Питер, похоже, только ухудшит эту ситуацию.

5. Переезд форума в Питер – это однозначно подача Беглову. Вопрос: как он ей воспользуется? Пока Питер не был силен в арктических инициативах и в отработке арктической повестки. Беглов не демонстрировал знание проблем Арктики, даже когда был полпредом в СЗФО.
источник
Капитан Арктика
Владивосток – арктическая столица России!
#власть #стратегия #МинАрктики

https://t.me/dimsmirnov175/4171

Ну что, похоже, Арктика официально становится падчерицей Дальнего Востока. Трутнев уже показал за время руководства совместно Дальним Востоком и Арктикой свое отношение к Северу – и участие в госкомиссии, и погружение в арктическую повестку, и даже последний перенос форума с Арктики в Питер. Теперь премьер официально ставит точку на встрече с президентом – Арктика вливается в Дальний Восток. Мы предупреждали...

Что мы имеем: понимание, в какую сторону движется СМП, с небольшими изменениями все останется как есть, – Росатом рулит, Минтранс контролирует технические вопросы.

Ресурсы продолжат разрабатывать – Новатэк и Газпром наращивают обороты на Ямале, но они к арктической структуре компании имеют косвенное отношение – только отчисления в местные бюджеты. Оборона северных рубежей укрепляется активно, но это уже история Минобороны.
источник
2019 January 19
Капитан Арктика
О новом замминистре по Арктике
#власть

1. Создание поста замминистра по Арктике не является выигрышем Трутнева, как писали некоторые коллеги. Трутнев как раз был против создания дополнительных ведомств и полномочий в министерствах. О чем он буквально неделю назад и говорил «Российской газете»: «Не думаю, что будет создано отдельное министерство по Арктике».

2. Новый пост появился в Минвостокразвития. Формально его курирует Трутнев. Но пост займет точно не человек Трутнева. Кто – пока вопрос. Очень хочет оказаться в этом кресле «леди Севера» тов. Ковтун, но в отношении нее ряд вопросов. Слишком длинный шлейф скандалов и уголовных дел. Основными лоббистами кандидатуры на этот пост станут структуры ТЭК. Еще один лоббист внутри правительства – тов. А.А. Кириенко. Впрочем, активно пытается повлиять на это решение и Совбез. То, что заместитель назначен не сразу - показатель позиционной борьбы вокруг данного поста разных сил влияния.

3. Введение нового поста – игра на перетягивание полномочий в Арктике. Причем игра не против Трутнева, который в Арктику не особо лез, а против Росатома, который становится монополистом на СМП. О том, что такая бюрократическая игра будет вестись, мы писали еще весной прошлого года.

4. К развитию Арктики всё это имеет косвенное отношение. И то, что пост создают в Минвостокразвития, лишний раз это подчёркивает. Даже Минтранс с Минприроды имеют больше представлений об арктической специфике, нежели дальневосточники. Мы уже не говорим про успешность работы этого ведомства.
источник
2019 January 20
Капитан Арктика
Запускаем совместный проект с СОНАР-2050
Союзное покорение Арктики
источник
2019 January 21
Капитан Арктика
Новый арктический вице в Питере
#Питер #власть

Беглов назначил своих питерских вице-губернаторов. Арктическую тему закрепили за тов. Эдуардом Батановым.

Батанов из т.н. команды Матвиенко. Он пришел в Смольный в 2003 году. Парадоксально, но будучи зампредом комитета по финансам, а затем председателем оного, ему удалось избежать громкого шлейфа коррупционных скандалов. Более того, он один из немногих, кого Полтавченко сохранил в должности после ухода Матвиенко. Батанов покинул администрацию Питера в 2015 году. А в 2016 году переехал в Калининград на должность заместителя председателя правительства. Его назначил на этот пост Зиничев, а тов. Алиханов оставил в должности.

Правильно должностные обязанности звучат так: отвечающий за решение вопросов инвестиционной политики и транспорта, а также за обеспечение организационных и иных мер в интересах развития Арктической зоны.

Арктика Батанову не близка, этим регионом он никогда не интересовался. Впрочем, как видно, основное, что ему поручено, – это решение вопросов инвестиций и транспорта. Арктика тут будет вторична, если не третична. В Смольном уже давно думают, что сделать с комитетом по Арктике в составе 77 человек. Скорее всего его переформатируют, но это будет уже после выборов губернатора.
источник
Капитан Арктика
Шире СМП!

#СМП #деньги

«Коммерсант» и «Ведомости» сегодня написали о том, что на развитие Севморпути в ближайшие пять лет понадобится более 900 млрд руб., из которых около 300 млрд руб. — из госбюджета. Эти вложения призваны обеспечить обслуживание грузовой базы в 80 млн тонн к 2024 году. Но, как отмечают в изданиях, скорее всего, этого объема достигнуть не получится.

Ну что, мы уже давно говорим, что выполнение указа президента №204 будет сорвано. Вопрос — кто крайний?

Крайним сейчас постараются сделать Минприроды и тов. Кобылкина — за то, что они не могут обеспечить «грузовую базу» для вывоза этих самых 80 млн тонн. В связи с этим интересна позиция председателя экспертной группы по вопросам освоения минеральных ресурсов и развития транспортной системы в Арктике тов. Григорьева. Он уже неоднократно публично заявлял, что нынешние границы СМП от Карских ворот до Берингова пролива необходимо изменить и стоит вернуться к границам, которые были установлены Советом народных комиссаров в 1936 году — до Мурманска. В случае изменения границ искомые 80 млн тонн легко наберутся, ведь тогда в границы СМП войдет не только Мурманский транспортный узел, но и все действующие проекты по добыче нефти и газа в Печорском море.

Хотим заметить, что такие действия в 1936 году назвали бы очковтирательством и разбирались по всей строгости закона.
источник
2019 January 22
Капитан Арктика
Проблемы с арктическим диалогом
#форум

Проблемы с форумом «Арктика – территория диалога» на переносе в Питер далеко не закончились.
Размещение гостей и транспортная инфраструктура – это полбеды. Гораздо хуже, что до сих пор так и нет внятной программы и идеологии предстоящего форума. Учитывая, что до него остается чуть более двух месяцев, это проблема весьма критичная. Особенно принимая во внимание то, что на форум собирается президент.

Формально за программу отвечает Росконгресс. Но этой организации глубоко безразличны проблемы развития Арктики. Их главная задача – заработок в конференц-бизнесе. В прошлые годы идеологическое наполнение форума делала Госкомиссия по Арктике. Но теперь, когда ее состав сильно поменялся, заниматься этим по факту некому.

Попытки взять программу форума двухгодичной давности и переделать ее под сегодняшний день явно провальны. Равно как и перенести программу других форумов, связанных с Арктикой, на «территорию диалога».
Интересно, кто будет за этот бардак отвечать.
источник
Капитан Арктика
🔥🔥🔥 Газпром нефть хочет свой СПГ-завод

«Газпром нефть» в рамках тендера на выполнение технико-экономической оценки инвестиций месторождений крупного проекта «Газ Ямала» запросила анализ и прогноз мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ), а также оценку возможности строительства в регионе завода СПГ, говорится в материалах компании.

Победитель тендера должен оценить минимальную единичную мощность завода по производству СПГ при размещении на полуострове Ямал, обеспечивающую конкурентоспособность и возврат инвестиций.
источник
2019 January 23
Капитан Арктика
Арктика: делёж полномочий
#власть #бюрократия

Любопытная штука закрутилась вокруг Арктики.
Во-первых, главный по Арктике тов. Трутнев сегодня предложил тов. Медведеву кандидатуры на пост замминистра по Арктике. В списке фигурируют несколько фамилий, среди которых губернатор мурманской области тов. Ковтун и замглавы Минприроды тов. Керимов.
Кроме этого, Трутнев предложил создать некий центр арктических компетенций, где, по его словам, должна собираться информация по всем арктическим проектам государства. Орган также должен будет координировать работу всех министерств и ведомств и предприятий ТЭК и Росатома в Арктике.

И если с замминистра все более или менее понятно, то по Центру компетенций есть вопросы:
1. Статус. Если центр будет включен в состав министерства по Дальнему Востоку, то как он, будучи в составе одного министерства, будет координировать работу других? Того же Минприроды и Минтранса?
2. Полномочия этого центра. Это совещательный орган или орган, наделенный правом принятия решения?
3. Госкомиссия по Арктике. До этого момента именно она несла функции по сбору информации и координации действий. Что будет с ней? Превратится ли она в декоративный  орган или будет наделена другими функциями?

В общем, бюрократическая схватка за Арктику продолжается.
источник
2019 January 25
Капитан Арктика
Поиск 80 млн тонн продолжается
#власть #СМП #грузы

Сегодня в Минтрансе прошла встреча по поводу злосчастных 80 млн тонн к 2024 году. Участвовали Минпромторг, Минприроды, Минэнерго, Минвостокразвития, Минэкономразвития, Росатом, Новатэк, представители регионов.
Руководил совещанием тов. Цветков.

На совещании подтвердили, что искомые 80 млн тонн к 2024 году будет не набрать. По самым оптимистичным прогнозам к 2024 году набирается не более 60 млн тон. Указ президента за номером 204 выполнен не будет.

Пути спасения видятся следующие:
1. Срочное увеличение грузовой базы. Минприроды лихорадочно решает вопрос с выдачей разрешений на разработку новых месторождений. А другие ведомства должны поддержать те добывающие проекты, которые еще не запущены;
2. Увеличение внутренних водных грузоперевозок и включение их в статистику грузоперевозок по СМП;
3. Ну и вопрос с расширением границ СМП до Мурманска с повестки дня тоже не снят.
источник
2019 January 28
Капитан Арктика
200 млрд за проезд передайте...
#СМП #деньги #жд

Забавная информация прошла в газете «Коммерсант».
По информации издания, Минфин грудью встал против финансирования строительства ВСМ «Москва – Казань» и предлагает 200 млрд, которые просит Минтранс на эту дорогу, отправить на проекты «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» (большая часть в Арктической зоне), «Северный морской путь» и «Морские порты России» (часть денег так же пойдет на порты СМП).

Очень хорошая новость для Арктики, но вряд ли всё это получится. Вице-премьер тов. Акимов активно лоббирует проект ВСМ. При этом вопрос окупаемости дороги действительно сомнительный. Пассажирский грузопоток там не настолько велик, да и контейнеры не обеспечат большой загрузки по этому направлению. К тому же контейнерным линиям не всегда нужна скорость, а вот вопрос цены в данном случае является ключевым.

Так что мы все-таки будем надеяться, что Минфин отстоит эти 200 млрд. Для Арктики в том числе.
источник
2019 January 29
Капитан Арктика
Сто судов для #СМП
#суда #вице

Сегодня в Москве прошла морская коллегия. Среди прочего вице-премьер по оборонке тов. Борисов заявил, что для обеспечения грузопотока в 80 млн тонн к 2024 году требуется более сотни новых судов. Сюда он включил как ледоколы, так и танкеры и другие вспомогательные суда.

Ну что, учитывая, что тов. Борисов курирует кроме оборонки и судостроение, то заявление вполне ожидаемое.

Несколько проблем:
1. Постройка ста и даже двухсот судов не даст искомые 80 млн тонн. Поскольку важнее не чем возить, а что возить.
2. Не будет к 2024 году построено 100 новых судов. Объективно – сроки не те. И почему, кстати 100? Круглая цифра всегда вызывает подозрения.

Ну, а в целом тов. Борисову данное заявление можно зачесть в плюс как попытку отжать кусок финансирования в общей суматохе на тему «где найти 80 млн тонн грузов» на курируемую отрасль.
источник
2019 January 31
Капитан Арктика
Освоение арктических денег
#власть #деньги

Правительство утвердило девять федеральных проектов транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ.

А это значит, что фактически дан старт реализации таким проектам, как «Северный морской путь» и «Морские порты России», которые напрямую связаны с Арктикой.

На проект «Северный морской путь» до 2024 года должно быть потрачено 587,5 млрд рублей, из которых только 265,9 млрд рублей — государевы. Остальные должны быть привлечены из внебюджетных источников.

Деньги должны пойти на:

1. строительство объектов глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
2. реализацию мероприятий по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства на трассах СМП;
3. строительство базы и причала для стоянки аварийно-спасательных судов в Мурманске;
4. строительство гидрографических, лоцмейстерских, аварийно-спасательных судов ледового класса;
5. строительство четырех ледоколов на СПГ для оказания услуг ледокольного флота;
6. строительство СПГ-терминала и газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта.

Кроме этого Минтрансом в проекте «Морские порты» предусмотрено строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры за счет внебюджетных источников финансирования в порту Диксон (угольный терминал «Чайка»), Пайяхском и Северо-Пайяхском месторождениях (нефтяной терминал «Таналау») и комплексное развитие Мурманского транспортного узла, в том числе строительство угольного терминала «Лавна». Кстати, в этой программе заложено бюджетное финансирование в размере 236,3 млрд рублей.

Ну что, подряды на осваивание госфинансов в Арктике можно считать открытыми.
источник
Капитан Арктика
«ВостокУголь» отказывается от объемов
#СМП #ресурсы #порты_Арктики

В РБК сегодня вышел материал о том, что «ВостокУголь» пересмотрел объемы добываемого угля и снизил прогнозы по вывозу до 20 млн т (с 30 млн т) к 2024 году.
Напомним, что именно 30 млн тонн учитывалось в Минтрансовском документе и было включено в прогнозы по развитию грузоперевозок на СМП.

То, что «ВостокУголь» не потянет заявленные объемы грузооборота, мы писали еще год назад. Боле того, и 20 млн тоже не потянет.

На сегодняшний момент в порту Диксон отремонтированы только два технических причала еще советских времён, через которые грузится антрацит. Необходимо пояснить, что временные причалы – это громкое словосочетание, реально обозначающее бетонную дамбу, по которой перекинут транспортёр для засыпки угля в трюмы.

Новый порт (способный перевалить более 10 млн тонн), о котором заявлял «ВостокУголь», в этом году, в 2020 и даже в 2021 году построен не будет по одной простой причине – проектирование порта даже еще не начиналось. К тому же, потенциальный проект уже сейчас имеет массу претензий со стороны экологов и надзорных органов.

Кстати, подряд на вывоз угля из Диксона имеет компания «Арктик Логистик», где единственным учредителем является Ксения Шойгу.
источник
2019 February 01
Капитан Арктика
Рыба пошла Севморпутем
#рыба #Росатом #СМП

Руководитель Росрыболовства тов. Шестаков подписал распоряжение о создании рабочей группы по организации постоянной судоходной линии для транспортировки рыбной продукции по Севморпути.

Говорят, что представителей от Камчатки в составе рабочей группы больше всех. В связи с этим Корпорация развития Камчатки тут же объявила свой край «воротами Арктики». Впрочем, это сейчас модный тренд: объявлять регион «столицей» или «воротами». Справедливости ряди отметим, что «воротами Арктики» Камчатку сделала дирекция СМП Росатома, поскольку именно они продавили идею перевозки рыбы через СМП.

Итак, морепродукты с Дальнего Востока в перспективе будут поставляться в европейскую часть страны регулярно. Это со временем снизит стоимость перевозок рыбы по ж/д и на ценах товара в магазинах. Повысятся и объемы перевозок по СМП, но это звучит очень громко: рыба прибавит к общей цифре разве что 0,5 млн тонн с большой натяжкой.

Но вопрос с обратной загрузкой судов, перевозящих рыбу, остаётся открытым. Интересно, как рабочая группа будет решать эту проблему.
источник